12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Туйманова Ангелина Евгеньевна12
1

ЦВЕТ, КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПРИ ЗАПОМИНАНИИ ПОЭЗИИ А. К. ТОЛСТОГО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА

ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТ, КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПРИ ЗАПОМИНАНИИ ПОЭЗИИ А. К. ТОЛСТОГО»

Литература

Выполнила: Туйманова Ангелина ученица 11 класса

Руководитель: учитель русского языка и литературы Т. Н. Муха











г. Брянск, 2022г.

Содержание

 

Введение­­­­­­­­­_________________________________________________________3

Глава 1. Теоретический аспект исследования__________________________ 6

1.1 Значение цвета в поэзии_________________________________________ 6

1.2 Цветообозначения и предпочтения в поэзии А. К. Толстого___________ 8

Глава 2. Практический аспект исследования__________________________12

2.1. Влияние цвета на запоминаемость_______________________________12

Заключение_____________________________________________________ 14

Список использованной литературы_______________________________15

Приложение_____________________________________________________19





































ВВЕДЕНИЕ

Цвета. Они окружают каждого из нас на протяжении всей жизни. Люди с древних времён придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в фольклоре.

Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое изобразительное средство. Главное место в использовании цветообозначений занимает поэзия. Проблеме цветообозначения в поэтических произведениях посвящено немало исследований, изучались цветообозначения многих русских поэтов - А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Булгакова, М. Цветаевой, С. Есенина, но очень мало изучены цветообозначения (цветовая палитра) А. К. Толстого.

Поэты стремились отразить настроение произведения через цветовую гамму, тем самым увеличить запоминаемость, ведь эмоции и цвет, останутся в памяти на много дольше, чем текст. Справедливость данной точки зрения я попробую доказать на примере поэтических произведений А. К. Толстого, которые были избраны по признаку наличия в них цветообозначения.

Роль цветовой лексики в стихотворном творчестве такого своеобразного поэта, как А. К. Толстой, насколько нам известно, пока мало изучено, хотя исследователями отмечается толстовское «тяготение к "земной пластичности, живописности, "сочности картин", умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи» [Цвет и название цвета в русском языке 2005: с.18].

Цель исследования заключается в описании особенностей лексической репрезентации цветовой картины мира в поэтических текстах А. К. Толстого.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить состав цветонаименований в стихотворных произведениях автора;

выявить функциональную нагрузку цветовых слов в поэтическом идеолекте А. К. Толстого;

провести анкетирование и выяснить влияние цвета на память.

Исследования проводились на двух этапах:

Теоретический

Практический

Практическая ценность, определяется возможностью использования материалов работы в образовательном процессе.

Предмет исследования - лирические произведения А. К. Толстого.

Объектом исследования является цветовая лексика в стихотворениях А. К. Толстого.

Продукт исследовательской работы: Словарь «Цветовая палитра стихотворений А. К. Толстого».

Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что в условиях современного мира интерес к литературе резко снизился. Запоминание строк стихотворений становится трудной задачей. С помощью цветовой палитры можно облегчить эту проблему, тем более, что такой метод можно применить для многих поэтов, и он будет полезен в будущем.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные цветовой гамме С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, Ф. М. Достоевского, О. Мандельштама.

Новизна работы заключается в том, что мы изучаем эту тему на примере лирики А. К. Толстого.

План реализации проекта


Этапы

Время проведения

Задачи

Деятельность

Подготовительный

Конец ноября


Определение темы и проблемы

1. Обсуждение информации

Поиск тем


Ориентировочный

Декабрь

Постановка цели и задач

Определение источников знаний

Формирование цели и задач

Накопление знаний по теме проекта

Организационный

Январь 2021

Выбор наиболее удобного варианта

Уточнение информации

Отбор информации

Анализ произведений

Продуктивный

Февраль- Март 2021

Оформление проекта

Подготовка к защите

Оформление продукта, презентации и папки



Создание проекта и его оформление

Реализация

Апрель2021-начало Мая

Подготовка защиты

Умение быстрого

ориентирования в проекте

Умение отвечать на заданные вопросы

Проведение защиты

Показ результата с продуктом проекта


Глава 1. Теоретический аспект исследования.


Значение цвета в поэзии.


Зачастую, главным инструментом воздействия лирики является цветовая гамма. Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы. Опираясь на неё, поэт придаёт словам определённое значение, что вызывает у нас различные эмоции, чувства.

Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение.

В результате семантического развития цветообозначений появилось сосуществование в языке различных значений (прямых, переносных и символических), которые активно используются в различных видах словесного творчества. В построении художественного текста, огромную роль играет подбор цветообозначений и их использование. Характер употребления цветовых слов в произведении отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность и неповторимое мировоззрение.

«В поэтической речи - слово, всегда выступает в его отношении к образу, происходит постоянное взаимодействие представлений и значений, возникающих в слове, которое поставлено в поэтический контекст» [Лексико-семантические особенности поэтического идиостиля А. К. Толстого: l03].

Цветообозначения в различных контекстах, т.е. во взаимосвязях с другими словами, могут нести на себе различное значение. Эти значения в той или иной степени отличаются от основных лексических значений. При помощи ЦО можно описать предмет, чувства, состояние, эмоции, другими словами эмоционально-психическое состояние.

Природа играет и переливается всеми цветaми, образы живописны, словно нарисованы aкварелью. Для усиления выразительности образа поэты широко используют «цветовые» эпитеты.

«Цветовой» эпитет – образное определение предмета с использованием прилагательного, обозначающего цвет.

«Цветопись» – использование в поэтическом творчестве «цветовых» эпитетов.

Художник в своей работе использует кисти и краски, а у поэта есть слова, с помощью которых он воссоздает картины окружающего мира, поэтому в поэтическом тексте ассоциативность цвета достигает наибольшей образности. В понятии цвета в тексте заключено не только его видение, но и смысл, вложенный поэтом, в котором скрыты безграничные ассоциации: радости и отчаяния, грусти и веселья, света и тьмы и др.

Также цвет позволяет свести к минимуму типичный для работ о цветообозначениях недостаток, когда изучается только цветописание, то есть наблюдения о том, какие краски предпочитает художник и как их размещает в своем произведении, помогая вспомнить о цветосемантике, которая, остается вне поля зрения исследователей.

Палитра цветов в творчестве А. К. Толстого уникальна. В ней мы можем встретить не только «чистые» цвета основного спектра, но и дополнительные, анализ которых представлен в работе.






Цветообозначения и предпочтения в поэзии А. К. Толстого

Цветообозначения помогают автору раскрыть идею произведения, создают необходимый эмоциональный настрой, цветопись нередко участвует в создании пейзажа, образа героя, в актуализации прагматики высказывания, поэтому неудивительно, что современная лингвопоэтика располагает достаточно обширным количеством исследований, в которых индивидуально-авторское восприятие действительности рассматривается сквозь призму цветовой картины мира.

Всего в стихотворном творчестве А. К. Толстого было выявлено 295 «цветонесущих» слов.

Колористическую палитру поэзии автора образуют преимущественно наименования основных цветов, к которым традиционно относят «семь названий цветов радуги: синий, голубой, зеленый, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, а также ахроматических - серый, белый, черный» [Цвет и название цвета в русском языке 2005: 116].

Для репрезентации цвета автором используются не только основные, но и оттеночные наименования, крайне редко А. К. Толстой прибегает к наименованиям косвенным.

Всю совокупность языковых единиц, передающих цветовую семантику, можно представить в виде колоративного лексико-семантического поля, которое, в свою очередь, конституируется двумя микрополями: микрополем хроматических цветов- все цвета спектра, т. е. все цвета цветового круга, без учёта белого, чёрного и всех оттенков серого цвета, в соответствии с теорией которые, обладают всеми тремя основными характеристиками цвета: насыщенностью, светлотой и цветовым тоном, а также ахроматических- это неспектральные цвета: чёрный, белый и все оттенки серого, имеющие только одну характеристику - светлоту, они лишены насыщенности и цветового тона, то есть отличаются друг от друга только по принципу: светлее-темнее.

В ряду ахроматических цветов наиболее частотным цветообозначением у поэта оказывается белый, который зафиксирован 22 раза. Далее в порядке убывания следуют: чёрный (16), седой (13), сребристый/серебристый (1/5), серый (5), сизый (5).

Микрополе хроматических цветов представлено колоремами: синий (31), зеленый (20), золотой/златой (12/3), желтый (9), голубой (9), лазурный (8), алый (9), красный (4), червленый (4), румяный (3), багровый (3), буланый (2). Единичными примерами в лирической живописи А. К. Толстого отмечены пурпурный (1), палевый (1), изумрудный (1), бирюзовый (1), гнедой (1).

Крайне редко А. К. Толстой прибегает и к каким-либо словообразовательным модификациям прилагательного для уточнения качества, интенсивности цвета. В картотеке обнаружилось лишь четыре подобных примера, это сложные прилагательные бледно-розовый, бледно-голубой, ярко-красный и суффиксальное образование золотистый.

Колористическая «неусложнённость» позволяет поэту точно визуализировать мир русской природы, передать его гармонию, показать очарование знакомых предметов, обрисовать деталь, подчеркнуть контраст:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,

Еще зеленый дуб и желтые березы

Печально на меня свои стряхают слезы... [Толстой 1980, 1: 101].

В данном примере целый ряд цветовых слов выполняет характеризующую, пейзажную функцию, участвует в создании картины пестрого осеннего леса.

Иногда А. К. Толстой в небольшом фрагменте текста сосредоточивает несколько цветонаименований, усиливая визуализацию образа, тонко обрисовывая тот или иной объект окружающего мира. В такой усилительной функции цветовые лексемы использованы, например, в следующих строках:

Солнце жжет; перед грозою

Изменился моря вид:

Засверкал меж бирюзою

Изумруд и малахит [Толстой 1980, 1: 80].

Благодаря колористическим нюансам поэт акцентирует внимание на важных признаках описываемого объекта действительности, в данном случае- моря.

Однако значительно чаще А. К. Толстой прибегает в своих стихотворениях к цветовым контрастам, в таких контекстах у колоремы, как правило, начинает формироваться дополнительный смысл, создается особый прагматический эффект:

Где светлый ключ, спускаясь вниз,

По серым камням точит слезы,

Ползут на черный кипарис

Гроздами пурпурные розы [Толстой 1980, 1: 79].

Следует подчеркнуть, что выразителем цвета в поэзии А. К. Толстого выступают не только имена прилагательные, но и слова других частей речи, прежде всего это имя существительное (синева, лазурь, желтизна, зелень, празелень, багрец, вохра, малахит, румянец, позолота, бирюза) и глагол (краснеть, зеленеть, белеть/белеться, обагрить, чернеть, серебриться, рдеть, золотить/золотиться, вохриться).

Выбор колоратива (цветовой гаммы) определяется тем настроением, переживанием, которое поэт стремится передать своему читателю.

В заключении, следует отметить, что цветовое слово у А. К. Толстого выступает чрезвычайно важным средством эстетического воздействия. Лексическая система цветонаименований, представленных в поэтических текстах автора, отличается богатством, самобытностью, выразительностью и отображает в себе представления поэта об окружающем его мире. В его поэтическом идиолекте колоративы выполняют, как правило, номинативную, изобразительную, психологическую функции.













Глава 2. Практический аспект исследования


Влияние цвета на память


Довольно сильно на нашу память влияет окружающая обстановка. Её непременный атрибут — цвета людей, пейзажа, предметов.

В радуге семь цветов, а состоят они вообще из трех основных. Кто сомневается- посмотрите на монитор в увеличительное стекло. Вы увидите только три цвета- красный, зеленый и синий. Все вместе они влияют и на память, и на процесс запоминания.

По мнению многих исследований, цвет играет ключевую роль для создания благотворной среды, способствующей обучению, и помогает развить потенциал, заложенный в человеке. При грамотном подходе к выбору цветов для процесса обучения можно не только облегчить его, но и стимулировать мозг учащихся для лучшего и быстрого запоминания.

Человеческий ум любит создавать связи и ассоциации, и цвет может быть использован для создания ассоциаций между вещами, в нашем случае этой вещью является стихотворение.

Мы выдвинули гипотезу о том, что цвет помогает запомнить поэтический текст, и решили доказать её практически. Для этого был разработан специальный опыт (см. приложение 3), включающий в себя одно задание, которое требовалось сделать двукратно, но разными способами.

Участникам предлагалось запомнить названия 8 стихотворений А. К. Толстого в первом случае, которые были расположены на белом фоне, а во втором на цветном. После эксперимента, мы просили ответить на несколько вопросов анкеты, из которых составили диаграммы в процентном соотношении, для большей наглядности.

Проведя данный эксперимент, выдвинутую нами гипотезу мы подтвердили: цвет, действительно помогал вспомнить опрашиваемым название того или иного произведения. Когда забывалась тема, они проводили аналогию с цветом, вспоминали краски и настроение, которые использовал поэт в стихотворении, затем вспоминались строчки, а из них уже складывалось и название. Результаты представлены в приложении 4.













Заключение


Для жизни и работы в современном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо научиться пользоваться цветом правильно. Сейчас многие люди работают в разных сферах, где зачастую необходимо уметь пользоваться цветом, необходимо понимать цвет.

Выполнив задачи исследования, мы достигли нашей цели - описали особенности лексической репрезентации цветовой картины мира в поэтических текстах А. К. Толстого.

Мы обратились к интернет ресурсам, для того чтобы найти, как можно больше информации о цветах и их значениях, а также к печатным материалам, которые находили в библиотеке. Благодаря нескольким источникам, получилось отобрать ключевые темы.

В своей работе мы проанализировали предназначение цвета в поэзии, узнали о колоративе А. К. Толстого, а также с помощью анкетирования доказали, что цветовая гамма влияет на человека, и помогает в запоминании поэзии, значит будет полезна в образовательном процессе.

В итоге пришли к выводу: на цветные бумаги люди обращают больше внимания, чем на традиционные черно-белые.

Продукт, который мы создали, можно использовать в образовательном процессе, как вспомогательное средство при заучивании наизусть.

Надеемся, что наша работа будет использоваться в дальнейшем для ознакомления учащихся с процессом использования цвета и поможет им повысить качество создаваемых печатных материалов, а также найдет своё применение и для других поэтов, тем самым расширив масштаб проекта и его актуальность.





Список использованной литературы


Исследование: какие цвета больше всего любили классики русской литературы https://esquire.ru/articles/135534-issledovanie-kakie-cveta-bolshe-vsego-lyubili-klassiki-russkoy-literatury /.

Лексико-семантические особенности поэтического идиостиля А. К. Толстого: монография. – Брянск: ООО «Новый проект», 2017. – 200 с.

Цвет и название цвета в русском языке/ под общ. Ред. А. П. Василевича. Изд. 2-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 216 с.

А. К. Толстой Собр. соч. в 4-х томах, т. 1-2. Москва, изд. «Художественная литература». 2005. — 460с.

А. К. Толстой Собр. Соч. в 4-х томах, т. 3-4. Москва, изд. «Художественная литература». 2005. — 516с.

А. К. Толстой. Собрание в четырёх томах. т. 1-4. Библиотека «Огонёк». Издательство «Правда». Москва. 1980. — 674с.

Ямпольский И.Г. А.К. Толстой [Электронный ресурс]. URL http://www.modernlib.ru/books/yampolskiy_i/a_k_tolstoy/read_1/.

Создание цветовых ассоциаций для улучшения памяти: https://uznayki.ru/najden-czvet-uluchshayushhij-pamyat-u-cheloveka/.

Влияние основных цветов на обучение и восприятие: https://mentalsky.ru/vlijanie-cvetov-na-vosprijatie/.




















Пt1653147791aa.gif алитра цветов







t1653147791ab.gif







t1653147791ac.gif

t1653147791ad.gift1653147791ae.gif

Приложение 1



Анкета и её результаты.







t1653147791af.gif



t1653147791ag.gif



t1653147791ah.gif





















































Приложение 2



Ссылки использованных отрывков поэзии.



[Цвет и название цвета в русском языке 2005: с.18].

[Лексико-семантические особенности поэтического идиостиля А. К. Толстого: с. l03].

[Цвет и название цвета в русском языке 2005: 116].

[А. К. Толстой. Собрание в четырёх томах. т. 1. Библиотека «Огонёк». Издательство «Правда». Москва. 1980. — 202с.].

[А. К. Толстой. Собрание в четырёх томах. т. 1. Библиотека «Огонёк». Издательство «Правда». Москва. 1980. — с. 101].

[А. К. Толстой. Собрание в четырёх томах. т. 1. Библиотека «Огонёк». Издательство «Правда». Москва. 1980. — с. 80].

[А. К. Толстой. Собрание в четырёх томах. т. 1. Библиотека «Огонёк». Издательство «Правда». Москва. 1980. — с. 79].

[Лексико-семантические особенности поэтического идиостиля А. К. Толстого: с. l08].



Автор материала: А. Туйманова (11 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.