12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алёна22
2

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте



ФИО: Конькова Алена Андреевна

Место работы: МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое» Саратовская область ( учитель начальных классов)

Эл. Почта: perevozchikova1999@bk.ru

Название работы: Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте



































Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время проблема развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения данной проблемы в значительной степени зависит эффективность самого учебного процесса, так как интерес является основным мотивом и средством познавательной деятельности учащихся.

Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Несмотря на то, что познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно, до сих пор остается нерешенным вопрос – как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.

Объект исследования: познавательный интерес в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников через использование проектной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте и исследовать возможности проектной деятельности для развития познавательного интереса у младших школьников.

Задачи исследования:

Рассмотреть проблемы развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте.

Описать и провести анализ результатов констатирующего эксперимента.

Организовать работу по развитию познавательного интереса у младших школьников через проектную деятельность.

Гипотеза исследования: использование проектной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста позволит повысить уровень познавательных интересов у детей.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы начальной школы по развитию познавательного интереса у младших школьников.

Основное содержание

1. Развитие познавательного интереса у младших школьников как педагогическая проблема

Познавательные интересы у детей появляются относительно в раннем возрасте и удовлетворяются самыми различными способами. Таким образом, ребенок идет в школу с достаточно широким кругом сведений, которые приобретаются по мере встреч с теми или иными явлениями действительности. Но эти сведения и знания еще не систематизированы .

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства и любознательности с включением внимания.

По мнению В.К. Буряк устойчивость познавательного интереса представляет собой залог положительного и активного отношения младших школьников к обучению в школе, основу полноценного усвоения знаний .

По уровню устойчивости познавательный интерес может быть: ситуативным, относительно устойчивым, достаточно устойчивым.

Стоит отметить, что глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается крайне редко, чаще такой интерес сочетается с ранним развитием специальных способностей.

Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Интересы младших школьников чаще поверхностные, фрагментарные, ситуативные, связанные с переживанием своего отношения к предмету в данный момент .

Таким образом, познавательный интерес – это один из самых значимых мотивов познания. Он проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.

Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые сведения о мире, поэтому хорошо продуманный и отобранный учебный материал, будет поражать воображение обучающихся новым, неизвестным, будет заставлять их удивляться. Материал урока должен обязательно содержать новые достижения науки, научные поиски и открытия – все это будет важным звеном формирования интереса к учению.

Влияние личности учителя составляет ту живительную силу, которая дает толчок к любознательности и глубокому познанию младших школьников.

Учитель, который знает и любит свой предмет, обладает педагогической культурой, понимает возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, как правило, добивается наибольших успехов в развитии детской любознательности и формировании у школьников глубокого интереса к знаниям.

2. Понятие проектной деятельности и особенности ее использования в младшем школьном возрасте

Наиболее лаконичным, на мой взгляд, является определение проекта как «целенаправленного, фиксированного по времени, управляемого педаго­гом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей».

Проектная деятельность – специфическая деятельность (совокупность разных видов деятельности) субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания .

Преимущества проектной деятельности: является одним из методов развивающего обучения; повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов.

Возможности проектной деятельности, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Практическая часть

3. Выявление уровня развития познавательного интереса у младших школьников

Исследование проходило на базе МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое» Саратовской области среди учащихся 1 «А» класса, в исследовании приняло участие 15 человек.

Исследование проходило в период с декабря 2021г. по апрель 2022г. в три этапа.

На первом этапе – констатирующем – провелась диагностика уровня развития познавательного интереса у младших школьников. Этот этап проходил в декабре 2021г.

Для диагностики уровня познавательного интереса у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент с применением анкетирования.

Оценка имеющегося уровня развития познавательного интереса у младших школьников проводилась с помощью трёх методик. Целью этих методик является выявление уровня развития познавательного интереса младших школьников. Основой для нашего исследования послужили следующие методики:

методика «Мозаика»; методика «Оценка; метод наблюдения.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности развития познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Таким образом, по данным констатирующего эксперимента, можно предположить, что для большинства испытуемых характерна познавательная инертность, мнимая самостоятельность действий и полная бездеятельность при затруднениях.

2.2 Организация работы по развитию познавательного интереса через создание проекта

На втором этапе – формирующем – в 1 «А» классе мы подобрали тему проекта: «Этот загадочный космос».

Цель данного проекта систематизировать знания детей о космосе и космонавтах. Создать стенгазеты и викторину.

Задачи:

1. Образовательные – Расширять представление детей о Космосе, космонавтах, о космических полётах, об особенностях жизни космонавтов во время полета в Космос.

2. Развивающие – способствовать развитию познавательных интересов, развивать связную речь, внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.

3. Воспитательные – воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности.

Этот этап длился 2 месяца – март-апрель 2022г.

Тема проекта – «Этот загадочный космос».

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

регулятивные-управление познавательной и учебной деятельности на основе поставленной цели.

познавательные-умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов.

коммуникативные-умение оформлять свою мысль в устной форме, уметь слышать и слушать.

Период реализации проекта – 2 месяца.

В проекте «Космос» мы выделяем следующие этапы:

Погружение в проект.

Организационный этап.

Осуществление деятельности.

Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Работа над проектом осуществлялась как в урочное время на уроках окружающего мира и технологии, так и на внеурочных занятиях.

Подробнее о каждом этапе можно ознакомиться в таблице 1 – Ход работы над проектом. Приложение В.

На третьем этапе – контрольном вновь исследовался уровень познавательного интереса детей в двух классах, используя те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

По данным контрольного эксперимента, можно сказать, что уровень низкого познавательного интереса снизился на 27%, а высокого увеличился на 20%. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Мы смогли зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно и продуктивно работать. Познавательный интерес и проектная деятельность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Они обеспечивают целостное восприятие окружающего мира, дают толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждают их личностный рост.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В своем экспериментальном исследовании я провела анкетирование с целью изучения уровня познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у младших школьников показала, что: низкий уровень познавательного интереса диагностирован у большинства испытуемых – 53%. Для большинства испытуемых характерна познавательная инертность, мнимая самостоятельность действий и полная бездеятельность при затруднениях. После проведения эксперимента мы увидели, что познавательный интерес обучающихся увеличился на 20%.

Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования.        Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных проектов. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы начальной школы по развитию познавательного интереса у младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, все задачи исследования были решены.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf

Книги, печатная периодика

Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2007. 34 с.

Ахмедбекова Р.Р. Познавательная активность как условие формирования личности младшего школьника // Психолого-педагогические науки. – 2009. - № 3. – С. 29-31.

Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2004. 272 с.

Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. – М.: Просвещение, 2003. 413 с.

Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Психология обучения. 2008. - № 3. – С. 118-119.

Электронные ресурсы

Развитие познавательных интересов младших школьников [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/21/razvitie-poznavatelnykh-interesov-mladshikh-shkolnikov





ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9.У тебя в классе много друзей?

10.Тебе нравятся твои одноклассники?


Интерпретация результатов

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Проект 1

Название: «Этот загадочный космос»

Возраст: 7-8 лет, 1 класс.

Направление: общекультурное.

Проблема: приближается День Космонавтики, но у детей недостаточно знаний об этом празднике

Цель: систематизировать знания о космосе и космонавтах.

Задачи:

1.Изучить литературные источники по данному вопросу.

2.Определить вид и форму конечного результата (плакат, викторина)

3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.

4. Распределить обязанности в группах.

5.Наметить план, последовательность деятельности (найти информацию, подготовить схему-рисунок)

6. Изготовить проектный продукт

7. Провести презентацию проектов









Приложение В

Таблица 1 – Ход работы над проектом.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Погружение в этап

Ставит перед учащимися проблемы, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания.

Происходит распределение тем проектов на добровольных началах, что усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме

Организационный этап

При работе помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.


Находят источники информации, консультируются с учителем.

Осуществление деятельности

Консультирует, фасилитирует. Осуществляет промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносит изменения в процесс проектной деятельности, корректирует последовательность операций.

В процессе выполнения практических операций учащиеся при совместной деятельности с учителем подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач.

При поиске и сборе информации учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Учащиеся выбирают способ сбора информации: наблюдение, социологический опрос, проведение экспериментов. 


Отработка и оформление результатов проекта

Учителю необходимо наблюдать за анализом информации, советовать возможное представление результатов исследования.

Когда проекты выполнены, учитель предоставляет учащимся возможность оформить проекты быстро и качественно,: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите.

Структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.  В основе этого этапа:

анализ информации;

формулирование выводов.

Учащимся необходимо систематизировать полученные данные, подвести итог работы, оформить результаты исследования, выстроив общую схему, сделать выводы. 

Подготовка речи выступления.
Защита проекта.

Обсуждение полученных результатов

Оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.


Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу.



16


Автор материала: А. Конькова (2 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.