12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павлюченко Ольга Владимировна19
Россия, Омская обл., Омск
3

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью "Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы" Название статьи: "Колесо баланса"

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Муромцевский техникум механизации сельского хозяйства»





Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью « Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»







Статья

« Колесо баланса»





Автор: преподаватель русского языка и литературы

Павлюченко Ольга Владимировна

















Муромцево-2021

Колесо баланса

Современное общество уже не представляет себя без компьютера.У современных подростков половина жизни проходит за монитором. Но компьютер негативно воздействует на зрение человека.Мониторы достаточно яркие и они создают невидимые для нашего глаза мерцания, из-за этого мышцы хрусталика перенапрягаются, глаза просто начинают сохнуть. В результате мы получаем синдром уставших глаз. Говоря о клавиатуре, можно смело сказать, что перед нами просто кладезь бактерий. Что касается зависимости психологического характера, то следует заметить, что наше подрастающее поколение поневоле тянется к монитору, поэтому нет живого общения с близкими людьми, друзьями. На уроках русского языка и литературы учащийся не может выразить грамотно свою речь. Кроме того, наблюдается перевозбуждение головного мозга из-за избытка информации, а излишний поток поступающих данных, особенно из социальных сетей, ухудшает память и рассеивает внимание. По словам моих учеников, следует ужасное открытие-из-за слишком частого сидения перед компьютером, у них возникают болезненные ощущения в районе запястья, а также онемение и потеря чувствительности.

Конечно, наличие компьютерного класса в образовательной организации -прекрасно. Шагаем в ногу со временем! Дети научились создавать видеоролики, презентации, умело их используют в своих творческих работах. С современными техническими средствами уроки становятся ярче, эмоциональнее. Но благодаря всему этому, дети разучились общаться, к тому же , страдает их здоровье.

Моя основная задача состоит в том , чтобы развить у детей желание искать новое. В моих уроках всегда господствуют составляющие черты произведения искусства. Это и интрига, и проблемный вопрос, и стадия вызова, и смысложизненное содержание.

Главный вопрос , который часто задают мне дети : «Мне это зачем?». С помощью проблемных бесед, поиском ответов на вопросы, дискуссий, в том числе и по русскому языку, мы идем к тому , что эти же дети сами доходят до того вывода, который я могла бы написать на доске .

Возникает вполне логичный вопрос у многих: « А какая может быть дискуссия на уроке русского языка?»

Допустим, что речь идет о постановке запятой в предложении. Я привожу в пример отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова:

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел…

Дети ищут в поисковике это стихотворение и по нескольким ссылкам они видят, что это стихотворение опубликовано с разными знаками препинания.

Приходим к выводу, что нам нужен первоисточник, текст художественного произведения. И на самом деле «однажды в студеную зимнюю пору»- это обстоятельство одного ряда. А если мы выделим с двух сторон - студеную зимнюю пору- выяснится, что дело происходило зимой. А если мы с одной стороны поставим запятую, то будет ошибка, потому что это будут однородные члены предложения. Действие не может происходить однажды и зимой и речи об однородных членах даже не стоит вести, потому что тема урока: «Уточняющие члены предложения».

Для более продуктивной и интересной работы с детьми я выстроила для себя новую методику, изучив коучинг технологию. Мне эта технология стала интересна тем, что она в последнее время активно внедряется в бизнес. Меня интересует та технология, которая успешно развивается, независимо от сферы деятельности людей. Мы не можем смотреть в старые методики, нам нужно видеть и то, что происходит в мире, чтобы адаптировать своих учеников к реалиям жизни.

Изучая коучинг технологию, я увидела, что там есть очень интересный инструментарий, который похож на ситуации, которые возникают во время урока. Один из таких инструментариев - это лестница вопросов и «колесо баланса», который разработал американский психолог Пол Д..Майер и он его называл колесо жизненного баланса. Этот психолог использовал интересную диаграмму, в которой разделял все на различные критерии и помогал людям в решении многих проблем. Будь-то личная жизнь или бизнес, отношения с окружающими , осознание себя в обществе и т.д. К нему ходили люди на сеансы и уже определяли для себя, где и в какой сфере жизнедеятельности нужно что-то изменить, подкорректировать.

Наблюдая за деятельностью этого психолога, я решила, что данная технология может использоваться и на моих уроках для объяснения нового материала, для коррекции знаний.

Часто бывает, что ученик не добился желаемого результата, не справился с контрольной работой. Начинаешь думать, что нужно подкорректировать? Чем помочь? И чтобы не начинать все сначала, потому что на это уйдет много времени, я возвращаюсь к изученным темам и задаю ученику конкретные вопросы и убеждаюсь, какой момент в теме упущен или не понят. Выстраивая диалог с учеником, используя диаграммы, колесо баланса, отслеживаю пробелы в знаниях.

Эта технология не ограничивается какими-то действиями и не загоняет ученика в рамки , она дает ему возможность доказать свою точку зрения. Все зависит от моей, проще сказать, фантазии. Технология активно применяется мною для отслеживания результатов знаний обучающихся . Очень важен момент целеполагания: чего я хочу и на какой результат хочу выйти. И потом выстраиваю целевые моменты: а как я на этот результат могу выйти. Этот метод помогает детям определить свои приоритеты и избежать пустой траты сил и времени. Эта практика на самом деле помогает улучшить качество знаний, умений и навыков.

Никакой компьютер, планшет не заменят живого слова учителя. Поэтому, на протяжении многих лет, я работаю по технологии интерактивного обучения. Этот процесс происходит в групповой совместной деятельности. Смысл такой работы заключается в том, чтобы полученные знания ребята смогли применить на практике. Групповая форма обучения позволяет мне решать такие задачи: конкретно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентационные.

Активно на своих уроках использую модель позиционного обучения. Автором данной технологии является профессор Н.Е. Веракса. Характеризуя модель в целом, могу сказать, что в процессе её применения рассматриваются такие позиции:

- Нормативная! Она связана с усвоением норм и правил деятельности.

-Диалектическая! Связана с ответом на вопрос, как можно изменить существующие правила и нормы.

-Символическая! Ученик должен постараться ответить на вопрос: какое отношение эти нормы и правила имеют лично к нему и в чем он видит смысл изучения данного предмета.

Не следует забывать и о технологии развития критического мышления. Её методологической основой являются идеи советского психолога Л.С.Выготского. Целевое назначение данной практики - формировать у учащихся свое собственное мнение.

В основе технологии лежит следование трем фазам: вызов, осмысление, рефлексия.

Для стадии «вызова» я использую парный мозговой штурм. Двое учащихся составляют список того, что они знают по данной теме. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. При групповом мозговом штурме я записываю на доске 4-5 ключевых слов. Парам отводится время на то, чтобы методом мозгового штурма дать общую трактовку терминов и предположить, как они будут применяться в конкретной теме.

Для стадии «осмысления» применяю методический прием ИНСЕРТ. Учащиеся маркируют текст. «*» помечают то, что уже известно; «-« то, что противоречит представлениям; «+»-что является интересным и неожиданным»; «?»-если хочется узнать о чем-то подробнее.

При рефлексии проводится парное подведение итогов.

На уроках русского языка навыки письменной речи играют важную роль в развитии критического мышления. Письменная речь обостряет любознательность. Как научить ученика самостоятельно писать сочинение, эссе, сочинение-рассуждение? Конечно, большую роль играют интересные темы, образцы, читательская аудитория, привычка править. При создании творческой работы мои ребята проходят основные этапы: инвентаризация ( сбор информации), составление чернового текста, правка, редактирование, публикация. При этом я использую приём свободного письма. Предлагаю детям за 5 минут записать все, что приходит в голову по выбранной ими теме. Потом они друг другу читают написанное. Затем подчеркивают в своих работах те мысли, в которых они не уверены. И при чтении – проверяют себя.

Благодаря Черри Форбсу я узнала интересный прием под названием « Трехчастный дневник». Он используется на протяжении всего урока и полезен для исследовательского процесса. В первом разделе ребята записывают реакцию на прочитанное. Во 2-ом- собственные размышления, ассоциации. В 3-ьем – письмо учителю. Дети задают мне вопросы и я отвечаю на послания своих учеников.

Великий английский психолог и писатель Эдвард де Боно когда-то поразил меня своим методом «Шести шляп». Это прием групповой познавательной активности, который помогает мне организовать изучение проблемы.

Допустим, я задаю проблемную ситуацию. Класс делится на 6 групп, каждая выбирает себе одну шляпу. Цвет шляпы определяет направление развития цели.

Белая - нейтральная. Участники оперируют только фактами. Доказывают, почему произошло именно так, а не иначе.

Желтая - позитивная. Ребята обрисовывают радостные моменты.

Черная - негативная. Участники выражают сомнения, находят аргументы.

Красная - эмоции.

Зеленая - творческая. Участники предлагают свои фантастические решения.

Синяя - оценочная.

Такой прием я использую на уроках литературы при изучении художественных произведений.

Чтобы развить творческое мышление учащихся традиционный урок выстраиваю в таком плане:

Дискуссия с учителем в роли ведущего;

дискуссия с учениками в роли ведущего;

дискуссия без ведущего.

Это может быть «круглый стол», «форум», «симпозиум», где участники выступают с сообщениями и отвечают на вопросы аудитории.

Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный обмен мнениями, суждениями. Опыт проведения учебных дискуссий показывает, что поисковая активность связана с оживленным диалогом.

Свою методическую систему я выстраивала годами и показала далеко не все методы и приемы обучения, а только их малую часть. Ведь образование - это умение правильно принять решение в любой жизненной ситуации. Лично для меня, современное образование - это креатив, выбор, самовыражение, творчество и оно не может обойтись без учителя, хоть мы и живем в веке информационных технологий, никогда учителя не заменит робот. Учителя нужны для того, чтобы воспитать нового человека и пустить его в жизнь, используя то «колесо баланса», которое развивает необходимые компетенции в развитии и становлении личности.









8


Автор материала: О. Павлюченко (3 курс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 25.01.21 в 08:32 0Ответить Пожаловаться
Автор материала: О. Павлюченко (3 курс)-??
Спицына Любовь Ивановна, 25.01.21 в 09:05 0Ответить Пожаловаться
Смутило авторство статьи, автор которой описывает примеры и приемы деятельности многоопытного учителя. А подпись-(3 курс)???

Хочется пояснений от автора статьи о богатом практическом опыте.

ЕСЛИ у нас такие студенты-будущие коллеги, люди с огромной практикой, тогда спокойна за российское общее образование!!!

Отредактировано 25-01-2021 09:09

Павлюченко Ольга Владимировна, 26.01.21 в 06:36 0Ответить Пожаловаться
Простите, на счет 3 курса-моя ошибка. Зрение подводит. Но каких пояснений вы ожидаете? Сомневаетесь в практическом опыте? Пусть не настолько богат, но он у меня есть.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.