Роль учителя математики в процессе формирования личностных качеств ребёнка в современных условиях
Роль учителя математики в процессе формирования личностных качеств ребёнка в современных условиях.
Работая учителем математики более четверти века, на 100% согласна с утверждением Семеона Пуассона, что жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием!
У каждого человека в этом мире есть своё предназначение. Моё – служить её величеству Математике, учить детей этой сложной и увлекательной науке. Математические формулы и теоремы можно сравнить с поэзией по силе воздействия их на воображение.
Мои уроки, как музыкальные произведения, рождаются со звонком и живут в душе и в уме каждого моего ученика, оставляют свой собственный след у каждого. Выделяю из потока неудач крошечный островок успеха, показываю тропинку к пониманию - и у ребенка возникает вера в свои возможности и желание учиться. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.
Хочу отметить, что мозг ребенка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее. Считаю, что учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.
Профессия учителя математики должна быть замечательной, благородной и благодарной. Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику всегда свой, индивидуальный. Математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса.
Имея педагогический стаж работы более тридцати лет могу с уверенностью утверждать, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна педагогическая деятельность. В. Сухомлинский писал: «Педагог без любви к ребёнку – это всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий, нескорый труд души.
Каждый педагог имеет свой педагогический почерк и талант устанавливать гуманистический стиль общения с учениками.
Роль учителя в формировании личности школьника велика. От того как и какими средствами он пользуется при воспитании учеников, зависит какими людьми они вырастут. Рада, что мои ученики успешны и востребованы обществом. Среди них немало педагогов, врачей, специалистов в разных областях и просто хороших людей. Мы поддерживаем с ними теплые отношения, они приходят в школу, звонят, пишут о том, что им удалось самоопределиться. Я уверена, что в этом есть и моя заслуга.
Жаль, что в сутках только 24 часа, и возможности человеческого организма не безграничны. В сентябре снова уроки, новые встречи и открытия, и много, чего хочется успеть. Сколько будет их еще в моей судьбе? Никто не знает. Знаю лишь одно, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свои знания и всегда – частичку себя, иначе невозможно. Ведь учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Я выбрала свою судьбу и угадала. Это на всю жизнь…
Литература:
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
2. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.
3. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
Куликова Ирина Геннадьевна