12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенов Сергей Николаевич17
0

Научная работа на тему «Современная наука в России: проблемы и перспективы»

Министерство образования и науки Республики Бурятии

УО МО «Мухоршибирский район»

МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»


 

Тема: Современная наука в России: проблемы и перспективы»


 

Выполнила: Семенова Диана,

ученица 8 класса.

Руководитель: Семенов С. Н.,

учитель истории, обществознания.


 

Село Никольск

Республика Бурятии

2018.

 

 

«Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности..»

Альберт Эйнштейн.

 

Введение

В последнее столетие наука развивалась и развивается в настоя­щее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом

Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся не возможности то­тального управления социальными процессами.

Актуальность данной работы заключается в том, что нужно определить перспективы, возможности дальнейшего развития Российской науки, проблемы функционирования и направлений развития.

Цель данного исследования –изучить проблемы и перспективы развития науки в РФ

Объект исследования- организация научной деятельности в РФ

Предмет исследования – наука в России в проблемах и перспективах развития.

Задачи работы рассмотреть:

1.Изучить науку в современной России

2. рассмотреть трудности развития науки в РФ

3.установить возможности, ресурсы развития науки в современной России.

 


 

1.Роль науки в современном обществе

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства. Она отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др. Наука включает и ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания.

Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция - главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Отличия науки от других отраслей культуры хорошо показал А. А. Горелов: «Наука отличается от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Безусловно, наука - одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие - важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством. Но всегда ли наука безопасна для человечества? Я считаю, что этот вопрос навсегда останется нерешенным.

2.Основные концепции современной науки

Cуществуют три основные концепции науки:

наука как знание

 -наука как деятельность

-наука как социальный институт

Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание:

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно

Если мы рассмотрим науку как деятельность:

то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.

Наука как социальный институт:

- это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей.

3.Проблемы развития науки в современной России

В России уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики.

Главные проблемы государственной научной и инновационной политики РФ — непоследовательность, неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты.

Основные проблемы:

* отсутствие четко сформулированных целей социально-экономического развития, военно-политической доктрины и долгосрочной промышленной политики, что затрудняет выбор приоритетов и невозможностью осуществления реальной научно-технической политики на начальном этапе переходного периода;

* трудности анализа происходящих в сфере НИОКР процессов, в частности, из-за отсутствия соответствующих аналогов в мировой истории, а также недостаточного знания долгосрочных тенденций развития отечественной науки;

* неполнота информации об изменениях в кадровом потенциале и материально-технической базе науки, а также о качественных сдвигах в сети научно-исследовательских организаций России, что объективно затрудняет переаттестацию научных учреждений в целом;

* ограниченность имеющихся у государства финансовых ресурсов

* «утечка» кадров.

Один из главных источников генерации инноваций — малый инновационный бизнес — сегодня в России находится в неблагоприятных условиях. Количество вновь создаваемых малых инновационных компаний с каждым годом снижается, а уровень технологий, которые они продвигают, становится менее конкурентоспособным.

Ежегодный мониторинг средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование НИОКР (в том числе по приоритетным направлениям инновационного развития России). По данным Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает восьмое место (из 37 стран, отобранных для анализа) по абсолютному показателю расходов на НИОКР. Сумма расходов в 2016 г. составила 24 млрд долларов (1,12% ВВП, тридцатое место по относительному показателю). Чтобы сравняться с Японией, которая в этом рейтинге занимает третье место, России нужно увеличить затраты на НИОКРв 5,54 раза. Значительную часть расходов на финансирование НИОКР несет государство: доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки составила 80%в 2013– 2015 гг., и 88% — в 2016 г. Доля расходов федерального бюджета на НИОКР по сравнению с расходной частью бюджета в 2013– 2016 гг. составляла около 5%. Плановый объем финансирования расходов на НИОКР из средств федерального бюджета в 2014–2016 гг. демонстрирует нисходящую динамику.

Резюмируя изложенное, можно сказать, что без улучшения качества и количества основных средств исследований и разработок, включая машины и оборудование, сложно решать проблемы, стоящие перед отечественной наукой на современном этапе развития.

4.Перспективы развития науки в России

Обосновывая значение науки для общества и государства, вспомним высказывание Фредерика Жолио-Кюри: «Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию». Фактически эта же мысль приведена в «Прогнозе долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», опубликованном Министерством экономического развития Российской Федерации 29 января 2012 года. В этом документе констатируется «… усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы, в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем».

Таким образом, ключевой задачей российской науки на нынешнем этапе является воссоздание взаимосвязей в цепочке «фундаментальные исследования – прикладные исследования и разработки – внедрение в промышленность – реализация». Здесь следует выделить две основных проблемы:

1. востребованность научных разработок субъектами промышленности, без которой невозможно довести результаты исследований до реализации ;

2.заинтересованность самих исследователей (научно-исследовательских институтов и научных лидеров) в доведении своих разработок до внедрения.

Первая проблема должна решаться путем стимулирования адекватной активности высокотехнологичных секторов промышленности государством. Однако важно, чтобы эти планы неуклонно воплощались в реальную действительность.

Вторая проблема – стимулирование заинтересованности научных сотрудников в доведении результатов их разработок до реализации. Эта задача должна решаться путем закрепления за разработчиками права обладания результатами работ, выполненных за счет государственного финансирования.

Немаловажным фактором повышения эффективности научных исследований и разработок (НИОКР) является рациональная организация грантового финансирования для поддержки проектов, предлагаемых на конкурс молодыми и зрелыми учеными.

Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы предусмотрены следующие объемы «Внутренних затрат на исследования и разработки на одного исследователя» на 2016 год:

457,1 тыс. руб. – Российская академия сельскохозяйственных наук;

434,4 тыс. руб. – Российская академия художеств;

350 тыс. руб. – Российская академия образования;

336 тыс. руб. – Российская академия архитектуры и строительных наук;

272 тыс. руб. – Российская академия наук;

150 тыс. руб. – Российская академия медицинских наук.
 

Заключение

Связанная с наукой, техникой и информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству, не следуют ли за сиюминутными и конъюнктурными успехами непредвиденные и долговременные неудачи, не становится ли чудо науки чем-то подобным религиозным чудесам в сознании масс, а научная аргументация не превращается ли в религиозную риторику, содействует ли научный и информационно-технический прогресс сплочению всего человечества. Мы еще далеки от удовлетворительного понимания радостей и печалей, достижений и провалов, которыми полна техническая деятельность человечества. Среди множества различных технических альтернатив мы должны осуществлять свой выбор с чувством реальной возможности следовать подлинно человеческим ценностям, и должны научиться предвидеть опасности, которые может принести наша научная или инженерная деятельность.

Я считаю, что Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя образованность населения - главная опора науки.

Таким образом, наука является одной из важнейших форм культуры общества, а ее развитие – важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решающие проблемы, встающие перед человечеством.


 


Список использованных источников:

1 Алле М. Экономика как наука. - М.: Наука для общества, РГГУ, 1995.

2.Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988

3. А. А. Горелов Концепции современного естествознания. Москва: Центр, 200

4.Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» [Электронный ресурс], - https://ru.wikipedia.ru

9 Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и образования»[Электронный.ресурс], http://www.ifz.ru/fileadmin/user_upload/docs/program13-20.pdf

5.Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт – Республиканский.исследовательский.научно-консультационный центрэкспертизы» (ФГБНУ.НИИ.РИНКЦЭ).[Электронный.ресурс]http://www.csrs.ru/archive/stat_2015_pers/stat_2015_pers.pdf

6.«Прогноз долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», опубликованном Министерством экономического развития Российской Федерации 29 января 2012 года

7.Проблемы и перспективы развития науки в России [Электронный ресурс], http://www.grandars.ru.

4.Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» [Электронный ресурс], -https://ru.wikipedia.ru

8.Современные проблемы науки и образования- электронный научный журнал ISSN 2070-7428 - http://www.science-education.ru

6.Электронное издание «Наука и технологии России» .[Электронный.ресурс],- http://www.strf.ru/

8.Современные проблемы науки и образования- электронный научный журнал ISSN 2070-7428 - http://www.science-education.ru

Автор материала: Д. Семенова (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.