12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Еленам45 |
Урок литературы в 9–10 классе «Тема маленького человека в творчестве Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского»
«Общая характеристика литературы 19 века (40- 90-х гг.)»
Основные темы изученных произведений Тема воспитания человека-гражданина (лирика Пушкина, поэтов – декабристов, Некрасова) Тема исторического прошлого и настоящего России (Грибоедов «Горе от ума»), поэма Гоголя «Мёртвые души» Тема Петербурга – большого города, символа самодержавия, города контрастов («город пышный, город бедный») (роман Пушкина «Евгений Онегин»), Гоголь «Невский проспект», «Шинель», Достоевский «Белые ночи» Тема неудовлетворённости своей судьбой (Лермонтов «Герой нашего времени») Тема маленького человека – открытие литературы 19 века. К этой теме обращались Пушкин «Станционный смотритель», Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине», Достоевский «Бедные люди, «Слабое сердце», «Белые ночи», Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»
Общая тематика произведений литературы 19 века Ф.М.Достоевский «Бедные люди» 4 А.С.Пушкин «Станционный смотритель» 1 Н.В.Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» 2 Ф.М.Достоевский «Белые ночи» 3 А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Тоска» 5
Пушкин «Станционный смотритель», Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине», Достоевский «Бедные люди, «Слабое сердце», «Белые ночи», Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»
Эволюция темы маленького человека в литературе 19 века
Характеристика маленького человека в произведениях Гоголя и Достоевского Н.В.Гоголь С помощью приема «говорящие фамилии» показать приниженность чиновника низшего класса Страх перед сильными мира сего Вина за униженное положение маленького человека лежит на социальном устройстве, на обществе Забитый и униженный, «маленький человек» вызывает сочувствие Обстоятельства делают мелкого чиновника «маленьким человеком» Ф.М.Достоевский Судьба маленького человека вызывает сочувствие Достоевского, в отличие от Гоголя, интересует не только бедность» маленького человека, но искажённое под влиянием бедности сознание маленького человека.
Причины острой актуальности темы маленького человека в литературе ХIХ века Профессор Н. А. Троицкий «С одной стороны, Россия... это пожизненная тюрьма для всех населявших ее народов... это жандарм Европы, глава Священного союза монархов против народов, душитель восстаний в Польше и революции в Венгрии... цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы вроде Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте... С другой стороны, Россия — это родина великого, хотя и трагически противоречивого освободительного движения, которое дважды (в 1859—1861 и 1879—1881 гг.) приводило страну вплотную к демократической революции» Либерал Б. Н. Чичерин «Девятнадцатый век был поворотной точкой в русской истории. Самодержавие собрало и устроило Русскую землю, насадило в ней просвещение; наконец, оно освободило народ и поставило на ноги общественные силы», но в XIX в. ему пришлось решать проблему развившихся общественных сил, требовавших гражданской и политической свободы.
1. ВСТУПЛЕНИЕ. Предмет анализа: чему посвящено произведение (работа, текст)? Актуальность выбранной автором темы. Исходные данные об авторе и произведении. Какова цель автора, какие задачи им ставятся? 2. Основная ЧАСТЬ. Каково основное содержание произведения, основные проблемы? Что удалось автору? Оценка содержания и формы исходного текста. Есть ли недостатки, в чём они заключаются? Какой возрастной категории интересна будет эта работа? 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Полезность. Интересна ли тема для нравственного воспитания или расширения самопознания.