12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вишнякова Татьяна Витальевна175
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»



Министерство образования и науки РБ

МАОУ Средняя школа №1 г. Улан-Удэ






Концепция личности Чингисхана в художественной культуре XXXXI вв.






Автор работы: Третьякова Дарья

СОШ №1, 8 «А» класс

Г.Улан-Удэ, Советский р-н

Руководитель: Вишнякова Татьяна Витальевна

учитель русского языка и литературы








Улан-Удэ

2016



Оглавление


Введение…………………………………………………………………….3-4

§ первый………………………………………………………………..........5-6

§ второй………………………………………………………………...........7-8

Заключение…………………………………………………………………9-10

Список литературы………………………………………………………...11





























Введение

В последнее время интерес к личности Чингисхана заметно возрос. Многие считают его злодеем, воплощением жестокости, кровавым варваром. На самом деле личность Чингисхана намного интереснее. Можно с уверенностью сказать, что Чингисхан был одним из величайших завоевателей в истории Земли. Ему, неграмотному изгою удалось превратить раздираемые междуусобными войнами племена монголов в мощную нацию, собрать монгольские орды в дисциплинированную и беспощадную боевую машину. Захваченные им территории измерялись не в тысячах, а в миллионах квадратных километров, и простирались от азиатских степей до самого сердца Европы. Захват и порабощение – вот главные цели Чингисхана. Он покорял народы, потому что видел в этом своё предназначение. Исторические факты о Чингисхане являются ценным наследием его эпохи. Но большое значение имеет и взгляд людей на личность Чингисхана, их оценка, представление об этом человеке.

Эта личность находит воплощение не только в истории, но и в различных видах искусства: литературе, живописи, театре, киноискусстве и т.д. Причём, каждая эпоха вносит свой взгляд на историческую личность Чингисхана. Именно это и стало проблемой нашего исследования.

Образ Чингисхана неоднократно становился предметом внимания исследователей в изучении тех или иных проблем. Но, как собирательный образ эпохи XX – XXI вв. на основе источников художественной культуры, личность Чингисхана подробно не изучена, что делает актуальным наше исследование.

Исследовательская новизна работы состоит в том, что впервые делается попытка создать целостный образ Чингисхана на основе художественных интерпретаций.

Цель работы: проанализировать, изучить личность Чингисхана в художественной культуре XX – XXI вв.

В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи:

1. выявить целостный образ Чингисхана в романе И.К.Калашникова «Жестокий век» (XX в.);

2. выявить целостный образ Чингисхана в фильме С.Бодрова-старшего «Монгол»

(XXІ в.).

Предмет исследования: художественные интерпретации исторической личности.

Объект исследования: концепции личности Чингисхана.

Методы исследования: В работе были использованы принципы сопоставительного и сравнительно-типологического методов исследования.

Этапы исследования:

- изучение специальной литературы по теме исследования

- изучение романа «Жестокий век» И.Калашникова

- изучение фильма «Монгол» С.Бодрова-старшего

- выявление общей концепции личности Чингисхана

- подведение итогов

Структура работы: Работа состоит из оглавления, введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.


























§1. Образ Чингисхана в романе И.Калашникова «Жестокий век»

Беспомощные утки летают стаей, а орёл всегда один

Роман «Жестокий век»

В романе «Жестокий век» И.Калашников обращается к эпохе Чингисхана. Точно назван и весь роман, и две составившие его книги – «Гонимые» и «Гонители». Исай Калашников вполне самостоятельно прошёл свои исследовательские меридианы, он выстрадал своё особое знание предмета и новое его понимание. Именно поэтому ему удалось так убеждающее написать и самого Чингисхана, не «готового» от рождения злодея, а в муках рождённого человека, обладавшего и умом, и волей, и энергией чувств, но с годами подчинившего всё, чем он был сам, жестокой и разрушительной цели. Разрушенными оказались не только сопредельные народы, но, прежде всего личность самого Чингисхана. Внутреннюю катастрофу этой личности И.Калашников показал достаточно выразительно и сильно. Он (Чингисхан) был, прежде всего, младенцем, подростком, честолюбивым юношей, молодым богатырём, рождённым Оэлун, наречённый обыкновенным, даже чем-то располагающим именем – Тэмуджин, не идеализируется автором ради того, чтобы разительно показался будущий взрыв – превращение Тэмуджина в Чингисхана.

Век действительно жесток, побеждает в нём сила, хитрость, коварство, всадники на быстрых конях, способность к безжалостному истреблению побеждённых, - это лежит в самом времени, в неписанном уставе степной, кочевой жизни. И Тэмуджин, нисколько по началу не выдающийся коварством или жестокостью, вместе с тем сын своего времени и живое порождение жестокого века.

После смерти отца Тэмуджина Есугея, им всей семьёй пришлось очень трудно. Враг Тэмуджина Таргутай хотел избавиться от него, взяв его в плен, надев на него колодку и заставив его работать как раба. Именно в этот период у Тэмуджина формируется чувство жестокости не только к своему врагу, но и к своим родственникам, потому что они предали не только семью Тэмуджина, но и их род. Он же в свою очередь говорил, что никогда не унизит свой род.

Через весь роман И.Калашников ведёт своего Тэмуджина человеком живым, непосредственным, вполне историческим, а не модернизированным, подогнанным под нужды сегодняшнего дня. И оказывается, что именно такой, справедливый, научно-объективный взгляд художника самым лучшим образом служит для современности. Именно потому, что Тэмуджин-Чингисхан у И.Калашникова не воплощённый дьявол, не исчадие ада, а живой и достоверный человек своего времени, его перерождение, превращение в палача целых народов заключает в себе самый важный урок истории.

Исай Калашников изображает долгие десятилетия жизни Тэмуджина вплоть до его смерти. Тэмуджин-хан сделал то, чего не успел сделать его отец и его враг Таргутай. Он прошёл по пути, уготовленному злой войной людей, через страх, горе, унижение. Брать, но не давать – главный лозунг Тэмуджина. Он не с кем не намерен делить свою власть, даже с названым братом Джамухой. Он мог околеть в зимней степи, но поднялся над всеми. Все силы и души, и ума он отдавал войнам, битвам, разрушениям…

Писатель не делал особого нажима на плохие или хорошие черты характера Чингисхана. Напротив, события, изображаемые автором с глубоким психологизмом, острым драматизмом, органично приводят нас к глубоким философским обобщениям. И.Калашников чётко выявляет несостоятельность самого стремления к мировому владычеству, приведшего жестокого завоевателя к утрате ценностных ориентаций, лучших человеческих качеств и к моральному одиночеству среди людей.

Значение этого романа выходит далеко за пределы избранного Калашниковым сюжета, как ни значителен он сам по себе, и за рамки той исторической действительности, которая наполняет всё действие книги. Многие герои этой книги, важны и сами по себе, составляют как бы образ Человечества, его стремление к мирной, естественной судьбе, к разумным началам и братству. Именно Тэмуджин-Чингисхан, всесильный владыка, привыкший повелевать всеми, обречён самой страшной казни. Именно ему, могущественному, с каждой новой победой – злодеянием всё меньше и меньше дано ощутить радость земного существования, его истинную полноту. Он жаждет обрести физическое бессмертие, мечтает об этом с поднимающейся в душе яростью, - хочет победить саму смерть, как побеждал доселе слабых и трусливых правителей.

Итак, проанализировав образ Чингисхана в романе, мы выделили следующие черты этой личности:

непреклонность

целеустремлённость

безудержная храбрость

мудрость

глубокое уважение к своему роду

любовь к родным

хитрость

боевая тактичность и грамотная военная политика

чрезмерная гордость

§ 2. Образ Чингисхана в фильме С.Бодрова-старшего «Монгол»

Не презирай слабого детёныша, он может оказаться сыном тигра

Монгольская пословица

Фильм «Монгол» является крупнейшим международным кинопроектом, в котором участвовала Россия, Казахстан, Германия, США. В этом фильме великая личность показана на экране с новой стороны. Сам Бодров считает: «Роль личности очень важна. Таких фигур, как Чингисхан, можно пересчитать по пальцам».

В фильме «Монгол» Чингисхан представлен как мудрый, справедливый, любящий человек. Ему присущи лучшие человеческие качества, заложенные его родителями: отцом Есугеем и матерью Оэлун.

Смерть отца переворачивает всю его жизнь. Люди отворачиваются от их семьи. Таргутай видит в нём соперника, который может помешать ему стать ханом.

Важную роль в этом фильме имеет глубокое почитание Тэмуджином всего «неземного», божественного. Единственная помощь, на которую он может рассчитывать для себя, это – помощь богов. На протяжении всего фильма образ Чингисхана переплетается с высшими силами: это различные божественные знаки, например, природные явления (молнии), образ монаха, который помог ему бежать из заточения и т.д.

Вся жизнь его с детства посвящена вынашиванию чувства мести: он должен отплатить врагам и вернуть то, что принадлежит ему по праву.

Бодров изображает его человеком спокойным, уравновешенным, но очень гордым и упрямым. Его обострённая гордость не позволяет ему склонять голову даже перед людьми, которые идут на жертвы ради него. Он всё равно испытывает к ним чувство презрения за их старания перед другими людьми. Как воин он не прощает унижения. Кроме того, он показан как человек очень мудрый, справедливый. Именно поэтому воины его кровного брата Джамухи переходят на его сторону. Он прекрасный стратег и в отношениях с людьми, и в сражениях. Благодаря этому он может победить мощную армию врага с небольшой группой людей. Он вырабатывает свою тактику ведения боя и доверяется во всём богам. Чингисхану в этом фильме присуще ещё одно важное качество – любовь к своему народу.

Режиссёр С.Бодров-старший видит Чингисхана как человека с душевными качествами и душевными ранами. Он проходит путь от слабого, беззащитного Тэмуджина до великого и сильного воина, которого узнает весь мир, Чингисхана.

Тот образ, который мы видим на экране, - воплощение авторского взгляда на личность Чингисхана. Как мы считаем, автор в большей степени оправдывает действия Чингисхана.

Фильм вызвал у современного человека большую популярность. Людей заинтересовала новая история о Чингисхане, то, как её видит человек нашего времени. В фильме люди видят каждый что-то своё: кто-то видит заботливого отца и любящего мужа, кто-то – сильного воина и владыку мира.

Итак, анализируя образ Чингисхана в фильме «Монгол», мы выявили следующие черты:

Спокойствие, душевное равновесие

любовь к семье

справедливость

почитание всего святого

стратегичность

любовь к своему народу

верность идее

огромная сила воли

сверхчувство собственного достоинства

чувство «собственничества»

















Заключение

В современном искусстве очень много художественных произведений и фильмов, в которых тираны и деспоты становятся культовыми персонажами. Интерес к таким масштабным фигурам особенно понятен в наше время, когда «Личности, кажется, перевелись, и мир близится к тому, чтобы быть управляемым не великими, а безликими». Чингисхан - поистине мировая личность, интерес к нему не пропадает во все времена. Каждая новая эпоха находит в этой личности что-то такое, что отражает проблемы современного времени.

Работая над этой темой, мы попытались проследить образ Чингисхана на источниках художественной культуры XX-XXI вв.: романе И.Калашникова «Жестокий век» и фильме С.Бодрова-старшего «Монгол». На основе взглядов этих двух знаменитых художников мы выявили концепцию личности Чингисхана современной эпохи. Эта концепция такова: Чингисхан в наше время - это уже не злодей, не кровавый варвар и не просто великий завоеватель, это человек с огромной волей, от природы обладающий исключительным сознанием своего превосходства над другими людьми и, в соответствии с этим, чувством долга за их жизнь. Но это чувство подчинено требованиям своего времени, требованиям «жестокого» века, что и порождает столько жестокости в действиях Чингисхана. Если же рассмотреть личность Чингисхана вне его времени, его эпохи, а просто как человека с его индивидуальными чертами характера, то для нашего времени это будет действительно «сверхчеловек».

Итак, на основе двух художественных источников нашего времени, мы выделяем следующие черты личности Чингисхана:

сознание своего превосходства

целеустремлённость

уравновешенность

безудержная храбрость

мудрость

справедливость

почитание божественного

любовь к своей семье, роду, людям

гордость

стратегичность мышления

владение военной политикой и боевой тактикой

верность слову и делу

непобедимость, внутреннее бессмертие.

Мы считаем, что если собрать воедино эти черты в человеке нашего времени, то получится тип личности, приближенный к идеалу. Таким образом, мы видим, что люди нашего времени смотрят на историческую личность Чингисхана как на личность «сверхчеловека».

Тема, исследуемая нами, останется актуальной во все времена, т.к. интерес людей к великим личностям мирового масштаба никогда не угаснет.






























Список использованной литературы

История бурятской литературы. Ч.3. Современная бурятская литература (1956-1995). – Улан-Удэ,1997.

Данчинова М.Д. Художественное пространство и время («Жестокий век» И.Калашникова) // Интегративные связи филологии. – Улан-Удэ,1996.-С.126-137.

Ломунова М.Н. Исай Калашников. – М.-1983.

Найдаков В.Ц. Путь к роману. История формирования бурятской прозы.-Новосибирск.-1985.

Калашников И.К. Жестокий век. Роман. – М.: просвещение, 1984.-637с.


























12


Автор материала: Д. Третьякова (11 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.