Технологическая карта урока «Основания» (Химия, 8 класс)

4
1
Материал опубликован 8 January 2021

Технологическая карта урока

Учитель

Бышова Татьяна Сергеевна

Учебный предмет

химия

Класс

8а класс

Тип урока

урок открытия новых знаний

Технология построения урока, приемы и методы

комбинированный урок СДП, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский, лабораторный опыт.

Тема урока

Основания

Цель урока

сформировать представления учащихся об основаниях как классе неорганических соединений. Дать представление о строении оснований, их классификации. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

Планируемые результаты урока

 

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

 

Знать Определение класса «основания».
Уметь определять основания по формуле, составлять формулы оснований по названию, проводить опыты, соблюдая правила Т.Б., анализировать наблюдаемые явления.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Личностные УУД: формирование понимания необходимости приобретения прочных знаний по химии, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, развитие речевой компетенции.

Материально-техническое обеспечение:

 

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

дидактический материал для обучающихся –таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, окраска индикаторов, тренажер.

карточки с контекстными заданиями для групповой работы

справочники, энциклопедии по химии

смайлики (для рефлексии)

приборы и реактивы.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

 

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

 

 

 

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили?
Создает
 проблемную ситуацию путем предложения задания:  привести примеры веществ, дать название, определить класс.

Работа с тренажером.

Обучающиеся в парах работают с тренажерами- попеременно называют «координаты» вещества, определяют класс веществ, исходя из состава (первый ряд- оксиды металлов, второй ряд- оксиды неметаллов, третий ряд-кислоты),

 

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

3

 

 

Постановка учебной задачи

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

1. К какой группе веществ мы отнесем NaOH, KOH, Cu(OH)2 Изучали ли мы подобные вещества?

Что общего вы заметили в составе этих веществ? Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать об основаниях?

Составить формулы оснований, пользуясь таблицей растворимости. Определить состав оснований, сравнивая записи формул учащихся.

Предложить определение класса оснований

Отвечают на вопрос.

Формулируют тему урока, цель и задачи.

 

Определяют состав вещества, записывают формулы, название вещества:

KOH – гидроксид калия, NaOH – гидроксид натрия

Ca(OH)2 – гидроксид кальция, Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)

Работа по цепочке- составление формул оснований, пользуясь таблицей растворимости, запись на доске.

Формулируют определение класса оснований, записывают в тетрадь. Основания − это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними одной или несколько гидроксогрупп.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемы

Организуется работа по исследованию класса оснований. Учитель разъясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.

 

Воспользовавшись текстом параграфа, изучить тривиальные и систематические названия оснований и классификацию оснований.

 

Провести исследование – способность различных оснований растворяться в воде, действие индикаторов (выданы порошки гидроксидов, вода, индикаторы), оформить результаты в листе практикума.

 

Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности.

 

 

Обучающиеся работают с текстом учебника, оставляя пометки на полях страницы, делают записи в тетрадь.

 

 

 

Работа в парах. Обучающиеся проводят эксперимент в соответствии с листом практикума, оформляют результаты в таблицу

«Внешний вид оснований»

«Растворимость оснований в воде»

«Окраска индикаторов в щелочной среде»

 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

выражать и аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов;

Познавательные:

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез;

проводить наблюдение, эксперимент.

5

Первичное закрепление

Организует работу по отработке умений идентифицировать основания среди формул других веществ.

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула основания – формула оксида.

Работа с дополнительной литературой. Пользуясь энциклопедическими словарями, справочниками кабинета химии:

1уровень- Найти информацию о поташе, каустической соде, жавелевой воде.

2-уровень-Что общего между гашеной известью, известковым молоком, известковой водой

3- уровень- Что объединяет вещества: натронная известь, белильная известь, хлорная известь?

Работа обучающихся с раздаточным материалом- набор флаконов веществ.

1. Выявление среди предложенных веществ – оснований, формулирование обоснования выбора;

2. Сопоставление формулы основания и формулы соответствующего ему оксида.

 

Учащиеся по выбору сложности уровня находят информацию, записывают формулу вещества систематическое и тривиальное название, определяют значение вещества в жизни человека.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

оформлять отчет с описанием эксперимента

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, развитие речевых компетенций.

6

Самостоятельная работа (взаимопроверка)

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Публичная работа обучающихся с интерактивной презентацией:

1. Соотнесение формул и названий оснований;

2. Классификация оснований. Примеры.

Обучающиеся осуществляют взаимопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

 

7

Домашнее задание

Учитель формулирует и комментирует домашнее задание: читать параграф 41, ответить на 1,2 вопросы, выделить пометками на полях текста ответы, подготовить для совместной обобщающей презентации (по желанию) содержательную информацию «Использование оснований в быту и медицине». Для желающих: пройти квест-комнату: Квест-комната «Изучаем основания» https://www.Learnis.ru/287449/

Игры с терминами «Объясни мне» https://www.learnis.ru/287445/.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Личностные: формирование понимания необходимости приобретения прочных знаний по химии.

8

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме разноцветных смайликов:

Желтый – получилось все отлично, могу быть консультантом по теме урока;

Зеленый – старался, но были ошибки, неясности, доработаю сам.

Синий – не получилось понять тему, требуется консультация.

 

Обучающемуся предлагается поднять смайлик, отражающий его уровень обученности на уроке.

Обучающиеся осуществляют самоанализ.

Познавательные:

рефлексия

Личностные: личное видение проблемы, раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Приложения.

Задание 1уровень. Даны вещества:

CaO; Al(OH)3; HCl; KOH; Na2SO4; MgO; Ba(OH)2; H2SO4; N2O5; NaOH; HNO3; Ca(OH)2; MgCO3; Fe(OH)3

А) Назвать щелочи.

Б) Назвать нерастворимые основания.

 

Задание 2 уровень. Установи соответствие (выбор буквы и соответствующей ей цифры)

 

А. Вода

1. КCl

Б. Гидроксид железа (II)

2. H2O

В. Хлорид калия

3. Fe(OH)2

Г. Оксид углерода (IV)

4. H2SO4

Д. Гидроксид натрия

5. CO2

Е. Серная кислота

6. NaOH

 

3 уровень. Составить синквейн по теме урока.

Рабочий лист практикума «Основания»

Робота в паре. Выполните опыт, соблюдая ТБ, опишите наблюдения, сделайте вывод. Проверьте записи друг у друга.

Что сделали

Что наблюдали

Выводы

Опыт 1. Исследование физических свойств оснований.

Рассмотреть выданные твердые вещества порошок гидроксида натрия, порошок гидроксида кальция, порошок гидроксида магния.

 

 

Опыт2. Поместить порошки в три пробирки, добавить 2мл воды, закрыть пробкой, встряхнуть.

Капнуть по 1 -2 капли раствора фенолфталеина (1 ряд),

раствора лакмуса (2 ряд),

раствора метилоранжа (3 ряд).

 

 

 

Тренажеры по химии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за содержательный и интересный ресурс!

8 January 2021