«Взаимосвязь между уровнем толерантности и сплоченности классного коллектива»
Автор публикации: М. Шойнуу, ученица 10А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №1 пгт.Каа-Хем
Кызылского кожууна Республики Тыва»
«Взаимосвязь между уровнем толерантности и сплоченности классного коллектива»
Выполнила: ученица 10 «А» класса
Шойнуу Милана
Научный руководитель:
педагог-психолог Болдук Ш.А
пгт. Каа-Хем.
Содержание
Введение
Основная часть
Понятие толерантность
Понятие «сплоченность» в классном коллективе
2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность проблемы не вызывает сомнений, потому что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одной школе, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем. Слияние двух классов или нескольких классов, приход новых людей в уже сложившуюся группу также является фактором обострения межличностных отношений, сепарации, конкуренции и создания различных группировок в классе, противопоставление "хороших своих -плохим чужим". Это влияет на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, если в классе большинство детей нетерпимы к друг другу по различным причинам, то групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, непосещаемость занятий, невыполнение домашних заданий. Отсутствие взаимопонимания, сострадания и интереса к одноклассникам, а еще хуже, наличие негативных проявлений, приводят к возникновению между одноклассниками конфликтов.
Таким образом, развитие толерантности у подростков, сплочение классного коллектива, формирование позитивных групповых норм и ценностей важны не только для становления позитивных отношений в классном коллективе, но и для успешной учебной деятельности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем толерантности и сплоченности классного коллективе.
Объект исследования: толерантность и сплоченность у подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь толерантности и сплоченности в классном коллективе.
Гипотеза: 1. известно, что существует взаимосвязь между толерантностью и сплоченностью, предположим, чем выше толерантность подростков, тем выше сплоченность классного коллектива;
2. предполагаем, что толерантность и сплоченность у обучающихся русскоязычного класса выше, чем у обучающихся тувинского класса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «толерантность» и «сплоченность».
2. Выбрать методики и провести исследования на выявление уровня развития толерантности и сплоченности подростков.
4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
6. Дать рекомендации педагогам и родителям.
Методы и методики: теоретические методы (анализ, синтез), эмпирические методы (методика индекса сплоченности К. Э. Сишора, методика индекса толерантности Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой ).
База исследования: Исследование проводилось среди учащихся 10-х классов в в одной из школ республики. В эксперименте принимало участие 30 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами при организации воспитательного процесса в классе
1 Основная часть
Понятие толерантность
В современных исследованиях термин «толерантность» понимается как признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности; это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, «инаковость»; терпимость по отношению к взглядам, обычаям, мнениям других (личностей, групп, обществ, государств и т. д.). В настоящее время сложились разные подходы к трактовке понятия «толерантность» в разных областях науки.
В русском языке слово «толерантность» также имеет несколько значений. В. Даль в своем словаре «Толковый словарь живого великорусского языка» уделяет этому понятию целую колонку и трактует слово «терпимый» как терпящий из милосердия или снисхождения [14]. Согласно толковому словарю под редакцией Ушакова, толерантность – это слово, производное от французского «tolerant» (терпимый)[15]. В словаре Ожегова слово «терпимый» толкуется как «умеющий без вражды терпеливо относиться к чужому мнению», что созвучно с современным пониманием термина «толерантность» [17].
К синонимам понятия «толерантность» Г. Л. Бардиер, опираясь на содержательный анализ «Декларации принципов толерантности», относит следующие слова: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, ненавязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и культурной интеграции [17, с. 24].
Синонимами интолерантности являются: уступка, снисхождение, потворство, оправдание посягательств, терпимое отношение к социальной несправедливости, отказ от своих убеждений, уступка чужим убеждениям.
Толерантность – это установка на терпимое, уважительное, дружелюбное отношение к другим людям, принадлежащим к чужим этническим группам, воспитанным на образцах и ценностях иной культуры [13].
Таким образом, толерантность можно трактовать как доброжелательность или доброжелательное отношение к людям вне зависимости от их веры, этнической принадлежности, политических взглядов.
Понятие «сплоченность» в классном коллективе
Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность [18].
Для оценки уровня развития классного коллектива следует выделить 5 групп параметров. Первая группа дает представление о составе (половом, социальном) учащихся, особенностях семьи и окружающей среды. Параметры второй группы характеризуют деятельность класса, третьей - взаимоотношения в нем, четвертой - внешние связи класса, пятой - положение ребенка в классе. Каждая из этих групп включает в себя целый ряд различных характеристик. Качественная оценка их дает возможность судить об уровне развития коллектива.
В связи с развитием класса как коллектива необходимо рассмотреть совокупность его характеристик в зависимости от возраста учащихся. Это позволяет говорить о возрастных особенностях классного коллектива.
К достижению детьми возраста младших подростков в классе обычно уже сформирована официальная структура, находящаяся в балансе с неофициальной. Нередко наблюдается противоречие между стремлением детей к самостоятельности в деятельности и неспособностью к ее реализации. В то же время подростки уже умеют сотрудничать между собой как под руководством учителя, так и без него.
Для коллектива младших подростков характерны повышенная моторность и эмоциональность, высокая конфликтность отношений между мальчиками и девочками, смешанный половой состав дружеских микрогрупп или достаточно активное взаимодействие между разнополыми дружескими микрогруппами.
В отношениях с классным руководителем наблюдается, с одной стороны, стремление к независимости, а с другой - эмоциональная привязанность, иногда и противостояние, если отношения не сложились.
В целом для классного коллектива младших подростков свойствен оптимистический, мажорный настрой. В классах же старших подростков иногда преобладают негативные характеристики, проявляющиеся в нежелании участвовать в общей деятельности, в немотивированной жестокости в отношениях между мальчиками и девочками, превалировании в классной жизни "уличной морали", пренебрежении к ученическим обязанностям, в интересе к общению за пределами школы, расслоении на группы по материальному признаку.
Из положительных характеристик можно отметить тягу к самостоятельной творческой деятельности, стремление к независимости и самоорганизации.
Разрыв как физиологический, так и психологический в возрастном развитии мальчиков и девочек в классах старших подростков создает двойственность в структуре и образе жизни классного коллектива.
В результате развития классного коллектива формируется его индивидуальность, в которой, как в фокусе, концентрируются общие и особенные характеристики класса, отражающие историю его жизни.
Под индивидуальностью классного коллектива понимается конкретная форма его существования, характеризующаяся уникальной, неповторимой интеграцией общих, особенных и единичных свойств. Данное понятие позволяет наиболее адекватно объяснить причины процессов, происходящих в том или ином классе. Через феномен индивидуальности прослеживается вся многоликость школьного класса. В ней отражаются особенности его состава, специфика воспитательной системы школы и окружающей среды, особенности личности классного руководителя[13].
Таким образом, групповая сплоченность включает в себя такие понятия как «индивидуальность коллектива», психологический климат класса, эмоциональная привлекательность членов группы, эмоциональная оценка группы в целом.
Практическая часть
2.1. Характеристика базы исследования и результаты исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования и методики: теоретический анализ литературных источников, экспресс-опросник «Индекс толерантности», Шкала взаимоотношений (психологический климат группы школьников), индекс групповой сплоченности Сишора.
1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова (приложение 1).
Групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22 – 60 – низкий уровень толерантности.
Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61 – 99 – средний уровень.
Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100 – 132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
2 Методика. Индекс групповой сплоченности Сишора (приложение 2).
Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). Уровни групповой сплоченности
• 16 баллов и выше – высокая;
• 12 – 15 балла – выше средней;
• 7- 11 – средняя;
• 5 – 6 – низкая.
По результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности». У обучающихся тувинского класса получены следующие результаты: 14 человек из 15 показали средний уровень толерантности, 1 человек показал высокий уровень. У обучающихся русского класса получены следующие результаты: 10 человек из 15 показали средний уровень толерантности, 5 человек показал высокий уровень. Для личностей показавшим средний уровень характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя интолерантно, в других могут проявлять интолерантность. (см. приложение 3 рис. 1)
По результатам Индекса групповой сплоченности Сишора. У обучающихся тувинского класса получены следующие результаты: у 12 человек из 15 групповая сплоченность в классе среднего уровня, у 3 человек выше среднего. У обучающихся русского класса получены следующие результаты: 10 человек из 15 групповая сплоченность в классе среднего, у 3 человек выше среднего, 2 человек показал высокий уровень. (см. приложение 3 рис. 2)
Таким образом, у учащихся 10-х классов по итогам проведенного исследования, можем говорить, что уровень толерантности и сплоченности находится на среднем уровне. Толерантность и сплоченность у обучающихся русского класса выше, чем у обучающихся тувинского класса. Следовательно, по итогам проведенного исследования наша гипотеза нашла свое подтверждение.
2.2. Рекомендации педагогам и родителям
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
Рекомендации.
* Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
*Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
*Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
Рекомендации родителям по воспитанию толерантной личности.
Воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-пятых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.
Заключение
Основываясь на проведенном теоретическом исследовании можно сказать, что толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.
Сплоченность классного коллектива подростков понимается как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействия между членами группы, причем, чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот.
Основываясь на практической части данной работы, можно с уверенностью утверждать, что уровень сплоченности классного коллектива подростков во многом зависит от уровня толерантности. Чем выше уровень толерантности, тем выше сплоченность группы. Это подтвердилось в нашем исследовании, где результаты показали толерантность на среднем уровне и сплоченность также на среднем уровне. Также подтвердилось в нашем исследовании, что толерантность и сплоченность у обучающихся русского класса выше, чем у обучающихся тувинского класса. Гипотезы подтвердились в нашем исследовании.
Список использованной литературы
Артемьева В. А. Чувство толерантности в подростковом возрасте [Текст] / В. А. Артемьева // Молодой ученый. 2014. №7. С. 486-489.
Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Москва: МГУ, 2001. С. 8-18.
Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: Изд-во МГУ, 2001.
Зиновьев, Д. В. Социокультурная толерантность – её сущностные характеристики [Текст] / Д. В. Зиновьев // Парадигма. 1998. № 1. С. 50–61.
6.Ильинская С. Г. Философско-методологические подходы к изучению категории «толерантность» / С. Г. Ильинская // Философско-политический ежегодник. 2008. Вып. 1. С. 154–168
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. П.: Питер, 2012. 940 с.
Михайленко О.И. Общая педагогика: Возрастные и индивидуальные особенности личности[Электронный ресурс ] // Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова [Офиц.сайт]. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_5.html (дата обращения: 30.11.2015)
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - П.: Питер, 2012. - 430 с.
Рожков М.И. Классному руководителю: учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001.
Солдатова Е.Л Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебное пособие. Ростов на/Д.: «Феникс», 2004–384 с.
Сомова Н. Л. Программа психолого–педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты: материалы III Национальной научно–практической конференции. М.: 2006. С. 56–58.
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003. 471 с.
Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416 с.
Толерантность / Толковый словарь живого великорусского языка Даль В., 1998
Толерантность/ Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935-1940
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2006. С. 17.
Чебыкина О. А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» / О. А. Чебыкина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 2. URL: www.psyedu.ru. (дата обращения: 6.12.2015)
Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: «Ось-89», 2004. С. 57-58
Приложение 1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
(Г.У. Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | | | | | | |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности. | | | | | | |
Если друг предал, надо отомстить ему. | | | | | | |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят своё поведение. | | | | | | |
В споре может быть правильной только одна точка зрения. | | | | | | |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах. | | | | | | |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные. | | | | | | |
С неопрятными людьми неприятно общаться. | | | | | | |
Даже если у меня есть своё мнение, я готов выслушать и другие точки зрения. | | | | | | |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | | | | | | |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности. | | | | | | |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше. | | | | | | |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | | | | | | |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | | | | | | |
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | | | | | | |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | | | | | | |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | | | | | | |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | | | | | | |
Беспорядок меня очень раздражает | | | | | | |
Любые религиозные течения имеют право на существование. | | | | | | |
Я могу представить чернокожего человека своим другом | | | | | | |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим. | | | | | | |
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Приложение 2
Определение индекса групповой сплоченности СишораГрупповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать верный для вас ответ и записать его обозначение в бланк.
Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
- Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
- Участвую в большинстве видов деятельности (4)
- Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
- Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
- Живу и существую отдельно от нее (1)
- Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
- Да, очень хотел бы перейти (1)
- Скорее перешел бы, чем остался (2)
- Не вижу никакой разницы (3)
- Скорее всего остался бы в своей группе (4)
- Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
- Не знаю, трудно сказать (1)
Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
- Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
- Хуже, чем в большинстве классов (1)
- Не знаю, трудно сказать (1)
Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
- Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
- Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
- Не знаю. (1)
Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
- Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
- Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
- Не знаю (1)
Обработка результатов и интерпретация
Уровни групповой сплоченности
15,1 баллов и выше – высокая;
11,6 – 15 балла – выше средней;
7- 11,5 – средняя;
4 – 6,9 – ниже средней;
4 и ниже – низкая.
Приложение 3
Рис.1
Рис. 2