12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мустакаева Гульнур Рашидовна3229
Люблю свою работу.
Россия, Пензенская обл., Кузнецк

Презентация к проектной работе "Симметрия в архитектуре"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кузнецкий многопрофильный колледж» «Симметрия в архитектуре» Выполнили: Студенты 14Д Тимербулатова Азалия, Косицына Анна Руководитель: Мустакаева Г.Р

«Симметрия является той идеей, «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Герман Вейль.

Цель: выявить, насколько широко симметрия присутствует в мировой архитектуре, в архитектуре России и города Кузнецка.

Задачи Определить, что называют симметрией. Рассмотреть некоторые виды симметрии. Определить, что называют архитектурой. Рассмотреть стили архитектуры. Исследовать некоторые архитектурные сооружения, при проектировании которых широко использовалась симметрия.

Гипотеза: симметрия широко используется при проектировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий. Гипотеза: симметрия широко используется при проектировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий. Предмет исследования – симметрия и архитектура. Объект исследования – здания, выполненные в разных архитектурных стилях.

Из истории симметрии Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Изучение археологических памятников показывает, что человечество на заре своей культуры уже имело представление о симметрии и осуществляло ее в рисунке и в предметах быта.

Что такое симметрия? Симметрия это гармония, красота Симметрия  ( συμμετρία - соразмерность; от συμ- «совместно» - μετρέω «мерю») пропорциональность, одинаковость в расположении частей целого в пространстве, полное соответствие одной половины целого другой половине.

Виды симметрии. Осевая симметрия. Одна точка  называются симметричной другой относительно прямой, если данная прямая проходит через середину отрезка, соединяющего эти точки, и перпендикулярна к этому отрезку. Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе. Прямая называется осью симметрии фигуры если каждая точка фигуры симметрична относительно некоторой точки той же фигуры.  

Центральная симметрия                                      Две точки называются симметричными относительно центра симметрии О, если О - середина отрезка, соединяющего эти точки. Точка О считается симметричной самой себе. Геометрическая фигура (или тело) называется симметричной относительно центра О, если для каждой точки этой фигуры может быть найдена другая точка  этой же фигуры, так что отрезок, соединяющий эти точки, проходит через центр О и делится в этой точке пополам.Точка О называется центром симметрии.

Зеркальная симметрия Геометрическая фигура называется симметричной относительно плоскости S, если для каждой точки этой фигуры может быть найдена другая точка этой же фигуры, так что отрезок, соединяющий эти точки, перпендикулярен плоскости S и делится этой плоскостью пополам. Плоскость S называется плоскостью симметрии. 

Понятие архитектуры Архитектура – искусство и наука строить,проектировать здания  и сооружения .Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм. Сочетание различных объёмов – высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, чередование пространств - открытых и закрытых – вот основные приёмы, которые использует зодчий при создании архитектурной композиции.

Роль симметрии в истории развития архитектуры Симметрия – проявление завершенности, устойчивости и законченности формы, она присутствует практически в любом архитектурном сооружении, если не в общем построении композиции, то в ее деталях и частях. Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности – ведь они обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях.  Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает красоту и законченность.

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля. Наиболее распространена в архитектуре зеркальная симметрия. Ей подчинены постройки Древнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры и триумфальные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса, равно как и многочисленные сооружения современной архитектуры. В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля. Наиболее распространена в архитектуре зеркальная симметрия. Ей подчинены постройки Древнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры и триумфальные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса, равно как и многочисленные сооружения современной архитектуры. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого.

Симметрия в архитектуре Древнего Египта. Основным приемом египетской композиции была симметрия. Симметричны были фасад храма с пилонами, следующий за ним двор, гипостильный зал и т. д.

Симметрия в архитектуре Древней Греции. Симметрия в архитектуре Древней Греции. Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер. Они установили чёткие правила обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры. Все ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой. Идеальная геометрия греческого храма воплощала представления о божественной гармонии мира как о математическом совершенстве.

Симметрия в архитектуре Древнего Рима. Симметрия в архитектуре Древнего Рима. Двусторонняя симметрия в архитектуре. В ней две половины композиции зеркально отражают друг друга .

Тадж-Махал, Агра, Индия. Тадж-Махал, Агра, Индия. Архитектура Тадж-Махала основана на абсолютной симметрии.

Казанский собор, Санкт-Петербург. Казанский собор, Санкт-Петербург. Основу всего композиционного замысла составляют колоннады. Колоннада имеет характер полуокружности, которая естественно переходит в широкую площадь, тогда как площадь сливается с улицей. Соблюдение симметрии являлось первым правилом архитектора при его проектировании. Если мы мысленно проведем вертикальную линию через шпиль на куполе и вершину фронтона, то увидим, что с двух сторон от нее абсолютно одинаковые части сооружения .

Собор Василия Блаженного, Москва. Собор Василия Блаженного, Москва. В архитектурном облике собора присутствует удивительное сочетание симметрии и асимметрии. Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый – самый высокий – храм, увенчанный шатром. В целом эта причудливая композиция из десяти храмов не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Однако, есть точка, с которой собор абсолютно симметричен.

Архитектура г. Кузнецка Здание женской гимназии (ныне медицинский колледж), заложено во второй половине 19 века. Постройка являет собой кирпичное, двухэтажное, угловое здание под двухскатной крышей. Прямоугольные окна обрамлены наличниками с прямым сандриком и замковым камнем. Скошенный угол дома с балконом на втором этаже выделен лопатками и прочеркнут аттиком.

Здание дворянского поземельного банка  Здание дворянского поземельного банка  (ныне ОАО «Пензенский Губернский банк «Тарханы»). Одноэтажное, кирпичное здание, на линию застройки выходит торцом. С восточной стороны от входа примыкает подсобное помещение. Главный фасад симметричен, арочные оконные и дверные проемы обрамлены архивольтом, опирающимся на пилястры.

Жилой дом с лавкой на улице Московской, был построен в конце 19 века. Композиция главного фасада симметрична с боковыми ризалитами и богатой пластикой второго этажа. Оконные и дверные проемы, лучковые и клинчатые.  Обрамленные архивольтами. Тумбы над карнизом и лопатками придают фасаду пластическую выразительность, которая усилена дополнительными деталями (щипы с ширинками лопаток у их разветвлений на две полуколонки на втором этаже, язычки под карнизом, и покрытие венчающих тумб. Декоративное убранство в стилизованных формах древнерусской культуры создает оригинальный облик дома. Жилой дом с лавкой на улице Московской, был построен в конце 19 века. Композиция главного фасада симметрична с боковыми ризалитами и богатой пластикой второго этажа. Оконные и дверные проемы, лучковые и клинчатые.  Обрамленные архивольтами. Тумбы над карнизом и лопатками придают фасаду пластическую выразительность, которая усилена дополнительными деталями (щипы с ширинками лопаток у их разветвлений на две полуколонки на втором этаже, язычки под карнизом, и покрытие венчающих тумб. Декоративное убранство в стилизованных формах древнерусской культуры создает оригинальный облик дома.

Здание городской управы (ныне районная администрация). Здание городской управы (ныне районная администрация).   Двухэтажная кирпичная постройка с подвалом, с двумя крыльями, которые примыкают к основному прямоугольному объему под прямым углом.

Главный дом купеческой усадьбы семьи Бобровых,  Главный дом купеческой усадьбы семьи Бобровых,  единственный в городе образец архитектуры русского классицизма

Первоначально этот памятник истории и архитектуры, являл собой одноэтажный кирпичный дом. Построен он был в конце 19 века на ул. Дворянской (ныне ул. Ленина) в качестве жилого дома. Квадратный по периметру, разделенный поперечными стенами и перегородками. Главный семиоконный фасад декорирован геометричным орнаментом (крестовины, ромбы, филенки), напуском кирпича: на подоконном поясе, под приподнятыми над окнами сандриками, на фризе карниза. На фасаде здания есть имитация в кирпиче традиционного деревянного декора. Первоначально этот памятник истории и архитектуры, являл собой одноэтажный кирпичный дом. Построен он был в конце 19 века на ул. Дворянской (ныне ул. Ленина) в качестве жилого дома. Квадратный по периметру, разделенный поперечными стенами и перегородками. Главный семиоконный фасад декорирован геометричным орнаментом (крестовины, ромбы, филенки), напуском кирпича: на подоконном поясе, под приподнятыми над окнами сандриками, на фризе карниза. На фасаде здания есть имитация в кирпиче традиционного деревянного декора.

Образец рационалистического направления русского искусства, монументальное, трехэтажное кирпичное здание бывшего реального училища построено по образцовому проекту архитектора И.С. Китнера. Южным тринадцатиоконным фасадом оно обращено на ул. Ленина, боковые же фасады образуют крылья здания. Главный фасад симметричен, центр выделен пятиоконным ризалитом, боковые части – однооконными ризалитами. Пластика фасада отвечает планировке здания. Образец рационалистического направления русского искусства, монументальное, трехэтажное кирпичное здание бывшего реального училища построено по образцовому проекту архитектора И.С. Китнера. Южным тринадцатиоконным фасадом оно обращено на ул. Ленина, боковые же фасады образуют крылья здания. Главный фасад симметричен, центр выделен пятиоконным ризалитом, боковые части – однооконными ризалитами. Пластика фасада отвечает планировке здания.

Здание дома кузнецкго врача и преподавателя Тихона Ивановича Шакина, а ныне «Кузнецкий культурно-выставочный центр», представляет собой памятник архитектуры начала XX вв. Фронтон симметричного семиосевого главного фасада со входом в центре закрывает двускатную крышу дома. Графическая пластика фасада выполнена небольшими сдвигами плоскостей стены, западающими в нишах с вытянутыми арочными оконными и дверным проемами, выступающими в центре с входом и фланкирующими окнами, а так же на боковых частях в виде обрамления ниши с парой окон. Здание дома кузнецкго врача и преподавателя Тихона Ивановича Шакина, а ныне «Кузнецкий культурно-выставочный центр», представляет собой памятник архитектуры начала XX вв. Фронтон симметричного семиосевого главного фасада со входом в центре закрывает двускатную крышу дома. Графическая пластика фасада выполнена небольшими сдвигами плоскостей стены, западающими в нишах с вытянутыми арочными оконными и дверным проемами, выступающими в центре с входом и фланкирующими окнами, а так же на боковых частях в виде обрамления ниши с парой окон.

К тому же «Кузнецкому культурно-выставочному центру», в котором с 1985 года располагается музей Воинской Славы, относится и бывший жилой дом, постройки конца XIX – начала XX века. Одноэтажный кирпичный  особняк расположен в западной части Холма Воинской Славы. Он имеет черты гражданской архитектуры. Каменный орнамент его фасада прост и одновременно с тем красив. Полукружья шести больших арочных окон, карниз, аттика над входом, кованые консоли козырька над крыльцом и ажурный парапет украшают старинное здание, подчеркивают мощь. К тому же «Кузнецкому культурно-выставочному центру», в котором с 1985 года располагается музей Воинской Славы, относится и бывший жилой дом, постройки конца XIX – начала XX века. Одноэтажный кирпичный  особняк расположен в западной части Холма Воинской Славы. Он имеет черты гражданской архитектуры. Каменный орнамент его фасада прост и одновременно с тем красив. Полукружья шести больших арочных окон, карниз, аттика над входом, кованые консоли козырька над крыльцом и ажурный парапет украшают старинное здание, подчеркивают мощь.

Заключение Заключение Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий. Симметрия является основой гармонии в градостроении. Использование принципов симметрии зависит от функционального содержания объекта. Симметрия создает парадную торжественность, благодаря чему часто использовалась архитекторами при строительстве многих крупнейших объектов прошлого. Но в настоящее время все более широкое распространение получают сооружения из сложных функциональных элементов, которые трудно решить целиком по симметричной схеме. Применяется асимметричная композиция, которая обеспечивает более экономичные решения при более удобной функциональной взаимосвязи между элементами, лучшем использовании рельефа, более гармоничном взаимодействии с окружающим пространством. Симметрия и асимметрия могут применяться также совместно для различных частей композиции: одна для отдельных элементов, а другая для их взаимного сочетания.

В своей работе мы рассмотрели архитектурные сооружения различных стилей, построенные в разные эпохи, и выявили, что в архитектуре каждого из них просматривается симметрия. Памятники архитектуры, получившие широкую известность как образцы пропорциональности и гармонии, буквально пронизаны математикой, численными расчетами и геометрией. Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни, добавляя в неё мир, спокойствие и состояние чего-то нечуждого глазу. Мы считаем, что как бы ни развивалось в дальнейшем искусство, элементы симметрии в нем все же будут преобладать.

В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы: Принципы симметрии являются основополагающими для любого архитектора, но вопрос о соотношении между симметрией и асимметрией каждый архитектор решает по-разному. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоническую композицию симметричных элементов. 2 . Удачное решение определяется талантом зодчего, его художественным вкусом и его пониманием прекрасного. Удачных решений может быть много, но неизменным остается одно – стремление архитектора к гармонии, а это в той или иной степени связано с симметрией.