Проект "Проблема профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ"
Автор публикации: Е. Семенцова, ученица 11 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»
Проект на тему
«Проблема профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ»
Выполнила ученица 11-го класса МКОУ СОШ № 5 г. Алзамай
Семенцова Елена
Алзамай, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ. 6 | |
Особенности профессионального самоопределения подростков 6 | |
Проблема профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных школ 7 | |
1.3. Клубная работа как средство развития профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы 9 | |
Выводы по первой главе | |
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 13 | |
2.1. Описание и анализ исследования уровня развития профессионального самоопределения обучающихся 11-го класса 13 | |
2.2. Анализ занятий «Я и мой выбор» в рамках деятельности клубного объединения «Перспектива» 13 | |
Выводы по второй главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 | |
ЛИТЕРАТУРА 20 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 22 | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. В настоящее время каждый выпускник должен быть гибким, мобильным, быстро и правильно реагировать на любые изменения на рынке труда. Выпускник общеобразовательной школы должен быть инициативным, самостоятельным, конкурентоспособным, креативным, предприимчивым.
Производительность труда, стабильность кадров и трудовой деятельности, рост профессионализма напрямую зависит от удовлетворенности человека своей специальностью.
И здесь возникает проблема - это осознанный выбор будущей трудовой деятельности выпускника общеобразовательной школы. Каждый старшеклассник спрашивает себя «Кем я буду?». Важно помочь старшекласснику научиться правильно понимать и оценивать себя (свои возможности и поступки), быть психологически готовым к жизненным трудностям, стремиться к самореализации.
Педагогам и психологам школы необходимо в процессе профориентационной работы учить ориентироваться в требованиях современного рынка труда, прививать ценностные установки, объединять свои интересы со своими возможностями.
Правильно сделанный профессиональный выбор - это успешная личность как психологически, так и материально.
Здесь важно понимать, что свою пригодность к любой трудовой деятельности старшеклассник должен уметь определять. Для этого подросток должен учиться принимать решения и отвечать за них, стремиться к самостоятельности.
Как всему этому научиться? Именно этот вопрос и определяет тему и актуальность нашего проекта «Проблема профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ».
Цель: изучение готовности выпускников к профессиональному самоопределению выпускников
Объект: профессиональное самоопределение подростков.
Предмет: профориентационный лективный психологический курс в форме клубной работы, как средство развития профессионального самоопределения подростков.
Гипотеза: если создать условие, а именно, создание клубного профориентационного объединения для старшеклассников «Перспектива», то становление профессионального самоопределения подростков будет эффективным.
Задачи:
- изучить теоретические понятия «профессиональное самоопределение», «профориентация»;
- изучить психологические особенности профессионального самоопределения подростков старшей школы и выяснить методы выбора будущей профессии;
- определить уровень готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 11-го класса развития психологической компетентности старшеклассников в области профессионального самоопределения;
- проанализировать полученные данные результатов экспериментальной работы;
- разработать курс занятий и рекомендации «Я и мой выбор», направленную на развития профессионального самоопределения обучающихся 11-го класса, развития психологической компетентности старшеклассников в области профессионального самоопределения.
Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами, в работе был использован следующий комплекс методов:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение, беседа;
- тестирование, опрос;
- количественная и качественная обработка полученной информации;
- анализ результатов практической части проекта.
Методики исследования: для изучения уровня развития профессионального самоопределения подростков были использованы следующие методики:
- Анкета «Профессиональные планы»
Цель: оценить когнитивный показатель готовности выпускников к выбору профессии.
- Опросник «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности» Е.А. Климова
Цель: оценить мотивационно-ценностный показатель выбора профессии.
Продукт проекта: сборник занятий «Я и мой выбор» в рамках клубного объединения «Перспектива».
Тип проекта: краткосрочный, исследовательский.
Экспериментальная база: практическая часть проекта проводилась на базе МКОУ СОШ №5 г. Алзамай. В исследовании приняли участие 14 подростков в возрасте 17 лет.
Структура работы: проект состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Особенности профессионального самоопределения подростков
В соответствии с темой нашего проекта рассмотрим понятия «профессиональное самоопределение» и «профориентация» в целом.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Профессиональное самоопределение - это осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Профессиональное самоопределение человека происходит поэтапно.
А именно:
- Формирование в личности профессиональных планов в соответствии с личными и общественными потребностями;
- Непосредственное обучение конкретной профессиональной деятельности. Именно на этом этапе и происходит профессиональное самоопределение личности;
- Третьим и очень важным этапом профессионального самоопределения личности является непосредственное вхождение в профессиональную деятельность;
- Заключительным этапом является реализация профессиональных планов, отношение к трудовой деятельности и профессиональная компетентность.
Рассмотрим подробнее особенности профессионального самоопределения подростков:
- большинство детей подросткового возраста изначально выбирают для профессионального обучения учреждение, а не саму профессию;
- также часто подросток начинает поздно задумываться о выборе профессии и не ощущает важности и необходимости такого выбора;
- на профессиональное самоопределение подростка также сильно влияют его самооценка и уровень притязаний;
- влияние на выбор профессиональной деятельности оказывает достоверность информации о профессии и понимании ее самим подростком;
- подростки малокритичны к себе и не всегда могут сделать объективный выбор.
На самоопределение ребенка подросткового возраста влияют следующие факторы:
- потребность подростка и его предпочтения;
- выбор родителей и их позиция;
- выбор ровесников, предпочтения друзей;
- позиция учителей, их советы;
- способности самого ребенка и уровень их развития;
- престижность и материальная доходность профессии;
- уровень стремления к саморазвитию.
Проблема профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных школ
Практически каждый старшеклассник задает себе вопрос как определиться с будущей профессией. Активно меняющиеся требования и условия на современном рынке труда ставят каждому выпускнику школы вопрос о необходимости вовремя и как можно правильнее для себя определить свои профессиональные перспективы.
В условиях современного образования желательно уже с восьмого класса в системе проводить профориентационную работу.
Базовые направления такой работы в общеоразовательной школе:
- развитие профессионального личностного самоопределения;
- формирование устойчивой структуры интересов;
- развитие активной жизненной позиции в области самоутверждения и самореализации.
Перечислим основные затруднения, которые возникают у подростков в процессе профессионального самоопределения:
- незнание методов, форм и технологий личностного самоопределения;
- неумение проектировать профессиональные планы в условиях требований современного рынка труда;
- традиционное влияние семьи, друзей, окружения на выбор без учета личного интереса и особенностей.
Для того, чтобы сформировать у старшеклассника полноценную готовность к выбору профессии педагоги и специалисты школ должны создавать необходимые условия по развитию личностной потребности к профессиональному самоопределению у каждого выпускника.
В процессе профориентационной работы очень важно научить подростков объективно соотносить свои способности и возможности со своими интересами. Также выпускнику необходимо научиться не только осознанно выбирать профессиональную деятельность, но и планировать ее.
В процессе организации профориентационного образовательного процесса в школе перед педагогами стоит задача сориентировать выпускников в многообразии профессий современного рынка труда, научить старшеклассников понимать себя и свои потребности, разбираться в личностных особенностях.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что профессиональное самоопределение является сознательным процессом и требует постоянного изучения и развития.
1.3. Клубная работа как средство развития профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целями исследовательского проекта были выделены основные компоненты профессионального самоопределения подростков:
-мотивационный;
-когнитивный;
-коммуникативный;
-поведенческий;
-эмоционально-волевой.
Мы считаем, что получить успешное развитие указанных нами критериев можно через более неформальную работу в форме клуба.
В нашем исследовательском проекте мы хотим представить собранных нами занятий для клубного объединения «Перспектива».
За основу такой работы нами взята идея профориентационного проекта «Перспектива» на платформе соцсети В Контакте (ссылка проекта https://vk.com/perspectiva_prof).
Занятия в клубе по предпрофильной профориентационной работы с учащимися предназначены для реализации в общеобразовательных школах.
Профориентационные занятия в форме клубного объединения позволят подросткам не только определить свою дальнейшую профессиональную деятельность, но и, возможно, помочь другим участникам объединения.
Базовой идеей клуба «Перспектива» должно стать обучение выпускников техникам самостоятельного ориентирования
Основной идеей такой клубной деятельности является сосредоточение усилий педагогов на формировании у обучающихся способности к самостоятельному ориентированию в ситуациях неопределённости, на формировании способности к жизненному и профессиональному самоопределению с учётом всех сопутствующих обстоятельств.
Приобретение учащимися таких способностей позволяет им самостоятельно находить профориентационно значимую информацию, устанавливать необходимые контакты, разрабатывать индивидуальные планы, подготавливать нужные ресурсы, осуществлять самопроверку, разработку альтернатив и т.д. Основная задача педагога - психолога при клубном формате профориентационной работы - сформировать в сознании учащихся модель эффективного поведения в ситуации выбора профессии. А затем проконтролировать процессы индивидуального «опредмечивания» этой модели каждым обучающимся.
Вместо устаревшего понимания профориентационной работы как суммы работ по профинформированию, профдиагностике и профподбору наиболее подходящей профессии, в клубный формат внедряется понимание профориентационной работы как стимулирования личностного созревания и формирования готовности и способности к осознанному самоопределению.
Целью деятельности клуба «Перспектива» является разработка каждым обучающимся индивидуального плана вхождения в профессию. При этом индивидуальный план должен быть пошаговым, максимально конкретизированным, учитывать все основные факторы, влияющие на жизненное и профессиональное самоопределение, являться результатом последовательных размышлений и обоснованных решений самого обучающегося, содержать описание результата, которого подросток намерен добиться в ходе самоопределения, а также содержать альтернативные пути получения желаемого результата.
Для достижения поставленной цели решаются следующие комплексные задачи:
- сформировать у старшеклассников осознанную мотивацию и готовность к активной деятельности по жизненному и профессиональному самоопределению;
- сформировать образ индивидуального идеального результата жизненного самоопределения (образ будущего);
- сформировать представления об основных компонентах и структуре ситуации жизненного и профессионального самоопределения, вычленить наиболее значимые факторы;
- сформировать представления об индивидуальной жизненной и профессиональной траектории, о возможности её самостоятельного проектирования и регулирования;
- совместно с подростком обобщить полученные результаты в виде модели ситуации самоопределения;
- создать условия для самостоятельного применения полученной модели к собственной жизненной ситуации и разработку на её основе индивидуального плана вхождения в интересующую профессию.
Задача деятельности педагогов, реализующих профориентационную работу в клубном формате «Перспектива» заключается в том, чтобы максимально корректно помогать обучающимся совершать свои выборы с полным осознанием последствий, принятием ответственности на себя, учётом всех воздействующих факторов и т.д. Другими словами, помогать выбрать не то, что педагогу кажется объективно правильным, а помогать выбрать правильным (научно обоснованным) образом то, что представляется личностно значимым и субъективно правильным самому ученику. Естественно, исключением являются деструктивные выборы, ведущие к негативным результатам как для самого обучающегося, так и для окружающих. Коррекция таких выборов должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации.
Дополнительная оценка эффективности работы клуба «Перспектива» может быть осуществлена на основании изучения изменений, происходящих в следующих психологических характеристиках старшеклассников, что отражено ниже.
Изменения, происходящие в психологических характеристиках подростков
Наблюдаемая психологическая характеристика/психическая функция | Ожидаемое изменение |
Тревожность | Снижение |
Жизнестойкость | Увеличение |
Личностная интегрированность | Повышение |
Картина мира | Возрастание системности |
Образ собственного будущего | Конкретизация |
Временная перспектива | Увеличение |
Аналитические функции | Увеличение количества анализируемых сущностных параметров объектов и явлений |
Функции планирования | Увеличение количества сущностных компонентов в выстраиваемых моделях объектов и явлений |
Функции рефлексии | Увеличение осознанности действий |
Для оценки указанных психологических параметров подростков необходимо использование соответствующих психодиагностических методик и привлечение соответствующим образом подготовленных специалистов.
Выводы по первой главе. Таким образом мы видим, что для формирования и развития устойчивого профессионального самоопределения у старшеклассников необходимо следующее:
- формирование адекватной самооценки своих способностей и возможностей;
- максимальное информирование о мире профессий, их особенностей и требований.
Выбор профессиональной деятельности влияет на успешность человека в жизни, уровень удовлетворенности своей деятельностью. Поэтому так важно грамотно и в системе проводить профориентационную работу в общеобразовательных школах.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Описание и анализ исследования уровня развития профессионального самоопределения обучающихся 11-го класса
Исследование проводилось в МКОУ СОШ №5 г.Алзамай. В эксперименте участвовали обучающиеся 11-го класса, в количестве 14 человек.
Применяемые методики:
- Анкета «Профессиональные планы» (см. Приложение 1)
Цель: оценить когнитивный показатель готовности выпускников к выбору профессии.
- Опросник «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности» Е.А. Климова (см. Приложение 1)
Цель: оценить мотивационно-ценностный показатель выбора профессии.
Результат практической части исследования по проекту представлен в таблице 1 и 2, рисунке 1 и 2.
Таблица 1
№ | Результат по анкете «Профессиональные планы» | | ||
Код оптанта | Критерий | | ||
С | ЧС | НС | | |
1 | + | | | |
2 | + | | | |
3 | | + | | |
4 | | | + | |
5 | + | | | |
6 | + | | | |
7 | | | + | |
8 | + | | | |
9 | | | + | |
10 | + | | | |
11 | + | | | |
12 | + | | | |
13 | | + | | |
14 | + | | |
Примечание: С - сформированы, ЧС - частично сформированы, НС - несформированы.
По результатам анкетирования «Профессиональные планы» мы видим следующее:
Сформированость профессиональных планов - 9 выпускников (64%);
Частичная сформированность профессиональных планов - 2 выпускника (14%);
Несформированость профессиональных планов - 3 выпускника (21%).
Рис. 1 Результат анкетирования «Мои профессиональные планы» в экспериментальной группе
Пять выпускников из экспериментальной группы показали несформированность или частичную сформированность своих профессиональных планов.
Для коррекции этих результатов нами было проведено психодиагностическое обследование по методике «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности» Е.А. Климова. Обследование проводилось с целью определения выпускником своих профессиональных склонностей.
Таблица 2
№ Код оптанта | Результат по опроснику «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности» Е.А. Климова |
1 | ЧХ |
2 | ЧХ |
3 | ЧХ |
4 | ЧТ,ЧХ |
5 | ЧХ |
6 | ЧТ,ЧХ |
7 | ЧХ,ЧЗ,ЧЧ |
8 | ЧТ |
9 | ЧХ |
10 | ЧХ |
11 | ЧХ,ЧП |
12 | ЧХ |
13 | ЧХ |
14 | ЧЗ |
Примечание: Ч-П: Человек - Природа, Ч-Т: Человек - Техника, Ч-З: Человек - Знаковые системы, Ч-Х: Человек - Художественный образ, Ч-Ч: Человек - Человек
По результатам обследования по методике «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности» Е.А. Климова определено:
Ч-П: 1 выпускник (7%);
Ч-Т: 3 выпускника (21%);
Ч-З: 2 выпускника (14%);
Ч-Х: 12 выпускников (86%);
Ч-Ч: 1 выпускник (7%),
из них четверо - смешанный тип.
Рис. 2 Результат психодиагностического обследование экспериментальной группы по методике «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности» Е.А. Климова
2.2. Анализ занятий «Я и мой выбор» в рамках деятельности клубного объединения «Перспектива»
Основная идея клубного объединения:
Программа рассчитана на 13 групповых занятий под руководством педагога - психолога. Из них часть отводится на освоение теоретического материала, часть - на его практическую проработку. Предусматривается самостоятельная работа обучающихся с активным вовлечением в неё родителей. Кроме того, отдельным модулем, прилагаемым к данной программе, является серия встреч педагога с родителями выпускников, организуемых в форме специального «профориентационного погружения».
Для успешного выбора профессии необходимо повысить уровень знаний о мире профессий, о потребностях региона, о возможных путях продолжения образования. Элективный курс «Перспектива», направлен на развитие именно этих факторов, поскольку данной программой внедряется понимание профориентационной работы как стимулирования личностного созревания и формирования готовности и способности к осознанному самоопределению.
Основной идеей клуба «Перспектива» является сосредоточение усилий педагогов на формировании у обучающихся способности к ориентированию в ситуациях неопределённости, на формировании способности к самостоятельному жизненному и профессиональному самоопределению с учётом всех сопутствующих обстоятельств. Приобретение выпускниками способностей, позволяющих им самостоятельно находить профориентационно значимую информацию, устанавливать необходимые контакты, разрабатывать индивидуальные планы, подготавливать нужные ресурсы, осуществлять самопроверку, разработку альтернатив и т.д.
Программа элективного курса предпрофильной профориентационной работы с обучающимися 9-11-х классов предназначена для реализации в общеобразовательных школах.
Клубное объединение «Перспектива» призвано упорядочить профориентационную работу в 9-11-х классах, придать ей системность, прозрачность для всех участников образовательного процесса, повысить результативность и заложить основу для её стандартизации.
Целью реализации курса является разработка и последующая реализация каждым участником клуба индивидуального плана вхождения в профессию. При этом индивидуальный план должен быть пошаговым, максимально конкретизированным, учитывать все основные факторы, влияющие на жизненное и профессиональное самоопределение, являться результатом последовательных размышлений и обоснованных решений самого участника, содержать описание результата, которого обучающийся намерен добиться в ходе самоопределения, а также содержать альтернативные пути получения желаемого результата.
Для достижения поставленной цели решаются следующие комплексные задачи:
- сформировать у обучающихся осознанную мотивацию и готовность к активной деятельности по жизненному и профессиональному самоопределению;
- сформировать образ индивидуального идеального результата жизненного самоопределения (образ будущего);
- сформировать представления об основных компонентах и структуре ситуации жизненного и профессионального самоопределения, вычленить наиболее значимые факторы;
- сформировать представления об индивидуальной жизненной и профессиональной траектории, о возможности её самостоятельного проектирования и регулирования;
- совместно с обучающимися изучить наиболее значимые факторы ситуации жизненного и профессионального самоопределения, обобщить полученные результаты в виде модели ситуации самоопределения;
- создать условия для самостоятельного применения полученной модели к собственной жизненной ситуации и разработку на её основе индивидуальной жизненной, образовательной и профессиональной траектории и плана вхождения в интересующую профессию.
Выводы по второй главе. Таким образом, проведя анализ практической части нашего проекта, мы видим, что у многих будущих выпускников интерес к профессии в большинстве случаев носит характер мечты, и свои мечты они не соотносят с практической деятельностью.
Профориентационная работа в рамках клуба «Перспектива» позволит осуществить переход психологических характеристик в новое качественное состояние от недостаточной самостоятельности, спонтанности в действиях к эмоциональной стабильности, практичности, реалистичности, уравновешенности, решительности и объективности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш проект был посвящен теме проблемы профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ.
Мы изучили понятия «профессиональное самоопределение», «профориентация».
В ходе практической части нашей работы над проектом мы выяснили, что многие обучающиеся на пороге выпуска из школы все еще не знают куда поступить, в какой сфере деятельности себя реализовать.
Изучив научно - теоретическую литературу мы видим, что от того, как будет организована профориентационная работа в школе зависит успешность выпускника в будущем.
Мы видим, что важно, чтобы такая работа была ориентирована на практическое решение проблемы: обеспечить в будущем рынок труда самоопределившимися кадрами, способными найти решение в нестандартных ситуациях, подготовив современных подростков выстраивать профессиональную перспективу, составлять индивидуальный план вхождения в профессию, в том числе осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
Проведя анализ методов, предусмотренных лективным курсом «Перспектива», мы видим его эффективность и доступность в применении на практике.
Цель нашей работы достигнута.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2001. - 699 с.
Ануфриева, Д.Ю. Основные направления развития профессионального педагогического образования / Д.Ю. Ануфриева. // Международная научная академия.
Болучевская В.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с.
Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б.С. Волков. - М Академический проект, 2007. - 333 с.
Гизатова, И. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников в процессе профильного обучения / И.А.Гизатова // Концепт. Спецвыпуск № 02. - 2013. - С. 20-27.
Гизатова, И.А. Воспитание профессионального интереса у
старшеклассников / И. А.Гизатова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 170-173. - 428с.
Голубева Е. А. Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 150-152.
Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование /Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: 1998. - 125 с.
Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шалобанова. // Вопросы психологии. - 2001. - № 1 - С.57-66.
Озерова, М.В. Роль профилизации в формировании образовательных стратегий старшеклассников: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социолог. наук / М.В. Озерова. - Екатеринбург: 2013.
Смирнова, Ю.Е. Психологические предпосылки профессионального самоопределения старшеклассников профильной школы: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Ю.Е. Смирнова. - Санкт Петербург: 2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Профессиональные планы»
1. Какую профессию и специальность ты собираешься выбрать?
а) еще не знаю
б) собираюсь выбрать одну из следующих
в) выбрал профессию (специальность)
2. В каком классе ты выбрал указанную профессию, специальность? (если еще не выбрал, на этот вопрос отвечать не надо)
3. Какие условия, по твоему мнению, имеют значение для твоего профессионального самоопределения? (главную причину обведи кружочком; остальные, имеющие значение, отметь знаком «+»):
а) способности
б) склонности и интересы
в) значимость профессии
г) состояние здоровья
д) создавшиеся условия
е) влияние других людей
ж) стремление стать самостоятельным
з) семейные обстоятельства
и) другое
4. Где ты собираешься приобрести профессию или специальность?
5. Каким образом ты познакомился с выбираемой профессией?
а) приходилось слышать по радио, видеть по телевизору, в интернете, читать
б) приходилось слышать от представителей этой профессии, от знакомых, учителей, родителей
в) систематически читаю, смотрю видео об этой специальности
г) пробую практически работать в области этой профессии, участвую во всем, связанном с ней
6. Укажи, какие еще профессии тебе нравятся
7. Укажи, какие еще профессии ты хотел бы выбрать
8. Какие учебные предметы тебе больше всего нравятся
9. Какие занятия в свободное время тебе доставляют самое большое удовольствие?
10. В деятельности каких факультативов ты участвуешь?
11. Что ты уже сделал, чтобы лучше познакомиться с будущей профессией?
12. Что бы ты делал, если бы не удалось осуществить планируемых профессиональных намерений?
а) еще не знаю
б) поступил бы на работу (укажи куда, кем)
в) после поступления на работу стремился бы осуществить свои намерения
г) поступил бы учиться (укажи куда, по какой специальности)
д) другое (укажи) .
13. Насколько хорошо ты знаком с выбранной профессией:
а) хорошо
б) в общих чертах
в) слабо
г) не знаком
14. Какая помощь тебе необходима для подготовки к профессии?
Дифференциально диагностический опросник
(ДДО; Е.А.Климов)
Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа Назначение теста
Назначение теста
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
ТЕСТ
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
| 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
| 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Обработка и интерпретация результатов
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Уникальность текста: 41%