Научно-исследовательская работа «Роль междометий в речи и тексте (на материале произведений Е.Габовой)»
Автор публикации: Н. Лущик, ученик 7В класса
Автор публикации: К. Полякова, ученица 7В класса
МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Роль междометий в речи и тексте
(на материале произведений Е.Габовой)
Научно-исследовательская работа
Авторы
Лущик Никита
Полякова Карина,
учащиеся 7 класса
Руководитель
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Брянск-2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….1
1.История изучения междометий……………………………………………….3
2. Понятие о междометии. Место междометий в системе частей речи….…..4
3. Роль междометий в предложении……………………………………….…....6
4. Роль междометий в художественном тексте (на материале рассказов Е.Габовой)……………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………...11-12
Библиография…………………………………………………………………...13
Приложение………………………………………………………………………15
Введение
Междометия в современном русском языке составляют «живой и богатый пласт…субъективных речевых знаков» (1, 611), которые предназначены для выражения различных эмоций и переживаний. Выражая чувства и настроения говорящего, междометия не обозначают и не называют эти чувства. Так как эти слова вмещают в себя эмоциональный и интеллектуальный языки, в современной науке нет единой точки зрения на сущность междометий, их происхождение и роль в речи и тексте. Между тем определение этой роли в текстах поможет глубже проникнуть в ткань произведения, объяснить характеры героев, проникнуть в подтекст художественных произведений. Именно желанием рассмотреть роль междометий в художественном тексте, оценить стилистические возможности этой необычной части речи и объясняется интерес к данной теме и объясняется ее актуальность в современной лингвистике. Особый интерес представляют произведения, изучаемые в школе на уроках внеклассного чтения, ведь на знакомство с ними отводится мало часов, и наблюдение над языком этих произведений позволяют глубже их изучить.
Гипотеза: авторы предполагают, что выразительные возможности междометий разнообразны, представляют лингвистический интерес, могут оказать значительную помощь при анализе текста.
Цель настоящего исследования: рассмотреть роль междометий в речи и тексте (на примере рассказы Е.Габовой).
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. изучить историю вопроса о междометиях в современном русском языке;
2. определить функции междометий в предложении;
3. исследовать выразительные функции междометий в художественном тексте и определить их место в системе средств создания художественного образа и идейного замысла автора (на материале рассказов Е. Габовой).
Поставленные задачи обусловили использование следующих методов исследования: семантического и морфологического анализа междометий, сопоставительного описания междометий и лингвостилистического анализа.
Объектом данной работы являются междометия, отмеченные в рассказах Е.Габовой.
Предметом исследования являются рассказы Е. Габовой.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка исследования выразительных возможностей междометий на материале рассказов Е.Габовой. При этом междометия рассматриваются как средство достижения автором выразительности произведения и создания художественного образа.
Исследовательская работа носит теоретическую и практическую направленность. В теоретическом аспекте мы кратко рассматриваем историю изучения вопроса междометий, определение понятия междометий, в практическом - роль междометий в речи и тексте. Практическая ценность работы также связана с возможностью использования ее материалов и результатов на уроках и факультативных занятиях при аналитическом чтении и интерпретации художественных текстов.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя четыре главы. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список литературы.
С художественными произведениями Е.Габовой мы знакомились на сайте Российской государственной библиотеки (РГБ) [11].
1.История изучения междометий
Междометие как часть речи занимает в системе частей речи особую роль. Известный русский лингвист прошлого века В.В. Виноградов, как известно, тоже выделил междометия как особый разряд слов, расположив их после частей речи (знаменательных слов), частиц речи (служебных слов) и промежуточных между теми и другими модальных слов [1, с. 543].
Во всех школьных учебниках междометия также представлены как особые части речи [2, с. 179]. «Междометия -это неизменяемые слова, которые выражают различные чувства, настроения, побуждения, но не называют их»» [3, с.202]. «Междометия - это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения, но не называющие их» [4, с.186].
Несмотря на большое количество научных исследований, посвященных междометию, эти слова по-прежнему остаются, по мнению Л.В.Щербы, «неясной и туманной категорией» [5, с.197]. Свидетельство тому- изученная нами в ходе исследования научная литература. Так, Грамматика русского языка-1960 дает следующее определение междометий: «Междометием называется неизменяемая и не имеющая специальных грамматических показателей часть речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений. По своей внешней форме междометия чаще всего являются короткими выкриками или звукоподражаниями, например: о! ах! ей! эй! ага! ура! чу! брысь! на! стоп! ха-ха-ха!» [6, с.674]. Энциклопедия «Русский язык» также включает в состав междометий «звукоподражательные слова (например, мяу, ква-ква, кукареку, тьфу, тсс, хм, брр)» [7, с.230]. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. не считают звукоподражательные слова междометиями, т.к. они «в отличие от междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и экспрессией» [8, с.274]. Рассматривает данные единицы вне междометий и Русская грамматика-1980. [9, с. 732].
Не решен в лингвистике и вопрос о т.н. «глагольных междометиях». Термин принадлежит А.А.Шахматову, который утверждал, что многие первичные междометия в современном языке сближаются с глагольными типа бац, бух, о чем свидетельствует, например, система словообразования бух-бухнуть, ах-ахать, ахнуть и т.д. [10, с.109]. Такую же точку зрения отражает энциклопедия «Русский язык», рассматривающая в числе междометий «неизменяемые слова, произведенные от однократных глаголов и выражающие краткое и внезапное действие (напр. бах, бац, глядь, шасть, прыг, толк); такие слова называются глагольными междометиями или междометными глаголами» [7, с.230]. В. Виноградов выносит подобные слова за пределы собственно междометий, называя их «междометными глагольными формами» [1, с.594].
Также остается спорным вопрос о включении в состав междометий этикетных слов. В широком понимании к междометиям относят слова, обслуживающие сферу этикета: здравствуйте, до свидания, благодарю, прости (те), извини (те) и т.д. Русская грамматика–1980 посвящает им отдельный параграф - 1704 [9, с. 734]. Но отнесение таких слов к междометиям не является общепринятым.
2. Понятие о междометии. Место междометий в системе частей речи
Мы в нашей работе будем опираться на широкое понимание междометия, представленное в школьном курсе русского языка и нашедшее отражение в учебнике под ред. Рыбченковой [3, с. 202-205]. Авторы учебника разделяют междометия на эмоциональные (ах, ой, ух, эх, ого, боже), побудительные (алло, ну, эй, марш) и этикетные (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания).
Всего нами в рассказах Е. Габовой было выделено путем сплошной выборки 338 междометий. Среди них эмоциональных- 247, побудительных-67, этикетных- 24. (Приложение 1).
Для того чтобы определить, чем отличаются междометия от самостоятельных и служебных частей речи, обращаемся к трудам современных лингвистов.
Во-первых, обращаем внимание на то, что междометия не обладают номинативной функцией, в некотором роде, они являются лишь сигналами, с помощью которого можно быстро выразить реакцию человека на различные явления и события, происходящие в окружающем мире. В этом смысле междометия- своего рода речевые знаки «для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности» [8, с.269].
Во-вторых, важно понять, чем междометия отличаются от служебных частей речи: не выражают смысловых отношений между словами в словосочетании, не соединяют части предложений, не образуют формы слов.
В-третьих, рассматривая морфологические особенности междометий, следует отметить их неизменяемость.
В-четвертых, с точки зрения происхождения междометия бывают как собственно русские, так и заимствованные: алло, баста, батюшки, браво, вот, да, добро, дудки, здорово, есть, извините, как, капут, караул, каюк, марш, осанна, пади, пропасть, скажите, спасибо, страх, ура, фить, и др. Мы также рассмотрели выписанные нами междометия с точки зрения происхождения и пришли к выводу, что большая часть из них- исконно русские (всего 239), междометия, заимствованные из иностранных языков, были выписаны в наш словник (в количестве 99). (Приложение 2)
В-четвертых, с точки зрения образования междометия бывают первообразными (э, и, ах, ох!, эх!, ха!, ну!, фу!) и производными: батюшки, матушки, дудки, здравствуйте, прощайте, извините, помилуйте, смотри, скажи. В рассказах Е.Габовой эти междометия представлены в следующих соотношениях: первообразные-223, производные-115. (Приложение 3).
3. Роль междометий в речи
Синтаксически междометия отличаются от знаменательных частей речи, ибо они, как правило, не являются членами предложения, хотя интонационно обычно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся. В ходе исследования было выявлено 338 междометий, среди которых 147 междометий интонационно связанных с другими членами предложений, 191 междометий интонационно независимы
(Приложение 4).
Так, например, в романе для девочек «Ветер влюбленных» отмечаем междометия, интонационно тесно связанные с другими предложениями:
1. – Это чё, Капитонов был? – спросили за спиной. 2. – Эй, Ветка… Ты слышь, чё ли? 3. Я не поменялся, на фиг! Вот, смотри!
Некоторые междометия (из числа выражающих волеизъявление) могут подчинять себе другие члены предложения. Нами было зафиксировано несколько таких случаев. Например, в рассказе «Улыбка Кубы»: Если бы это была не машина моего папы, я бы сказала: ну и ладно, не всегда же наоборот! В лоб получил «мерс», а не «жигуленок», и поделом. Или в «Сказке выпускного бала»: И вдруг… гля, ребята, да она – симпатяга! Точняк! Или мне показалось? Или там же: Ну а там – «будем посмотреть», как говорит папенций. Или: — Просто ужас, что произошло, кошмар! — продолжала тараторить Иринка. («Нина Игнатьевна против Артёмова»)
- Я всё время шёл за тобой, эх ты, следопыт! («Беличья шкурка»)
Что касается междометий, интонационно не связанных с другими членами предложения, то нужно отметить, что для выяснения семантических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в речи: в собственно междометном значении обычно выступают лишь междометия, стоящие впереди или позади предложения. Междометия, находящиеся впереди предложения, как бы сигнализируют о содержании последующего предложения. Например, в рассказе «Улыбка Кубы»:
– Вау! Его составил какой-то папин товарищ, бывший на острове уже два раза. Сначала Гавана, потом Варадеро, потом какой-то необитаемый остров, да так и написано – Uninhabited island, потом…
Роль поясняющего предложения может выполнять замечание автора. Например, в рассказе «Улыбка кубы»:
– А, – сказал Джон и понимающе заткнулся. У меня вообще такое впечатление, что все парни знакомятся с девушками только в том случае, если эти девушки не заняты. Или: – Ну и зря! Ну и подумаешь! – обиженно крикнула Алена. («Сказка выпускного бала»).
Находясь после предложения, междометие может и не иметь пояснения после себя, так как в этом случае смысл междометия ясен из предыдущего предложения. Например: Когда на меня смотрит Захар, а я ненакрашенная, мне хочется бежать от него прочь, делать мейкап и возникать перед ним красивой. Поэтому в школе я всегда красотка (ха-ха). («Большая девчонка»)
[16, с.93 ]. - Можешь возвращаться к своему Юрке. А-атличники, блин! («Белтчья шкурка»)
[16, с. 145].
Междометия могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц.
Междометия, выражающие волеизъявления и чувства, в разговорном стиле речи выступают иногда в роли сказуемых. Например:
А она ему- Споки ноки, Кислицин. [17, с.226]. («Ветер влюбленных»)
Или: Веснушчатая Галка -вот-вот! Дельфины передают друг другу на расстоянии всё, что хотят. («Кое – что о телепатии») [17, с.226].
В роли подлежащего и дополнения выступают лишь субстантивированные междометия: «Мы услышали: - Давай, давай, упустишь!» («Беличья шкурка» [17, с. 185].
Междометия, стоящие внутри предложений, выполняют иногда роль усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой. Например, «И еще говорят: не надо хвастаться. А я …ах, как расхвасталась перед девчонками в классе: ура, Куба, еду на Кубу! Они, конечно, завидовать… ну и вот… зря радовалась» («Улыбка Кубы») [15, с.84].
Как видно из приведенных диаграмм, большинство междометий в речи синтаксически и интонационно независимы, что свидетельствует об их стилистической значимости.
4. Роль междометий в тексте (на материале рассказов Е.Габовой)
Роль междометий в тексте исследовалась на материале 16 произведений Е.Габовой. Рассматривались различные функции междометий в ходе лингвостилистического анализа и частично образно-концептуального анализа художественного текста.
Было выявлено, что междометия широко используются в художественной речи в шести основных функциях (приложение 5). Прежде всего междометия служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности . Например, в повести «Беличья шкурка» рассказывается о том, как отец Натки, повстречавший хулиганов, услышал от них, уверенных в себе, наглых перед одиноким безоружным человеком следующее:
«- Ну что, боишься бандитов? - спросил один, очевидно, главарь». А когда отец достал ружье, тон хулиганов быстро сменился: - Да ладно, мы только попугать хотели, - лениво сказал главарь, и вся ватага размылась, растаяла».
В этой же повести рассказывается о том, как Галка, подруга Натки, выражается радость по поводу начинающихся отношений с Игнатом, к которому она неравнодушна: «- Говорить, может и страшно, но мы же переписывались. Всю географию! Знаешь, это классно!»
Героиня рассказа «Сказка выпускного бала», отличающаяся пунктуальностью, требовательностью к себе и окружающим, выражает чувство досады оттого, что не везде порядок в классе, не все выполнено по правилам: «Для меня, например, безразлично – есть в нашем классе цветы на подоконниках или нет. Я их не замечаю. А она ткнет пальцем землю в горшке: «Ах, пустыня!» – и бегом поливать».
В романе «Улыбка Кубы» главная героиня Женя выражает свой восторг также при помощи междометий: «Но меня встречали!!! Папа все-таки отыскал одноклассника!!! Как-то умудрился!!! Браво, папа!!! Но – как!»
Как отмечают исследователи, [2,5,7,8], в произведениях художественной литературы междометия усиливают эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например,» -А-а-а! — закричал Приходнов вслед убегавшей Тане. — Будешь знать, как его любить!» («Двойка по поведению») [17, с.125] или «Любопытно ему стало – с кем же это я в школу заявилась? Ведь он таких не знает, а Захар все должен знать. А как же! И ему дела нет, что я тоже не знаю его девицу в желтом купальнике». («Большая девчонка»)
[17, с.38].
Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Такова речь героини в рассказе «Улыбка Кубы»: «Я гляжу на чернокожих людей в легких одеждах, на стайку детей в пионерских галстуках. Вау! У них водятся пионеры! Это племя давно пропало с наших российских просторов! Мы иногда говорили об этом в школе и жалели» [11, с. 340].
Экспрессивна речь легкомысленной школьницы из рассказа «Нина Игнатьевна против Артёмова»:
— Просто ужас, что произошло, кошмар! — продолжала тараторить Иринка.
Богата междометиями речь Ветки, главной героини романа «Большая девчонка». Героиня-девочка смелая, сумбурная, часто порывистая, что заметно в ее речи: «Приятно идти рядом с красивым парнем, понимаете, да? … Девицы из нашей школы мельком взглядывали на меня, потом на Левку и снова на меня –вау!- и не могли скрыть зависти. И поголовно все – все, понимаете, да? – со мной здоровались! … Благодаря Льву, конечно. Наверное, они хотели, чтобы он тоже всем отвечал на приветствия, а не только я. Щас! Будет он с вами со всеми здороваться! Щас! Кто вы такие вообще-то?»
Живость языка героев Е. Габовой во многом объясняется именно употреблением междометий: «– Ой! – испуганно вскрикивает литераторша и падает в обморок», «– Вы чё, с ума посходили?» («Одержимая Милка»); «– У-у-у - Рома оглянулся на Танчу»; «Фу черт, что он говорит!» («Золушка из семьи многодетных»)
Междометия играют также важную роль в характеристике персонажа. Так, Райка Шомысова, главная героиня рассказа «Золушка из семьи многодетных», из бедной многодетной семьи (отец пьет, мать одна работает почтальонкой), чувствует себя изгоем рядом с богатенькими одноклассниками Ромкой и Танчей. Употребленные в ее речи местоимения как раз свидетельствуют и о ее униженном положении, и о ее беззащитности, и о мучительных поисках своего места в жизни: «Эх, Танча, ты даже не знаешь, насколько я взрослее тебя после вчерашнего!», «Фу черт, что он говорит!».
Героиня рассказа «Баскетбольная история» Санька Пенкина - «звезда школьного баскетбола», её пригласили в областную подготовительную группу баскетбольной команды, но хватят почему-то всю команду, а не ее одну, вдобавок ко всему у неё, «звезды» спорта, по физкультуре «четыре». Обида захлестывает Саньку. С одной стороны: «Оп! Мяч в корзине! Оп! И еще раз там! Оп! Оп! Ура!». С другой стороны, самолюбивая Санька в знак по-детски протестует на тренировке в присутствии тренера и всей команды:
«Санька стала на четвереньки и по-идиотски пролаяла: -Ав! –Ав!-Ав!»
Большое количество междометий в речи свидетельствует о том, что речь героя отличается простотой, порой даже примитивностью. На наш взгляд, такова речь Приходнова из рассказа «Двойка по поведению» («Ух ты! Четко! Прыгайте!», «Ха! Соловьев, да? Ну, ладно!»).
Много междометий в речи героев повести «Большая девочка: «– Ну и что – осень? У нас в сентябре еще купальный сезон. Вода – прелесть, ух, парное молоко! Эх, жалко, ты не ходил.
– Увы, – он пожал плечами, – меня не позвали.
– Ох, прости, я просто не догадалась». С помощью междометий писательница передает однообразие речи своих героев, их невежественность.
Особо хочется отметить эмоциональные междометия, образованные от существительных вроде батюшки! глупости! страсть! ужас! беда! горе! и т. п. Эти междометия отличаются от других и характером интонаций, и смысловыми и синтаксическими возможностями. В произведениях Е.Габовой данная группа междометий выполняет самые различные функции. Может иначе распределить смысловые акценты предложения: «Черт, наверное, так и было. У меня там круглое красное пятнышко – как от пневматической пульки». Междометие в данной реплике Левы, героя повести «Большая девочка», демонстрирует желание показаться более «крутым», рассказать о себе романтическую историю, предстать в ином свете перед девушкой.
Также междометия данной группы помогают мгновенно включить читателя в повествование, создают «эффект присутствия». Так, в романе «Сказка выпускного бала» читаем:
«Когда мама рассказала мне, пятилетней, сказочку про ворону, я спросила:
– Мама, а ворона – моя сестра?
Мама засмеялась.
– Батюшки! Судя по тому, что любите одно и то же, вы сестры.
– А меня ведь и зовут как ворону – Вороника…
– Ух, фантазерка, не Вороника, а Вероника. – Мама еще раз засмеялась и крепко-крепко меня обняла. – Вороненок ты мой глупый-глупый!
И я полюбила ворон, этих черно-серых птиц с треугольными клювами».
Помогают междометия и раскрыть характер героев, показать различные движения души. Так, в повести «Отпусти меня» юная героиня, возвратившись из школы уже ночью, с горечью отмечает, что ее никто не ждет, о ней никто не беспокоится: «Ха! Мама спала! Спокойненько так. Сном праведного младенца. И вовсе она не ждала меня! Не переживала! Ни капельки!...Представьте себе, она спит! Ужас! Дочь неизвестно где и, может, вообще уже неживая! А что? Разве так не могло быть? А если бы меня все же сунули в свою тачку мужики эти? Ужас!» В этих словах смятение души героини, жалость к себе самой, беззащитность и одиночество. Не последнюю роль в передаче этих чувств играют междометия.
Как видим, выяснение различных функций и значений междометий позволяет глубже понять характеры героев и авторский замысел в произведениях художественной литературы.
Заключение
Изучив историю вопроса о междометиях в русской лингвистике и рассмотрев роль междометий в речи и тексте, мы пришли к следующим выводам:
1) междометия являются особой частью речи, наделенной специфическими грамматическими и семантическими признаками, отличающими междометия от самостоятельных и служебных частей речи;
2) в предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, однако для выяснения семантических и морфологических признаков междометия необходимо учитывать его место в речи;
3) роль междометий как художественно-выразительного средства в художественном произведении заключается в передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности, усилении эмоциональности высказывания, в характеристике персонажей, прежде всего речевой, в понимании авторского отношения к изображаемому, в интерпретации подтекста.
4) использование междометий подчинено творческому замыслу произведения и обусловлено индивидуальными особенностями авторского мировоззрения и стиля.
Использованная литература
1. Виноградов В.В. Русский язык. - М.: «Высшая школа», 1985.
2.Львова С.И. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2009.
3.Рыбченкова. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2001.
4.Баранов М.Т.и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2005.
5. Щерба Л.В. «Избранные работы по русскому языку». М., 1957.
6. Грамматика русского языка.- М.: 1960.
7. Русский язык: Энциклопедия под ред. Ю. Н. Караулова .-М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
8. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. вузов.- М.: Высшая школа, 1987.
9. Грамматика современного русского литературного языка.- М.: 1980.
10. Из трудов А.А.Шахматова по современному русскому языку. Учение о частях речи.- М.: 1952.
Интернет-ресурсы
11. Российская государственная библиотека (РГБ) [Электронный ресурс]. URL:http://нэб.рф/search/?q_author=%D0%93%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%95.%D0%92.&q_name=
(дата обращения 02.04.2017-09.12.2017 г.)