Роль современной игрушки в процессе социализации ребенка

1
0
Материал опубликован 21 November 2021

Автор публикации: Т. Долженко, ученица 6Б класса


Тема:

«Современная игрушка: бедствие или культурная реальность»


Выполнила:

ученица 5 класса

БОУ «Тарская гимназия №1 им.

А.М.Луппова

Долженко Татьяна Антоновна

Научный руководитель:

БОУ «Тарская гимназия №1 им.

А.М.Луппова

Долженко Татьяна Антоновна


Омск - 2021

Содержание



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3


ГЛАВА I СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛИИ

1.1. Понятие игрушки, ее функции и разновидности…………………………..5

1.2. Отражение тенденций современной культуры в облике игрушки………..8


ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методика проведения……………………………………...11

2.2. Результаты исследования…………………………………………………...12


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………17


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...19


ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Игрушки являются определённой частью жизни любого человека. Даже у взрослого есть любимая игрушка, о которой он вспоминает с теплотой и трепетом. Однако, это не только развлечение. Игрушка выступает средством социализации ребёнка, так как содержит социальный опыт, накопленный людьми. В процессе игровой деятельности ребёнок осваивает этот опыт.

Современный рынок детских игрушек обширен. Родители и дети делают свой выбор, опираясь на рекламу, моду, современную киноиндустрию. В ассортимент входят всё новые игрушки, которые несут в себе не всегда положительный потенциал. При этом значительно видоизменился и сам внешний вид сюжетно-ролевых, технических игровых средств. У части общества такие игрушки вызывают только негатив.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования заключается в неоднозначном восприятии детьми и взрослыми современных игрушек.

Проблема исследования: изменение в социуме ведёт к появлению новых видов игрушек, поэтому необходимо понимать какое влияние оказывают современные игрушки на жизнь ребёнка.

Анализ литературы показал, что детская игрушка изучена как:

- историко-археологический материал (Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам и др.);

- элемент философской культуры (Т.Н. Зиновьева, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Хейзинга и др.);

-педагогическое (воспитывающее) средство (в том числе как атрибут игровой деятельности) (Л.В. Артемова, Е.М. Гаспарова, Т.Н. Доронова, Е.В. Зворыгина, Е.А. Косаковская, Н.П. Линькова, А.С. Макаренко, М.М. Манасеина, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.А. Покровский, Н.А. Рыбников, А.П. Усова, Е.А. Флерина, А.Н. Фролова, М. Эндерлин );

- элемент народного искусства (А.В. Бакушинский, Н.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский, С.В. Россихина и др.);

- средство психического развития (В.В. Абраменкова, Г.Л. Лэндрет, В.К. Лосева, А.И. Луньков, М. Монтессори, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).

Цель исследования – доказать, что современная игрушка отражает культурные реалии современного мира.

Объект исследования: игрушка как элемент культуры.

Предмет исследования: предпочтения младших школьников в выборе игрушки.

Задачи исследования:

1. Определить понятие игрушки, ее основные функции и разновидности.

2. Рассмотреть отражение тенденций современной культуры в облике игрушки.

3. Провести эмпирическое исследование роли современной игрушки в жизни младших школьников.

Методы исследования:

1) Анализ литературы по проблеме исследования.

2) Метод анкетирования.

3) Творческая работа «Моя любимая игрушка»

4) Органолептический метод.

Гипотеза исследования: предпочтение современных младших школьников в выборе игрушек связано с изменившейся культурной реалией.

Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы родителями при выборе игрушек для своих детей.

ГЛАВА I СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛИИ

1.1. Понятие игрушки, ее функции и разновидности

Игрушка имеет длительную историю. Она появилась с возникновением человеческого общества и изменялась на протяжении всех исторических эпох человечества. Игрушка связана с ведущей игровой деятельностью ребёнка, благодаря которой у него формируются такие характеристики, как: ум способности, фантазия, коммуникабельность, находчивость и так далее.1

Приведем несколько определений понятия «игрушка». (таблица 1)

Таблица 1

Толковый словарь Ожегова2

Игрушка - вещь, служащая для игры 

БимБад Б.М. Педагогический

 энциклопедический словарь.-М., 2002.3 


Игрушка - предмет, предназначенный для 

развлечения ребёнка и служащие одновременно одним из важных средств его психического развития.

Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006.4


Игрушка - условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме; одно из важных средств воспитания и обучения. 

Итак, под игрушкой мы понимаем предмет детских забав и развлечений, который служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания.5 Игрушка, являясь частью детской игровой реальности, выполняет роль орудия социализации, через неё осуществляется связь между ребенком и окружающим миром.

По мнению ряда авторов, игрушка выполняет ряд специфических функций:

1) развитие общеучебных умений и навыков: память, внимание, восприятие;

2) развлекательная функция;

3) формирования навыков общения;

4) снятие эмоционального или физического напряжения;

5) стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности;

6) создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.1

Существуют различные классификации игрушек в зависимости от критерия выделения: по степени готовности; по виду применяемого сырья; по величине; по функциональным свойствам и т.д. В своей работе мы будем использовать классификацию игрушек, предложенную Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат основные виды детских игр. Е.А. Флерина выделяет:

1) Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.).

2)Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы).

3) Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность).

4)Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания).

5) Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.)

6)Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски).

7) Дидактические игрушки (пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

8) Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»).

9) Игрушки самоделки.1

Итак, для каждого ребёнка игрушка является не только забавой, с её помощью дети создают яркие, запоминающиеся образы. От того какие игрушки окружают ребенка в детстве зависит морально-нравственное представление картины мира.

Все игрушки можно разделить на виды в зависимости от возрастного назначения, педагогической направленности и т.д.

1.2. Отражение тенденций современной культуры в облике игрушки

У детей разных поколений существенно различаются игрушки. Играя, дети осваивают различные общественные модели, представления, умения и навыки, принятые в современном для них обществе. Те изменения, которые происходят в современном обществе, культуре находят свое отражение и в детских игрушках.

Дети часто воспроизводят в своей игре темы и сюжеты мультфильмов, фильмов, сериалов, телепередач, подражают их персонажам. Изменение в киноиндустрии незамедлительно отражается и на персонажах детских игрушек. Если в недавнем прошлом у каждого ребенка был Чебурашка, то сейчас заветной игрушкой является персонаж из мультфильма «Храброе сердце», «Рапунцель», «Миньоны», «Моана», «Босс-молокосос». У мальчиков любимыми игрушками на протяжении десятилетий остаются персонажи блокбастеров: Человек-паук, Мегатрон (или другие герои «Трансформеров»), Бэтмен, Халк и др.

Наблюдения некоторых психологов показывают, что девочки, как и прежде, любят играть в куклы.1 Однако, следуя современным тенденциям, внешний вид куклы изменился. Например, популярная кукла Барби стала многонациональной. Барби бывают с четырьмя типами фигуры, семью оттенками кожи, 22 вариантами цвета глаз и 24 прическами. Есть серии кукол, изображающих героинь популярных мультфильмов: "Winx", "My Little Pony", "Nevy Star Dolls" и др.2 На прилавках детских магазинов можно встретить куклы с темным цветом кожи. Это явление можно объяснить тем, что на подиуме появилось много азиатских и чернокожих манекенщиц.

Привлекательными остаются пупсы, имитирующие младенцев. Однако их внешний вид значительно изменился за последнее десятилетие: материалы изготовления, анатомическое сходство с новорожденными, «поведение» пупсов: они пьют, ходят в туалет, плачут, разговаривают, требуют внимания. Настоящий фурор в этой категории произвёл Baby Born. Можно предположить, что его востребованность связана с повышенным интересом к родительству в современном обществе. (Приложение 11) Для современной культуры характерен повышенный интерес к мистике. Эта тенденция проявилась и в мире игрушек: появление очень популярной среди девочек куклы Monster High, для мальчиков - Monster Flex. (Приложение 14)

Однако многие дети не хотят играть с монстрами, хотя часто их выбирают на прилавках детских магазинов. Скорее всего, эти игрушки представляют собой предмет гордости перед сверстниками и коллекционирования. По мнению Е.О. Смирновой и Е.А. Абдуллаевой «главная ценность, которую передает игрушка типа Монстр-Хай – быть модной и демонстрировать всем свою красоту, что не соответствует опыту и интересам маленького ребенка. Ребенок идентифицируется с куклой и психологически и телесно. Игры со «страшными» и «злыми» куклами могут привести к нарушениям психического и телесного здоровья.»1

Машины и оружие традиционно являются предметами мальчишеского восторга и желанными игрушками. (Приложение 7) Развитие компьютерных технологий, новинки в робототехнике, электроники сделали эти игрушки почти как настоящими. Подражание «мачо», непобедимым воинам, супергероям и другим мужским архетипам естественно для мальчика и необходимо для его взросления, половой идентификации.2 Проблемы начинаются тогда, когда жестокие игры становятся лишь каналом, через который проявляются напряжение, стресс, страх, чрезмерная агрессия, которые провоцируют не игрушки, а поведенческие и этические стереотипы, нормы и ценности, принятые в семье3.

Доктор психологических наук В.В. Абраменкова в своей книге называет тенденции в индустрии современных игрушек. Вот некоторые из них:

1) Ориентация на западные ценности, за которыми стоит культ силы, агрессии.

2) Тенденция к дегуманизации детского сознания (куклы-монстры, «чертики» и пр.).

3) Преувеличенное внимание к деньгам, желание в будущем заниматься только бизнесом (в том числе и незаконным).

4) Тенденция к танатизации (тяга к мотивам смерти, гибели всего живого на земле) и другие.1

Т. Н. Счастная и Н.С. Денисенкова говорят, что: « современная игрушка отражает тот социокультурный контекст, в котором живут и взрослые, и дети. Меняются ценности, идеалы, предпочтения современного общества – меняются и игрушки. Игры с «новыми» игрушками являются важной формой социализации ребенка, способом освоения современного социокультурного контекста».2

Таким образом, в облике игрушки отражены тенденции современной культуры. Игрушка - это транслятор ценностей, посланец мира взрослых. Однако, по нашему мнению, не игрушка провоцирует ребенка на то или иное поведение, а психологические особенности ребенка проявляются в выборе игрушек и способах игры с ними.

ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СОВРЕМЕННОЙ

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методика проведения

Во второй части своего исследования, мы провели анкетирование среди родителей с целью выяснить их отношение к современным игрушкам. Респондентами стали родители детей первого класса БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова» в количестве 30 человек.

Также анкетирование было проведено среди обучающихся первых классов БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова» в количестве 30 человек: 15 девочек, 15 мальчиков. Цель анкетирования – получить обоснованные данные предпочтений современных первоклассников в выборе игрушек. Эта возрастная группа (7-8 лет) была выбрана нами неслучайно: в этом возрасте игровая деятельность остаётся ещё ведущей, однако в выборе игрушек родители активно прислушиваются к мнению ребёнка.

Первоклассникам также была предложена творческая работа «Моя любимая игрушка». Ребята должны были нарисовать свою любимую игрушку.

Исследование проводилось на базе БОУ «Тарская гимназия №1 им. А. М.Луппова» в декабре 2020 года.

Для определения ассортимента игрушек нами было проведено исследование детских магазинов в городе Тара органолептическим методом.

Базы получения данных: «Мир детства», «Ева», «Чадо», «Детский мир».

Результаты исследования

В ходе анкетирования родителей первоклассников гимназии нами были получены следующие данные.

На вопрос «Часто ли вы покупаете игрушки своему ребенку?» большинство респондентов ответило положительно. (диаграмма 1)

Диаграмма 1

t1637469821aa.gif

Респонденты рассказали нам о том, какую роль в выборе детских товаров принимают дети. Оказалось, что в 70% случаев решение о покупке принимается совместно с ребенком, а в 20% - самим ребёнком, то есть его мнение играет значительную роль в принятии окончательного решения о приобретении товара. (диаграмма 2)

Диаграмма 2

t1637469821ab.gif

Родителям был задан вопрос «Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки своему ребенку?». Многие ответили, что «качеством»-57%, «наличием развивающей функции» выбрали -10%, «желанием ребенка» - 33% опрошенных. (диаграмма 3)

Диаграмма 3

t1637469821ac.gif

На вопрос « Есть ли «вредные игрушки»?» все респонденты ответили положительно. К числу «вредных» игрушек многие родители отнесли» монстров, вампиров, Монстр-Хай, роботов-трансформеров, мутантов и т.п. (Приложение 5)

27% опрошенных к этой категории отнесли игрушки из некачественных, опасных материалов (дешевого пластика, резины и т.п.), игрушки с резким запахом. На третьем месте оказалось игрушечное оружие – пистолеты, автоматы, сабли т.п. Часть опрошенных посчитали вредными мягкие игрушки, называя их «пылесборниками». Среди единичных ответов встречались гелевые игрушки, животные «раскрашенные не так как реальные» (розовый котенок, синяя собака и т.п.), слайм. (диаграмма 4)

Диаграмма 4

t1637469821ad.gif

Большинство респондентов отнесло к «полезным» игрушкам кукол с добрыми лицами, тематические игровые наборы, конструкторы, строительный материал, мозаику, настольно-печатные игры (лото, домино, пазлы), игрушки из качественных, натуральных материалов, игрушки для развития мелкой моторики.

На вопрос «Просит ли Ваш ребёнок купить игрушку - персонаж мультфильма?» 84% респондентов ответили, что «да». И только 16% - нет.

t1637469821ae.gif

В ходе анкетирования первоклассников гимназии нами были получены следующие данные.

Большинство ребят играют с сюжетными игрушками (герои мультфильмов, сказок.) (Приложение 10) К тому же, как мы выяснили ранее, к покупке именно таких игрушек склоняются и сами родители. На вопрос « Есть ли у тебя игрушки - персонажи мультфильмов и какая?» большинство респондентов ответило положительно. Самыми популярными среди персонажей оказались: персонажи из мультфильмов «Щенячий патруль», «My Little Pony», «Мстители», «Миньоны», «Человек-паук» и др. (Приложение 9)

Девочки для своей игры чаще выбирают современных кукол. (Куклы серий «Монстер Хай», Кукла-сюрприз L.O.L. «Барби», «Братц»). (Приложение 13) Мальчикам нравятся машинки, танки, самолеты на пульте управления. Многие дети с удовольствием собирают Лего-конструкторы, ирают с слаймами, кинетическим песком. (Приложение 8)

Следующим шагом нашего исследования было проведение творческой работы «Моя любимая игрушка». Большинство девочек рисовали куклы типа «Монстер Хай», «Барби» (65%) , некоторые изобразили плюшевого медведя (15%). Среди рисунков девочек и мальчиков часто встречались изображения миньонов, «авокадо», «пикачу». (Приложение 15) Мальчики часто изображали гоночные машины на пульту (30%), роботов (25%), человека-паука (25%) и т.д. Показательно, что только один ребёнок изобразил кубик-рубик. (Приложение 12)

Также нами было проведено исследование ассортимента игрушек органолептическим методом в магазинах г. Тара:

1) Ассортимент игрушек не отличается большим разнообразием. Практически во всех магазинах г. Тара представлены наименования одних и тех же товаров.

2) На прилавках тарских детских магазинов большинство товаров китайского происхождения. Мы предположили, что данные игрушки пользуются большим спросом у покупателей, так как имеют красочное оформление и небольшую цену.

3) Игрушки российских производителей представлены на прилавках в меньшем ассортименте.

4) Ассортимент игрушек отражает современные тенденции в культуре социума.

Таким образом, в ходе проведённого эмпирического исследования, нами было выяснено отношение родителей к современным игрушкам их детей. К тому же, с помощью анкетирования и творческой работы «Моя любимая игрушка» мы получили обоснованные данные предпочтений современных первоклассников в выборе игрушек.

Для определения ассортимента игрушек нами было проведено исследование детских магазинов в городе Тара органолептическим методом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодняшний выбор игрушек просто поражает. Стоит только взглянуть на ассортимент какого-нибудь магазина игрушек, это – игрушки для самых маленьких, для девочек и мальчиков, интерактивные и электрифицированные игрушки, роботы-трансформеры и куклы, игрушки для активного отдыха и настольные игры. Всё это яркое, поющее, почти живое.

Все игрушки можно поделить на позитивные, несущие функциональную нагрузку и ориентирующими детей на позитивные ценности культуры и духовные образцы, так и антиигрушками, насаждающими стремление к злу, насилию.

В ходе работы нами было проведено эмпирическое исследование на базе БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова», исходя из которого были сделали следующие выводы:

1) Родители достаточно часто покупают своим первоклассникам различные игрушки, при этом их выбор часто отдаётся на откуп детям.

2) Основным критерием полезности игрушки родители считают её развивающий эффект: «полезные» игрушки развивают мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику.

3) По мнению взрослых, все игрушки, выходящие за рамки традиционных, считаются вредными.

4) Родители стремятся покупать своим детям игрушки хорошего качества.

5)Современные тенденции в мире игрушек не всегда нравятся взрослым, но родители уступают перед просьбами своих детей купить новый мультяшный персонаж.

6) Большинство ребят играют с сюжетными игрушками (герои мультфильмов, кино, сказок.)

7) Наибольшей популярностью среди детей пользуются игрушки, созданные «искусственной модой» (рекламой).

8) В магазинах г.Тары ассортимент детских игрушек обусловлен спросом и ценовой политикой.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что предпочтение современных младших школьников в выборе игрушек связано с изменившейся культурной реалией, полностью нашла своё подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. - М.: Лепта Книга, 2008. - 547 с.;

2. Алешина И.Н. Игровая деятельность с военной игрушкой как средство изучения психологических особенностей ребенка дошкольного возраста // Вестник ТГУ. – 2011. – №9.;

3. Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга. // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8-9.;

4. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ломоносовъ, 2009. - 224 с.;

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб, Питер., 2001. - С.56-79.;

6. Менджерицкая Д.В. Флерина об игре и игрушке.// Дошкольное воспитание. 1969 - №3 – С.15-24.

7. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. -1988, № 2;

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28 изд., перераб. - М.: Мир и Образование, 2016.;

9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. - СПб.: Питер. 2009. - 304 с.;

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.;

11. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006.;

12. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура – СПб.: Питер. 2015;

13. Смирнова Е.О. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016 - №2 – С.34-43.;

14. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. - 2005.- № 2. - С. 76-86.;

15. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психоло-гии образования. – 2006. – № 2. – С. 81–85. ;

16.Счастная Т.Н.Современная игрушка: бедствие или культурная реальность. // СДО. 2016. №3.

17. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.:Просвещение – 1973, С. 23.


Приложение


Приложение 1

t1637469821af.gift1637469821ag.gif

t1637469821ah.gift1637469821ai.gift1637469821aj.gif


Приложение 2

t1637469821ak.gift1637469821al.gif

Приложение 3



t1637469821am.gift1637469821an.gift1637469821ao.gif


t1637469821ap.gif

Приложение 4



t1637469821aq.gif

Приложение 5


t1637469821as.gift1637469821at.gift1637469821au.gif

Приложение 6



t1637469821av.gift1637469821aw.gift1637469821ax.gif



Приложение 7







t1637469821ba.jpg

Приложение 8



t1637469821bb.gift1637469821bc.gif



Приложение 9

t1637469821bd.gift1637469821be.gif

t1637469821bf.gift1637469821bg.gif

Приложение 10



t1637469821bh.gift1637469821bi.gift1637469821bk.gif



t1637469821bl.gif

Приложение 11

t1637469821bm.gif

Приложение 12



t1637469821bo.gif

Приложение 13



t1637469821bp.gift1637469821bq.gif

Приложение 14

t1637469821br.jpg




t1637469821bt.jpg

Приложение 15





t1637469821bu.gift1637469821bv.gif

t1637469821bw.gift1637469821bx.gift1637469821by.gif

t1637469821bz.gift1637469821ca.gif

t1637469821cb.gift1637469821cc.gift1637469821cd.gif


t1637469821ce.gift1637469821cf.gift1637469821cg.gif



t1637469821ch.gif

1 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб, Питер., 2001. - С.56

2 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28 изд., перераб. - М.: Мир и Образование, С.53.;

3 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. С.176.;

4 Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006., С. 49;

5 Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ломоносовъ, 2009., С. 24.


1 Менджерицкая Д.В. Флерина об игре и игрушке.// Дошкольное воспитание. 1969 - №3 – С.16., Смирнова Е.О. Современная детская субкультура – СПб.:Питер. 2015, Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. -1988, № 2

1 Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.:Просвещение – 1973, С. 23.

1 Счастная Т.Н.Современная игрушка: бедствие или культурная реальность. // СДО. 2016. №3

2 Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психоло-гии образования. – 2006. – № 2. – С. 83.

1 Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 2. – С. 82., Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга. // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8

2 Алешина И.Н. Игровая деятельность с военной игрушкой как средство изучения психологических особенностей ребенка дошкольного возраста // Вестник ТГУ. – 2011. – №9.;

3 Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. - СПб.: Питер. 2009. – С. 48.

1 Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. - М.: Лепта Книга, 2008. – С.364.;

2Счастная Т.Н.Современная игрушка: бедствие или культурная реальность. // СДО. 2016. №3



38


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.