Научно-исследовательская работа на тему: «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СТАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5
2
Материал опубликован 7 December 2020 в группе

Автор публикации: Я. Плеханова, ученица 6А класса

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

городского округа город Сибай Республики Башкортостан












НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему: «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СТАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»













Выполнила:


Плеханова Яна Александровна


учащаяся 6а класса
МОБУ СОШ №7 г. Сибай




Научный руководитель:


Ульябаев Эдуард Наилевич,

учитель географии,

МОБУ СОШ №7 г. Сибай














г. Сибай – 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1. Объекты и методы исследования

5

1.1. Обзор литературных источников

5

1.2. Математические методы обработки данных

5

2. Результаты исследования и их обсуждение

6

2.1. Исследование этнокультурных особенностей народов Российской Федерации

6

2.1.1. Русские

6

2.1.2. Башкиры

10

2.1.3. Татары

15

2.1.4. Якуты

18

2.2. Анализ численности населения отдельных народов

Российской федерации с 1926 по 2010 гг.


21

Заключение

24

Список использованной литературы

25


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Российская Федерация на протяжении многих веков формировалась как многонациональное государство с обилием различных языков, культур и религий. Этническая история, культурно-языковое своеобразие, ментальные особенности проживающих в России народов на разных этапах истории являлись неотъемлемыми составляющими российского гражданского единства, обогащая духовный и социокультурный потенциал народа. Обращение к историческим процессам формирования народов нашей страны, к анализу межкультурных и межрелигиозных взаимосвязей и взаимовлияний способствует упрочению общероссийской гражданской идентичности при сохранении этнокультурного и этноязыкового многообразия1.

Российская федерация - многонациональное государство. Самый крупный народ - русские, численность которых в четыре раза превышает все остальные населяющие страну народы. Русских насчитывается, по данным переписи 2010 г., 111 016 тыс. чел.

По итогам переписи в опубликованном Федеральной службой государственной статистики списке значится 182 этнических наименования, а в переписи 1989 г. было 128. Такое отличие связано не с изменением количества народов, а с применением новых переписных методов. Но даже современная перепись не может дать абсолютно точной картины этнического разнообразия. По самым разным причинам некоторые из народов учтены переписью с искажениями. Трудно переписывать малочисленные сообщества, а также те группы, названия которых похожи между собой: арабы и среднеазиатские арабы (последних, по-видимому, частично переписали просто как арабов), цыгане и среднеазиатские цыгане (многие среднеазиатские цыгане назвали себя цыганами), турки и турки-месхетинцы (большинство месхетинцев назвались просто турками). Большинство русин, видимо, назвали себя во время переписи украинцами (так им привычнее, ибо название «русины» в советские времена не признавалось). Возможно, неполными оказались и сведения о численности тазов, камчадалов, кереков, а также народов иммигрантского происхождения (таджиков, узбеков, киргизов, молдаван, азербайджанцев, китайцев, вьетнамцев и др.)2.

Объектом исследования является многонациональный народ Российской федерации.

Предметом исследования являлись историко-описательные литературные источники народов России и статистические данные переписи населения.

Цель работы – исследование обычаев, традиций, культуры народов России, которая складывалась веками и вносит свой уклад в жизнь людей, которые живут на территории России в наше время, а также статистических данных, показывающих изменение численности народов России в историческом развитии.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Исследование обычаев, традиций, культуры отдельных народов Российской Федерации с помощью литературных источников;

2. Исследование статистических данных переписи населения некоторых народов Российской Федерации.

Структура и объем работы. Научно-исследовательская работа изложена на 25 страницах печатного текста; состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы; содержит 7 рисунков. Список использованных источников и литературы включает 15 источников.


1. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


1.1. Обзор литературных источников

При изучении информации использовали культурно-исторический метод изучения литературы, созданный Ипполитом Тэном, более интересуется историческими и культурными, например, национальными особенностями, которые влияют на создаваемый литературный продукт. То есть, этот подход предлагает акцентировать внимание на более системных, протяжённых во времени и крупных признаках, критериях, связях и предпосылках, говоря иначе – основательных. Сложно отрицать влияние своего времени, культуры и процессов в социуме, окружающем автора, на его творчество3.


1.2. Математические методы обработки данных

Статистическую обработку полученных результатов осуществляли общепринятыми методами с помощью пакета компьютерной программы «Microsoft Excel»4.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


2.1. Исследование этнокультурных особенностей Народов России

2.1.1. Русские

Русский народ сформировался из восточнославянских племён, объединившихся в период Древней Руси. Этноним русский является производным от названия народа Русь и одноимённой территории. К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России в районе Приильменья сложился крупный союз из ряда восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племён, под властью князей династии Рюриковичей, основавших централизованное государство. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтийских, тюркских племён. Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Русской земли.

При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов - Русскую правду.

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории - политические и церковные деятели, ревнители благочестия.

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу - радетелю о народных интересах – связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.

Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой5.

В настоящее время большинство верующих русских - православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени - ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) - как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название "резьба руссов". Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий6.

Русские народные праздники. Традиции и обряды:

1. Рождество Христово - значимый праздник православия. Отмечается также на государственном уровне. Это дата по Григорианскому календарю ознаменована рождением Иисуса Христа. На Руси этот праздник помимо традиционной рождественской ёлки и предшествующего поста приобрёл особенные славянские черты, пополнился обрядами и ритуалами и ритуалов:

- Заключение договоров. С Рождества и до Масленицы между купцами заключались новые годовые договоры. В этот период деловые люди стремились подвести итоги и закрыть прошлогодние обязательства, чтобы начать новые договорные отношения.

- Сжигание снопа. Рождество завершало также сельскохозяйственный год. Осенью во время жатвы хозяин выбирал лучший сноп и помещал его под образа в красном углу жилища. В канун Рождества этот дар сжигали в знак новой надежды на будущий урожай. В рождественские и святочные дни люди устремляли взор к лучшему будущему. Все старались надевать и покупать красивую одежду, готовить самую вкусную и сытную еду, дарить дорогие подарки. Щедрость поступков притягивала щедрость судьбы и новую надежду.

- Вертеп и Коляда. Из Европы в Россию пришёл обычай театрализованных представлений, связанных с рождением младенца Христа, так называемые вертепы. В русских селах они преобразовались в шествия ряженых и кукольные театры на площадях. Правда православие запрещало использовать кукол Богородицы и Христа, их заменяли иконами.

Коляда (славление) – обычай приходить к соседям с песней, прославляющей Рождество Христово. Ряженых артистов награждали вкусным угощением, специально пекли пирожки и готовили сладости.

- Сочельник. День перед Рождеством называется Сочельник по названию постной каши с медом, орехами и маком. До первой звезды ничего другого в этот день не ели. Девушки гадали на суженого. После ужина в сочельник по обычаю хозяин собирал всю оставшуюся еду со стола и относил домашним животным, чтобы разделить с ними радость рождения Спасителя.

Рождественский пост заканчивался восшествием на небо первой звезды, которая ознаменовала рождение младенца Иисуса. К этому празднику готовилась самая сытная еда. Блюда состояли из больших кусков мяса, рыбы и птицы, запеченных в печи. Вся выпечка также готовилась с мясной начинкой. Знаменитые калачи, кулебяки, блины и расстегаи украшали рождественский стол.

2. Крещенский сочельник. Посвящен событию крещения Иисуса Христа в Иордане. Крещение совершал Иоанн Креститель. По традиции в этот день очищения люди очищаются водой. Для крещенских купаний обычно создаются освященные купели и проруби. Кроме того, этот день всякая вода считается священной. Освященную в церкви воду пьют в этот день натощак, а также хранят её в Красном углу дома весь год, используя для освящений и исцелений. Во время крещенского купания нужно окунуться трижды с головой, произнося молитву: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

В этот день нельзя стирать, а также работать. Праздник Крещения предназначен для смирения, очищения от ментальных и физических загрязнений. Мысли направляются к единению, терпимости, взаимопомощи, благодарности Богу и людям, душевному спокойствию и миру.

3. Пасха. Любимый христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Этот день – первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными словами «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскрес!». После приветствия трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.

Хозяйки красят вареные яйца, пекут высокие куличи и сладкие творожные пасхи. Вся праздничную еду сначала освящают в церкви. В народе очень любят играть в разбивание вареных яиц.


Рисунок 1 – Пасха на Руси

t1607360910aa.jpg


Дальней родне принято отправлять красивые пасхальные открытки с поздравлениями.

Любимая игра на Пасху – катание яиц. Игры начинаются в первый день Пасхи, и длятся всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Специально для игры изготавливают деревянные копии крашеных яиц. Яйцо скатывают по дощечке или рушнику с некрутой горки. Внизу все участники кладут свои яйца полукругом. Цель - сбить одно из этих яиц. Если сбиваешь, то берешь сбитое яйцо и продолжаешь игру, если нет - то уступаешь место другому и кладешь своё яйцо внизу7.


2.1.2. Башкиры

Башкиры - невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, - это именно башкиры. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

Есть три основные версии происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской версии большинство предков башкир формировались из тюркских племен, эмигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры.

В описании Ахмеда ибн-Фадлана (922 г.) - одного из членов посольства халифа Ал-Муктадира к волжским булгарам - башкиры были кочевым, воинственным народом, который придерживался языческих верований с элементами тотемизма и анимизма. «… Мы видели, как одна группа из них поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям». Примерно с этого времени начинается распространение ислама среди башкир8.

В современном Башкортостане большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт пожалел», - гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.

Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот.

При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.

Свадебные обычаи башкир. Серьёзное отношение к браку у башкир подтверждается башкирскими пословицами: «Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет», «И у птицы есть гнездо», «У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет» и др.

Замыслы о будущей свадьбе возникали у родителей, когда детям было от 5 до 12 лет. Издавна у башкир проводился обряд сыргатуй - помолвка детей с будущими сужеными.

К свадьбе готовились тщательно, для невесты и жениха шили нарядную одежду, которая после свадьбы переходила в разряд праздничной.

Обряд бракосочетания совершался как на дому с приглашением муллы с метрической книгой для официального заключения брака и записи об этом в книге, так и в мечети. Посещение муллы с прочтением никаха производилось после обмена подарками между родственниками брачующихся или отдачи хотя бы половины калыма. Мулла спрашивал согласия на заключения брака не самих брачующихся, а их отцов.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства.

Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Мифы башкир. В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа.

Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе. Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка. Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.В мифах люди неразрывно связаны с животными - башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью9.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

Интересные места башкирского народа. Древний город Аркаим - одно из самых известных достопримечательностей Урала, имеющий славу необычного, таинственного, даже аномального места. Каждый год сюда приезжают многие тысячи любителей чудес со всей страны. Помимо туристов тут можно встретить много эзотериков, экстрасенсов и прочих неординарных людей.

Аркаим – это укрепленное поселение (городище) бронзового века в степной зоне на юге Челябинской области. Был найден учеными в июне 1987 года во время археологического обследования территории, которая должна была уйти под воду в результате постройки Большекараганского водохранилища.

Ученым-археологам удалось добиться отсрочки затопления территории на два года. Их активно поддерживал и директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский. Позже от планов строительства водохранилища и вовсе отказались. Аркаим удалось отстоять.

В 1991 году начались масштабные раскопки Аркаима под руководством Г.Б. Здановича. Была вскрыта примерно половина площади поселения. Впервые в Зауралье был применен метод реконструкции, сделаны рисунки и макеты внешнего вида поселения. В том же году территорию вокруг городища объявили заповедной зоной, формально присоединив как филиал к Ильменскому минералогическому заповеднику.

Возраст укрепленного поселения бронзового века составляет 4 тысячи лет. На Урале известны куда более старые археологические памятники. Уникальность же Аркаима в том, что он был создан по заранее продуманному плану, со сложной и многофункциональной архитектурой.


Рисунок 2 – макет древнего городища Аркаим

t1607360910ab.jpg


В Аркаиме заслуживают внимания не только музеи и туристические объекты-реконструкции. Посещая эти места, стоит полюбоваться степью и подняться на расположенные здесь горы (или скорее холмы).

Особенно популярна гора Шаманка (или Шаманиха). Считается, что это древний палеовулкан. Отсюда можно любоваться солнечными закатами и рассветами. На вершине выложена каменная спираль, состоящая из 13 кругов. У эзотериков она символизирует прохождение цепи воплощений. Поблизости расположена другая гора – Покаяния. На ее вершине также имеется каменная спираль. Пользуется популярностью и гора Любви, которая находится на территории верхнего лагеря за рекой Караганка. Она самая высокая из гор «Аркаима», с крутыми склонами. Каменная спираль есть и здесь. С вершины открывается красивая панорама.

В окрестностях есть и другие горы: Аркаим, Разума, Счастья, Видений. У каждой горы есть свои легенды10.

Водопад Гадельша – самый большой и красивый водопад Южного Урала находится в Баймакском районе Республики Башкортостан. Водопад образован речкой Худолаз, стекающей с высоких обрывистых склонов хребта Ирандык. Интересно, что большинство водопадов Южного Урала находится на западном склоне гор, а Гадельша наоборот - на восточной стороне. У этого водопада несколько названий, самое распространённое из которых Гадельша - по названию некогда существовавшей близлежащей деревушки. По название реки его называют Худолаз или Туяляс, встречается и название Ибрагимовский водопад. Название реки Туяляс в переводе с башкирского языка означает "быстрый поток".


Рисунок 3 – Водопад Гадельша

t1607360910ac.gif


Водопад находится на высотах 660-710 метров над уровнем моря и состоит из трёх основных ступеней. Верхняя ступень самая маленькая и имеет высоту всего 1,2 метра. Самые впечатляющие ступени водопада - это вторая и особенно третья, каждая примерно по 7 метров высотой. Общая высота перепада воды на водопаде превышает 20 метров. Очень живописны и окрестности водопада, особенно высокие и почти вертикальные скальные стенки из вулканических горных пород. Эти горные породы (спилиты, порфиры) свидетельствуют о том, что в Палеозойскую эру, несколько сотен миллионов лет назад, здесь дымили вулканы и гейзеры, шумели потоки раскалённой лавы. То есть эти места были активной континентальной окраиной или островной дугой, наподобие современной Камчатки и Курильских островов. По этим скалам можно лазить целый день. А вообще, на склонах хребта Ирандык можно найти образцы поделочной яшмы.

В 1965 году водопад объявлен геологическим, геоморфологическим и ботаническим памятником природы Башкортостана. Здесь произрастает множество редких и интересных растений, например, весной почти все горные склоны покрываются красивыми цветками сон-травы или прострела раскрытого11.


2.1.3. Татары

Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «татары» стало известно в Европе. В XIII-XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

Современными исследованиями подтверждено, что не менее 2000 лет до нашей эры в Центральной Евразии, где был наиболее благоприятный тёплый климат, растянувшись на пространство от Европы до Китая проживал цивилизованный народ - тохары с развитой культурой, архитектурой, ремёслами, торговлей, известный своей воинской доблестью, искусным строительством, с жаждой к знаниям и освоению новых территорий, который проложил Великий торговый (Шёлковый) путь и построил вдоль него поселения. Ряд исследователей считают, что тохары появились более 6,5 тыс. лет до нашей эры. Это подтверждают археологические артефакты.

Тохар описывают как людей европейского, нередко северноевропейского расового типа. О внешнем облике тохар мы можем судить по фрескам из их буддийских святилищ, которые представляют высоких европеоидов со светлыми глазами и волосами, одетых в яркую одежду и вооружённых палашами. Китайские источники именуют тохар «воинами с длинными мечами».

В V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии получило известность воинственное влиятельное племя Тата, из которого происходили родом многие военачальники татарского государства «Алтын Урта» (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда», а принадлежащих к этому племени называли татан, татар, тартар. «Тата» на старинных языках некоторых народов Центральной Азии означает “тянуть тетиву”. Воины, торговцы, путешественники, летописцы, бродячие музыканты, поэты и артисты способствовали распространению этнонима татары, который затем укоренился в языках и литературе народов Евразии.

Культура татар развивалась на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет ее многообразие. Воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, культура татар одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия12.

Место, где предки татар в 922 году приняли ислам, находится теперь под охраной всего человечества, сегодня является местом паломничества российских мусульман. До 50 тысяч гостей приезжают в Болгар на праздник - День принятия ислама «Иске Болгар жыены», чтобы поклониться болгарским святыням и увидеть самый большой печатный Коран в мире.

Достопримечательности Татарстана. Казанский Кремль. Построен в X-XVI веках. Общая площадь территории 15 гектаров. Комплекс состоит из памятников истории, архитектуры и культуры. Башни и стен претерпели изменения, если сравнивать с оригинальной постройкой: даже во время реставраций вносились правки. Среди главных достопримечательностей выделяются: белая дворцовая церковь, президентский дворец, мечеть Кул-Шариф, комплекс Пушечного двора и другие. Сейчас является резиденцией президента республики.

Старая Татарская Слобода находится в центральной части Казани. Её сердцем является Юнусовская площадь. Архитектурный ансамбль по большей части состоит из домов знати города. Комплекс дополняет общественными зданиями, мечетями, гостиницами и даже церковью. На территории слободы работает базарный рынок, есть и действующие промышленные предприятия. Некоторые постройки сменили назначение, другие же остаются по всем статьям неизменными.


Рисунок 4 – Казанский Кремль

t1607360910ad.jpg


Голубые озёра - природный заповедник на окраине Казани и смежных районов. Площадь составляет 1910 гектаров. В нём и находятся одноимённые озёра. Всего водоёмов три, между собой они не связаны: Большое голубое, Проточное, Малое голубое. Питают озёра подземные воды, наземных притоков нет. Распространённые деревья округи – берёза, осина, сосна. Всего видов растений порядка ста, животных ещё меньше, но есть редкие.

Кухня татарского народа - ннтересна и разнообразна, которая развивалась не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие на неё оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся татарским чак-чаком, эчпочмаком, китайская кухня подарила пельмени и чай, узбекская - плов, таджикская - пахлава.

Многочисленные путешественники, посещавшие Казань, называли национальную кухню сытной и вкусной, простой и изысканной, их удивляло разнообразие и редкое сочетание продуктов, а также гостеприимство, запоминавшееся надолго13.

По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения — сладкий чак-чак, баурсак, кош-теле, талкыш-талява, шербет, липовый мёд, и, конечно, душистый чай. Гостеприимство на Востоке всегда ценилось высоко. «Негостеприимный человек - неполноценный», - считалось у мусульман. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. В народе говорили: «Кунак ашы - кара каршы», что значит «Гостевое угощение взаимное».

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища. Любимым мясом татар считалась баранина, ценилась домашняя птица. Популярными мясными блюдами были плов и пельмени, которыми угощали по обычаю молодого зятя и его дружков.

Молоко использовалось в основном в переработанном виде. После отстоя получали сливки, затем масло. Из квашеного молока готовился излюбленный татарский напиток - катык, который шёл на приготовление сюзьмы - татарского творога. Другая разновидность творога - еремчек, корт14.


2.1.4. Якуты

Якуты (самоназвание - саха, мн. ч. сахалар) - тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. Согласно распространённой гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, хуннского происхождения, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал с реки Енисей из Красноярско-Минусинского региона.

Якуты делятся на несколько основных групп:

- амгинско-ленские, проживают между рекой Леной, на прилегающем левобережье реки, между нижним Алданом и Амгой;

- олёкминские, заселяют территории в бассейне Олёкмы;

- вилюйские, живут в бассейне Вилюя;

- северные, проживают в тундровой зоне бассейнов рек Колыма, Оленёк, Анабар, Индигирка и Яна.

Якутский язык на ряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. Якутский относится к тюркской группе языков, но значительно отличается от них лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.

Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни. Владеют этим языком эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское старожильческое население: ленские крестьяне, якутяне, походчане и русскоустьинцы.

Используют этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городе и сельских местностях на нем ставят постановки. Якутский является языком древнего эпоса олонхо.

Распространено среди якутов двуязычие, 65% свободно говорят на русском. В якутском языке существует несколько групп диалектов:

Северо-Западная

Вилюйская

Центральная

Таймырская

В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.

Традиционная одежда Якутии приобрела свои характерные черты и особенности в XӀӀӀ веке, уже в то время населением использовались разные по цвету и фактуре материалы, разношерстный мех, различные элементы декорирования. Костюмы шили из сукна, жаккардового шелка, кожи, ровдуга. Украшали орнаментами вставками, вышивкой, бисером, подвесками. Больше всего такая колоритность присутствовала в верхней национальной одежде Якутии. Конечно, многие особенности костюма обуславливались полярным климатом и основным видом деятельности – табунным скотоводством и разведением крупного рогатого скота. Поэтому большую часть одежды, особенно бедные сословия, изготавливали из кожи, замши. Для утепления наряда нашивали меховые полосы. Привозные шелка и шерстяные ткани применялись в качестве отделки, их могли себе позволить лишь богатые люди.

Повседневная женская якутская национальная одежда отличалась от мужской лишь наличием декора, в качестве которого применялись нашивки из прорезной кожи, бисерные и меховые полосы. В основном же это изделия прямого кроя, обусловленного размерами и формой материала. По-другому обстояли дела с праздничной якутской национальной одеждой - женские и мужские костюмы на то время имели более сложный крой, со сборками на рукавах и расклешенные книзу. Особое внимание уделялось украшению праздничного наряда.


Рисунок 5 – Национальная одежда Якутов

t1607360910ae.jpg


Национальная еда Якутов. Якутская кухня - традиционная кухня якутов. Имеет общие черты с кухней бурятов, монголов, отчасти - северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Большой популярностью у якутов пользуются молочные блюда. К примеру, сорат готовят из цельного молока и сметаны, а иногда добавляют и жидкое топлёное масло. Также хорошо известно такое блюдо, как керчэх, которое у якутов является одним из любимых. Готовят его из охлаждённых сливок с добавлением сахара. Либо используют цельное молоко и добавляют густую сметану. Готовят керчэх с различными добавками – вареньем, повидлом, свежими ягодами.

Не менее популярны у якутов чехон и кобер. Для приготовления данных блюд используется цельное молоко и сливочное масло. Для заправки используют варенье и ягоды. Хорошо известны творог по-якутски, сыр по-якутски, саламат и многое другое.

Верования Якутов. Шаманизм - особая стадия в развитии религиозных верований человечества, сложившаяся во времена, когда основными средствами жизнеобеспечения были охота, рыболовство и собирательство. Для идеологии шаманизма характерны одушевление или оживотворение всего окружающего мира, населенного духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе (включая и людей), тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Духов нередко представляли в виде людей или человекообразных существ (с одной ногой, без головы и т.д.); широко распространенный (и древнейший) их облик - животное. Этому мировоззрению соответствуют и особенности культа, основанные на вере в необходимость иметь посредника между людьми и божествами (духами). Задачи такого посредника (шамана) многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Своих целей шаман достигал при содействии духов-помощников, без которых он был бессилен. Его избирали и наделяли особыми свойствами духи-покровители, благодаря им он общался со сверхъестественными существами и посещал иные миры. Шаману недостаточно верить в свое призвание, он должен доказать окружающим, что способен выполнять свое предназначение15.


2.2 Анализ численности населения отдельных народов

Российской Федерации с 1926 по 2010 гг.

Используя официальные данные переписей населения, мы построили кривые, которые отражают динамику изменения во времени численности изучаемых народов Российской Федерации.

Из рис. 6, можно сделать вывод, что в настоящее время у всех народов идет сокращение населения, у русских начиная с 90-хх годов XX века, а у башкир с татарами с 2002 года. Я думаю, что это связано с распадом СССР, переход от социализма к капитализму. Не зная, что нас ожидает завтра, низкая заработная плата, высокий уровень безработицы, повышение цен на товары и налоги, заставляют нас думать больше о собственном выживании, чем о создании семьи.


Рисунок 6 – Анализ численности русских (А), башкир (Б) и

татар (В) с 1926 по 2010 гг.

t1607360910af.png

(А)

t1607360910ag.png

(Б)

t1607360910ah.png

(В)


Из рис. 7 видно, что в свою очередь у якутов, начиная с 1959 годов численность населения постоянно возрастает. Я полагаю что это связано с тем, что якуты, проживающие далеко на северо-востоке нашей необъятной страны менее интегрированы экономическими связями с экономикой страны. Они сохранили свой основной (родной) вид хозяйства – оленеводство. Это позволяет им обеспечивать себя необходимыми ресурсами, не смотря на изменения в экономическом укладе жизни, которые могут затрагивать другие народы Российской Федерации. Они продолжают развивать свой промысел, а делается это, прежде всего для дорогих сердцу людей – для своей семьи. Благодаря этому народ процветает и растет в численности.


Рисунок 7 – Анализ численности якутов с 1926 по 2010 гг.

t1607360910ai.png


Подводя итог, можно сказать что, для того чтобы преодолеть кризис затрагивающий нас сейчас, нужно объединится не ради богатств и амбиций, а ради благосостояния своей семьи, своего народа, своей страны и это позволит выйти нам на новый путь становления Российского общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Результаты проведенных исследований позволили сделать следующие выводы:

1. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, своя культура, которая складывалась столетиями и вносила свой уклад, определенную «палитру» в жизни людей, которые живут на территории Российской Федерации в настоящее время, сохраняя все то, что было передано нам от предков.

2. Исследование статистических данных переписи населения изучаемых народов России показало, что народы РФ связанные тесными связями с экономикой страны имеют в настоящее время – убыль населения, а народы сохранившие свое хозяйство - процветают, и численность их населения возрастает.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Адиатулин Ф. Настоящая татарская кухня. - СПб.: Диля, 2011. - 160 с.

Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.

Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Федорович Басаргин.

Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. - 256 с.: ил., карт.

Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008. 

Правда Русская / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова. М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. III: Факсимильное воспроизведение текстов. 1963.

Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях. – М.: Академия, 2004. – 416 с.

Рахимов Р.Н. Западные мифы о народах России: от «диких башкир» к «полуазиатским ордам» // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 6 (27).

http://sargelas.com/metody-izucheniya-literatury

https://mincult.tatarstan.ru/o-kulture-tatarstana.htm

https://must-see.top/dostoprimechatelnosti-tatarstana/

https://travelask.ru/articles/yakuty-trudolyubivyy-i-vynoslivyy-narod

https://uraloved.ru/mesta/bashkiriya/vodopad-gadelsha

https://uraloved.ru/mesta/chelyabinskaya-obl/arkaim

https://village-eco.com/articles/russkie-narodnye-prazdniki-traditsii-i-obryady/


1 Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Федорович Басаргин.

2 Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. - 256 с.: ил., карт.

3 http://sargelas.com/metody-izucheniya-literatury

4 Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях. – М.: Академия, 2004. – 416 с.

5 Правда Русская / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова. М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. III: Факсимильное воспроизведение текстов. 1963.

6 Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008. 

7 https://village-eco.com/articles/russkie-narodnye-prazdniki-traditsii-i-obryady/

8 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.

9 Рахимов Р.Н. Западные мифы о народах России: от «диких башкир» к «полуазиатским ордам» // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 6 (27).

10 https://uraloved.ru/mesta/chelyabinskaya-obl/arkaim

11 https://uraloved.ru/mesta/bashkiriya/vodopad-gadelsha

12 https://mincult.tatarstan.ru/o-kulture-tatarstana.htm

13 https://must-see.top/dostoprimechatelnosti-tatarstana/

14 Адиатулин Ф. Настоящая татарская кухня. - СПб.: Диля, 2011. - 160 с.

15 https://travelask.ru/articles/yakuty-trudolyubivyy-i-vynoslivyy-narod

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Прочитала с интересом!

7 December 2020

Благодарю. Мы рады.

7 December 2020