Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка

2
0
Материал опубликован 9 October 2020 в группе

«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка».

Общие требования к воспитанию хорошо выражены в известных словах: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника…или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться». Каждый специалист физического воспитания должен ясно осознавать: хочешь подгото-вить из ученика хорошего спортсмена—будь сам мастером своего дела; стремишься воспитать у него трудолюбие, волю к победе—покажи на деле, как надо любить труд, как преодолевать трудности в достижении поставленной цели; зовешь к честности, правдивости, принципиальности, скромности—будь и сам в этом безупречен; хочешь развить эстетические вкусы учеников—прежде сам стань художественно образованным человеком. Чтобы «уметь воспитывать» своим предметом (К.Д.Ушинский), специалисту физического воспитания необходимо хорошо знать и любить свое дело, быть отлично методически и физически подготовленным, обладать спортивно-техническим мастерством. Чем выше квалификация преподавателей и чем шире круг специальных знаний, тем больше возможностей у него для решения воспитательных задач. Побуждая к физическому совершенствованию своих воспитанников, преподаватель и сам должен иметь гармонично развитые формы тела, совершенные движения, стройность осанки. В манере держаться естественная простота должна сочетаться с достоинством. Умение пользоваться словом, образностью речи, хорошая постановка голоса, богатая интонация, по выражению А.С.Макаренко, необходимые черты «воспитательной техники». Содержательное по существу, эмоционально выразительное по форме, согретое теплотой личного убеждения, слово преподавателя имеет большую воспитательную силу. Можно выделить следующие задачи нравственного воспитания, которые необходимо решать в процессе физического воспитания: 1.формирование нравственного сознания, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, трудолюбия; 2. воспитание нравственных чувств—любви к Родине, коллективизма, дружбы, товарищества, чувства общественного долга и ответственности; 3. воспитание моральных и волевых качеств как постоянных черт характера; 4. формирование нравственного опыта: привычек правильного поведения, умений и навыков проявлять общечеловеческие нормы нравственности, как в физкультурной деятельности, так и вне ее.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Целью уроков физической культуры является не только физическое развитие ребенка, но и достижение учащимися всестороннего развития, подготовка к самостоятельной жизни и выбор жизненных позиций, развитие патриотизма молодого поколения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального, основного, среднего общего образования. В нем изложены следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1. Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; 2.становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 3.воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, патриотизм, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн). Таким образом, патриотическое воспитание заложено в планируемых личностных результатах ФГОС. Задача учителей физкультуры помочь ребенку определиться в ценностях, дать понятие о Родине, гимне России и флаге. Каждый ребенок должен знать цвета флага России: белый—мир, чистота; синий—верность, честность; красный –мужество, смелость, благородство. Именно в эти цвета можно определить форму для уроков физической культурой и соревнований. Огромную воспитательную силу имеют примеры поведения лучших представителей российского спорта, демонстрирующих на всемирной спортивной арене высокие нравственные качества—патриотизм, самоотверженность во имя общественных интересов, стремление прославить Родину своими достижениями. Практикуемые в учебном процессе доклады учеников, рассказы учителя о выдающихся советских и российских спортсменах, олимпийских чемпионах, способствуют этому. Лариса Латынина, Галина Кулакова, Лидия Скобликова, Валерий Брумель, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Ирина Роднина, Владислав Третьяк, Вячеслав Фетисов, Анатолий Фирсов, Раиса Сметанина, Анфиса Резцова, Александр Тихонов, Николай Зимятов, Любовь Егорова, Лариса Лазутина, Александр Легков, Александр Белов, Александр Попов, Ляйсан Утяшева, Ольга Брусникина, Владимир Сальников, Алексей Немов, Мария Киселева, Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова, Алексей Ягудин, Елена Исимбаева, Алина Загитова и многие другие наши спортсмены—пример для подражания. Во время уроков физической культурой укрепляется здоровье, развиваются сила, быстрота, выносливость и другие физические качества. Ученик овладевает новыми умениями и двигательными навыками, получает знания в области физической культуры и спорта и, что очень важно, занятия спортом способствуют формированию личности человека. В результате складываются его нравственные убеждения и мировоззрение. Проследим, как это можно воспитать в школьниках с помощью современных образова-тельных технологий, которые позволяют учителю приобрести новые возможности в традиционном процессе обучения, сделать его более динамичным и эффективным.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Педагоги всех времен уверены, что игра—самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служит удовлетворению различных потребностей—в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии. Одна из главнейших функций игры—педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Игра предполагает широкую самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости, самостоятельности, быстроте ориентировки. В руках умелого специалиста физического воспитания она является весьма действенной для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например баскетбол, футбол, волейбол или подвижные игры. Он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода. Игру характеризуют повышенная эмоциональность. В игре происходит моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр, хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению и воспитанию этических качеств личности, в чем педагог непременно должен принять участие.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

Основная определяющая черта соревновательного метода—сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Во время состязаний в большей мере, чем в игре, выражены моменты психологической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели—победы. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладание, самоотверженность и другие. Стимулирование волевых проявлений обеспечивается за счет требовательности к точности и качеству выполнения заданий, установки на преодоление трудностей, организации взаимопомощи. Стимулируя волевую активность учащихся, учитель должен знакомить их приемами самовоспитания. Однако, установка на самовоспитание без активной воспитательной работы учителя малоэффективна. Личная активность ученика взаимосвязана с должной активностью педагога. Каждый раздел программы требует от учащихся преодоление определенных трудностей и проявления волевых усилий на протяжении всего периода обучения. В соревновательной борьбе формируется психологическая устойчивость (желание добиться поставленной цели, уверенности в себе). Педагог, специалист физического воспитания выступает здесь как наставник, руководитель команды, дает указания, советы, наставления не только для тактических действий ученика или команды, но и как надо не бояться соперника, строить отношения с ним, выдерживать физическую и психологическую нагрузку, правильно вести себя и в случае победы, и в случае поражения. Роль педагога в условиях соревновательного метода неоценима в плане воздействия на формирование и стабилизацию нравственных, этических, морально-волевых качеств в его воспитанниках. Поддержка наставника в условиях соревнований дает воспитанникам пример для подражания: «помогать надо, это хорошо, я тоже буду это делать в дальнейшем».

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

Целью применения личностно-ориентированной технологии—направить учебный процесс на возможно более полное раскрытие потенциала ученика. Роль педагога здесь важна в создании педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Результат применения технологии—повышение творческого потенциала, более глубокое, осмысленное, быстрое освоение изучаемой дисциплины. Каким образом с помощью личностно-ориентированной технологии учитель физической культуры может воздействовать на учащихся в плане развития творческого начала: 1.привлечение учащихся, занимающихся профессиональным спортом к проведению разминки, показу упражнений, игровых навыков и умений учащихся, занимающихся профессиональным спортом; 2. привлечение учащихся к показу новых упражнений или разновидности ранее освоенных упражнений; 3.привлечение девушек старших классов на уроках ритмической гимнастики к работе в качестве фитнес-инструктора; 4. судейство на уроке при проведении спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, гандбол) и судейство спортивных соревнований;

ТЕХНОЛОГИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма. Взаимодействие физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет эстетического воздействия на человека, с другой—эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями. Гуманная суть эстетики раскрывается более всего в красоте человеческих поступков и нравственных отношений, в деятельности, направленной на достижение общественно значимых целей. Как одна из широких сфер формирования этических и эстетических отношений, физическая культура и спорт позволяют на конкретной практической основе соединять нравственные и эстетические нормы в воспитании личности. К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся, прежде всего, разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель физической культуры может указать своим воспитанникам на моменты прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также обстановка занятий, специальные средства в процессе занятий (использование музыки). Эстетические ценности, идеи, отраженные в музыкальных образах ненавязчиво оказывают воспитательное влияние на детей. Хорошо, если учитель физической культуры обладает хорошим вкусом в области музыки. При проведении уроков ритмической гимнастики очень важно подобрать музыкальное сопровождение с хорошей, красивой мелодией. Это будет благотворно воздействовать на детей, подавлять утомление, создавать особый радостный настрой. Красивая, мелодичная музыка будет призывать совершать и красивые поступки. Современные российские композиторы, такие, как Игорь Николаев, Игорь Крутой, Стас Михайлов, Виктор Дробыш, Дмитрий Маликов, Константин Меладзе, Игорь Матвиенко сочиняют для нас прекрасную музыку, которой можно воспользоваться для уроков физической культуры. Наши российские исполнители: Ани Лорак, Валерия, Алсу, Жасмин, Глюкоза, Григорий Лепс, Вера Брежнева, Валерий Меладзе, группы А-Студио, Иванушки-international радуют нас, создают настроение. Возникает желание двигаться под их песни, выполнять танцевальные шаги, упражнения. В результате занятий ритмической гимнастикой движения и характер ребенка становятся более плавными, гибкими, точными, уравновешенными. Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно.

Существенное значение как фактор эстетического воспитания имеет эстетически обогащенное слово преподавателя. Для того, чтобы слово приобрело достаточную эстетическую действенность, оно должно быть не только точным и содержательным, но и одновременно и ярким, красочным, образным. Благодаря этим качествам слово преподавателя повышает интерес к обучению, эстетически настраивает занимающихся. Красочность, эмоциональная выразительность слова должны быть неотъемлемыми сторонами объяснения, замечаний, указаний. Хорошо, если учитель может применять такие формы воздействия словом, как яркий эпитет, тонкая ирония, веселая шутка, которые придают слову поэтическую яркость, образность и благодаря этому оживляют эмоции занимающихся, доставляют удовлетворение. Если учебный труд озарен пытливой мыслью, осознана его общественная значимость и ощутимы результаты, он способен доставлять ребенку радость и эстетическое наслаждение. Мудрое, умелое убеждение преподавателя – главный путь воздействия на разумные основы поведения человека. Действенное убеждение не только воспитывает, но и перевоспитывает. Одобрение и похвала особенно чутко воспринимаются детьми. Одобрительно-поощрительная поддержка помогает им при выполнении учебных заданий преодолевать неуверенность в своих силах, устранять недостатки в поведении. Физичекая культура и спорт повышают устойчивость к стрессам и укрепляют нервы, так как во время интенсивного движения ускоряется процесс распада андреналина, стрессового гормона. Благодаря снятию стрессов и лучшему кровоснабжению мозга улучшается способность к сосредоточению, обучаемости, развиваются адаптационные возможности организма. Занятия физической культурой и спортом—это еще и способ обрести гармонию тела и духа, душевное равновесии. Этот процесс давно описан медиками и психологами и научно доказан. Физические нагрузки изменяют человека изнутри! Они помогают научиться более полно ощущать свое тело, достигнуть гармонии с внешним миром, повысить устойчивость к стрессам, инфекциям, избавиться от инертности и косности. Любые внешние изменения в форме тела влекут за собой и внутренние преобразования, которые сказываются на настроении, отношении к происходящему, на индивидуальном мироощущении. Если вы в хорошей физической форме, у вас правильная осанка, подтянутый вид, то вы и чувствуете себя увереннее, у вас совсем иное воздействие на окружающих. Физическая культура и спорт—многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества. Физические нагрузки оказывают огромное воздействие на формирование гармоничной личности человека, способствуют сохранению творческой активности людей и здоровья на долгие годы. Именно в этом состоит главенствующая роль учителя физической культуры—привить любовь к физическим упражнениям, ходьбе, бегу, подвижным и спортивным играм, плаванию, катанию на лыжах, аэробике, спортивным противоборствам и другим видам спортивной деятельности. Весь стиль поведения педагога должен благоприятствовать тому, чтобы в коллективе, где он несет физическую культуру и спорт детям, утверждалась атмосфера оптимизма, жизнерадостности, бодрости, неистощимой энергии. Жизнерадостное мироощущение укрепляет уверенность в успехе общего дела, а вместе с тем и уверенность каждого в своих силах. Литература: 1. «Теория и методика физического воспитания». Учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. Издательство «Физкультура и спорт». 1976г. 2. «Фитнес. Стратегия успеха в личной жизни». Зорина И.В. Издательский дом «Нева»2002г. 3. «Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта». Бакшеева Т.В. Материалы Всероссийской научной конференции. 2001г. С 50-51. Ставрополь. 4. «Эффективные образовательные технологии». Советова Е.В. Феникс 2007г. Также, в написании статьи важен мой личный опыт в работе. Учитель физической культуры Виноградова Нелля Миркадамовна. октябрь 2020г. МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов город Чехов Московская область



































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.