Автор публикации: С. Чеботюк, ученица 5А класса
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 80 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Школьный конкурс научно-исследовательских и
проектных работ учащихся
«Новое поколение»
Среднее арифметическое и наш класс
Выполнила: учащаяся 5 – А класса
Чеботюк София
Руководитель: учитель математики
Лапко Ирина Валентиновна
2019
Содержание
Введение
II. Основная часть
1. Понятие среднего арифметического и его история
2. Применение среднего арифметического
III. Практическая часть
Измерения и результаты исследования
Игра «Среднее у двух»
IV. Выводы
Литература
I. ВВЕДЕНИЕ
С самого раннего детства всем нам известны числа, мы учимся считать, а затем изучаем действия с ними. В этом году на уроках математики мы ещё не изучали среднее арифметическое. Но в жизни часто звучат фразы «средний возраст», «средняя оценка», «средняя температура», «средняя стоимость», «средняя скорость». И я решила разобраться, как эти понятия связаны с математикой.
Данное исследование является актуальным, так как многие люди в своей профессии часто используют вычисление среднего арифметического значения, не задумываясь об этом, и в работе будет показано, насколько этот метод важен в различных областях жизнедеятельности человека
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: математика.
Тип проекта:
- по виду деятельности – информационный;
- по содержанию – межпредметный;
- по времени выполнения – краткосрочный (две недели).
Цели проекта:- ознакомить с понятием среднего арифметического и показать его применение;
- выяснить соответствуют ли средние данные по весу, росту и размеру ноги учащихся нашего 5 класса, со среднестатистическими данными в антропометрических таблицах, учитывая возраст девочек и мальчиков
Задачи проекта:
изучить теорию по теме среднее арифметическое;
привести пример задач, научить в реальной жизни находить среднее арифметическое нескольких чисел;
измерить рост, вес и размер ноги учащихся 5 класса, занести в таблицы и найти средний рост, вес и размер ноги девочек и мальчиков в классе;
найти значения антропометрических таблиц и сравнить с результатами среднестатистических значений роста, веса и размера ноги учеников 5 класса;
сравнить и сделать выводы
Объект исследования: учащиеся 5- А класса Предмет исследования: история появления понятия среднего арифметического и его применение в окружающем нас мире. Проблема исследования: пригодятся ли знания о среднем арифметическом в обычной жизни.
I I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие среднего арифметического и его история
Часто мы в жизни слышим фразы со словом «средний», например: средний возраст, средний рост, средняя температура, средняя скорость и т.д. Что надо понимать под этими выражениями? Рассмотрим лексическое значение слов «среднее арифметическое». Среднее – находящееся посередине. Арифметическое – от слова aritmos – число. Значит, среднее арифметическое означает среднее число. В математике дается определение понятия среднее арифметическое и правила его вычисления.
Среднее арифметическое является наиболее общим и самым распространённым понятием средней величины. Термин "среднее арифметическое" используют в математике и статистике.
Средним арифметическим нескольких чисел называется число, равное отношению суммы этих чисел к их количеству.
Другими словами, среднее арифметическое - это дробь, в числителе которой сумма чисел, а в знаменателе - их количество.
Среднее арифметическое = (Сумма чисел) : (количество слагаемых)
Вычисление среднего арифметического имеет большое применение во всех сферах жизнедеятельности человека. Среднее арифметическое является важной характеристикой ряда чисел. Средняя величина - это один из распространенных приёмов обобщений.
Когда возникли понятия средних величин в математике, точно не известно. Но предполагают, что уже вавилоняне более трех тысяч лет назад использовали их при вычислении квадратных корней. Также средние величины были известны и античным математикам. В одном из математических тестов, которые приписывают древнегреческому математику Архиту (ок. 428 - 365гг. до н.э.).
Важность средних величин для статистической практики и науки отмечалась в работах многих ученых. Так, английский экономист В. Петти (1623-1667) еще в 17 веке предлагал использовать в качестве меры стоимости затраты на среднее пропитание одного взрослого работника.
Весьма широко применял средние величины английский учёный Г. Кинг (1648-1712) при анализе данных о населении Англии (средний доход на одну семью, среднедушевой доход и т. д.).
Следствием учения бельгийца А. Кетле (1796-1874) об общих и индивидуальных причинах явилось выделение средних величин в качестве основного приема статистического анализа.
Известный русский статистик Ю. Э. Янсон (1835-1893) писал, что средняя величина есть отражение законов социальной жизни, то есть движение - это развитие.
2. Применение среднего арифметического
Среднее арифметическое, найденное из массовых измерений, называют статистическими средними. Статистическое среднее имеет большое практическое значение.
Где же используется понятие «среднее арифметическое»?
- среднее количество осадков, средняя величина атмосферного давления;
- средняя температура, влажность воздуха, скорость ветра и т.д.;
- средняя заработная плата, пенсия;
- средняя оценка в фигурном катании, в различных конкурсах;
- среднее значение занятого и безработного населения;
- средний курс валюты;
- среднее количество заболевших за определенный период;
- средний возраст;
Например, в конце четверти надо найти среднюю оценку учащегося по математике, если за истекший период он получил: 3,4,4,5,3,2,4,3.
Решение: (3+4+4+5+3+2+4+3)/8=3,5
I I I. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Измерения и результаты исследования
Были проведены измерения роста, веса и размера ноги учащихся 5 – А класса, данные внесены в таблицу и вычислен средний рост , средний вес и средний размер ноги девочек и мальчиков.
Фамилия и Имя | Рост | Вес | Размер ноги |
Абисова Арина | 1.47см | 32кг | 36 |
Буряк Александра | 1.45см | 31кг | 35 |
Бинецкая Юлианна | 1.35см | 33кг | 37 |
Глущенко Ярослав | 1.55см | 37кг | 40 |
Гречаный Тимофей | 1.58см | 40кг | 41 |
Дъячков Ростислав | 1.42см | 30кг | 36 |
Ермаченкова Анастасия | 1.50см | 39кг | 37 |
Кривонос Алексей | 1.57см | 59кг | 41 |
Кроха Виктория | 1.50см | 32кг | 37 |
Левчук Дмитрий | 1.45см | 37кг | 36 |
Пивень Глеб | 1.48см | 38кг | 39 |
Попов Тимур | 1.46см | 41кг | 37 |
Романов Виктор | 1.46см | 34кг | 36 |
Салита Егор | 1.49см | 35кг | 37 |
Сальник Владислав | 1.47см | 43кг | 38 |
Семененко Денис | 1.58см | 42кг | 42 |
Сухорукова Екатерина | 1.50см | 29кг | 36 |
Тодчук Алина | 1.46см | 43кг | 38 |
Хрипкова Анастасия | 1.50см | 30кг | 38 |
Чеботюк София | 1.47см | 31кг | 37 |
Чорная Кристина | 1.45см | 37кг | 37 |
Средний рост девочек:
(147+145+135+150+150+150+146+150+147+145) : 10=145,5см
Почти такой рост у Буряк А., Ермаченковой А., Сухоруковой Е. и Хрипковой А.
Средний вес девочек:
(32+31+33+39+32+29+43+30+31+37) : 10=33,7 кг
Почти такой рост у Бинецкой Ю.
Средний размер ноги девочек:
(36+35+37+37+37+36+38+38+37+37) : 10= 36,8
Почти такой размер ноги у Абисовой А., Бинецкой Ю.,Ермаченковой А., Крохи В., Чеботюк С. и Чорной К.
Таким образом, 2 средние величины совпали у Бинецкой Ю. и Ермаченковой А.
Средний рост мальчиков:
(155+158+142+157+145+148+146+146+149+147+158) : 11=150,1см
Почти такой рост у Салиты Егора.
Средний вес мальчиков:
( 37+40+30+59+37+38+41+34+35+43+42) :11=39,6кг
Почти такой вес у Гречаного Т.
Средний размер ноги мальчиков:
(40+41+36+41+36+39+37+36+37+38+42) : 11= 38,5
Почти такой размер ноги у Пивня Г. И сальника В.
| Антропометрические данные | Данные 5 – А класса |
Средний рост девочек 11лет | 144,5см | 145,5см |
Средний вес девочек 11лет | 34,75кг | 33,7кг |
Средний размер ноги девочек | 36,2см | 36,8см |
Средний рост мальчиков 11лет | 143,4см | 150,1см |
Средний вес мальчиков 11 лет | 35,45кг | 39,6кг |
Средний размер ноги мальчик. | 38,1см | 38,45см |
На основание проведенных измерений, вычислений и сравнений следует:
Средний рост девочек и мальчиков в классе превышает результаты антропометрических таблиц –это хорошо.
Средний вес девочек не превышает результаты антропометрических таблиц – это тоже хорошо.
Средний вес мальчиков превышает результаты антропометрических таблиц – это не очень хорошо.
Средний размер ноги мальчиков и девочек практически соответствует таблице.
Мальчики и девочки! Занимайтесь спортом и ваши данные будут совершенны.
Это небольшой пример применения среднего арифметического, а исследования в массовых масштабах используются в производстве для определения необходимого количества продукции.
2.Игра «Среднее у двух»
Подключая смекалку и сообразительность необходимо определить среднее не чисел, а предметов:
Апельсин и лимон - ГРЕЙПФРУКТ
Носки и чулки - ГОЛЬФЫ
Велосипед и мотоцикл - МОПЕД
Трамвай и поезд - ЭЛЕКТРИЧКА
Туфелька и сапог - БОТИНКИ
Пианино и баян - АККОРДИОН
Портфель и рюкзак - РАНЕЦ
Девушка и рыба - РУСАЛКА
I V. Выводы
Среднее арифметическое возникло из практических нужд человека.
Задачи на нахождение среднего арифметического актуальны и сейчас. Они применяются в практической деятельности человека, в науке.
Знание среднего арифметического нужно знать не только для развития своего кругозора, но и потому что его можно применять во многих жизненных ситуациях.
Для среднего арифметического справедливы слова А. Н. Крылова «Рано или поздно всякая математическая идея находит применение в том или ином деле»
ЛИТЕРАТУРА
С. М. Никольский , М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.Н. Шевкин Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвешение, 2016
Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвешение, 2016
Интернет сайты