Научно-исследовательская работа «Речь современного школьника»

6
0
Материал опубликован 22 April 2019

МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ №38

 

Научно-исследовательская работа на тему:

«Речь современного школьника»



Автор: Кардова Елена ученица 8Б класса
Руководитель: Захарова Оксана Викторовна



Иркутск 2019

 

Содержание
Введение
Глава 1.
1.1.
Толкование слова речь.
1.2. Что значит выражение «Литературно-языковая норма», и что подразумевают под этим понятием учёные.
1.3.
Свойства речи.
Глава 2.

2.1. Почему вредно употреблять нецензурную лексику, жаргонизмы, вульгаризмы и просторечия.
2.2. Факторы, которые влияют на формирование речевой культуры моих сверстников.
2.3. Рекомендации по формированию культурной речи подростков.
Заключение
Список использованных материалов




Введение
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
Сократ


Со времен зарождения цивилизации, речь играла огромную роль для человечества. Речь фактически стала основным инструментом для общения между людьми. Была тем самым мостиком посредством которого мысли , предавались от одного человека другому, от одного человека обществу в целом, и являлась средством коммуникации в обществе. Практически во все времена были очень востребованы люди , которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли. Но на данный момент жизни речевая культура находится на низком уровне, ведь жаргонизмы, вульгаризмы, просторечия и нецензурная речь прочно вошли в современный язык. То, что раньше осуждалось как низкое, недопустимое в культурном общении, сейчас считается нормой среди молодёжи. Поэтому не зря вопрос о сохранении культуры речи обсуждается на высшем государственном уровне. Я считаю, что данной проблемой не должно быть увлечено только государство, но интерес должны проявлять обычные граждане. Мы же не хотим через несколько десятилетий оказаться среди невежественных народов планеты. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Целью моего исследования является: Сделать так, чтобы как можно больше моих сверстников перестали применять в своей речи различные жаргонизмы, вульгаризмы и так далее, и чтобы каждый подросток задумался о повышении своих речевых навыков.
Для осуществления цели я поставила перед собой несколько задач:
1. Дать наиболее точное толкование слову речь.
2.Узнать, что значит выражение «Литературно-языковая норма», и что подразумевают под этим понятием учёные.
3.
Рассмотреть некоторые свойства речи.
4.Понять, почему вредно употреблять нецензурную лексику, жаргонизмы, вульгаризмы и просторечия.

5. Выявить факторы, которые влияют на формирование речевой культуры моих сверстников.
6. Составить рекомендации по формированию культурной речи подростков.





Глава 1

1.1. Толкование слова речь.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Также, речь- это существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

1.2. Что значит выражение «Литературно-языковая норма», и что подразумевают под этим понятием учёные.

Литературно-языковая норма- исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.

Современные ученые под нормой понимают следующее:

Нормы - это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованный людей (В. Ф. Греков)

Под литературно - языковой нормой обычно понимают совокупность наиболее устойчивых, освящённых традицией языковых средств и правил их употребления, принятых в данном обществе, в данную эпоху .
(Г. Я. Солганик)

Норма - центральное понятие о правильности речи и о её культуре. Норма литературного языка - это социально одобряемое правило, объективированное реальной речевой практикой, правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества.
(В. Горбачевич)

Свой взгляд на понятие нормы имели известные ученые-лингвисты. Так, например Пешковский Александр Матвеевич считал, что, норма есть идеал, раз и навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.

1.3. Свойства речи.

1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждение и поведение.



Глава 2

2.1.
Почему вредно употреблять нецензурную лексику, жаргонизмы, вульгаризмы и просторечия.

Нецензурная лексика, жаргонизмы и так далее очень опасны для детей любого возраста. В первую очередь они являются проводником насилия в жизнь ребенка. Сквернословие и жаргонизмы чаще всего становится спутником драк и любых видов агрессии. Поэтому дети очень быстро пропитываются этой энергетикой и начинают активно транслировать ее в окружающий мир, удивляя своим поведением порой довольно благополучных родителей.
Во-вторых, от матерных слов практически мгновенно вырабатывается зависимость. Психологи довольно часто проводят параллель между ней и алкогольной либо никотиновой зависимостью. Ребенок, употребляющий с самого раннего возраста ненормативную лексику, жаргонизмы, вульгаризмы и просторечия, с большим трудом сможет избавиться от этой привычки. Процесс потребует от него невероятных усилий.


2.2. Факторы, которые влияют на формирование речевой культуры моих сверстников.

1)Телевидение (телепередачи, сериалы и так далее)
Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает.
Телевидение - это один из главных источников СМИ. Большинство телепередач и сериалов учат нас чему – то интересному и полезному, но есть и не очень хорошие телепередачи и сериалы, которые сильно влияют на речевую культуру.
Решение: Можно заменить плохую телепередачу или сериал на познавательную на более познавательную телепрограмму.

2)Музыкальная культура
Музыка играет очень большую роль в жизни подростков. Ведь чаще всего они находят в словах песни себя и тем самым пытаются справиться с проблемами. Также, собственный музыкальный вкус- это так называемая индивидуальность, к которой стремится почти каждый подросток. Плохие слова, даже всецело подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там на очень долгий срок. Искажения вторгаются в языковую картину мира человека, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.
Решение: Современные исполнители совсем забывают о богатстве родного языка. И сочиняют не очень хорошую музыку.
Но люди, понимающие, что так нельзя, просто ищут себе хорошую музыку, чаще всего зарубежных исполнителей.

3)Социальные сети
На сегодняшний день важную роль в жизни человека занимают социальные сети. Ни один подросток не может продержаться и дня чтобы не проверить свой твитер или фейсбук. Социальные сети занимают у молодёжи значительную часть их свободного времени.
Современные технологии позволяют подросткам общаться с друзьями, которые находятся за тысячу километров от них самих. В интернете можно найти нового друга, но в некоторых случаях такой друг может повлиять на тебя отрицательно, а именно может очень негативно влиять на формирование твоей речевой культуры.
Решение: Вы можете уговорить своего интернет-друга попытаться избавиться от нецензурной лексики, жаргонизмов и так далее, ведь вместе это сделать намного проще. Но если ваш друг не согласен, то возможно нужно сократить общение с таким человеком.

4)Среда и окружающие люди
К 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: в школе, на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.
Решение: Прежде всего стоит предложить своим друзьям попробовать исключить из речи жаргонизмы, ненормативную лексику, вульгаризмы и просторечия, если они не хотят этого делать, то можно попросить не потреблять такие слова в вашем присутствии, но если и здесь они не хотят пойти вам на уступки, то стоит сократить с ними общения до минимума.


2.3. Рекомендации по формированию культурной речи подростков.
1)Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.

2)Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.

3)Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.

4)Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.
5)
Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.
6)
Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации.
7)
Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.



Заключение

Я сделала вывод, что речь - человека это его визитная карточка. Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством, ведь значение ораторского мастерства очень велико, в построении взаимоотношений с людьми в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере. Кроме того русский язык – это один из самых красивых языков в мире! Также, я дала рекомендации своим сверстникам по формированию культурной речи. Я надеюсь, что как можно больше людей избавятся от ненормативной лексики, жаргонизмов, вульгаризмов и просторечий, ведь говорить правильно - это престижно и красиво!



Список использованных материалов
1. http://www.orator.biz/library/shi-/umenie_govoritj/Ъ
2. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-govorit-pravilno-prestizhno-i-krasivo-o-faktorahvliyayuschih-na-rechevuyu-kulturu-podrostkov-1727614.html
3. https://studwood.ru/1389895/literatura/teoriya_voprosa
4. http://yourspeech.ru/eloquence/talk/gramotnaya-rech.html#i-3
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D1%8C

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей