«Развитие эмоционального интеллекта у детей младше школьного возраста из замещающих семей»
Автор публикации: Л. Бордюг, ученица 10А класса
Автор публикации: А. Давыдкина, ученица 10А класса
| Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества г. Магадан | |
Проект на тему
«Развитие эмоционального интеллекта у детей младше школьного возраста
из замещающих семей»
Авторы проекта: Бордюг Людмила
Давыдкина Алёна
Руководитель проекта: Хамлова Кристина Витальевна,
Педагог-психолог
Оглавление
Аннотация проекта
Теоретическая часть проекта
Практическая часть проекта
Выводы
Список литературы
Приложения
Аннотация проекта
Актуальность: в наше время очень многие дети не могут разобраться в своих эмоциях, позже это может перерасти в серьезные последствия и неспособность человека приспособиться к обществу.
Тип проекта: практико - социальный
Цель проекта: помочь детям разобраться в себе и своих внутренних переживаниях и эмоциях.
Задача проекта: провести с детьми занятия по развитию их эмоциональной сферы.
Проблемные вопросы:
какие эмоции чаще всего чувствуют дети?
как развитие эмоциональной сферы поможет ребенку в будущем?
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 7- 11 лет
План действий по реализации проекта:
Определение проблемы и цели проекта.
Поиск теоретической и практической информации.
Встреча с администрацией школы по реализации практической части проекта.
Проведение исследования (контрольная группа).
Проведение исследования с группой детей из замещающих семей (экспериментальная группа).
Анализ полученных результатов исследования.
Подведение итогов проекта.
Теоретическая часть
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.
Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки. Естественно, поведение взрослых может как ускорить, так и затормозить эмоциональное развитие ребенка.
Эмоции – особый вид психических состояний человека, он сопровождается в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств, сопровождает все психические процессы и состояния.
Эмоциональная сфера представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Дети склонны переживать эмоции на основе подражания, что характеризует такие особенности: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.
Особенности младшего школьного возраста:
Импульсивность.
Общая недостаточность воли.
Эмоциональность.
Коллективная общественная деятельность.
Особенности детей из замещающих семей:
Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, имеют целый ряд личностных особенностей, в частности, они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений.
Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.
После того, когда ребенок попадает в семью проблемы не уходят. Не все дети с рождения попадают в детский дом, есть кого отдали в возрасте и 2-3 лет и при этом ребенок попал в замещающую семью уже лет в 6, кажется, что вроде всего пару лет он жил в детском дома, но при этом нехватка тепла, любви, опеки со стороны взрослых очень сказывается на его развитии. Та как именно в дошкольном возрасте происходит формирование всех психологических функций.
Ранний детский опыт ребенка-сироты формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — «утрату базового доверия к миру», которая проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.
Эмоциональная недостаточность.
Пренебрежение.
Институциональное воспитание:
- обеспечен всем необходимым, но все появляется само собой (еда в столовой, чистое белье, новое стекло взамен разбитого. Откуда берется. Что нужно сделать – р.не знает. Р.не имеет право отвечать за кого-то слабого (маленького брата или животное).
- время от времени приезжают люди, одаривают подарками. Р.приходит к выводу: «мне все должны». Дети рассматривают подаренные мобильники: «Это-отстой, старая модель». --- «У меня в детстве ничего не было, мне все задолжали». Годами копится обида на судьбу, растет зависть к более благополучным людям, которые легко перерастают в агрессию.
- в ДД все распределяют поровну, по нормам. Нет возможности, как у домашнего, наесться конфет именно сегодня, потому что как-то грустно. Очень хочется розовую тетрадку, а не зеленую. Как добыть желаемое? Либо выпросить, либо отнять, либо украсть. Не потому что плохой, а потому. Что по-другому его индивид.желания выполнены быть не могут.
- В ДД ребенок постоянно живет в группе сверстников. Взрослые приходят и уходят, настоящая «семья» - это ребята из его группы. В рез-те р.не имеет возможности освоить роль ребенка. Норма: роль р.в семье состоит в том, чтобы слушаться старших, обращаться к ним за помощью, помогать им, подлизываться, клянчить конфеты, препираться, ждать поцелуя перед сном и т.д. У детей из ДД нет возможности научиться быть ребенком. Именно поэтому очень тяжело дается период адаптации в семье.
- Р. Из ДД не знает элементарных вещей: как самому приготовить еду, как ухаживать за одеждой. Как растить и воспитывать детей. Не знаком с понятиями «дожить до зарплаты», «отложить на отпуск», «заплатить за квартиру» и т.п.
Практическая часть проекта
Цель: выявить уровень эмоционального состояния у детей из замещающих семей.
В исследовании приняли участие две группы детей:
Группа 1. Дети из обычных семей, учащиеся общеобразовательной школы (учащиеся 3го класса). Количество – 21 человек.
Группа 2. Дети из замещающих семей (7-11 лет). Количество – 10 человек.
Детям каждой группы предлагалось выполнить два задания:
«Нарисуйте, пожалуйста, эмоцию, которую Вы используете чаще всего».
«Нарисуйте, пожалуйста, эмоцию противоположную той, которую вы нарисовали».
Примеры детских работ см. Приложение 1 (Группа 1), Приложение 2 (группа 2)
Результаты исследования
Таблица 1
Результаты по первому вопросу
Эмоции | Контрольная группа | Дети из замещающих семей |
Радость | 90 % | 40 % |
Грусть | 0 | 30 % |
Гнев | 0 | 0 |
Испуг | 10 % | 0 |
Спокойствие | 0 | 30 % |
Таблица 2
Результаты по второму вопросу
Эмоции | Контрольная группа | Дети из замещающих семей |
Радость | 0 | 55 % |
Грусть | 62% | 0 |
Гнев | 24 % | 30 % |
Испуг | 14 % | 15 % |
Спокойствие | 0 | 0 |
Выводы
Плюсы взаимодействия детей с детьми.
1. Возможность научить ребёнка чему-то новому, используя личный опыт.
2. Возможность проявлять творческие навыки на занятиях с детьми .
3. Приобретение навыков при взаимоотношении с детьми.
Продукт проекта: дальнейшая подготовка и проведение развивающих занятий с детьми из замещающих семей
Список литературы
Волосова Е.Развитие эмоций у детей.// Дошкольное воспитание № 11. 2000г. – С.57-59.
Выготская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Психологический журнал №4. 2006. С. 55-63.
Выготский Л.С. Воспитание чувства. // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 301 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Приложение 1
Примеры детских работ (Группа 1)
Ответ на 1й вопрос | Ответ на 1й вопрос |
|
|
| |
|
|
Приложение 2
Примеры детских работ (Группа 2)
Ответ на 1й вопрос | Ответ на 1й вопрос |
|
|
|
|
|
|
12