Статья «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
Статья «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы».
Автор: Конина Ольга Викторовна
Организация: МБДОУ Детский сад №8.
Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк.
«Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть
и к тем, кто их преподает,
и ко всему преподаваемому».
Жан Жак Руссо
Стратегия развития информационного общества реализуемая в нашей стране в настоящее время подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий и в дошкольном образовании, т.к. с их помощью открываются новые возможности в обучении и воспитании дошкольников.
В условиях реализации ФГОС ДО на современном этапе развития образования характерен переход от традиционных массовых средств информации (книги, телевидение, кинофильмы) к новым информационно-коммуникационным технологиям, поскольку они дают возможность существенно обогатить и качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.
Не являются исключением и группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с нарушением зрения. Активное использование компьютерных технологий в работе по формированию сенсорных эталонов с детьми с депривацией зрения помогает развить глубинное восприятие и пространственное мышление, которое лежит в основе компьютерного моделирования.
Работая по программе Ремезовой Л.А. возникла необходимость в создании электронного ресурса (задания для работы на компьютере, ноутбуке) к разделам «Формирование геометрических представлений и представлений о величине и измерении величин» для детей IV года обучения (подготовительная группа), поскольку работа с объемными телами и разновеликими объектами на протяжении нескольких занятий не вызывает интереса у детей и снижает их активность.
Благодаря тому, что кабинет тифлопедагога оснащен ноутбуками в количестве 4 штук и достаточного для проведения занятий с подгруппой детей, реализация электронного ресурса оказалась возможной.
Электронный ресурс к разделу «Формирование представлений о величине и измерении величин» включает в себя задания на:
1.Составление и достраивание сериационных рядов из предметов разной величины в убывающем и возрастающем порядке.
Сериационные ряды выстраиваются по:
- Ширине.
- Высоте.
- Длине.
- Толщине.
2.Нахождение пропущенного звена в ритмическом ряду.
3.Исправление ошибок в ритмическом ряду (исключение лишнего по величине объекта).
Электронный ресурс к разделу «Формирование геометрических представлений» включает в себя задания на:
1.Чтение чертежа конструкций выполненных в 2-х прямоугольных проекциях (вид спереди и вид сверху), в 3-х прямоугольных проекциях (вид спереди, вид сверху и вид слева).
2.Нахождение ошибок в чертеже конструкций выполненных в 2-х и -3-х прямоугольных проекциях.
3.Внесение изменений в конструкцию с опорой на:
- графическую модель;
- инструкцию педагога.
4.Создание конструкций с опорой на:
- графическую модель;
- инструкцию педагога.
5.Изменение пространственного расположения объемных тел в графической модели по инструкции педагога.
Работа по формированию сенсорных эталонов с использованием компьютерных технологий состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части идет подготовка детей к работе на компьютере (ноутбуке) через беседы, игры и проводится в форме подгрупповых занятий.
Основная часть включает в себя овладение способом управления программой (знакомство с клавиатурой, «мышкой», с расположением на них командных кнопок, овладение навыками управления) для достижения результата и самостоятельную работу ребенка за компьютером (ноутбуком) и реализуется в форме индивидуальных занятий или в малой подгруппе (2-3 ребенка).
В заключительной части происходит закрепление в памяти ребенка понятий и правил действия с компьютером (ноутбуком). Данная часть работы реализуется в форме подгрупповых занятий.
Разнообразить работу, используя компьютерные технологии (ноутбуки), по разделу «Социально-бытовая ориентировка», состоящему из четырех блоков: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения на улице», «Ребенку о нем самом», помогают развивающие мультфильмы из серии: «Малышарики», «Пластилинки», «Три котенка», «Оранжевая корова». Как правило, мультфильмы серии «Малышарики» и «Пластилинки» использую в работе с детьми 2-ой младшей и средней группы, «Три котенка» и «Оранжевая корова» с детьми старшего дошкольного возраста.
Благодаря подобным развивающим мультфильмам решаются следующие коррекционные задачи:
1.Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире.
2.Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.
3.Формирование умения у детей понимать и правильно отражать в речи сути происходящих событий и явлений.
4.Развитие умения называть и показывать части своего тела, понимать мимику лица.
Кроме того, в коррекционно-развивающей работе активно используется интерактивный стол, полученный нашим ДОУ в рамках реализации государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области», который содержит 7 блоков развивающих заданий: «Развиваем внимание», «Пазлы», «Развиваем память», «Светофор», «Развиваем смекалку», «Учимся считать», «Учимся читать».
Блок «Развиваем внимание» ориентирован на детей среднего и старшего дошкольного возраста и включает в себя 25 заданий, таких как: «Найди предметы раскрашенные одинаково», «Найди фигуру и поставь ее на место», «Сравни рисунки и найди отличия», «Найди копию», «Найди парочки».
Блок «Пазлы» так же состоит из 25 заданий для детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие целостности восприятия, т.е. составление сюжетных картин из частей: «Как появилась солнечная система», «Появление Луны у Земли», «Первые живые организмы», «Освоение космоса» и др.
Блок «Развиваем память» разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста и включает в себя 25 заданий, таких как: «Кого тут не было?», «Что потерялось?», «Кто не спрятался?», «Числа-парочки» и т.д.
Блок «Светофор» так же рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и состоит из 25 заданий. Каждое задание представлено в виде нескольких ситуаций, в котором нужно либо расставить правильно знаки, либо найти и убрать лишние или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
Блок «Развиваем смекалку» состоит из 16 заданий для детей старшего дошкольного возраста: «Что спрятано?», «Закономерности», «Числовой коврик», «Переставь правильно» и др.
Блоки «Учимся считать» и «Учимся читать» ориентированы на детей старшего дошкольного возраста и как правило, используются воспитателями в их непосредственной образовательной деятельности. Поскольку интерактивный стол мобильный (имеет платформу на колесах), его можно переместить в любой кабинет или групповую комнату.
Задания из блоков «Развиваем внимание», «Развиваем память» и «Развиваем смекалку» использую как часть занятия по формированию сенсорных эталонов, а задания из блоков «Пазлы» и «Светофор» на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Кроме того, активно использую тематические презентации, созданные самостоятельно.
Использование информационных технологий в работе с детьми осуществляю в полном соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями. (СанПин 2.4.1.2660-10)
Компьютерные технологии использую не чаще трех раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг (согласно пункту 12.21 СанПин). После работы с компьютером с детьми провожу зрительную гимнастику. Непрерывная продолжительность работы с компьютером (ноутбуком) на занятии в форме развивающих игр для детей 5 лет не превышает 10 минут, а для детей 6-7 лет -15 минут.
Для проведения зрительных гимнастик и динамических пауз кабинет тифлопедагога оснащен CD проигрывателем и CD с пальчиковыми играми и разминками Е. Железновой и не только.
В ближайшей перспективе планируется приобретение специализированной компьютерные программы для работы с детьми с ОВЗ «Веселый сад». Программа предназначена для детей с 3 лет и старше с амблиопией различного генеза.
Хотелось бы оснастить кабинет интерактивной доской, которая значительно облегчит и разнообразит работу по разделу «Зрительно-моторная координация» и «Развитие навыков ориентирования». Но пока у администрации ДОУ нет средств на ее приобретение, поэтому остается рассчитывать только на новую государственную программу.
Список используемой литературы:
1."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13) с изменениями)
2.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17» октября 2013 г. № 1155)
4. Баландин Д. Л.,Комарова И. И., Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» -М.:МОО ВПП ЮНЕСКО « Информация для всех», 2008
5.Ремезова Л. А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин. – Самара: СГПУ, 2004.
6.Ремезова Л. А. Формирование у детей с нарушением зрения геометрических представлений. – Самара: СГПУ, 2004.
7.Подколзина Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. - М.: Город Детства, 2007.-256с.
8.Чевычелова Е.А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Подготовительная группа / авт.-сост. Е.А. Чевычелова.- Волгоград: Учитель, 2012.-67с.