12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана35
2

Причины возникновения и пути разрешения конфликтных ситуаций среди подростков

Тема конфликта является одной из самых актуальных с момента появления человечества и до настоящих дней. Существует множество причин конфликтов, их классификаций, а также последствий, целей, мотивов.  Самой основной из них является то, что все мы люди, значит, мы не можем уберечь себя от срывов, негативных эмоций и т. д., что может привести к конфликтной ситуации, а также то, что все мы разные, нет абсолютно идентичных людей, что также при определенном стечении обстоятельств является предпосылкой для конфликта.  Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целяхвзглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являют собой важную значимость в жизнедеятельности человека, потому как последствия их зачастую очень ощутимы еще долгие годы. Они поедают жизненную энергию человека, или же группы людей, на протяжении многих дней, недель, месяцев, даже лет.   Вне всякого сомнения, в жизни любого человека было мгновение, когда он желал обойти противостояние и задавался вопросом, как решить конфликтную ситуацию. Однако бывают обстоятельства, когда существует желание благородно выйти из затруднительного конфликта, вместе с тем сохранив отношения. Некоторые люди наталкиваются на необходимость обострения конфликтной ситуации, чтобы окончательно разрешить ее. Так или иначе, перед любым человеком вставал вопрос, как избежать конфликтной ситуации или каким образом разрешить ее.

Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.

    Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации.

1. Соревнование (соперничество) – это такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого.

2. Уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях.

3. Сглаживание (приспособление).  Это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния.

4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

5. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все.

Для того, чтобы понять, какие стратегии поведения в конфликте используют подростки, мы провели тест К. Томаса который позволил определить поведение в конфликтной ситуации у школьников в возрасте 15 лет.

Избегание (уклонение) – слабо выражено у 41% опрошенных, сильно – у 18%, а 41% - оптимальное состояние данной стратегии. Это говорит о том, что 18%, у которых сильно выражена эта стратегия, редко отстаивают свою точку зрения и будут избегать конфликта, даже в невыгодном для себя положении.

t1613972478aa.gif


Рисунок 2.

Степень выраженности стратегии «Избегание» по методике Томаса


В стратегии «сотрудничество» среднее количество баллов набрали 59% учеников, меньше 5 – 23% и больше 7 – 18%. Эта стратегия поведения в конфликтах является самой оптимальной, ведь обе стороны получают для себя выгоду.

t1613972478ab.gif

Рисунок 3.

Степень выраженности стратегии «Сотрудничество» по методике Томаса



У большинства, 47%, слабо выражена стратегия соперничества, что говорит о меньшем проявлении агрессии опрошенных в конфликтах, 29% находятся в оптимальном состоянии, у 24% сильно развита. Человек будет стремиться решить конфликт только в свою пользу, даже в том случае, если будет неправ.

t1613972478ac.gif

Рисунок 4.

Степень выраженности стратегии «Соперничество» по методике Томаса



Приспособление слабо выражено у 29%, сильно – 42%, оптимальное состояние, также, у 29%. Эти люди, с сильно выраженной стратегией, будут стремиться подстроиться под других людей, часто бывают зависимы от мнения других, боясь высказать своё.

t1613972478ad.gif


Рисунок 5.

Степень выраженности стратегии «Приспособление» по методике Томаса


Стратегия компромисса плохо выражена у меньшинства, 12%, сильно у 29%, среднее количество баллов набрали 59%. Оба человека признают какую-либо сторону, но, обычно, это только промежуточный этап для решения самого вопроса.


t1613972478ae.gif


Рисунок 6.

Степень выраженности стратегии «Компромисс» по методике Томаса

В основном, у подростков гимназии преобладают такие стратегии: сотрудничество, приспособление и компромисс. Это говорит о нежелании вступать в конфликты, они хотят решить проблему безболезненно для обеих сторон, быстрее с ней справиться.

В любом случае, нужно искать решение конфликта. Чтобы помочь людям, попавшим в такую ситуацию, я составила брошюру, Под названием «Есть конфликт – есть решение!», в которой находятся способы решения конфликтов, правила поведения в таких случаях, что нельзя делать и как быстро успокоиться человеку, чтобы не ухудшить ситуацию.

1. Проанализируйте, что происходит

Первое, что нужно сделать, если вы оказались в конфликтной ситуации — это попытаться успокоиться и глубоко вдохнуть.

Импульсные действия принесут вам больше вреда, чем пользы, поэтому важно стремиться избегать их. Иногда мы просто неправильно интерпретируем человека.

2. Начать разговор

Обдумайте фразу или несколько важных предложений, которые могут превратиться в ключевой элемент разговора. Не позволяйте себе комментировать личные качества противоположной стороны — это грубо и показывает слабость.

3. Извинитесь — это поможет ослабить накал страстей и настроить оппонента на деловой лад. Данное правило кажется очевидным, и его выполнение не требует особых усилий, но многие забывают о нём. Неважно, действительно вы виноваты в сложившейся ситуации или нет, ваша задача — переключить собеседника с агрессии на доброжелательность и дать понять, что вы не относитесь к нему враждебно.

4. Примите ответственность за проблему, чтобы оппонент убедился в вашей готовности искать выходы и содействовать разрешению конфликта теми или иными методами.

5. Не требовать! Если мы не скажем окружающим нас людям, чего мы хотим, они не могут этого узнать.

6. Обратите внимание на последствия

Объясните, что произойдет, если вы добьетесь успеха или не сможете разрешить конфликт мирным путем.

Дайте выбор. Не угрожайте!

говорите спокойно, твердо, без каких-либо требований или колебаний.

7. Примите решение, дабы внести определённость в ситуацию и обозначить свою позицию перед второй стороной конфликта. Выработайте и предложите несколько вариантов действий, которые устранят разногласия и причину соперничества. От чего зависит выбор метода разрешения конфликта в организации и причину соперничества. Главное — оставаться в деловом контексте и говорить только о ситуации, не переходя на личности и не высказывая обид.

8. Переходите к действиям — это поможет поскорее свернуть лишние обсуждения и выяснения отношений. Совместная деятельность во имя цели, которая важна для обеих сторон, сплачивает людей.

9. Убедитесь в том, что условия разрешения конфликта выполнены и все принятые планы действий реализованы. Это необходимо для того, чтобы проблема была исчерпана и не повлекла за собой новые эпизоды конфликтов по тому же самому вопросу, а также для укрепления доверия и взаимоуважения с коллегами и партнёрами.

Конечно, не стоит забывать, что в таких ситуациях мы часто не можем сдержать свои эмоции, поэтому, в брошюре также указаны способы, благодаря которым мы можем быстро успокоиться.

Когда ты раздражен, разгневан…

-дай себе минуту на размышление и чтобы не произошло, не бросайся сразу в бой;

-сосчитай до 10 и сконцентрируй внимание на своем дыхании;

-попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут;

-если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой.



Автор материала: А. Завьялова (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 22.02.21 в 08:54 1Ответить Пожаловаться
Автор-А.Завьялова(9 класс)-?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.