Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка

4
0
Материал опубликован 7 October 2020 в группе

«Роль педагога в процессе формировании личностных качеств ребенка»

    Человек уникален и неповторим  и с самого своего дня рождения развивается его сознание и самосознание, что и формирует его как личность.

    Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности ребенка в его личностном развитии.

     Самые сложные процессы развития и становления личности человека под влиянием социальной среды происходят, в детском и юношеском возрасте. Ведь процесс общения и  воспитания играет в этом основополагающую роль.

     Изначально ребенок общается с родителями, перенимает их взгляды и установки, но потом в этот процесс так же подключается школа, первые друзья и конечно педагог.

     Педагог влияет не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и оказывает непосредственное участие в его развитии и социализации.

     Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. 

     Педагогу не просто нужно быть профессионалов в своем деле, но и искренне любить детей и свою деятельность, ведь без этого он не сможет создать нужную, безопасную и интересную среду для своих воспитанников, благоприятные условия для детей, при которых они не будут бояться раскрыть и развить свои лучшие качества.

     Важную роль в воспитании личностных качеств ребенка играет коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Коллектив открывает возможности накопления опыта общественного поведения в разнообразных позициях: в позиции руководства и активной деятельности, в позиции подчинения другим мнениям и воздействиям, в позиции активного противопоставления своих мнений и действий. В конечном итоге это должно обеспечить формирование таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость.

     Вне коллектива не могут формироваться такие важные для личностного развития ребенка качества, как адекватная самооценка, уровень притязаний, самоуважение, чувство собственного достоинства.

     Художественно-эстетическая деятельность, организуемая в коллективе, стимулирует обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, способствует эмоциональному развитию, вызывает чувства сопереживания, взаимопомощи, уважения.

     Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные условия для формирования социально ценной сущности личности и проявления ее индивидуальности.

     Главной задачей педагога является умение научить учеников тому, что сам педагог знает и умеет. Педагогическое мастерство, естественно,- не природный дар человека, хотя природные задатки во многом облегчают овладение им. Для педагога нужны не только профессиональные знания и умения, но и владение основами психологии, умение понимать потребности учащегося.

     Педагог, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учеников. Он тщательно подбирает необходимые  задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечает способы их возможного предупреждения, заранее готовит необходимое оборудование, материалы, приспособления. Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет возможные методы обучения, сочетает коллективную и индивидуальную работу учащихся в ходе самостоятельной работы, правильно распределяет обязанности между учащимися, учитывает их индивидуальные возможности и способности.

     Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

     Педагог должен: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.

     Успешное формирование личности ученика во многом зависит от взаимопонимания и контакта с педагогом. Так методы диалога и дискуссии важно широко применять во взаимодействии с учениками, важен процесс включения детей в педагогическую деятельность, способствуя их сближению с педагогом и возникновению доверительных отношений. Это позволяет педагогу лучше понимать индивидуальные особенности личности и иметь на нее значительное воздействие. Ученикам важно вступать в активный диалог с педагогом, занимать инициативную позицию в учебном процессе, познавать новый материал самому, искать ответы и делать выводы. Только такие методы помогут личности ученика в дальнейшем становиться все уверенней и более развитой.

     С возрастом роль собственной активности в личностном развитии детей сильно увеличивается, ведь развитие личности это непрерывный саморегулирующийся процесс, постоянное движение от самых низших уровней жизнедеятельности к высшим. Но все же внешние обстоятельства  в виде обучения и воспитания в процессе формирования личности сложно переоценить.

     Роль педагога в формировании личности воспитанника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.



Автор: Харламова А.Л.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.