12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Губарева12
0

Участие земств в образовательной деятельности в Царскосельском уезде на рубеже XIX-XX вв.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №552 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Евстигнеев Максим Юрьевич, ученик 9 класса

Участие земств в образовательной деятельности в Царскосельском уезде на рубеже XIX-XX вв.

Ключевые слова: Земство, Царскосельский уезд, начальное образование, Санкт-Петербургская губерния


В середине 1894 года в Петербургской губернии было предложено ввести всеобщее начальное образование. Была создана комиссия для изучения ситуации начального образования и она предложила выделить средства для развития школ. В 1898 году было принято решение выдавать беспроцентные ссуды на строительство школ. Таким образом, в 1890-х годах была начата программа финансовой поддержки развития народного образования [14, C.505-507].

 В 1899 году комиссия представила проект школьной сети. Комиссия констатировала: что все уезды без исключения пришли к осознанию приступить немедленно к школьной сети или же удовлетворить наиболее настойчивую нужду в этом отношение. По расчету комиссии в Царскосельском уезде нужно открыть 47 земских школ, расходы же на образование в уезде увеличатся на 25 120 рублей в год.

Комиссия предполагало участие губернского земства в соответствии со степенью обременительности обложения данного уезда земским сбором и расходами земства и сельских обществ на народное образование. Интересно, что право на помощь от губернского земства получили только пять уездов. Царскосельский уезд наряду с Санкт-Петербургским и Петергофским был признан «богатым», должен быть предоставлен самому себе.

Итогом заседаний 6 и 7 февраля 1900 года был следующим: основываясь на данных комиссии и губернской управы собрание признало что для достижения цели необходимо открыть новых не менее 478 школ, требующих ежегодных расходов в размере 260 000 рублей. Признавая, однако, что столь большая ассигнация из средств только уездов и губернских земств Санкт-Петербургской губернии не может не оказаться неподъемной для плательщиков и населения губернии, надеясь на помощь от правительства в деле расширения народного образования, собрание постановило: возбудить перед правительством ходатайство о помощи земству в возможно большем размере. Таким образом собрание определило порядок участия губернского земства в расходах, окончательно признало необходимость пособия от казны [15, C. 425, 447-448, 456-457].

 2 октября 1899 года на заседании Царскосельского собрания уездная управа доложила о результатах комиссии по проекту введения всеобщего образования. Уездная комиссия в целом согласилась с назначениями пособий от губернского земства, но указала на необходимость пересмотра оценки имущества губернии. Но при рассмотрении реальных действий Царскосельского земства по увеличению числа земских школ за период 1894-1896 гг. можно выяснить, что уездное земство в середине 90-х годах XIX века еще только начинали задумываться о решении вопроса всеобщего образования, всячески отвергало возможность переложить на них расходов сельских обществ. В данном вопросе земство часто выступало не как заинтересованное лицо, а как участник сделки.

Показательным примером может послужить решение вопроса о принятии общественных Дудергофских училищ в число земских. В 1894 году на ноябрьском заседании Царскосельское земское собрание согласилось принять в число земских училищ школ Дудергофской волости, содержащиеся сельскими обществами. Однако, ходатайство Дудергофского волостного правления о распространении на учителей пожизненного пособия, то есть учет учителям Дудергофских школ в 25-летнюю выслугу лет прежней их службы, было отклонено земским собранием за неимение достаточных оснований. Кроме этого, собрание согласно с мнением управы постановило предложить сельским обществам увеличить взнос на каждую принимаемую земскую школу со 150 до 200 рублей и отдать каждой школе не менее половины десятины земли для личного пользования.

В связи с уведомлением Дудергофского волостного правления от 27 октября 1896 года за №1266 об отказе сельских обществ увеличить взнос за каждую земскую школу и отвести землю, земское собрание постановило ввиду несоблюдения условий отклонить принятие данных сельских школ в ведение земства о оставить постановление 18 декабря 1895 года. Кажется удивительным, что в период решения вопроса о введении всеобщего образования земство, осознавая неотложность поддержания каждой школы, все больше настаивало на выполнение тяжелых условий для сельских обществ дабы принять школы в земские. Конкретно в 1890-е годы земство стало реже открывать училища и ужесточили свои требования к сельским обществам. На заседании 23 ноября 1894 года Царскосельское уездное собрание рассматривало вопрос о уменьшении взимаемых сумм с сельских обществ уезда по содержанию земских школ, предусматривало даже закрытие школ.

На главенствующие позиции начали приходить церковно-приходские школы с упрощенным курсом. Само земское статистическое бюро посвятившее разработке вопроса введения всеобщего образования, Статистический сборник по Санкт-Петербургским губерниям за 1896 год в 3 выпуске объясняло данную ситуацию таким образом: по предположениям из-за расширения церковно-приходских школ земство приостановило развитие своей сети училищ. Но данное положение не соответствовало действительным интересам народного образования. Эту остановку едва ли можно объяснить нехваткой средств, так как расходы на народное образование наиболее производительные из земских расходов; всякая же взыскание денег с народа обогащает его же и составляет прямую задачу общественного учреждения.

Целый ряд постановлений уездных земств показывает, что они сами не считают свою роль законченной в вопросе народного образования. Поэтому вышесказанное сокращение открывающихся школ можно назвать временным и объясняется тем, что признав неотложность вопроса народного образования, земства находились в подготовительном периоде, распределяли участие между разными учреждениями.

Несколько раз этот вопрос затрагивал в своих отчетах Царскосельскому уезду и инспектор народных училищ А.К.Янсон в 1894-1895 и 1895-1896 годах. Конечно, данная ситуация в первую очередь была связана с финансовыми проблемами в конце XIX века. Так, признавая невозможность сельским обществам выделять средства на народное образование и нехватку собственных финансов земства, вместо нового источника финансирования, предпочитало обращаться к крайним мерам [18, 436-438; 12, С. 13-14; 19, С. 13-18].

     В начале XX века ситуация с постройкой и принятием училищ в земство Царскосельского села сильно изменилась. В первую очередь это было связано с перераспределением ролей в деле развития народного образования. Инициатива в этом деле перешла к уездному земству, намного активнее стала позиция губернского земства. Оглядываясь на прошлый опыт земство всё же признала, что итак истощенные сельские общества не способны финансировать весь проект всеобщего образования.

Понимая недостаток собственных средств, земство объявило данный проект государственным делом. Именно с этого момента за счет средств из казны органы местного самоуправление приступили к осуществлению всеобщего образования. Эти тенденции нашли отражения в постановлениях губернского и уездного земских собраний.

Встречались и прямые обоснования позиции земств по данному вопросу. 19 мая 1905 года на чрезвычайном собрании Петербургского губернского земства был принят пункты, предложенные Комиссией о ходатайствах по вопросу об улучшении государственного благоустройства и народного благосостояния, созданной на основе высочайшего указа 18 февраля 1905 года.

Комиссия заявила следующее: необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что народное образование может в каком либо виде навредить государству или народу, напротив, стоит признать, что самое широкое просвещение составляет настоятельную и неотложную нужду русского народа; низкий уровень начального образования в России зависит больше от правительство, чем от каких либо других факторах; государство обязано принимать участие в устройстве и содержании начальных школ своими средствами.

Необходимо отметить и то, что правительство и до принятия губернским собранием положений комиссии, с помощью ходатайств правительство уже несколько лет помогало развитию народного образования. Однако на тот момент пособия имели случайный характер, выдача их не была отработана. Должно было пройти несколько лет чтобы правительственная помощь стала поступать планомерно и достаточным объемам. Таким образом не менее первыми реальными достижениями в решении этого вопроса относятся именно 1906-1908 года [9, C. 79., 13, C. 3-4., 16, C. 304-306].

     Согласно постановлению Царскосельского собрания 7 октября 1904 года по вопросу об освобождении сельских обществ от 150 рублей взноса за каждую школу Царскосельской управой было возбуждено ходатайство об отпуске министерством народного просвещения (МНП) 5806 рублей 22 копеек. МНП признало ходатайство правым и обещалось учитывать его назначении новых кредитов. Исходя из этого в 1905 году Царскосельское собрание освободило крестьянские общества от уплаты 150 рублей в пользу получения пособий от казны. Однако это постановление выполнялось лишь частично, или вовсе не выполнялось. Главная проблема заключалась в своевременном получения пособия от казны [4, C. 34-35; 5, C. 215, 82-84].

     В заседании уездного училищного совета в октябре 1906 года инспектор народных училищ сообщил, что: МНП ассигнует значительные суммы для оказания земствам субсидий на открытие новых училищ, объясняя, что для возможности воспользоваться таковыми субсидиями уездному земству необходимо разработать проект сети школ на основе составленной в 1898 году, и согласовать его с постановлениями уездного земского собрания последних лет.

В итоге к 1907 году управа совместно с инспектором В.С.Грацинским и при участии представителей от волостей уезда разработали проект сети училищ. И уже в том же году 7 марта на заседании Царскосельская управа представила уездному собранию разработанную школьную сеть в уезде. Нужно подметить, что при вычислении числа детей школьного возраста, управа брала данные переписи 1897 года и прибавляло 10% на прирост населения, но данный метод впоследствии был признан неточным.

В первую очередь управа предложила при условии субсидии от МНП открыть с осени 1907-1908 учебного года 22 училища из намеченных сетью, где могли быть отведены помещения для школ и наемных домов. Кроме этого, управа предлагала ходатайствовать перед МНП об ассигнации кредита сельским обществам для постройки ими школьных зданий. Собрание приняло предложение управы [21, C. 3-4].

Переломным моментом в деятельности земств по вопросу введения всеобщего начального образования стало принятие закона 3 мая 1908 года, он вводил постоянное субсидирование земств из казны. Закон об отпуске 6 900 000 рублей на нужды начального образования, предусматривал выдачу пособий органам самоуправления 390 рублей для 50 учащихся, а также выдачу пособий в 1908 году для единовременных расходов по постройке училищ и оборудование их на общую сумму 1 900 000 рублей. Но при этом закон отмечал, что означенные пособия получали те органы самоуправления и сельские общества, что обязывались освободившиеся суммы вследствие пособий продолжать тратить на нужды дела всеобщего образования.

     После принятия закона уже 30 сентября 1908 года управа в докладе по вопросу введения всеобщего образования представила Царскосельскому собранию вновь пересмотренную сеть школ. Согласно закону от 3 мая 1908 года управа предложила следующие положения которые были приняты Царскосельским собранием с небольшими изменениями:

Возбудить ходатайство перед МНП об отпуске уездному земству пособий на содержание существующих 80 школ и на открытие 8 новых училищ.

При получении данного пособия освободить сельские общества с 1 января, если с этого срока будут выданы субсидии, от уплаты земству в текущем году денежных взносов на школы, а от других разных расходов с 1 сентября, но исключая расходы и обязательства сельских обществ по ссудам на школы.

Существующие обязательства сельских обществ перед земством относительно затрат на прислугу и уход за школой с отоплением, водой были переписаны на счет земств.

Открыть в текущем году при помощи средств из казны 8 новых училищ с 15 комплектами.

Утвердить школьную сеть.

Не уменьшать ассигнований на начальное образование с принятием на себя всех обязательств, вытекающих из закона 3 мая 1908 года [18, C. 440-444].

10 октября 1908 года директор Департамента народного просвещения известил председателя Царскосельской управы о том, что МНП одобрила отпуск пособия в текущем году. 13 октября этого же года на заседании Царскосельского собрания был заслушан доклад об ассигновании МНП пособия земству в текущем году единовременно на оборудование новых школ.

В итоге, вопреки ходатайству земства на 1 января 1908 года МНП отпустило пособие лишь на треть года. Таким образом, земское собрание поручило управе внести изменения в план финансирования, а также освободить сельские общества от уплаты земству денежных взносов по расчету с 1 сентября текущего года и принять введения школьные помещения [1].

В 1906 году Царскосельское земство принимало решение об открытии новых школ, в большинстве придерживаясь постановления 6 октября 1905 года об отмене взимания 150 рублей с сельских обществ.

В 1907 году был сделан значительный шаг в деле распространения земского образования. Как ранее говорилось, 6 марта 1907 года Царскосельское собрание приняло проект школьной сети в уезде. Согласно постановлению земского собрания уже в 1907, 1908 году, при условии получения субсидий от казны по сети должны были открыться 22 училища. В итоге по предоставлению Царскосельской управы в МНП было отправлено ходатайство губернатора от 16 мая 1907 года с приложенной сетью школ об отпуске субсидий на содержания 22 училищ.

В это же время подавались ходатайства о пособии для открытия школ в уезде. Но при этом в 1907 как и 1906 году вопрос о выплатах сельских обществ 150 рублей на открытие школ, решался также отдельно и по разному в каждом случае. Более чем через год после ходатайства земства о субсидии МНП в Царскосельскую земскую управу пришел ответ Департамента народного просвещения от 21 августа 1908 года. В данном документе перечислялись постановления Царскосельского собрания последних лет об открытии училищ с пособием от казны: постановление 7 октября 1906 года об открытии 5 училищ и принятии 2 в число земских, постановление 6 марта 1907 года об открытии 22 училищ по сети, постановление 2-3 октября 1907 года об открытии 4 новых училищ и 2 параллельных отделений.

Получалось, что всего с пособия казны должно было открыться 33 училища, однако несколько училищ, предназначенных к открытию в сессии 1906 и 1907 годов, вошли также в число 22 училищ, назначенных к открытию по сети 6 марта 1907 года. Департамент народного просвещения лишь просил управу предоставить данные о числе открывшихся училищ из перечисленных, которые могут быть открыты в текущему году при условии отпуска ежегодного пособия по 390 рублей.

В своем уведомлении департаменту от 4 сентября 1908 года Царскосельская управа сообщила, что из 33 школ запланированных к открытию с пособием от казны 1906-1907 годах, было открыто лишь 6 училищ по 1 комплекту на каждую и одним вторым при при существующей школе, а при отпуске ежегодного пособия от казны возможно уже в текущем году открыть остальные школы и 13 вторых комплектов.

Виден реальный показатель увеличения числа земских школ. Получается, несмотря на все постановления и субсидии, деньги по непонятным причинам не доходили до земства, по крайней мере вовремя, и школы не открывались в назначенные сроки. Как уже говорилось, после утверждения новой школьной сети 30 сентября 1908 года земством были назначены к открытию в 1908 году восемь новых училищ с 15 комплектами, а в 1909 году девять училищ с 11 комплектами и 5 дополнительных новых комплектов при условии получения субсидий. В этих списках за 1908-1909 года снова встречаются школы которые должны были открыться еще в 1906-1907 годах. Кроме того, как и в предыдущие годы, в 1908 году принимались постановления по частным вопросам открытия земских школ. Таким образом, ситуация с реальным открытием школ в 1906-1908 годах оказалась крайне запутанной [7, C. 35-36].

Таким образом, можно констатировать, что Царскосельское земство активно занималось вопросом введения всеобщего образования в уезде, и что особенно важно, в начале XX века в его деятельности наблюдались существенный прогресс. В середине 1890-х данный вопрос был впервые поставлен на уровень губернии. В 1899, 1908 и 1909 года Царскосельским земством были разработаны проекты школьной сети, последний из них стал основой последующему распространению образования. В начале 20 века земство также определилось в вопросе финансирования земского образования и проекта школьной сети. В 1905-1908 годах проводилась подготовка к освобождению сельских обществ от взысканий.

В связи с недостатками собственных средств, Царскосельское земство начало привлекать значительные государственные субсидии. Сотрудничество земства с государством было законодательно оформлено постановлением 3 мая 1908 года. Однако субсидии МНП стабильно и в полном объеме стали поступать лишь с 1909 года. Таким образом, и впервые результаты осуществления проекта школьной сети появились только в 1909.

О конкретных успехах деятельности Царскосельского земства в рассматриваемые периоды говорит реальный показатель роста земских училищ. Если в период 1894-1896 годах динамика роста училищ была очень низкой, было открыто всего 2 училища, то к 1906 году их число увеличилось примерно в два раза, а с 1906 по 1908 года по постановлениям земства должно было открыться около 30 новых школ, однако из-за долгих согласований и задержек в финансировании, по разным данным, появилось лишь 14-17 школ.



Источники:

Дело Департамента народного просвещения «О введении всеобщего обучения в Царскосельском уезде 1907-1910 гг.»

Дело департамента народного просвещения. «О введении всеобщего обучения в Царскосельском уезде 1911-1915 гг.»

Доклады Царскосельской уездной земской управы чрезвычайному земскому собранию 6 марта 1907 г.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания 1904 года. СПб. 1905.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания 1905 года. СПб. 1906.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания 1906 года. СПб. 1907.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания 1907 года. СПб. 1908.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания 1908 года. СПб. 1909.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания очередной сессии 1895 года. СПб. 1896.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания очередной сессии 1896 года. СПб. 1897.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания очередной сессии 1894 года и чрезвычайного заседания 24 мая 1895 года. СПб. 1895.

Журналы Царскосельского уездного земского собрания очередной сессии 1895 года.

Отчет о состоянии народного образования в Царскосельском уезде Санкт-Петербургской губернии за 1895 год. СПб. 1896.

Сборник постановлений Санкт-Петербургского губернского земского собрания с 1896 по 1898 г. СПб. 1898.

Сборник постановлений Санкт-Петербургского губернского земского собрания с 1898 по 1901 г. СПб. 1901.

Сборник постановлений Санкт-Петербургского губернского земского собрания с 1904 по 1907 г. СПб. 1907.

Систематический сборник постановлений Царскосельского уездного земского собрания с 1896 по 1911 г. Т. 1. Народное образование. СПб. 1913.

Систематический сборник постановлений Царскосельского уездного земского собрания с 1869 по 1911 г.

Статистический сборник по Санкт-Петербургской губернии. 1896. Вып. II. Народное образование в 1895-96 учебном году. СПб. 1897.

Статистический сборник по Санкт-Петербургской губернии. 1896. Вып. III. Материалы по введению всеобщего обучения в селениях Санкт-Петербургской губернии. СПб. 1897.

Ходатайство губернатора в МНП от 16 мая 1907 г. по предложению Царскосельской управы с приложением доклада управы земскому собранию 6 марта 1907 г., списка школ для открытия в 1907-1908 учебном году и школьной сети 1907 г.

Автор материала: М. Евстигнеев (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.