12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гильметдинова Гюзель Муфахаровна51
Россия, Башкирская респ., р-н Мечетлинский, с. Алегазово



Направление работы:

История и краеведение


Тема: Трудный путь к правде.


Автор: Сафаров Зариф


Научный руководитель: Гильметдинова Гюзель Муфахаровна


Место выполнения работы: Республика Башкортостан МР Мечетлинский район с. Алегазово



2021


Введение

     Одной из наиболее трагических страниц в истории нашей страны являются политические репрессии, которые проводились в отношении, как отдельных граждан, так и социальных групп, классов и даже целых народов. Затронули они и сельскую местность.

   В своей работе мы не ставим цели исследовать со всех сторон тему, связанную с политическими репрессиями, так как она очень сложна и имеет глубоко неоднозначные подходы к пониманию. Мы ограничиваем исследование рамками одного региона – Башкирии и одного района – Мечетлинского. Из перечня политических репрессий выбрали период 30-х годов, связанный с коллективизацией.

  Понятие «коллективизация» в массовой культуре превращено в страшилку, преподносится как символ разрухи, неэффективности, ущербности. Некоторые исследователи к периоду репрессий во время коллективизации даже применили термин «геноцид крестьянства». Уничтожено крестьянство, которое кормило всю Европу, была уничтожена прекрасная, эффективная и перспективная деревня. [10]

  Сейчас же делается в научной литературе и публикациях вывод о том, что коллективизация была необходима.[9-11] С одной стороны, большевики, придя к власти с идеей диктатуры пролетариата, оказались в тотально мелкобуржуазной стране, где было 20 млн. мелких сельских хозяйств, в которых были заняты 111 млн. крестьян. И тут сам собой возникал вопрос: как модернизировать сельское хозяйство в таких условиях, откуда брать ресурсы на индустриализацию? Первоначальным выходом стала политика НЭПа, которая вывела страну из разрухи Мировой и гражданской войн. Но, она же и привела к откровенно негативным последствиям в виде социального расслоения на селе на кулаков и бедняков. Для бедняков это было возвращением эксплуатации и неразрешимой проблемой - за что они воевали в гражданской войне? Для кулаков - нежеланием работать по установленным ценам на сельхозпродукцию со стороны государства.

   Все это недовольство выливалось в террор (усилился к 1928 г.) и хлебозаготовительные кризисы, последний из которых в 1927 г. едва не привел к голоду в городах. С другой стороны, страна должна была получать достаточное количество хлеба, так как военная угроза никуда не исчезла, а, напротив, нарастала. Например, «Военная тревога» 1927 г., - кризис англо-советских отношений с угрозой полномасштабной войны СССР с Британской империейПольшей, а возможно - и целым блоком европейских государств.[12] В процессе этого военного кризиса руководство СССР столкнулось с новыми проявлениями антисоветских настроений в некоторых слоях советского общества. Которые проявились в виде нежелания воевать за советскую власть и надежды на возможный скорый крах большевиков. Как один из результатов кризиса, было начато укрепление обороноспособности страны и строительство «Линии Сталина». Другим результатом кризиса, как в дальнейшем писал  Троцкий, стали последующие репрессии против оппозиции и чистки в РККА и партии. Правительство СССР взяло курс на масштабное военное производство и ускоренную индустриализацию, а «новая экономическая политика» (НЭП) страны с 1928 года была свёрнута. С 1930 года началась принудительная коллективизация, имевшая целью полный контроль над производством хлеба и иной сельскохозяйственной продукцией. Таким образом, уроки военной тревоги 1927 легли в основу последующих событий 1930-х годов,

   С точки зрения теории первоначального накопления капитала, впервые введенной в трудах А.Смита и развитой К. Марксом, в коллективизации есть логика и закономерность: когда мелкий собственник экспроприируется и идет концентрация капитала, в результате которой образуется крупное индустриальное производство. В виде примера можно привести так называемый процесс «огораживания», начавшийся в конце XV века и достигший наибольшего размаха в XVIII веке. Позднее, в эпоху английской промышленной революции, описываемая политика приобрела форму массового грабежа населения, санкционированного властью и законами. Наиболее ярким проявлением этого процесса, по Марксу, стала массовая экспроприация крестьянства. [13]

   Можно отметить и следующий момент: раскулаченные семьи не оставлялись на произвол судьбы - была проведена большая работа по подготовке крестьян к выселению. Выселяемые семьи обеспечивались продуктами питания, мелким инвентарем, гужевым транспортом.

  То есть, Советская Россия, не единственная страна в мире, выходившая из аграрного состояния жесткими методами из-за объективной необходимости форсированной индустриализации. Но у Советского государства этот выбор не был единственным. Все 20-е годы в руководстве шли ожесточенные споры о сельскохозяйственной политике. В середине 20-х гг. четко обозначились три позиции. Левая оппозиция во главе с Л.Д.Троцким предлагала свернуть НЭП и перейти к политике коллективизации и хорошенько ударить по кулаку. Правая оппозиция во главе с Н.И.Бухариным, напротив, выступала за продолжение НЭПа и свободное развитие кулачества. И.В. Сталин занял промежуточную позицию, но хлебозаготовительный кризис 1927 г. резко повлиял на его отношение к проблеме кулачества в сторону левой оппозиции, но в более радикальной форме.

  Поэтому цель нашего исследования - опираясь на принцип объективности, провести анализ изменения быта крестьянской семьи в контексте политики раскулачивания в ходе коллективизации, проводимой в Башкортостане и определить свое отношение к политике раскулачивания в период коллективизации в 30-е годы ХХ века.

  За основу анализа взяли архивные документы и воспоминания двух семей Юдиных и Кондратьевых, прошедших все испытания в период коллективизации и раскулачивания.

Актуальность: Она определяется в связи с изменениями, которые происходят в российском обществе в последние десятилетия. С тем, что с открытием доступа к рассекреченным документам и материалам изучаемого периода появилась возможность с учетом новых исторических фактов дополнить, а в некоторых случаях и воссоздать часть давних событий.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить документы домашнего архива;

- проанализировать быт крестьянских семей до раскулачивания и после;

- выявить влияние рассматриваемой политики на быт конкретных крестьянских семей, то есть сопоставить положительные и отрицательные моменты рассматриваемых событий и явлений.

Объект исследования: политика раскулачивания в Республике Башкортостан.

Предмет исследования: быт двух крестьянских семей.

Методы исследования:

- источниковедческий: изучение архивных материалов;

- культурологический: изучение быта крестьянских семей;

   Практическую значимость работы видим в том, что материалы можно использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий в школе, создания страниц школьных сайтов, а так же на уроках истории и литературы, написании творческих работ.

  Степень изученности темы: опыт первого изучения проблемы репрессий на Урале состоялся после XX съезда КПСС, когда были опубликованы биографические очерки деятелей большевистской партии, пострадавших в период сталинских репрессий. В числе исторических исследований, в которых затрагивалась тема репрессий, можно назвать монографию А.В.Бакунина «Борьба большевиков за индустриализацию Урала во второй пятилетке (1933—1937). В начале 1970-х гг. появились исследованиями о классовой борьбе в деревне в период сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса.

  Для работы отобрали следующие материалы: Р.А. Давлетшина «Великий перелом и трагедия крестьянства Башкортостана», Г. Гариповой «Масштабы репрессий в Башкортостане в 30-е годы». Так же выбрали сборник материалов зональной научно-практической конференции «Репрессии на северо-востоке Башкирии в 30-50-е годы ХХ в.», где освещается материал о простых рабочих и крестьянах, раскулаченных, выселенных за пределы района и репрессированных в 30-х годах. Кроме них были использованы материалы с сайта Администрации Нуримановского района, сайта «Красивая поляна», сайта «Бессмертный барак» в «Книге памяти» по Республике Башкортостан и архивные документы, воспоминания, фотографии семьи Юдиных.

Глава 1. Основные направления аграрной политики СССР в 30- е гг. ХХ века

Разработка законодательной основы раскулачивания в Башкортостане

   На основе секретной инструкции ЦИК и СНК СССР от 4 февраля 1930 года за подписями М.Калинина и А.Рыкова 8.02 1930 года бюро обкома ВКП (б) приняло постановление «О практических мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации Башкирии».

 Была утверждена секретная инструкция руководителям кантонов. В инструкции указывалось, что выселение кулаков из районов сплошной коллективизации производится в северные районы страны, а также в пределах Башкирии в трудноосваемые регионы. Были намечены контрольные цифры: 1700 семей на выселение за пределы, 3000 семей – в пределах Башкирии. 1 марта 1930 года председатель комиссии по раскулачиванию при Совнаркоме БАССР Харрасов отправил предписание председателям кант-исполкомов в котором предлагал следующее: «Сообщить все пункты, станции железной дороги, от которых будут отправлены эшелоны с выселяемыми кулацкими элементами. Предписывалось немедленно проработать вопрос об отводе пунктов для выселяемых кулацких элементов внутри республики, «об организации на территории Башреспублики концентрационного лагеря с использованием труда заключенных».[3]

1.2 Реализация «ликвидации кулачества как класса» на местах.

  Первый этап массового раскулачивания в Башкирии завершился к весне 1930 года. За активное сопротивление колхозному движению было осуждено и выслано на Север и в Сибирь 2,5 тысячи крестьян. Это были кулаки первой категории. Вторая категория подлежала переселению внутри республики. Семьи кулаков первой категории, а также кулаки второй категории, раскулаченные в этот период, в 1930 году не выселялись.

  Весной 1930 г. начинается новая волна массовой коллективизации. Секретарь ВКП (б) П.П. Постышев дает обкому партии «добро» на выселение за пределы республики 6 тысяч кулацких хозяйств. С марта по июль 1930 г. была проведена большая работа по подготовке крестьян к выселению.

  Выселяемым кулацким семьям выдавались продукты питания в размере трехмесячной потребности: печеного хлеба по норме 600 г. на каждого едока на первые 15 дней, на остальные 2,5 месяца ржаной мукой. Кроме того, оставлялось не более 500 г. масла, сала или других жиров на человека. В случае отсутствия жировых продуктов в хозяйстве выдачи таковых не было. Оставлялось до 500 рублей, если у выселяемой семьи они были.

  На каждые 5 выселяемых кулацких хозяйств выделялось по 1-2 лошади с упряжью и повозками. На лошадей выделялись грубые корма (в прессованном виде). Выселяемым разрешалось брать мелкий сельхозинвентарь: одноконные плуги, пилы, топоры, лопаты.

  Как известно, и раскулачивание, и переселение осуществлялось под руководством органов ОГПУ. В помощь районным уполномоченным и милиции выделялось необходимое количество выдержанных коммунистов и комсомольцев, колхозных активистов.

  Выселение началось в середине июля, закончилось в начале августа 1931 г. Из 31 района было выселено 6042 семьи (32279 человек). Наши крестьяне попали в распоряжении Управления сибирских исправительно-трудовых лагерей ОГПУ, в печально известный «Сиблаг» Западно-Сибирского края и в лагеря Северного края.

  В 1931 году было получено разрешение и на внутрибашкирское переселение 3,5 тысячи семей кулаков второй категории. Главы семейств были переселены в ноябре-декабре 1931 года, а с мая по август 1932 года было организовано и переселение семей в спецпоселки.

  7 мая 1932 г. СНК СССР вновь утвердил представленный ОГПУ план выселения. По этому плану Башкирия получила задание на выселение внутри края 500 семей. 8 мая 1933 года И.В.Сталин и В.М.Молотов дали задание на выселение за пределы республик, краев, областей страны 12 тысяч хозяйств, в том числе из Башкирии 500 семей. На этом массовые выселения крестьян было решено прекратить. Однако частичное и индивидуальное выселение продолжалось 3 года. На 1 июля 1940 года в Башкирии было 12 крестьянских спецпоселков (или трудпоселков). В них проживало 3110 семей (12690 человек).

 В нашей республике в ходе ликвидации крестьянских хозяйств было раскулачено, выселено и переселено в общей сложности 10 тысяч крестьянских хозяйств.[2]

 Вывод: Политика раскулачивания была продуманным и хорошо спланированным процессом. Как сказал в одном из интервью историк Михаил Безнин о «годе великого перелома» и его последствиях: «…в новой системе нужен был другой крестьянин - специализированный работник звеньев, бригад и так далее, а не домохозяин, у которого и семья в распоряжении, и собственная пара рук, и сыновья - домохозяин был опорой старого крестьянства. В силу того, что домохозяева были не нужны, они больше всех и пострадали в ходе коллективизации. Они жаждали возвращения в родные места и думали, если хотите, антисоветски. Коллективизация была шагом вперед. Жестоким, кровавым, но в определенном смысле закономерным».[5]

  Но надо отметить следующее: их выселяли не на произвол судьбы, выселенные семейства получали прожиточный минимум и рабочий инвентарь.

  Хотим выделить еще один момент, связанный с понятием «политические репрессии». Изучая и анализируя документы из семейного архива Юдиных, мы нашли ответ из Министерства внутренних дел Республики Башкортостан на запрос Юдиной Раисы Константиновны в 2003 г. о реабилитации Юдина Порфирия Лаврентьевича и членов его семьи. В ответе отмечено, что приговор, вынесенный Юдину П.Л., носит экономический характер, признаков политической репрессии не носит и, поэтому, Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10 1991 г. на него и членов его семьи не распространяется. (Приложение №1) По архивной справке их семья была освобождена из спецпоселения в период 1940-1945 гг.

  Семья Кондратьева Константина Егоровича получила справку о реабилитации 30 октября 1998 года. (Приложение № 3-4)

Глава 2. Частная история двух раскулаченных семей.

2.1 Быт семьи Кондратьевых до раскулачивания в 1931 году.

   В начале ХХ века семья Кондратьевых (по национальности чуваши) являлась коренными жителями Бижбулякского района на юге Башкирии. Климат очень благоприятный для проживания и ведения сельского хозяйства, пчеловодства.

  Глава семьи Кондратьев Егор Федотович (1877 года рождения), его супруга Анастасия (1880 года рождения) имели двоих сыновей. Семья была очень работящей и жена Анастасия всегда помогала мужу в поле. Детей брали с собой, так как их не на кого оставить. В один из дней случилась трагедия – младший сын Тарас выпал из люльки и стал инвалидом. Семья владела своими полями, на которых выращивали пшеницу, рожь, картофель; для работы по сбору урожая, когда сами не справлялись, приглашали наемных рабочих. Еще семья занималась бортничеством. Владели маслобойней и предоставляли свои услуги односельчанам. Егор Федотович построил два пятистенных каменных дома для двух сыновей, но так как Тарас был инвалидом, оба дома достались Константину Егоровичу. В одном из домов был магазин, где семья продавала свою сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары. Промышленные товары Егор Федотович получал путем обмена сельхозпродукции в городе Белебее.

  Старший сын Кондратьев Константин Егорович (1900 года рождения) был правой рукой главы семьи. Когда в январе 1928 года Егор Федотович умер, его дело продолжил старший сын. Константин Егорович в 1922 году женился на Агриппине Ивановне (1902 года рождения). В браке до раскулачивания у них родились две дочери: Валентина (1923 года рождения) и Раиса (1925 года рождения). Семья Константина Егорович продолжала деятельность отца.

 Вот так проходил один день из жизни их семьи (записанный со слов Раисы Константиновны):

  «5 сентября 1928 года. День рождения Раи. Утро в семье начиналось с 5-ти часов. Агриппина Ивановна топила русскую печь и пекла хлеб. Константин Егорович запрягал лошадей и ехал на поля убирать урожай. Девочки вставали позже, завтракали и хорошо одетые бежали гулять на улицу. Частенько заходили в отцовский магазин, где сев за прилавок, любили погрызть конфеты. После обеда Агриппина Ивановна, накрыв на стол, пригласила соседских детей отметить день рождения дочери Раи. Поздно вечером приехал уставший натруженный отец. Поужинал и лег спать. Все дни проходили в заботе об урожае, магазине и своей семье.

  Но на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 1.02.1930 года их семья в 1931 году была раскулачена.[4] К сожалению, фотографии не сохранились.

2.2 Быт семьи Юдиных до раскулачивания в 1932 году.

  Предки Юдиных жили в Мордовии, но в XIX веке ушли из нажитых мест в поисках лучшего места под солнцем. Возглавил группу ушедших Андрей Кожаев. Нашли они это место в лесах Башкирии. Организовали там поселение и назвали Кожай – Андреево(ныне Туймазинский район). Чужих в село не пускали. К началу ХХ века в деревне было 350-400 дворов с населением около 3000 жителей. В одном из дворов хозяином был Юдин Илиот. Семья его состояла из трех сыновей и дочери. Старший сын Лаврентий (1853 года рождения) в 1873 году женился на Евлампии (1855-56 года рождения). У них родились семеро детей. Вторым сыном Лаврентия и Евлампии был Порфирий (1882 года рождения).

  Порфирий в 1900 году женился на Серафиме Павловне Фроловой (1883 года рождения). (Приложение №) У них родились семеро детей. Пятым ребенком в семье был Дмитрий (1921 года рождения).

  Жили они в большом деревянном доме, который сами построили, имели пристройки к дому, большую баню. Основными занятиями семьи были охота, рыболовство, возделывания земельного участка, держали скотину. Работали все члены семьи, жили просто, семейного дела не было.

  Порфирий был эмоциональным, несдержанным на язык, его не устраивала политика, проводимая большевиками. На собраниях всегда выступал против, в конечном итоге за свое свободомыслие и поплатился высылкой в 1933 году вместе с семьей в Архангельск с формулировкой: «За срыв выполнения задания по засыпке весеннего сева и других государственных заданий. [4]

2.3 Быт семьи Кондратьевых на спецпоселении «Красивая поляна» Нуримановского района Башкирской АССР.

  После раскулачивания на основании Постановления ВЦИК от 01.02.1930 года семья Кондратьевых осталась без жилья и имущества. Поселилась их большая семья в бане. В начале весны администрация Бижбулякского района сформировала группу раскулаченных и этапировала их в спецпоселение «Кульвараш» Дуванского района Башкирии.

  Там они жили в землянках, которые сами наспех вырыли, условий никаких не было. Но самое страшное было в том, что вокруг спецпоселения были гнилые болота, и вода была непригодна для питья. Ежедневно умирали десятки людей. Семья Кондратьевых пробыла там недолго, но в «Кульвараше» умерли бабушка Анастасия и дядя-инвалид Тимофей. Из-за высокой смертности всех оставшихся в живых раскулаченных переводили в другие спецпоселения.

  Кондратьевы по распределению попали в спецпоселение «Красивая поляна» Яман-Елгинского леспромхоза Нуримановского района Башкирии. Спецпоселение было огорожено по периметру колючей проволокой, военизированная охрана несла круглосуточное дежурство. Главная задача спецпоселенцев – заготовка леса. На территории находились начальная школа, ясли, пожарная служба, клуб и большое кладбище. Женщины и дети работали на лесоповале, а мужчины грузили лес в вагоны. Плохое питание, изнурительный труд, эпидемия тифа приводили к смерти и взрослых и детей.

  Константин – отец семейства, несколько раз предлагал жене Агриппине оставить детей и бежать (так поступали многие родители). Но она категорически отказывалась, говоря: «Я своих детей не брошу, буду вместе с ними умирать». Большим подспорьем в летнее время была возможность заготавливать запасы из трав, ягод, грибов (иногда по 10 бочек калины), кроме этого Агриппина выполняла любую работу, чтобы прокормить своих близких. Рая и Валя ходили в ясли, пока родители были на работе. Но вскоре Рая заболела тифом, и ее отправили к бабушке Матрене (матери Агриппины) в Бижбуляк. Благодаря бабушкиному меду (она занималась пчеловодством), она выздоровела и через три года Рая вернулась к родителям в «Красивую поляну» и начала работать на лесозаготовке. К сожалению, в эти годы в школе ей учиться не пришлось. Свое детство она вспоминает как веселое, хотя и вечно голодное. Зимой часто катались с гор. Летом мать каждый день отправляла детей «пастись» - собирать и есть лесные ягоды, черемуху, дикую морковь.

  Вся семья так и продолжала трудиться, тихо обживалась в создавшихся условиях. Завели козу, кур и поросенка. В 1937 г. родился Юрий, в 1939 г. Анатолий, в 1941 – Галина. Весной 1944 г. отец семейства 44-х летний Константин Егорович трагически погиб, возвращаясь из больницы (видимо, его ограбили). Агриппина Ивановна одна поднимала детей. Рая была снята с учета в марте 1942 г. [7]В 1946 г. раскулаченным было разрешено покинуть спецпоселение. Агриппина Ивановна и остальные дети были сняты с учета в ноябре 1947 г. [7]

  В начале 1946 г. Раиса Константиновна познакомилась с демобилизованным с войны Юдиным Дмитрием Порфирьевичем, в ноябре они поженились. (Приложение 5) А на следующий год в мае 1947 г. они уехали на северо-восток Башкирии, в зерновой совхоз «Месягутовский» с. Алегазово Мечетлинского района. О том, что они из семей репрессированных, там никого не обеспокоило. С собой привезли небольшие пожитки, корову и мать Дмитрия Серафиму Павловну. Там они жили до конца своих дней, вырастили 4-х дочерей. Дмитрий Порфирьевич до выхода на пенсию работал токарем в центральной мастерской. По отзывам бывших рабочих, был очень хорошим, спокойным, рассудительным и трудолюбивым человеком. Это подтверждается трудовой книжкой. Там заполнена только первая страница (с 1947 года только одно место работы и благодарности)(Приложение 6-7). Раиса Константиновна всю жизнь проработала пекарем в хлебопекарне Месягутовского совхоза. Сейчас в доме проживает их дочь Валентина Дмитриевна. Именно она и предоставила нам семейные архивы и дала согласие на их публикацию.[4]

Справка

«История Красивой поляны».


  Красивая Поляна - трудовой лесной поселок, основанный спецпереселенцами. Представлял собой колонию закрытого типа и концентрационный лагерь, возглавляемый комендантом НКВД.

  Первая партия раскулаченных семей прибыла под конвоем в зимний период (ноябрь-декабрь 1931 года) в лесную глушь на строительство жилья и хозяйственно-бытовых построек будущих спецпоселков. Шансы выжить были невелики.

   Создание поселков начиналось с рытья землянок, заготовки дров и бревен для возведения бараков. Положение спецпереселенцев, которые строили узкоколейную железную дорогу и трудились в Яман-Елгинском механизированном лесопункте, было ужасающим: повсеместно свирепствовал голод (особо лютой зимой 1932 года и весь 1933 год), медицинское обслуживание практически отсутствовало, заболеваемость и смертность была огромна.

  В условиях острой нехватки рабочей силы, в первую очередь на лесозаготовительных работах, спецпереселенцы, лишенные гражданских прав становились стабильным трудовым ресурсом. Но в 1934-1935 годах жизнь стала меняться. В 1934 году в Красивой Поляне был организован колхоз, детский дом для детей-сирот спецпереселенцев, разместили цех ширпотреба, в котором из мочала вили веревки, применявшиеся при сплотке древесины. Благодаря труду спецпереселенцев, становился на ноги Яман-Елгинский механизированный лесопункт. Развитие техники на лесозаготовках было начато с механизации транспортировки древесины. Широко использовались снежно-ледяные дороги с конной и тракторной тягой. Но еще долгое время основными инструментами оставались топор и лучковая пила».[6] (Приложение №)

2.4 Быт семьи Юдиных на спецпоселении «Красивая поляна»

Нуримановского района Башкирской АССР

  В 1933 г. за срыв посевных работ семью признали врагами народа и отправили на спецпоселение в Архангельскую область заготавливать лес. Весной 1933 г. семья Юдиных в полном составе прибыла на станцию Каноша Веленской ветки. Оттуда их отправили на спецпоселение, где они кое-как прожили до следующей весны. Весной родители решили отправить детей в Башкирию к старшей дочери Олде (Евдокии), так как дети умерли бы с голоду.

  Порфирий с товарищами сделал место в вагоне, свободное от леса и спрятал туда детей (Алексея 13 лет и Дмитрия 11 лет) отправил их с напутствиями до Москвы. В дороге они ели сухари и пили воду из луж. Отец дал Алексею немного денег, но Дмитрий об этом не знал. Еще наказывал никогда и никому не говорить, что они дети врагов народа. Они доехали почти до Москвы, но вагоны с лесом шли до сортировочной станции, поэтому до столицы дошли по путям пешком.

  На Казанском вокзале попытались обратиться за помощью к носильщику, но в течение двух недель им пришлось ночевать на вокзале. Многого натерпелись от местной шпаны. Носильщик потом отвел их в милицию, где они сказали, что сбежали из дома. Их без лишних вопросов отправили к сестре в Башкирию. Через три месяца из ссылки сбежали их родители, но их снова арестовали и отправили в «Красивую поляну». Жили как все в бараке, Порфирий грузил лес, Серафима валила лес, а дети обрубали сучки. Со временем Алексей стал водителем, но в 1946 г. заболел туберкулезом и умер. Дмитрий до войны закончил семилетку. Перед войной Константин и Дмитрий были реабилитированы и призваны на военную службу. Оба прошли горнило войны: Константин служил в разведке в звании лейтенанта, Дмитрий был танкистом – заряжающим танка Т-34. Войну закончил гвардии старшим сержантом, имеет награды: медали «За отвагу» и «Взятие Праги». (Приложение 8), вернулся домой в «Красивую поляну» в октябре 1946 г. В ноябре 1946 г. Дмитрий женился на Раисе Константиновне Кондратьевой.[4]

  Вывод. Действительно, если сравнивать их образ жизни до раскулачивания и после – разница разительная. Традиционный, веками передаваемый привычный уклад жизни был разрушен, причем резко и жестоко. Это, несомненно, и тогда, да и в сегодняшние дни воспринимается как несправедливость, нарушение всяческих прав человека. Но если брать за основу теорию первичного накопления капитала, то в создавшихся условиях (необходимость собственной индустрии, нарастание угрозы войны) требовалось действовать быстро и решительно. С другой стороны, новому государству были нужны и новые люди – с другим мышлением и другими ценностями. А где их взять в аграрной стране? Конечно же, в деревне – это рабочие руки для городов, электростанций, заводов, фабрик. Перечень можно продолжить и дальше. Это новые профессии, связанные с техникой и наукой, образованием, культурой. Люди получили возможность поменять свой статус и социальную группу. Начинать всегда тяжело, это требует напряжения всех моральных и физических сил. Когда говорят о Петре I как великом политическом деятеле, оставившем после себя Российскую империю, мало кто вспоминает способы достижения могущества нашей страны. Потому что они тоже в своей основе были жестокими и бесчеловечными. Разница в том, что в петровскую эпоху простой народ взамен не получил ничего, кроме укрепления крепостного права.

Глава 3 Дальнейшая судьба потомков Кондратьевых и Юдиных после освобождения

3.1. Семья Кондратьевых

  После освобождения семья не вернулась в Бижбулякский район - осталась в Нуримановском районе. Через несколько лет после переезда в 1947 г. Раисы Константиновны вместе с мужем Дмитрием Порфирьевичем в Мечетлинский район с. Алегазово, туда же перебрались и брат Раисы Константиновны Анатолий вместе с матерью Агриппиной Ивановной. Анатолий Константинович проживает в с. Большеустьикинское, всю жизнь, после окончания Ярославского СПТУ, работал механизатором. Сейчас ему 82 года. Агриппина Ивановна умерла в 1986 г.

  Галина Константиновна по набору уехала во Владивосток и до пенсии проработала на плавбазе ( рыболовецком траулере-заводе), вырастила сына.

  Юрий Константинович жил и работал шахтером в г. Луганске (Украинская ССР). Вырастил 3-х детей. Умер в 2003 г.

  Валентина Константиновна в 1950 г. с подругами уехала в Узбекистан (Чимкент). Больше от нее вестей не было.

3.2. Семья Юдиных

  Никто из семьи, кроме старшей сестры Олды (Евдокии) не вернулись в родной Туймазинский район в с. Кожай-Андреево. Евдокия Порфирьевна всю жизнь проработала в колхозе.

  Константин Порфирьевич после демобилизации из армии приехал к брату Дмитрию в Мечетлинский район. Затем некоторое время жил в Дуванском районе. Затем окончательно переехал в г. Межгорье Челябинской области, работал учителем технологии в школе. Вырастил 3-х детей. С ними жила и мать Серафима Павловна (умерла в 1968 г.).

  Алексей Константинович умер в 1946 г. от туберкулеза. Осталась семья и 3-е детей. Проживают в Нуримановском районе д. Чандар.

3.3 Дети Дмитрия Порфирьевича и Раисы Константиновны Юдиных

  Галина Константиновна 1948 года рождения, по образованию бухгалтер. По призыву уехала в г. Петропавловск –Камчатский, до сих - пор проживает там же. Работала на плавбазе.

 Наталья Константиновна 1950 года рождения. Уехала в Тольятти, работала на ВАЗе секретарем директора концерна. Умерла в 2017 г.

 Валентина Дмитриевна 1952 года рождения. Проживала с семьей в г. Давлеканово. Работала на пожарном заводе токарем. Сейчас живет в родительском доме с. Алегазово.

  Людмила Дмитриевна, 1959 года рождения. Живет в Петропавловске-Камчатском, работает оператором котельной.

  Отец – Юдин Дмитрий Порфирьевич умер в 1998 г., мать – Раиса Константиновна умерла в 2009 г. (Приложение 6)

  Как мы видим по приведенным фактам - их жизнь наладилась, каждый член семьи нашел свое место, достойно прожил жизнь и оставил потомство. По словам Валентины Дмитриевны никто и никогда не попрекал их , что они из семьи так называемых «врагов народа».

Заключение

  Неотъемлемой частью коллективизации стало раскулачивание, с ликвидацией и конфискацией хозяйства и имущества зажиточных крестьян-кулаков вплоть до их физического истребления. Клеймо кулака ставилось не только на зажиточных крестьян, но и на середняков, их скот, дома, имущество, которое конфисковалось, а самих же их сажали в тюрьму или с семьями отправляли в ссылку. Многих репрессировали, объявив «врагами народа».

   Действительно, анализируя правительственные документы, можно прийти к выводу, что политика раскулачивания в период сплошной коллективизации в 1930-е годы была продуманным и хорошо спланированным процессом. Также, анализируя быт крестьян до коллективизации и раскулачивания можно сделать вывод о том, что они потеряли практически все. Они были насильственно вырваны из привычной среды. Поэтому чаще всего к этому времени и резко отрицательное отношение. Это однобокий и субъективный подход. Считаем, что процессы коллективизации, раскулачивания и индустриализации тесно взаимосвязаны. Потому что возникла острая необходимость покончить с хлебозаготовительными кризисами и социальной напряженностью на селе, что неотвратимо означало удар по кулачеству. С этой точки зрения коллективизация была необходима!

   Кроме этого была необходимость покончить с террористической деятельностью кулачества, что означало опять же удар по нему.

   Причиной коллективизации стала и нужда в повышении эффективности и технического переоснащения сельского хозяйства, что невозможно при мелкотоварном производстве крестьян-единоличников, не имевших возможности внедрять передовые методы земледелия. Превратиться в наемных рабочих (если речь идет о совхозах) им было выгоднее. Конечно, это не означает, что крестьяне при этом не страдали, но эти страдания были связаны не с обнищанием или насилием, а с ломкой жизненных устоев и сменой образа жизни. Но, необходимо учесть, что при революционных переменах в жизни всегда тяжело, нужно перетерпеть и все наладится.

  Немаловажной причиной было движение к построению коммунистического общества с идеями коллективного владения и управления. Здесь Советская Россия так же не первооткрыватель, уже существовали формы коллективной собственности в виде общины, ТОЗа (Товарищество по обработке земли) и др. Другое дело, как эта идея первоначально продвигалась, чаще всего в насильственной и грубой форме.

  А программа предусматривала, что коллективные хозяйства дадут зерно на экспорт, за валюту можно будет закупить оборудование и построить заводы с новыми технологиями (в этом плане коллективизация была фактическим продолжением царской политики продавать зерно за границу и покупать станки). Эти заводы будут выпускать гражданскую и военную продукцию. Деревня через МТС (машинно-тракторные станции) будет в аренду получать трактора, комбайны, грузовики вместе со специалистами. В конечном счете современное производство в сельском хозяйстве даст рост урожайности и это отразится на уровне и образе жизни деревни.

   И, несмотря на всю трагичность сложившейся ситуации, результат получился. На примере анализа быта двух семей, до и после раскулачивания можно сделать соответствующие выводы.

Их судьбы переплелись в спецпоселении «Красивая поляна». Здесь и переплелись судьбы двух семей. Главная задача спецпоселенцев – заготовка леса. Женщины и дети работали на лесоповале, а мужчины грузили лес в вагоны. Плохое питание, изнурительный труд, эпидемия тифа приводили к смерти и взрослых и детей. Но в 1934-1935 годах жизнь стала меняться. В 1934 году в Красивой Поляне был организован колхоз, детский дом для детей-сирот спецпереселенцев, размещен цех ширпотреба, в котором из мочала вили веревки, применявшиеся при сплотке древесины. Благодаря труду спецпереселенцев становился на ноги Яман-Елгинский механизированный лесопункт. По мере механизации труда нужда в рабочей силе спецпереселенцев отпала. Им было разрешено покинуть «Красивую поляну». Так Дмитрий и Константин Юдины, получившие образование, были призваны на военную службу. Оба прошли горнило войны, имели боевые награды. К 1947 г. все спецпереселенцы были реабилитированы. После войны в 1946 г. Дмитрий Порфирьевич Юдин женился на Кондратьевой Раисе Константиновне и в поисках лучшего места устроился на работу в Месягутовский зерносовхоз с. Алегазово Мечетлинского района Республики Башкортостан. Где и проработал всю жизнь токарем, а Раиса Константиновна - пекарем. Вырастили 4-х дочерей, одна из них, Валентина Дмитриевна, и предоставила нам возможность использовать архив семьи. Потомки семей Кондратьевых и Юдиных стали шахтерами, учителями бухгалтерами, токарями, механизаторами. Жизнь разбросала их от Украины до Петропавловска-Камчатского, от Поволжья до Урала.

Следовательно, их жизнь наладилась, каждый член семьи занял достойное место в жизни, оставил потомство. По словам Валентины Дмитриевны никто и никогда не попрекал их, что они из семьи «врагов народа».

Обе семьи зафиксированы на сайте «Бессмертный барак» в «Книге памяти» по Республике Башкортостан. [8 с.219, 268] . Значит, память сохранена.

Результатом нашей работы стало добавление материалов о семьях Кондратьевых и Юдиных в книгу Памяти «Красивой поляны» [7] и электронную базу сайта «Бессмертный барак» по Республике Башкортостан. [8] ​​​​​​​

Список материалов:

1. Давлетшин Р. А. Великий перелом и трагедия крестьянства Башкортостана. – Уфа, 1994.

2. Гарипова Г. Масштабы репрессий в Башкортостане в 30-е годы // Ватандаш. – 2002. – № 2. С. 92-96

3.Репрессии на северо-востоке Башкирии в 30-50-е годы ХХ в.: сборник материалов НПК. – Месягутово. 2007 с. 3-9, 94-96

4. Материалы архива семьи Юдиных.

5. https://realnoevremya.ru/articles/155310-istorik-mihail-beznin-o-kollektivizacii-selskogo-hozyaystva 10.12.2020

6. https://nuriman.bashkortostan.ru/presscenter/news/277940/ 10.12.2020

7. https://krasivayapolyana.com/Spisok_Krasivaya_Polyana_1931.pd 12.03.2021

8. https://bessmertnybarak.ru/books/spisok_repressiy_bashkir/page-268/ 12.03.20201

9. https://www.znak.com/2019-11-07/stalinskaya_kollektivizaciya_zhestokaya_oshibka_ili_reshenie_effektivnogo_menedzhera. 14.03.2021

10. https://studbooks.net/538027/istoriya/repressii_protiv_krestyan_gody 16.12.2020

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptualnye-podhody-v-istoriografii-kollektivizatsii/viewer 16.12.2020

11.https://topwar.ru/169021-spory-vokrug-sovetskoj-kollektivizacii-progress-ili-drama.html 16.12.2020

12. https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/8654/1/08-Bryantsev.pdf 16.12.2020

13. https://studopedia.ru/3_48035_teoriya-pervonachalnogo-nakopleniya-kapitala-k-marksa.html 16.12.2020







Автор материала: З. Сафаров (10 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.