12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
kudrnv316

ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»

 

Доклад по теме: «Дезинформация»

Дисциплина: «Информатика»


 

Выполнила: Козина Алена

Группа 28-17-СА

Проверила: Кудрявцева Н.В.

 

2018
 

Содержание:

1.Термин дезинформация 3

2.Виды дезинформации 3

3.Информационная война 4

4. Современное информационное общество 5

5. Информационные войны современности 7

6. Дезинформация в СМИ 8

7. Использованные источники 10


 

Термин дезинформация

Дезинформация — заведомо ложная информация, предоставляемая противнику или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка.

Также дезинформацией (также дезинформированием) называется сам процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации.

Виды дезинформации

введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в том числе и целой нации);

манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);

создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.

Введение в заблуждение — это не что иное, как прямой обман, предоставление ложной информации. Манипулирование — это способ воздействия, направленный непосредственно на изменение направления активности людей. Выделяют следующие уровни манипулирования:

усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок…);

частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;

кардинальное изменение жизненных установок.

Одной из разновидностей дезинформации является «полуправда», или «ложь умолчанием». В частности, тоталитарные политические режимы порождают стремление нижестоящих инстанций сообщать «наверх» только благополучную информацию, скрывая и замалчивая неудачи, ошибки и провалы. «Ложь умолчанием» проникает и в СМИ с формированием иллюзии «успешного прогресса», тогда как в действительности происходит регресс. В последнее время активно используется дезинформационная технология, известная под названием «информационный (белый) шум». Ее смысл заключается в том, что, если нет возможности скрыть «неудобную» информацию, ее диверсифицируют, то есть создают некий набор версий, в равной степени подтверждаемых спланированными фактами и тенденциями, закрепляя тем самым их в массовом сознании.

Информационная война

Дезинформация является составной частью информационной войны (ИВ), которая включает:

1.Психологические операции (использование информации для психологического воздействия на солдат противника);

2.радиоэлектронную войну (не позволяет противнику получить точную информацию);

3.меры безопасности (стремление избежать того, чтобы противник узнал о возможностях и намерениях противоборствующей стороны);

4.прямые информационные атаки (искажение информации без видимого изменения ее сущности).

В широком смысле информационная война — это один из способов противостояния двух государств, которое имеет место главным образом в мирное время, где объектами воздействия наряду с вооруженными силами и гражданским населением являются общество в целом, его государственные административные системы, структуры производственного управления, наука, культура и т. д. В узком смысле это один из способов боевых действий или непосредственной подготовки к ним, имеющий целью достичь подавляющего преимущества над противником в процессе получения, обработки (в том числе и научно-технического перевода) и использования информации для выработки эффективных административных решений, а также для успешного проведения мероприятий по достижению на этой основе превосходства над противостоящей стороной.

Современное информационное общество

Необходимо отметить, что современное информационное общество представляет собой особый тип социального структурирования и власти. После индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, и финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап информатизационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации путем управления информационными потоками. Средства коммуникации, трансформирующие и дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе.

Для повышения эффективности реализации властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить общество в объект манипулирования. Массовое сознание оказывается структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь СМИ, образуют своего рода каркас из управляющих мнений, установок, ограничений, определяющих и регламентирующих реакции, оценки и поведение публики. Для более эффективного манипулирования общественным мнением дезинформация может распространяться одновременно через печатные и электронные СМИ, телевидение, сеть Интернет, слухи, а также посредством использования листовок в локальных конфликтах и войнах.

Современное общество получает информацию от прессы, телевидения, радиопередач и сети Интернет. Находясь зачастую в мире оторванных от реальности символов, оно может идти даже против своих собственных интересов. В этом смысле человек не является свободным, тем более что отработан ряд способов эффективного информационного воздействия — «промывания» мозгов (brainwashing), с помощью которого осуществляется зомбирование людей, создание пассивного послушного человека, превращение народа в легко управляемую массу.

Это имеет принципиальное значение в настоящее время, когда ряд ведущих государств, понимая нереальность развязывания глобальной войны, которая может привести к гибели человечества, для достижения собственных глобальных целей делают ставку на ведение конфликтов малой интенсивности или локальных конфликтов. Они могут возникать самостоятельно в процессе межэтнической, межрелигиозной, территориальной либо иной формы вражды, а также провоцироваться искусственно, например, с помощью, так называемого международного терроризма или поисков оружия массового поражения.

Особенность данных конфликтов состоит в том, что на первое место выходит поддержка либо презрение к противнику со стороны мировой общественности и населения сопредельных государств. В этих целях создаются всевозможные информационные и психологические технологии с использованием дезинформации для манипуляции общественным мнением как внутри своей страны и ее союзников, так и в лагере противника. К таким технологиям можно отнести следующие:

1. война должна выглядеть справедливой. Для этого «независимые» СМИ создают образ врага (Ирак, Иран, КНДР, Югославия, Ливия и другие), реальность угрозы (оружие массового поражения, международный терроризм, угроза уничтожения молодых демократий и т. д.), а также формируют атмосферу бездуховности, безнравственности, негативного отношения к истории и культурному наследию противника;

2. внутри страны противника провоцируются столкновения на социальной, национальной, религиозной почве, недоверие к власти, разжигается политическая борьба, усиливается ожидание репрессий против оппозиции, сеется паника и страх; для достижения этой цели финансируются оппозиционные партии, газеты, телеканалы и радиостанции. Одновременно происходит одностороннее освещение событий в стране;

3. в случае начала боевых действий общественное мнение должно увидеть «зверства» в отношении мирного населения и пленных, а также убедиться в военном превосходстве «справедливой» стороны и поражении противника. Для этого искажаются цифры потерь, замалчиваются важные факты и т. д.

Информационные войны современности

В настоящее время военная операция без дезинформации и психологического давления на противника с манипуляцией мирового общественного мнения в американском варианте просто немыслима. Примеры из новейшей истории — Сербия, Ирак, Афганистан, страны Магриба. Началу военных действий всегда предшествовали мощные информационные кампании, целью которых являлась, прежде всего, дискредитация противника и создание образа врага.

Так, в 1992 году в западной прессе появились фотографии якобы сербского «лагеря смерти», снятые и запущенные в телевизионный эфир английскими журналистами телекомпании ITN (Independent Television Network). Главным лейтмотивом этого фильма был старик-мусульманин в сербском фильтрационном лагере за колючей проволокой. В дальнейшем выяснилось, что это был пункт сбора беженцев, расположенный в здании школы, а забор из колючей проволоки отделял школьный двор от шоссе и был установлен до войны, чтобы дети не выбегали на дорогу. Однако этот телекадр обсуждался в конгрессе США и стал формальным поводом для занятия американскими законодателями открытой антисербской позиции во время войны в Боснии.

Еще один пример — это военные действия в Косово. Американцы и англичане утверждали, что существует около 100 тыс. могил невинных албанцев. После окончания военных действий даже после тщательных поисков удалось обнаружить около 3 тыс. мест захоронений, причем этническую принадлежность погибших установить оказалось невозможным.

Эксперты считают, что четкая организация освещения конфликта в Косово средствами массовой информации совместно со специалистами ВС США обеспечила достижение необходимого эффекта психологического воздействия. Особо отмечается отсутствие четких шаблонов, широкое использование так называемых объективных цифр и документальных данных, то есть дезинформации.

Наглядный пример активного использования дезинформации и откровенной лжи был продемонстрирован в Ливии, где основная цель первого этапа ИВ состояла в том, чтобы посеять панику среди населения и иностранных граждан. Ведь предпринимать против М. Каддафи военные действия, не боясь международных скандалов, связанных с гибелью иностранцев от натовских УР «Томахок», можно было только после того, как они покинут эту страну.

Одновременно западные СМИ и арабо-язычная телекомпания «Аль-Джазира» внушали всему миру, что М. Каддафи -злодей, второй С. Хусейн, готов применить химическое оружие и взорвать нефтепроводы, а его сын уже перешел на сторону восставших. Сообщалось также, что аэропорт Триполи либо захвачен митингующими, либо уничтожен авиаударами, тогда как он по-прежнему функционировал и полностью контролировался властями.

К подобного рода дезинформации относятся также сообщения о расстрелах демонстрантов, переходе армии на сторону «восставших», контроле многих городов оппозицией, падении режима и победе восставших. В действительности никаких бомбардировок демонстрантов, повстанцев, мятежников, жилых и нежилых кварталов городов не было, а бомбили только склады оружия на востоке страны, которые пытались захватить «мятежники».

 

Дезинформация в СМИ

К проведению информационных и психологических операций с использованием дезинформации активно привлекается телевидение, которое в современном мире является важнейшим инструментом массового воздействия на человека. Существует несколько приемов манипулирования индивидуальным и массовым сознанием, используемых этим СМИ:

1. «информационная перегрузка», когда объекту сообщается чрезмерное количество ненужной информации (абстрактные рассуждения, ненужные подробности и т. п.), которое мешает ему разобраться в истинной сути проблемы;

2. «дозирование информации», когда объекту сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются, что приводит к искажению реальной картины в нужную сторону;

3. «большая ложь», когда объекту подают максимально серьезно самую неправдоподобную ложь, которая выглядит особенно убедительно;

4. «смешивание фактов», когда истинные факты смешиваются со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами и объекту становится предельно сложно отличить правду от вымысла;

5. «выигрыш времени», когда под различным предлогом оттягивают обнародование действительно важных сведений до того момента, когда объекту будет уже поздно что-то изменить;

6. «скрытый удар», когда выгодную манипулятору вымышленную информацию доводят до объекта через нейтральных подставных лиц;

7. «своевременная ложь», когда объекту сообщается совершенно лживая, но чрезвычайно ожидаемая им в данный момент информация (потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает либо определенный процесс принимает необратимый характер).

Эффект подмены реальности приводит к тому, что телевидение деформирует сознание, прямо воздействует на настоящие реальные события с последующими тяжелыми социальными последствиями (даже в случае коммерческого, а не политического использования телевидение может привести к преступлениям, убийствам). Этому способствует эффект стирания границ реальности и вымысла, который помещает людей в некую «плоскую реальность», формирующую осознание незначимости событий (вследствие пассивности восприятия) и вседозволенности. Совокупность всех этих свойств делает телевидение орудием прямого психологического воздействия на поведение масс людей и даже программирования их действий.

Использованные источники:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1297893

https://biznes-prost.ru/dezinformaciya.html

https://psyera.ru/2532/chto-takoe-dezinformaciya

Автор материала: А. Козина (2 курс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.