Статья «Роль семьи в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 13 April 2023

В течение последних десятилетий родители всё больше внимания уделяют интеллектуальному и физическому развитию детей, с раннего возраста отдавая их в спортивные кружки, шахматно-шашечные секции, кружки по робототехнике и компьютерным технологиям.  При этом всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут оценить и выразить свое эмоциональное состояние, тем более правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. Дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце», о котором писал Л.С. Выготский [2, с.312]. Этот феномен проявляется в том, что ограниченное общение ребенка со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что блокируются каналы формирования и передачи чувств, существенно ограничиваются возможности обогащения эмоциональной сферы, приобретения социального морально-этического опыта. Многие авторы отмечают, что у современные дети недостаточно эмпатичны,  они стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать и сопереживать [12, с. 15]. А ведь именно эти умения, являясь цементом в фундаменте общества, обеспечивают и личную успешность человека в самых разных сферах жизни.

Традиционно «эмоции» и «интеллект» принято противопоставлять. Понятие «ум» часто используется как синоним уровня развития познавательной сферы человека, то есть обозначает его способность  оперировать информацией, состоящей из символов, в основном цифр и букв, и на основе этой информации строить логические цепочки и делать выводы.

Однако современные исследователи доказывают, что для достижения успеха одного интеллекта, связанного со способностью легко оперировать знаками и символами, недостаточно [4, с. 25]. Американский психолог Говард Гарднер создал теорию множественного интеллекта, который включает в себя, кроме логико-математического,  еще  лингвистический,  телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный и  другие, всего автор выделил 9 видов интеллекта. «Википедия» определяет «интеллект» как «общие  способности  к  познанию,  пониманию  и  разрешению  проблем».  Таким  образом, можно сделать вывод, что интеллект неоднороден и в зависимости от того, какой информацией человек оперирует, можно выделить: вербальный интеллект, связанный с оперированием информацией, заложенной в словах; логико-математический интеллект – цифрами, кинестетический – взаимодействием в пространстве и телесными ощущениями и т. д. Тогда эмоциональный интеллект представляет собой способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем и передаем с помощью эмоций.

Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решений. Как писал  Кэррол Изард, автор дифференциальной теории человеческих эмоций: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [7 с.38]. По данным последних нейрофизиологических исследований, без эмоций невозможно принимать какие бы то ни было решения. В своей книге «Ошибка Декарта: эмоции, психика и мозг человека» американский профессор нейробиологии, психологии и неврологии Антонио Дамасио оспаривает знаменитое высказывание Рене Декарта: «Я мыслю – значит, существую» [6, с. 120]. С точки зрения современной науки более правильным является вариант: «Я чувствую – значит, существую».

В настоящее время ученые не смогли прийти к единому мнению, что же такое «эмоциональный интеллект». На данный момент существует несколько основных моделей эмоционального интеллекта (Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, П. Сэловея и Дж. Майера и др.) [13, с. 34]. Чаще всего авторы  включают в это понятие такие навыки как умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями других.

Именно эмоции делают человека существом социальным, принадлежащим человеческому обществу. Социализация в психологии определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 267].

Первым институтом социализации ребенка является семья, а её базовыми механизмами - подражание и идентификация. Именно через подражание ребенок учится определенным образом выражать свои чувства, а путем идентификации и сопровождающей её эмпатии он учится тому, как эмоционально реагировать на те или иные стимулы внешней или внутренней среды.  Здесь очень важно дифференцировать родительскую  эмоциональность, и эмоциональный интеллект. Эмоциональность - это состояние, когда взрослым человеком правят эмоции, и он немедленно реагирует на нежелательное детское поведение словами, а порой криками и наказаниями. Эмоции могут стать для взрослого человека ловушкой, из которой не так просто выбраться. Родитель пытается сделать хоть что-то, сотрясая воздух криками или прибегая к телесным наказаниям ребенка, что конечно, вызывает обратную реакцию и не приносит пользы ни родителю, ни ребенку, ни отношениям. Когда родитель не понимает, какие этапы развития проходит ребенок, когда нет четких правил, наказания и угрозы кажутся необходимостью. Ситуация, вышедшая из-под контроля, неизбежно влечет за собой напряженность и ожесточение. Дети и сами чувствуют отчаяние и беспомощность родителей, попавших в ловушку собственных эмоций [8, с. 17-22].

Другая ситуация складывается, когда родители могут учитывать возраст своего ребенка и устанавливать выполнимые правила, соответствующие этапу развития, понимают особенности каждого этапа, могут предъявлять к детям адекватные требования, устанавливать четкие правила, задавать понятные рамки и помогать детям развиваться и усваивать, что можно и чего нельзя, могут своим примером показать, как нужно действовать в той или иной ситуации, - всё это помогает создать доверительные и спокойные отношения. Именно из такой родительской позиции в процессе подражания и идентификации ребенок интериоризирует, усваивает способы социального поведения.

 

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1980. 416 с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского.  М.: Педагогика, 1987. 344 с.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. 143 с.

4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 512 с

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект/ пер. с англ. А.П. Исаевой.  М.: ACT, 2009. 478 с.

6. Декарт Р. Правила для руководства ума/ пep. c латинского B.И. Пикова.  М.: Соцэкгиз, 1936. 176 с.

7. Изард К. Эмоции человека. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 464с.

8. Новара Д. Наказания бесполезны! Как воспитывать детей, не попадая в ловушку эмоций. М.: Альпина Паблишер, 2020. 294с.

9. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.

10. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств»//Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. - С.17-22.

11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «ИздательствоГНОМиД», 2001. 160 с.

12. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.

13. Шабанов С., Алёшина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика.  – 9-е изд. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 432с.

14. Эмоциональное развитие дошкольника/А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой,—М.: Просвещение, 1985. 176с.

​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации