Статья «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
«Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы».
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». К.Д. Ушинский
Система дошкольного образования находится в состоянии постоянного реформирования. Стажисты, много лет отработавшие с детьми, прекрасно помнят периоды, когда в детских садах открывали классы, закрывали часть групп, потом закрывали классы, снова оставляли одни дошкольные группы, мы пережили ФГТ, теперь ФГОС. Но вопрос не в том, что важнее и кто из авторов программ лучше, а в обеспечении, оснащении педагогического процесса и в кадрах. Когда воспитатели пишут планы от руки в садах, то о каком техническом оснащении может идти речь? А вот если везде стоят интерактивные доски, тогда можно использовать разный ресурс в образовательном процессе.
В настоящее время для современного ДОУ использование ИКТ и ЭОР становятся не только средствами формирования предметно-развивающей среды, но и инструментом профессиональной деятельности педагогов.
Мой богатый опыт позволяет мне выбирать разные способы и методики в работе с детьми, но любая из них подразумевает комплексное использование аудиального, визуального и кинестетического воздействия. Возможно использование не всех сразу, но если хотите достичь высокого уровня усвоения материала у детей, то помните об этих «трех китах».
Мышление у детей наглядно-образное, это следует обязательно учитывать в процессе обучения. Представляю небольшой обзор методического инструментария, который могут использовать воспитатели и другие педагоги в работе с детьми.
- Замечательный способ усвоения новой информации – мультимедийные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Здесь выбор у педагога достаточно большой. Можно использовать и профессиональное слайд-шоу с музыкальным сопровождением, эффектами и вставками видеороликов, а можно ограничиться презентацией из фотографий и картинок. Все зависит от решаемых педагогом задач в деятельности с детьми.
- Еще один часто используемый метод – виртуальные экскурсии. Не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города, страны и даже современного времени, полюбоваться красотой природы разных уголков нашей Родины, познакомиться с разными профессиями, пройти по выставочным залам музеям. Данный методический прием не требует перемещений детей за пределы здания детского сада, что бывает очень затруднительно в организационном плане.
- Использование интерактивных игр - активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальных знаний или модели поведения. Интерактивные игры могут касаться различных тем: изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, детского сада или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему. Высокий уровень «включенности», вовлеченности детей достигается почти всегда добровольно, без принуждения и очень быстро.
- Использование разных видов обучающих программ для детей дошкольного возраста:
- «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
- АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
- Игры-путешествия, «бродилки»
- Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Технический прогресс имеет место быть в современном обществе. Современные дети отличаются от детей конца прошлого века. Есть много примеров, указывающих на достаточно высокий уровень умелости при работе с техническими средствами обучения. Но тенденция слабого развития сенсомоторных способностей детей дошкольников указывает на проблемы чрезмерной увлеченности ИКТ средствами.
Важно гармоничное и всестороннее развитие детей, а техническое оснащение современного педагогического процесса позволяет многократно повысить интерес детей, увлечь, усилить их мотивацию и стремление к знаниям. А задача взрослых, быть мудрыми и ответственными за развитие и здоровье наших детей.
Использованные источники:
- Информационно-коммуникативные технологии в детском саду - http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/informacionno_kommunikativnye_tekhnologii/0-337
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
- Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика.-2003.- № 9
- Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 315 с.