12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна3931
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

«Навечно ушёл в небо…»

(Анатолий Акимович Бурденюк – штурман экипажа

Николая Гастелло, наш земляк)

 

Авторы:

Ястребов Ростислав,

Трутаева Юлия,

Маслова Светлана,

9 класс

ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево

Самарская область

 

Руководитель:

Никитушкина Ирина Петровна,

учитель истории

ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………..стр. 3

Глава 1. Биография. Становление ……………………………….....стр. 5

Глава 2. Огненный экипаж………………………………………….стр. 8

Глава 3. В честь легендарного подвига…….………………………стр. 13

Выводы ………………………………………………………………стр. 14

Библиография ………………………………………………………..стр. 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь лётчика на войне – это упорная, непрерывная учёба, тяжёлый, изнурительный и очень опасный труд, постоянно высокий моральный дух, сила, упорство, преданность Родине. В годы войны команда на подвиг не подавалась, она диктовалась высоким сознанием, чувством долга перед Родиной. 26 июня 1941 года ушёл в бессмертие экипаж Николая Францевича Гастелло. Имя капитана Гастелло широко известно. А вот имена его боевых друзей – членов героического экипажа, тех с кем вместе совершил он бессмертный подвиг, долгое время оставались безвестными. Штурманом в экипаже Николая Гастелло был наш земляк – Анатолий Акимович Бурденюк. Нас очень заинтересовал этот факт. Его короткой, но яркой жизни посвящена наша исследовательская работа.

В Книге Памяти Самарской области только короткая запись: «Бурденюк Анатолий Акимович, 1922 г. рожд. Л-т. Погиб 26.06.41 г.» [13]. В Краеведческом музее города Похвистнево о нём почти ничего не было известно. И мы приступили к поиску сведений о нашем земляке: написали письмо в Социальную газету с просьбой откликнуться всех, кто что-либо знает об этом человеке. Откликнулось много людей: двоюродный брат Анатолия – Виктор Семёнович Бурденюк, проживающий в Самаре. Через него мы узнали, что в Екатеринбурге проживает его родная племянница – Ородовская Маргарита Леонидовна и родная сестра Анатолия – Раиса Акимовна. С ними завязалась переписка. Маргарита Леонидовна прислала нам материалы из личного архива – фотографию семьи Анатолия, книгу о её дяде, архивный документ о поселении семьи Бурденюк в селе Кармалка, вырезки из газет «Уральский рабочий» со статьями об Анатолии. Также мы побывали в селе Кротково, на Родине Анатолия, где встретились с Брусенцевой Татьяной Ивановной и Голубиной Раисой Степановной, которые рассказали о семье Анатолия.

Через интернет была получена информация о том, что в Минском музее Великой Отечественной войны хранится личное дело Анатолия Бурденюка. Туда был сделан запрос, и работники архивного отдела музея любезно прислали нам материалы из личного дела Анатолия – фотография, сделанная 11 августа 1940 года, то есть через три дня после окончания им штурманского училища, ведомость результатов сдачи выпускных экзаменов и характеристика на сына, написанная отцом Анатолия. Актуальность исследовательской работы вызвана отсутствием информации о жизни одного из членов экипажа Н. Гастелло – нашего земляка, Анатолия Акимовича Бурденюка.

Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Среди лётчиков бытует поверье, что они не умирают, а навсегда уходят в небо. Значит, не умер и Анатолий Бурденюк, вышедший из простой крестьянской семьи села Кармалка Похвистневского района Бугурусланского уезда.

Цель исследования:

Составить и издать информационный буклет для сохранения памяти о подвиге экипажа Николая Гастелло и передать данный буклет музею школы № 1 и Краеведческому музею города Похвистнево.

Для достижения этой цели были поставлены

Задачи:

1. Изучить архивные материалы семьи Бурденюк, материалы сайта

«Подвиг народа», «Мемориал», материалы из личного дела А.А.

Бурденюка фонда Музея Отечественной войны города Минска.

2. Найти родственников А.А. Бурденюка, побывать в селе, где родился герой,

встретиться с людьми, знавшими семью Анатолия.

3. Описать жизненный путь героя, собрав имеющийся архивный материал

для выпуска буклета.

Объект исследования:

Изучение материалов семейного архива, материалов фонда Музея Отечественной войны города Минска.

Предмет исследования:

Боевой путь Анатолия Акимовича Бурденюка как факт исторической памяти.

Методы исследования:

Теоретические – изучение и анализ документов сайта «Подвиг народа», «Мемориал», работа с архивными материалами и фотоматериалами семьи А. Бурденюка, анализ документов из личного дела, хранящихся в фондах Музея Отечественной войны в Минске, материалы из семейного архива племянницы Анатолия Акимовича Маргариты Леонидовны Ородовской.

Практические – интервью, встреча и беседа с двоюродным братом Анатолия Акимовича Виктором Семеновичем Бурденюк, проживающего в городе Самара, переписка с племянницей Анатолия Маргаритой Леонидовной Ородовской и сестрой Анатолия – Раисой Акимовной Бурденюк (проживают в городе Екатеринбург), встреча и беседа с жителями села Кротково Похвистневского района Брусенцевой Татьяной Ивановной и Голубиной Раисой Степановной, которые знали семью Анатолия Акимовича.

 

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ

Анатолий Акимович Бурденюк родился 6 мая 1922 года в посёлке Кармалка Похвистневского района, что в трёх километрах от села Кротково [9]. Отец – Бурденюк Аким Иосифович, украинец-переселенец; мать – Полина Феофановна. В посёлке Кармалка семья Бурденюк поселилась в 1913 году, о чём свидетельствует удостоверение № 17, выданное Акиму Иосифовичу Кротковским Сельским Советом Бугурусланского района, Бугурусланского округа, Средне-Волжской области от 1 июня 1930 года.

В 1931 году семья Бурденюк переезжает в город Свердловск. На Сенной площади в Свердловске в конце 1930 года выросло длинное четырёхэтажное здание. По вывеске, которая появилась у его главного входа, можно было узнать, что помещаться тут будет Фабрично Заводская Девятилетка № 11. Завхозом в этой школе работал отец Анатолия. Из воспоминаний племянницы Анатолия Маргариты Леонидовны Ородовской: «Жил Аким Иосифович с семьёй прямо при школе. Жена его Полина Феофановна работала буфетчицей в столовой, а сыновья Леонид и Анатолий учились: старший – в четвёртом, а младший – в третьем классе. Дочка Рая была ещё дошкольницей. Вечером, когда семья Бурденюк собиралась за чайным столом, Аким Иосифович частенько рассказывал детям о своей молодости. А рассказать было что: в годы Гражданской войны сражался он с белогвардейцами, затем в рядах трудовой армии восстанавливал в Поволжье и на Урале разрушенные фабрики, заводы, железные дороги, после принимал активное участие в организации первых колхозов. - «И вам, и вашим товарищам, - не раз говорил Аким Иосифович сыновьям, - ещё на целый век хватит». «А я, папа, в Свердловске не останусь, - заявил однажды Анатолий. Кончу учёбу, пойду в авиацию».

Ещё в Кармалке однажды Толя увидел летящий самолёт и «заболел» мечтой о полётах. Вера Ивановна Бородина, учительница математики школы № 11, вспоминала: «Толя Бурденюк не случайно стал штурманом. Математику хорошо понимал и учился по этому предмету успешно. Я и теперь помню его ясные, чёткие чертежи по стереометрии. Но особенно он увлекался задачами по тригонометрии. Принимал живое участие в оформлении газеты математического кружка, красочно оформлял газету «Математика и жизнь».[1]

29 апреля 1938 года на общем комсомольском собрании Анатолия приняли в члены ВЛКСМ. В 1938 году ЦК ВЛКСМ обратился с призывом к комсомольцам и молодёжи крепить связь с воздушным флотом Красной Армии, пополнить ряды советских лётчиков. Этот призыв совпал с мечтой Анатолия, и он, недавно вступивший в ряды ленинского комсомола, из 10 класса подаёт заявление с просьбой направить его в лётное военное училище. Оказалось, Анатолий, не один уже раз побывал в райкоме ВЛКСМ, горячо и настойчиво доказывал там, что 16-летний возраст не помеха. В райкоме долго не сдавались, но, наконец, сжалились и дали Анатолию рекомендацию и направление в военкомат. Там как раз проходил набор в Челябинское штурманское училище. Как ни пытались девять врачей «придраться» к Анатолию, как ни осматривали, как ни выслушивали, как ни выстукивали, но, в конце концов, развели руками и заявили, что этаких молодцов следует отправлять в авиацию вне всякой очереди. И сам военком, смерив взглядом рослого черноглазого юношу, подписал направление. [2]

Последние дни в Свердловске летели, как часы. И вот будущий штурман прощается на перроне с родными и друзьями. Через неделю Анатолий прислал родителям письмо, где сообщал, что все приёмные испытания он выдержал успешно, и его зачислили курсантом авиационного училища.

Заниматься там было нелегко, но Анатолий с увлечением принялся за учёбу. Нелюбимых, скучных предметов для него не существовало. Он даже и не ответил бы на вопрос, что интересней: занятия по самолётовождению или по воздушной стрельбе, теория бомбометания или часы наземной тренировки, когда курсанты в классах на макетах местности разыгрывали предстоящие полёты с использованием карт, бортжурнала, отдельных приборов штурманской кабины. В Челябинском училище в те годы летали на самолётах Р-5, ПО-2, ТБ-1, ТБ-3. На самолёте Р-5 и совершил Анатолий свой первый «визит в небо». Сохранилась комсомольская характеристика Анатолия за первый курс. В ней говорилось: «…является отличником учёбы, хорошим физкультурником, участвует в массовых физкультурных соревнованиях, принимает активное участие в общественной работе. Комсомольские поручения выполняет добросовестно. С порученной работой справляется хорошо. Дисциплинирован». [3]

К июлю 1939 года вся учебная программа курсантов набора 1938 года была выполнена полностью. Начались выпускные экзамены. Анатолий окончил училище по первому разряду: из 15 предметов, вынесенных на экзамены, 11 сдал на «отлично» и 4 на «хорошо». В личном деле Анатолия Бурденюка, хранящемся в Минском музее Отечественной войны есть фотография, сделанная 11 августа 1940 года, т.е. через 3 дня после окончания им Челябинского штурманского училища. На ней рукой самого Анатолия написано: «На память папе, маме и Рае от Толи, восемнадцатилетнего лейтенанта». 8 августа 1940 года ему было присвоено звание лейтенанта, и он для стажировки был направлен на должность младшего лётчика-наблюдателя в одну из резервных авиационных бригад. Командир полка прочитал характеристику из училища и сказал: «Вы будете служить лётчиком-наблюдателем в четвёртой эскадрилье. Командир её, капитан Гастелло, опытен. Вам, молодому авиатору, у него есть чему поучиться». [4]

Здесь Анатолию в течение 3-х месяцев пришлось пройти программу переучивания на двухмоторном самолёте ДБ-3. А 31 октября его перевели в 207 авиационный полк 42-й авиационной дивизии. «Теоретическую программу усвоил отлично. Штурманское дело любит и знает. Полётные упражнения по штурманской подготовке выполняет хорошо», - с такой характеристикой поехал лейтенант Бурденюк из резервной бригады к новому месту службы. [5]

Скоростные бомбардировщики ДБ-3, на которых пришлось летать Анатолию, предназначались для дальних полётов. Экипаж ДБ-3 состоял из четырёх человек: пилота, штурмана, лётчика-наблюдателя и воздушного стрелка-радиста. Анатолий был зачислен в состав четвёртой эскадрильи. «Полетаете с полгода летнабом, а затем, если оправдаете вашу выпускную аттестацию, переведём в штурманы», - пообещал ему командир полка. За полгода Анатолий под командованием Гастелло, которого он сопровождал почти во всех полётах, прошёл большую школу. Неоднократно при разборе полётов Гастелло отмечал чёткость работы, правильные тактические выводы, предложения Анатолия.

ГЛАВА 2. ОГНЕННЫЙ ЭКИПАЖ

Четвёртой эскадрильей Гастелло начал командовать 24 мая 1941 года. Анатолию хорошо известно, что Гастелло по-настоящему требователен к личному составу эскадрильи, но, пожалуй, ещё больше – к своему экипажу. Он старается добиться, чтобы его штурман, лётчик-наблюдатель и стрелок-радист лучше всех выполняли свои обязанности, лучше всех умели летать и бомбить и в одиночных полётах, и в групповых. Самолёт командира часто летает то в составе какого-нибудь звена, то в составе эскадрильи. В воздухе Анатолий любуется отлично отработанной техникой пилотирования Гастелло. На протяжении всего полёта, от старта до посадки, не заметишь ни одного лишнего движения, во всех действиях точный расчёт и размеренность. [6]

Тишину короткой ночи 22 июня 1941 года разорвала боевая тревога. Война. В тот день, выступая на митинге, Николай Гастелло говорил: «Чтобы не ждало нас впереди, всё пройдём, всё выдержим. Никакой буре нас не сломить, никакой силе нас не сдержать!». А через 45 минут Гастелло поднял по боевой тревоге свою эскадрилью.

- ВОЙНА!!!

Только одно это слово было на устах у всех советских людей. «Нанести удар по колонне мотомеханизированных войск противника западнее Сувалки», - таким был первый приказ, полученный эскадрильей Гастелло. «Задание понятно? – спросил Гастелло командиров экипажей. – Вопросов нет? Хорошо! Напоминаю, в полёте надо быть особенно бдительными! Возможна встреча с вражескими истребителями». На лётном поле, как и в прежние, мирные дни, кипела напряжённая работа. Лётнабы помогали механикам по вооружению ввертывать взрыватели в бомбы, штурманы заканчивали подготовку карт, лётчики получали последние указания о порядке выполнения боевого задания.

Привычно гудят моторы. Самолёты выруливают на старт и взлетают. Четвёртая эскадрилья, набрав высоту, компактным строем летит несколько левее Минска. Анатолию давно знакома эта воздушная дорога. Много раз и днём и ночью пролетал их экипаж над этими местами. Анатолий проверил положение рукояток электрических бомбосбрасывателей. Взглянул на указатели скорости, высоты, компаса.

На дороге начинается паника: автомашины и тягачи останавливаются, гитлеровские солдаты выскакивают из них, бросаются в канавы, прячутся за деревья. А бомбы падают одна за другой, в огненном дыму рвутся бензиновые баки. Эскадрилья делает второй заход. И бомбы снова ложатся в цель. Вот где сказались результаты нелёгких тренировочных полётов! Анатолию хорошо видны пылающие машины. Но пора уходить. Около советских самолётов показываются чёрные шапки разрывов зенитных снарядов. В кабинах ощущается противный запах. Задание выполнено. Эскадрилья идёт на восток. Самолёты занимают свои места в боевом порядке и держат курс на родной аэродром.

Под угрозой оказалась столица Советской Белоруссии – Минск. Третья танковая группа гитлеровцев, прорвавшись в район Молодечно, обходила советские соединения с севера. Одновременно с ней вторая танковая группа угрожала обходом с юга, из района Барановичи. Фашистское командование, предвкушая быструю победу, потребовало от командиров этих групп скорейшего выдвижения к Минску, чтобы взять в кольцо все советские войска, действующие в Минском укреплённом районе. Но на пути к столице Белоруссии крепким заслоном стояли воины 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии генерал-майора Руссиянова, и все попытки гитлеровцев захватить с ходу Минский укреплённый район терпели крах. Тогда ранним утром 26 июня по приказу фашистского генерал-полковника Гоша в направлении Красное - Радошковичи со стороны Молодечно двинулись моторизованные и тяжёлые танковые соединения. Они должны были прорваться к Минску и соединиться с войсками Гудериана, действующими южнее.

26 июня 1941 года воздушная разведка обнаружила большое скопление вражеских моторизованных войск противника в районе Радошковичи, Молодечно, Ошмяны, Крево, Раков. С рассвета, в течение всего следующего дня по ним наносились удары нашей бомбардировочной авиации. Как и другие части 207-й дальнебомбардировочный авиаполк выполнял в тот день второй боевой вылет. Подвесив бомбы и дозаправившись горючим, вылетал вторично и экипаж капитана Николая Гастелло.

Четвёрка капитана Гастелло появилась на шоссе Молодечно - Радошковичи совершенно неожиданно: помогли поросшие лесом холмы. Гастелло заранее предугадал, что противник не сумеет своевременно заметить советские бомбардировщики. Анатолий смотрел вниз. По шоссе серо-зелёной лентой ползут фашистские танки, бензовозы, артиллерия, автомашины с пехотой. Цель обнаружена. Анатолий точно выводит на неё эскадрилью. Гастелло дал сигнал: «Нанести удар по врагу!» Первая серия бомб точно разорвалась в центре вражеской колонны – Анатолий Бурденюк точно положил авиабомбы в цель. Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист А.А. Калинин и занявший место люкового стрелка адъютант эскадрильи лейтенант Г.Н. Скоробогатый обстреливают разбегающихся в панике гитлеровцев. Гитлеровцы открыли огонь из зенитных орудий лишь после того, как самолёты группы Гастелло, сделав первый заход и сбросив бомбы с высоты 600 метров, отошли от дороги. На шоссе образовалась пробка, началась паника. Выполнив разворот, советские бомбардировщики на малой высоте вынырнули вновь из-за сосновых верхушек и недалеко от деревни Миговка, поливая врага пулемётным огнём, сбросили оставшиеся бомбы.

Экипажи, маневрируя среди разрывов зенитных снарядов, повернули на восток. В это время Анатолий доложил: «Товарищ командир! У меня горят две контрольные лампочки. Прошу сделать ещё один заход. – И, прильнув к прицелу, стал следить за движением земли, чтобы сбросить оставшиеся бомбы». «Добро, Толя». [7] Сделав разворот, машина вновь пошла к шоссе. Гитлеровцы опомнились и открыли плотный заградительный огонь. Но самолёт шёл на цель, и остальные бомбы были брошены точно. Стрелок и радист продолжали поливать фашистскую колонну из пулемётов. И в этот момент происходит роковая, непредвиденная случайность, одна из тех, которой не избежать в любом сражении: ослепительный огонь охватывает самолёт Гастелло.

Вдруг толчок и глухой взрыв. Из-под правового крыла самолёта вырвался яркий сноп пламени: зенитный снаряд пробил крыльевой топливный бак. Пожар. Попытка сбить пламя успехом не увенчалась. Огонь всё более разгорался от встречного потока воздуха. Машина резко накренилась на правый бок. Огонь начал приближаться к мотору. За происходящим с болью в сердце наблюдали летевшие в паре с Гастелло заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Фёдор Воробьёв и штурман, лейтенант Анатолий Рыбас. Они ничем не могли помочь боевому товарищу. До своего аэродрома не дотянуть. Гибель или фашистский плен – таков был выбор у экипажа пылающего воздушного корабля. Гастелло понял, что самолёт доживает последние минуты. Поэтому он быстро развернул его над Миговкой и с северо-запада понёсся над шоссе бреющим полётом. Бомбардировщик спускался всё ниже и ниже, почти касаясь немецких танков. Из пробитых баков лился бензин, оставляя огненный след, а Гастелло вёл и вёл свою машину к пресечению шоссе Молодечно-Радошковичи с просёлочной дорогой из деревни Миговка в деревню Декшняны. Там, на опушке леса, он заметил большое скопление танков, бронетранспортёров и бензоцистерн.

Что говорил в эти минуты по самолётному переговорному устройству командир своим боевым товарищам, никто никогда не узнает. Но ясно одно: он сообщил им своё решение врезаться в танки и бензоцистерны врага. Пулемётный огонь с гибнущего самолёта не затихал ни на одну секунду. Советские воины предпочли умереть, чем сдаться на милость врага. Не растерялся вновь Анатолий Бурденюк: две последние бомбы были сброшены на самое скопище врага. Гастелло направил пылающий самолёт в скопление вражеских танков, бензоцистерн, автомашин. На врага нёсся сгусток огня – как символ священной мести за поруганную землю. Прошло несколько часов. Расчётное время полёта истекало, когда на горизонте показался один из ожидаемых самолётов. Это был бомбардировщик Воробьёва. Он благополучно приземлился на лётном поле, но все, кто вышел его встречать, вместо обычного «задание выполнено», услышали скорбную весть: «Экипаж капитана Гастелло погиб» [8].

Воробьёв и его штурман Рыбас рассказали о том, что они только что видели и пережили. Место гибели экипажа капитана Николая Гастелло было сфотографировано. На снимке отчётливо были видны воронка, образовавшаяся при взрыве, части самолёта и масса сгоревших немецких танков и автомашин. Высокую цену заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло. Когда гитлеровские части покинули район Радошковичей, местные жители собрали обгорелые останки экипажа и, завернув их в парашютные купола, похоронили в братской могиле. Теперь на этом месте возвышается скромный обелиск.

За свой подвиг Анатолий Бурденюк был посмертно вместе с другими членами экипажа 25 января 1958 года награждён орденом Отечественной войны I степени.

 

ГЛАВА 3. В ЧЕСТЬ ЛЕГЕНДАРНОГО ПОДВИГА

А.А. Бурденюк внесён в списки личного состава Челябинского военного авиационного училища лётчиков-наблюдателей.

Центральная улица военного городка Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов с 2006 года носит имя А.А. Бурденюка.

На одном из зданий Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов в честь подвига А. Бурденюка установлена мемориальная доска.

Имя Анатолия Бурденюка носили пионерская и комсомольская организации школы № 28 Челябинска.

В Свердловске на одном из зданий Уральского университета сейчас – мемориальная доска. На ней золотыми буквами выбито: «В этом здании в бывшей школе № 11 в 1931 – 1938 гг. жил и учился Анатолий Акимович Бурденюк, штурман экипажа Н. Гастелло, совершивший 26 июня 1941 года свой бессмертный подвиг». Есть на мемориальной доске и барельеф А. Бурденюка.

23 сентября 1983 года в городе Починок Смоленской области открыт мемориальный знак в ознаменование героического подвига экипажа Н. Гастелло, ушедшего в бессмертие 26 июня 1941 года [10].

В селе Кротково Похвистневского района Самарской области, в родной школе Анатолия оборудован уголок памяти о нём, одна из улиц названа именем Бурденюка. Возле школы установлен обелиск жителям, погибшим в Великой Отечественной войне. На нём высечено и имя Анатолия Акимовича Бурденюка.

 

ВЫВОДЫ:

1) В ходе работы над исследовательской работой были изучены архивные материалы семьи В.С. Бурденюка – газетные статьи, семейные фотографии.

2) Проанализированы материалы из личного дела А.А. Бурденюка, хранящегося в фондах Минского Музея Отечественной войны – характеристика на Анатолия, написанная его отцом Акимом Иосифовичем Бурденюком в 1950 году, ведомость результатов выпускных экзаменов Челябинского Военного Авиационного училища.

3) Завязалась переписка с племянницей Анатолия – Маргаритой Леонидовной Ородовской и родной сестрой Раисой Акимовной, которые также предоставили некоторые материалы для нашей исследовательской работы – фотографии семьи, книгу об Анатолии (автор – С. Захаров), архивный документ о переселении их семьи в село Кармалку, вырезки из газет «Уральский рабочий» со статьями об Анатолии.

4) Побывали в селе Кротково Похвистневского района, где встретились с Брусенцевой Т.И и Голубиной Р.С., которые рассказали о семье Анатолия.

5) Используя данные сайтов «Подвиг народа» и «Мемориал», нашли схемы боевого пути 207-го ДБАП с 22.VI по 10.IX.1941 гг. и сравнительную таблицу боевых самолетов ДБАП.

6) Были выпущены буклеты в память о прославленном экипаже Николая

Гастелло, которые мы подарили в качестве экспонатов в школьный

Музей Боевой Славы и в Краеведческий музей города Похвистнево.

Весь собранный материал с архивными документами также передан на

хранение в Краеведческий музей.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. С. Захаров Анатолий Бурденюк – штурман экипажа Гастелло.

Средне Уральское Книжное издательство. Свердловск. 1964. С. 5

2. С. Захаров Анатолий Бурденюк – штурман экипажа Гастелло.

Средне Уральское Книжное издательство. Свердловск. 1964. С. 10.

3. С. Захаров Анатолий Бурденюк – штурман экипажа Гастелло.

Средне Уральское Книжное издательство. Свердловск. 1965. С. 37.

4. С. Захаров Анатолий Бурденюк – штурман экипажа Гастелло. С. 43

5. С. Захаров Анатолий Бурденюк – штурман экипажа Гастелло. С. 48

6. С. Захаров Анатолий Бурденюк – штурман экипажа Гастелло. С. 58

7. С. Захаров Анатолий Бурденюк – штурман экипажа Гастелло. С. 61

8. C. Захаров Анатолий Бурденюк – штурман экипажа Гастелло. С. 64

9. Биография А.А. Бурденюка, составленная его отцом. 1950 г. КП 28268

10. Газета «Уральский рабочий» от 20 июня 1971 года.

Статья «Они сражались за Белоруссию», автор – С. Захаров.

11. Газета «Уральский рабочий» от 9 августа 1972 года г.

Статья «Штурман огненного тарана», автор – С. Захаров.

12. Газета «Комсомольская искра» от 8 мая 1983 г. Статья «Огненный

экипаж»

13. Книга Памяти Самарская область. Том 8. Самара, 1994. C. 124

Авторы материала: Р. Ястребов (9 класс), Ю. Трутаева (9 класс), С. Маслова (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.