ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ
Автор публикации: М. Арефьев, студент 4Н курса
Автор: М.Н. Арефьев, студент
Руководитель: А.А. Архипова,
преподаватель
ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»
Минобразования Чувашии
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ
В эпоху глобальных экологических вызовов и стремления к устойчивому развитию, экологическое образование становится одним из ключевых элементов подготовки специалистов в различных сферах. Особенно актуально это для студентов технических специальностей ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии, которые в будущем будут играть важную роль в развитии промышленности и инфраструктуры.
Для устранения экологических проблем принципиально важно воспитать новое поколение с развитым экологическим мировоззрением, которое предполагает понимание неразрывных связей человека и природы, отношением к природе как элементу культуры, духовной ценности, чувством ответственности за любые принимаемые человеком и обществом решения.
4 сентября 2023 года Глава Чувашии Олег Николаев подписал указ, в соответствии с которым 2024 год объявлен годом экологической культуры и бережного природопользования в Чувашии. Цель этого решения – сохранение окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и формирования экологической культуры в обществе. Поэтому роль образования в области экологии – довольно актуальный и важный вопрос. Экологическое образование сегодня официально признано одним из первостепенных направлений совершенствования деятельности образовательных систем, необходимых для формирования у экологического сознания и экологически ответственного поведения [5, с.14].
Качество экологического образования в современном обществе связано с научно-техническим процессом, использованием всех достижений науки во благо всего человечества. При этом важнейшим показателем качества профессиональной подготовки специалиста является экологическая компетентность, то есть достижение человеком определенного уровня профессиональных знаний и культуры, позволяющих решать наиболее актуальные задачи, связанные с гармонизацией взаимоотношений общества со средой своего обитания. Этот показатель не определяется только степенью профессионального мастерства конкретного человека. Он связан и с наличием у человека определенных духовных качеств, которые позволяют специалисту при выполнении конкретного вида деятельности не только бесконфликтно жить в окружающем его мире, но и быть носителем экологической культуры, уметь адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать последствия своей деятельности для общества и окружающей среды. Эти качества позволят специалисту принимать оптимальные экологические решения в сфере своей профессиональной деятельности, не допуская негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Экологическая культура – это утверждение в сознании и практической деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками разрешения задач социально-экономического характера, которые не принесут вреда живой природе и здоровью человечества [1, с.21].
Формирование экологической культуры является одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности в техникуме. Программа воспитания и социализации учащихся является разделом основной образовательной программы основного общего образования и направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания, социализацию профессиональной ориентации и на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Для эффективного экологического просвещения студентов в техникуме используются разнообразные методы и подходы:
Лекции и семинары: Традиционный формат передачи знаний, позволяющий студентам ознакомиться с основными концепциями и принципами экологии.
Практические занятия по экологическим основам природопользования эффективно закрепляют теоретические знания, развивают профессиональные компетенции и формируют ответственное отношение к окружающей среде у студентов.
Проекты и кейсы: Разработка и реализация студенческих проектов, связанных с решением конкретных экологических проблем, способствует активному вовлечению студентов и развитию критического мышления.
Экологические клубы и кружки: Организация внеклассных мероприятий, таких как экологические клубы и кружки, позволяет студентам углубленно изучать интересующие их темы и участвовать в волонтерских инициативах.
Использование цифровых технологий: Применение электронных учебников, интерактивных платформ и онлайн-ресурсов расширяет возможности для самостоятельного изучения и повышения интереса к экологии [3, с.98].
Воспитание экологической культуры у студентов является неотъемлемой частью экологического образования. Это достигается через формирование у студентов ценностей, связанных с уважением к природе, ответственностью за свое поведение и стремление к устойчивому развитию.
Экологическое воспитание студентов техникума осуществляется посредством разнообразных форм внеурочной воспитательной работы, таких как классные часы и экологические акции. В течение 2023-2024 учебного года проводились классные часы по экологии для студентов всех специальностей, направленные на углубление знаний о состоянии планеты, охране природы и рациональном природопользовании. Классные часы «Экология Чувашской Республики» и «Будущее планеты!» ставили целью формирование ценностного отношения к окружающей среде и развитие экологической этики.
Кроме того, в мае 2024 года студенты нашего техникума присоединились к Всероссийской акции «Вода России», которая была нацелена не только очистить берега рек и озер от мусора, но и привлечь внимание общественности к важности бережного отношения к природе. При уборке мусора ребята проявили трудолюбие и отнеслись ответственно к порученному делу, своим личным примером показали, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение чистоты водоемов и пресной воды, без которой невозможна жизнь на Земле. Эта акция является частью федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология».
Ежегодно студенты принимают участие в акции «Чистый город - Зеленый город». В рамках акции ребята со своими кураторами приводят в порядок территорию не только техникума, но и города. Данная акция формирует экологическую культуру подрастающего поколения, а также делает наш город не только чище, но и объединяет людей. Мы должны понимать, что чистый город – это заслуга каждого из нас.
В заключении необходимо отметить, что существует потребность в дальнейшем, более углублённом изучении экологического воспитания обучающихся, поскольку при проведении такой работы решаются следующие задачи:
развитие экологической этики обучающихся и ответственности в их отношениях с природой;
эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития обучающихся и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды [4, с.181].
Экологическое воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы - благодарность родителей и желание детей сделать свой дом, школу, техникум, улицу, город, Родину чистой и красивой.
Таким образом, экологическое просвещение в техникуме является важным элементом подготовки квалифицированных кадров и формирования ответственного отношения к природе у будущих специалистов.
Литература
Алексеев, С.В. Экологическая культура и образование. - М.: Издательство «Академия», 2009, - 85с.
Астраханова, Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии. - Махачкала: «Эпоха», 2014, - 156с.
Медведев, В.И., Алдашева, А.А. Экологическое сознание. М.: Логос, 2021, - 115с.
Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. – Волгоград: Перемена, 2020, - 72с.
Титова, Н.Н. Экологические аспекты профессиональной подготовки специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, 247с.
Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».