12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бажина Дарья Андреевна219
Педагог дополнительного образования в МБУ ДО ЦМДО. Психолог.
Россия, Ханты-Мансийский АО, Урай

«Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»

  В последние несколько лет использование технических средств на занятиях в школе и в учреждениях дополнительного образования плотно укоренилось и стало абсолютной нормой. Обучающиеся в своем большинстве прекрасно разбираются в смартфонах, компьютерах и ноутбуках. В наше время применение интерактивных средств обучения прочно вошло в школы. Ведь это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием современных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. 

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения английского языка. Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, перед современным педагогом встают две проблемы:

 Цифровое образование;

Выбор и внедрение технического оснащения урока.

Если с первым все относительно решено, так как организации, как правило, дают платформы для изучения материалов, отработки цифровых компетенций, то со вторым пунктом педагог оказывается в сложной ситуации – сталкивается лицом к лицу с практической проблемой. Как применять полученные цифровые знания? Как выбрать техническое обеспечение? Что можно использовать? Каковы возможности технических средств? В данной статье я бы хотела поделиться собственным опытом использования технических средств: выбор, результаты, трудности и их решения.

Под техническими средствами обучения (ТСО) принято понимать совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [1].

Безусловно, сейчас ни один современный урок не обходится без ТСО. Что же такое современный урок?

Современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;

урок, содержащий разные виды деятельности; 

урок, на котором ученику должно быть комфортно;

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной   активности ученика; 

современный урок развивает у детей креативное мышление;

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала; 

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. [4]

 Таким образом, современный урок представляется технический наполненным, помогая ученикам в образовательном процессе. В зависимости от необходимости на моих занятиях используется стационарный компьютер, интерактивная доска, ноутбуки и смартфоны, принтер, интернет, проектор. Рассмотрим каждое ТСО в отдельности.

 Интерактивная доска – одно из современных технических достижений, позволяет учителю не просто презентовать что-то, но и манипулировать им, внося изменения в представляемый на уроке материал. Возможность двигать части текста, создавать графические объекты очень привлекательна для обучающихся, особенно на начальном этапе обучения. Отличный способ изучения нового материала, отработка в игровой форме и повторение пройденного. Интерактивная доска используется вместе со стационарным компьютером и проектором. Каким образом она может быть использована? В первую очередь это использование учебных модулей, размещенных на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee), где можно найти модули для своих предметов. Буквально на любую тему можно найти тот или иной модуль, направленный на изучение, отработку или проверку материала.

 Также, на моих занятиях широко используются флеш-игры для закрепления пройденного материала. В чем их преимущества? Яркая картинка, музыкальное сопровождение, внимание детей максимально приковано к интерактивной доске. Включение Flash игр в образовательный процесс даёт возможность обучающимся использовать свои знания на практике. Помимо этого, работа может проводиться как в индивидуальном так и в групповом порядке. Однако приходится сталкиваться с тем, что во время работы одного или двух учеников у доски, внимание некоторых учеников рассевается. В данном случае мне, как педагогу, необходимо снова вовлечь детей в рабочий процесс.

 Ноутбуки. Ноутбуки используются, как правило, в проектной деятельности. Сейчас проектная деятельность плотно вживается в учебный процесс. Таким образом, мне, как педагогу дополнительного образования детей, необходимо дать детям те знания, способствовать развитию тех навыков, которые напрямую пригодились бы им в школе, я в высшем учебном заведении, в работе и в жизни в целом. Именно поэтому проектная деятельность на моих занятиях является важной составляющей. В связи с этим появляется необходимость использование технических средств обучения. Учащиеся используют ноутбуки на моих занятиях для работы, например, на сайте Canva.

 Canva - это кроссплатформенный сервис для графического дизайна. Создание изображений в сервисе строится на принципе перетаскивания готовых элементов и варьирование изменяемых шаблонов. Графический редактор даёт доступ к встроенной библиотеки шаблонов, стоковых фотографий, иллюстрации шрифтов. Работа может проводиться в индивидуальном и групповом форматах. На моих занятиях он используется в качестве инструмента для создания презентаций, плакатов, инфографик, постов. Обучающимся легко и интересно, так как сервис максимально простой. На создание того или иного проекта уходит совсем немного времени. Основная часть времени уходит на поиск информации, что также делается посредством ноутбука.

 Однако при работе на ноутбуках необходимо обеспечивать контроль работы обучающихся. В процессе выполнения задания дети могут отвлекаться на посторонние сайты.

 Ноутбуки отлично работают, когда необходимо сделать MindMap. Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта. Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:

самообразование: что изучать, где, когда;

конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;

портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;

методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;

написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;

планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.

 Достаточно часто при изучении новой лексики, при составлении плана работ нужно составить какую-либо структуру . Если мы говорим о лексике, то для более легкого изучения, запоминание слов моими учениками используется майндмэп. Если мы говорим о каком-то плане работы, где существует несколько этапов и направлений, обучающиеся также пользуют майндмэп для отслеживания и координации процесса.

 Смартфоны. На моих занятиях проводится работа с личными смартфонами обучающихся. Один из направлений работы со смартфонами - это kahoot. Что такое kahoot? Kahoot - это сервис для создания викторин тестов и дидактических игр. Использования этого сервиса может быть хорошим способом получения обратной связи от учащихся. Сайт создан для контроля и проверки знаний в игровой форме соответственно. Основные проблемы, связанные с использованием kahoot - это отсутствие самого смартфона или отсутствие Интернет-соединения.

 На моей практике встречалось нежелание некоторых учащихся «играть» в kahoot. При том, что большинство обучающихся проявляют инициативу. По моим наблюдениям, дети, проявляющие нежелание играть, подключаются уже в процессе игры. В общем и целом, младшие школьники с интересом и удовольствием решают викторины. Старшие школьники как отвечают, так и создают викторины самостоятельно на ноутбуках. Пример работы в кахут. Обучающиеся делятся на группы два-три человека. Совместно разрабатывают тему и вопросы для викторины. После этого группы меняются местами и решают викторины друг друга.

 Принтер. Также, очевидно, что принтер необходим любому учителю и практически на любом занятии. Не стоит забывать, что каждый педагог время от времени готовит раздаточный материал, который распечатывается непосредственно на принтере.

 Интернет. В период пандемии и педагогам, и обучающимся пришлось достаточно оперативно перестроиться в онлайн-формат работы. Кому-то это было сложно сделать, но для моего направления, моего предмета это не составило никакого труда. Работа была организована дистанционно в конференциях ZOOM. в ZOOM очень легко работать: можно подобрать время конференции, удобно транслировать материалы даже со звуком. Однако, в процессе работы пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. например, дети не всегда посещали занятия, ученик мог подключиться и не отвечать, рисование в рабочем окне, лишний шум. Безусловно, заинтересованные, замотивированные ученики без проблем подключались и работали. Что касается положительных моментов? В ходе наблюдение было замечена некоторая языковая свобода детей во время занятия онлайн. Дети говорили намного легче, не боялись сделать ошибки. Таким образом мы уже понимаем, что интернет среда воспринимается обучающимися как безопасная среда.

Если говорить о наиболее эффективном техническом оснащении для моего предмета, то особенно хотелось бы выделить использование вышеперечисленного технического оснащения. Использование компьютера, проектор, доски, на уроках английского языка предоставляет возможность детям слышать и видеть иностранные аудио видео.

Помимо этого в период пандемии мною была реализована программа по английскому языку в рамках онлайн лагеря Планета детства, где без технического оснащения реализация была бы невозможна. С помощью техническое оснащение ребята разработали сайт на английском языке на платформе Тильда (платформа для создания сайтов). Также были проведены трансляции онлайн с иностранцами, где ребята познакомились с иностранной культурой и языком. Так, Дети познакомились с китайской культурой и языком, египетской, сирийской, испанской и английской. Помимо этого, я Zoom даёт возможность проводить прямые трансляции на регулярной основе. К единственной минус бесплатной версии это длительность максимум 40 минут.

 Проектор. Проектор - повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

 При использовании ТСО необходимо учитывать психологические особенности внимания. Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активней работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться в течение 15-20 минут, а потом требуют переключения внимания, краткий отдых. Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2. Распределение внимания - одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п. управлять направленностью внимания всех учеников класса или воспитанников детсадовской группы сложно. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего обще учебного умения - умения наблюдать.

Заключение

Практически и традиционные, и современные ТСО обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. ТСО позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а так же изготавливать их на уроках. Обучающиеся с помощью технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать помощь у компьютера, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному материалу, столько раз и в таком объеме, сколько необходимо.

Исследования, проводимые психологами, выявили, что, работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер начинает играть роль коммуникативного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей. Психологи фиксируют у школьников, много общающихся с компьютером, формирование иных представлений об окружающем мире, выработку новых способов организации своего времени и взаимодействия с окружающими.

Но, с другой стороны, возникают и негативные моменты. Компьютеру нельзя передавать все функции учебного процесса, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации мировоззрения и ценностных отношений. Я считаю, что компьютеры непригодны для того, чтобы принять на себя воспитательные функции.  В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосредственное обсуждение проблем.

Благодаря систематическому применению технических средств на занятиях мне удалось повысить интерес учащихся к моему предмету, создать условия для самостоятельного обучения учащихся, развить учебную инициативу, творческие способности. Таким образом, можно сделать вывод, что использование технических средств на уроках должно использоваться благоразумно. Я считаю, что использование технического оснащения необходимо, так как это помогает ребёнку в большей степени погрузиться в образовательный процесс, но, тем не менее, занятия не должны быть перегружены технической составляющей. Техническое сопровождение и материалы должны проходить строгий отбор в соответствии с программой. В конце концов, техническое средство – это лишь один из инструментов, использующихся на занятиях в процессе обучения детей.

Очевидно, что дети, которых мы обучаем, уже выросли во времена смартфонов, планшетов, компьютеров. Таким образом, наша задача, как педагогов, использовать уже имеющийся технический арсенал в образовательном процессе.

Литература

Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 315 с.

Кулагин В. П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В., Юрасов В. Г. Информационные технологии в сфере образования. — М., (Янус-К), 2004.

Маликова С. Б., Насонова Л. В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. — М.: БизнесМеридиан, 2011.

Фролов И. Н., Егоров А. И., Методология применения современных технических средств обучения. Учебно-методическое пособие.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Мажова Светлана Александровна, 29.03.21 в 10:10 1Ответить Пожаловаться
Интересный материал. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.