Технологическая карта урока по теме «Химия в моей жизненной стратегии» (старшая школа)
Автор: Кузнецова Ирина Владимировна, учитель химии МОУ «СОШ №16» города Вологды
Тема конкурсного задания: «Технологическая карта урока по теме «Химия в моей жизненной стратегии»
Предмет: химия
УМК: Н. Е. Кузнецова
Класс: 10 (11)
Тема урока: «Химия в моей жизненной стратегии».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок –конференция в профильном (химико-биологическом ) классе (за счет часов резерва или в рамках элективного курса)
Цель урока: выстраивание возможной жизненной стратегии с учетом выбранного профиля.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о применении химических знаний в профессиональной деятельности/
Развивающие:
- Познавательные: развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; практические умения и навыки; способность самостоятельного добывания знаний и умений выбирать способы их добывания, умения структурировать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Регулятивные: развивать умения ставить цель, прогнозировать, планировать свою деятельность, осуществлять контроль своей деятельности, производить самооценку;
- Коммуникативные: развивать умения формулировать свои мысли, вести диалог, строить монологическую речь, управлять поведением партнера в группе, способность к сотрудничеству;
- Личностные: развивать умения управления своим поведением, производить самоанализ своих достижений, оценивать уровень своего образования.
Воспитательные: воспитывать культуру безопасного обращения с веществами, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
Критерии достижения цели урока:
ученик должен-
ЗНАТЬ:
учреждения профессионального образования с востребованными химическими знаниями;
условия поступления в учреждения профессионального образования, с профилирующим предметом химией;
получаемую специальность по окончании профессионального учебного заведения;
особенности выбранной профессии;
условия рынка труда и рынка специальностей в Вологде и Вологодской области.
УМЕТЬ:
выбирать из многообразия учебных учреждений самые востребованные с учетом семейного достатка, своих желаний и возможностей, а также потребностей рынка труда;
представлять выбранную профессию с помощью мультимедийного сопровождения;
убеждать слушателей в необходимости данной профессии для Вологды и Вологодской области;
уметь распределять обязанности в группе и выполнять свою часть работы, понимая, что это влияет на общий результат.
ВЛАДЕТЬ:
навыками работы с литературой и другими источниками информации (Интернет);
навыками работы с ПК и мультимедийным оборудованием;
навыками работы в группе;
навыками оценки собственных достижений
Дидактические средства:
Для учителя – карта оценки выступлений
Для учащихся – пакет требований, мультимедийная презентация, доклад.
10. Необходимое оборудование: для учащихся-мультимедийный проектор, ПК с выходом в Интернет.
11. Характеристика этапов урока.
Готовясь к конференции, учащиеся добывают материал из литературы, СМИ, Интернета, вырабатывая собственную точку зрения. Применяют знания, полученные в ходе экскурсий на предприятия и в учреждения, а также из встреч со специалистами. Учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме. Различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. По окончанию конференции может быть выпущен диск с материалами конференции и фотографиями выступлений учащихся.
Особенностью конференции является разорванность этапов во времени, а также самостоятельная деятельность учащихся на большинстве этапов. 1-3 этапы организуются за 2 недели до проведения конференции. 5-7 этапы организуются в день конференции, примерное время 90 минут (2 урока). Класс делиться на группы по 3-4 человека. За 2 недели до урока-конференции группы, делают выбор темы. Формируют пакет требований к выступлению.
подготовка к конференции
№ |
Название этапа, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
Актуализация знаний Цель: актуализировать знания |
Вступление. Кто такой успешный человек? Как вы думаете, можете ли вы стать успешными в современном мире? Что надо сделать, чтобы стать успешным человеком? Определяет тему конференции. |
Отвечают на вопросы учителя. Успешный человек, тот, у которого хорошие результаты в работе, учебе. сопровождающийся успехом, удачно выполнивший свои обязательства. Для того чтобы добиться успеха необходимо правильно поставить цель в жизни, получить нужную профессию, реализовать свои желания, добиться результатов своего труда, стать профессионалом. «Химия в моей жизненной стратегии» |
П-выдвижение гипотез их обоснование, построение логической цепочки, формулирование проблемы Р- прогнозирование К-диалогическое общение Л-оценивают уровень готовности к дальнейшему выбору профессии |
|
Мотивационно-целевой этап. Цель: согласовать тему, цель и задачи. |
Скоро всем предстоит сделать выбор в пользу того или иного жизненного профессионального пути. Как химия может быть связана с вашим профессиональным будущим? Помогает определить темы выступлений, сформулировать цель и поставить задачи. |
Определяют темы выступлений для групп: «Я - будущий врач» «Учёный-химик» «Химик-аналитик» «Химик-технолог» «Я – учитель химии» «Я - эксперт-криминалист» Формулируют цель: представить профессию. Формулируют задачи (самое актуальное): Найти информацию об особенностях профессии. Составить список учебных заведений, где возможно получение профессии, указать условия поступления и обучения. Узнать востребованность в данной профессии на рынке труда в Вологде и Вологодской области. Посетить учреждения и предприятия в Вологде (по возможности). Создать презентацию по теме и выступить с докладом на конференции. |
П-построение логической цепочки деятельности в достижении цели, Р- целеполагание, планирование К –монологическая речь, диалогическое общение Л – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение |
|
Ориентировочный Цель: определить способ добывания информации |
Помогает определить способы добывания информации. Предлагает обсудить пакет требований к выступлению и критерии оценки. |
Определяют способы добывания информации: Из литературы; Из Интерента; Из СМИ; Из бесед со специалистами Обсуждают требования к выступлению на конференции. Осознают уровень задания и выводят критерии оценки: Требования к содержанию доклада: Присутствие характеристики и особенностей профессии. Указаны возможные пути получения профессии. Отражена её актуальность и востребованность. Требования к оформлению доклада: Создана презентация к выступлению. Презентация сопровождается иллюстративным материалом Указаны источники информации (список литературы, ссылки на сайты) Требования к защите доклада: Время выступления – до 10 минут. Рассказ четкий, последовательный логичный. Обращается внимание на самые важные моменты в теме. Умение отвечать на вопросы одноклассников. |
П-поиск и выделение необходимой информации; выбор и применение наиболее эффективных способов решения задач, выбор оснований и критериев для сравнения Р-самооценка, волевая саморегуляция К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
|
Поисково-исследовательский этап. Цель: создание условий для самостоятельной деятельности с учетом поставленной цели |
Консультирует учащихся в случае необходимости |
Осуществляют подготовку к конференции согласно поставленным задачам, которые перерастают в план действий по конкретной теме. |
П- поиск информации различными способами, моделирование , структурирование знаний применение практических умений и навыков Р- волевая саморегуляция, контроль, коррекция К- управление поведением партнера, разрешение конфликтов Л – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, управление своим поведением |
конференция
|
Выступление групп Цель: представление полученных знаний, включение новых знаний в систему ЗУН |
Вступление. Какая основная задача химии? Какую роль химия может сыграть в вашей жизненной траектории? Предлагает группам приступить к выступлениям, слушателям подготовить вопросы. |
Отвечают на вопросы: Служить на благо человечества, открытие новых элементов и соединений, раскрытие новых возможностей управлять химическими реакциями и т.д. Выступают, согласно плану. Слушатели задают вопросы (время 5 минут). |
П- моделирование, построение логической цепочки рассуждений Р-прогнозирование, самооценка К-постановка вопросов, диалог, Л – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Оценка выступлений. Цель: Оценить выступление каждой группы |
Дает задание всем слушателям произвести оценку работы групп. Предлагает высказаться в отношении каждой группы. |
Производят оценку по оценочным листам во время конференции.
Выступают с оценкой группы по результатам работы. |
П- выбор способов решения Р- коррекция, контроль, оценка К- постановка вопросов, диалог Л – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, оценка собственных достижений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия Цель: обеспечить осмысление процесса и результата деятельности |
Предлагает каждой группе проанализировать свою работу (время 2-3 минуты). Насколько значимой и полезной была информация на уроке. |
Выступают представители групп. |
П-установление причинно-следственных связей Р-оценка, саморегуляция К-диалог, монолог Л – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование, |