12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольцов Алексей Вячеславович432
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

Методическая разработка преподавателя ГПОУ ЯО РКГИ Кольцова А.В. Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку «Тест по биологии (экологии)».

Тест по экологии.

Пояснительная записка для преподавателей.

Контрольный тест предназначен для проверки знаний в системе СПО по дисциплине «Экология».

Разработка включает в себя:

пояснительную записку для преподавателей с описанием структуры теста, таблицей правильных ответов;

инструкцию по выполнению тестовых заданий для обучающихся;

КИМ (приложение с контрольными вопросами и полями для внесения персональных данных обучающегося и выбранного им варианта ответа).

Тест состоит из 10 заданий и включает в себя тестовые задания разного типа:

1-3 задания (тест выборки, в котором только один вариант ответа правильный);

4, 5 задания (тест выборки на основе визуального ряда, где только один из вариантов правильный);

6 задание (альтернативное тестовое задание (необходимо из списка суждений выбрать 2 правильных);

7 задание (тестовое задание на установление последовательности);

8, 9 задания (тестовые задания на сличение или установление соответствия);

10 задание (ещё одно альтернативное тестовое задание, где необходимо определить правильность или неправильность суждений). Данное задание усложнено тем, что предлагаемые варианты суждений необходимо сопоставить с отрывком литературного произведения. Это задание требует от обучающегося проведения анализа текста.

За каждый правильный ответ в тесте выборки (1-5) присуждается по одному баллу.

За правильность выполнения одного задания в тесте на соответствие начисляется от 2 до 4 баллов, в зависимости от количества ошибок сделанных обучающимся в задании. Если обучающийся допустил одну ошибку, то начисляется 3 балла. Если обучающийся допустил две ошибки, то начисляется 2 балла. Если обучающийся допустил более двух ошибок, то баллы за это задание не начисляются.

За правильно выполненное 6 задание (альтернативный тип теста) присуждается 2 балла.

За правильно выполненное тестовое задание на установление последовательности присуждается 2 балла.

За правильно выполненное 10 задание (альтернативный тип теста с использованием отрывка литературного произведения) присуждается 3 балла. При допущении обучающимся одной ошибки – 2 балла, а при допущении двух ошибок – баллы не начисляются.

Максимально возможное количество баллов по итогам теста 20. Контрольное время (время, отведённое на выполнение всех заданий) = 45 минут.

При составлении теста использовались материалы:

Сергей Михалков басня «Кукушка и скворец» Михалков С.В. Коты и мыши: басни. Москва. Изд. Сов. Россия, 1983 г 80 с.

Коллажи составлены (визуальные ряды) в редакторах векторной графики Paint b Inkscape inkscape.paint-net.ru

Ключ к тесту.

Номер вопроса и тип тестового задания

Правильный вариант ответа

1 (тест выборки)

б

2 (тест выборки)

а

3 (тест выборки)

в

4 (тест выборки на основе визуального ряда)

2

5 (тест выборки на основе визуального ряда)

3

6 (альтернативное тестовое задание)

1,4

7 (тест на установление последовательности)

2,4,5,1,3,6

8 (тест соответствия)

А-1,2 ; Б-3,4

9 (тест соответствия)

А-1,4; Б-2,3

10 (альтернативный тест на основе отрывка литературного произведения)

1,3,4

Контрольное время и шкала оценок.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 5 мин.;

выполнение 0 часа 35 мин.;

оформление и сдача 5 мин.;

всего 0 часа 45 мин.

Шкала оценки:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

75 ÷ 89

4

хорошо

60 ÷ 75

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно


 

Параметры проверки.

освоение, знание, понимание, (дидактические единицы, законы, теории), предметные умения.

Знание терминологии.

Понимание значения терминов: экосистема (природная и искусственная), биотоп, биосфера, биогеоценоз, ноосфера, биоценоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз, косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество, живое вещество, эндемическое животное, ареал, дубрава, консумент первого порядка, продуценты, гетеротрофы, факторы среды (абиолтические, биотические, антропогенный), растительный ярус, трофическая цепь (пастбищная, детритная), трофическое звено, адаптация (поведенческая), естественный отбор.

Виды взаимоотношений между организмами.

Понимание трофических связей между живыми организмами. Виды взаимодействия организмов в экосистемах (хищничество, симбиоз, конкуренция, паразитизм).

Структура экосистемы на примере дубравы.

Растительные ярусы дубравы. Знание растений и животных, характерных для каждого яруса, а так же их биологической роли в экосистеме.

Типология экосистем по происхождению.

Знание примеров естественных и искусственных экосистем.

По итогам тестирования обучающегося можно сделать выводы о сформированности у него алгоритмического мышления, наличия ассоциативного знания о взаимосвязи, сущности и свойствах биологических объектов, умении проводить логические операции, умении проводить анализ текста.

Приложение1.

Инструкция по выполнению теста для обучающихся.

Общие сведения о тесте.

Тест состоит из 10 заданий.

Часть 1 (задания 1-5) – тест выборки. Тест состоит из 5 заданий, к которым предложено несколько ответов.

1-3 задания (тест выборки, в котором только один вариант ответа правильный);

4, 5 задания (тест выборки на основе визуального ряда, где только один из вариантов правильный).

Выберите верный, по вашему мнению, ответ, а соответствующую ему букву или цифру впишите в специально отведённое «поле для ответа».

Часть 2 (задание 6) – альтернативное тестовое задание. Это задание представляет собой несколько утверждений, правильность и неправильность которых необходимо определить. В данном задании только два правильных утверждения.

Выберите верные, по вашему мнению варианты, а соответствующие ему буквы или цифры впишите в специально отведённое «поле для ответа».

Часть 3 (задание 7) – тестовое задание на установление последовательности. Определите логическую последовательность элементов теста и расположите цифры, соответствующие этим элементам в том порядке, который, по вашему мнению, отражает правильность выполнения этого задания.

Часть 4 (задание 8,9) – тест соответствия или сличения. В каждом из 2 заданий необходимо установить соответствие между множеством элементов одного столбика (левого) и элементами другого столбика (правого) и выразить ответ по принципу: цифра – буква. В заданиях теста соответствия два элемента «под цифрой» одного столбика должны соответствовать одному элементу «под буквой» другого столбика. Ваше мнение занесите в специальное поле для ответа.

Часть 5 (задание10) – альтернативное тестовое задание.

Прочитайте текст (отрывок из басни «Кукушка и скворец» Михалкова С.В.).

Это задание представляет собой несколько утверждений, правильность и неправильность которых необходимо определить по отношению к предложенному тексту. В данном задании только три правильных утверждения.

Оценивание заданий. Начисление баллов.

За каждый правильный ответ в тесте выборки (1-5) присуждается по одному баллу.

За правильность выполнения одного задания в тесте на соответствие начисляется от 2 до 4 баллов, в зависимости от количества ошибок сделанных Вами.

За правильно выполненное 6 задание (альтернативный тип теста) присуждается 2 балла.

За правильно выполненное тестовое задание на установление последовательности присуждается 2 балла.

За правильно выполненное 10 задание (альтернативный тип теста с использованием отрывка литературного произведения) присуждается 2-3 балла, в зависимости от количества ошибок сделанных Вами.

Максимальное количество баллов, которые можно набрать – 20.

Таким образом, баллы, полученные Вами за правильно выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


 

Приложение 2.

КИМ. Бланк для заполнения обучающимися.

 

Название предмета (дисциплины): Экология Ф.И.О.______________________________________Группа (класс): ____

Дата проведения теста________________Контрольное время: 45 минут

часть: Тест выборки

Задание 1. Глобальная экосистема, структура и энергетика которой определяется деятельностью всех живых организмов нашей планеты –

а) биотоп

б) биосфера

в) ноосфера

г) биоценоз


 

Поле для ответа:

 


 


 


 

Задание 2. Тип взаимоотношений, при которых один из видов использует другой в качестве среды обитания или источника пищи, нанося ему существенный вред:

а) паразитизм

б) хищничество

в) конкуренция

г) симбиоз


 

Поле для ответа:

 


 


 


 

Задание 3. Органоминеральные продукты, созданные в результате жизнедеятельности организмов (нефть, торф, известняк), составляют:

а) косное вещество

б) биокосное вещество

в) биогенное вещество

г) живое вещество


 

Поле для ответа:

 


 

Задание 4. Из визуального ряда выберите и впишите в специальное поле номер соответствующий наименованию животного – эндемика:


 



 


 

Поле для ответа:

 


 

Задание 5. Из визуального ряда выберите и впишите в специальное поле номер соответствующий наименованию животного (обитателя дубравы) – консумента первого порядка:


 


 


 

Поле для ответа:

 


 

Часть 2. Альтернативное тестовое задание.

Задание 6. Выберите только верные суждения, запишите соответствующие им цифры в специальное поле для ответа:


 

Все формы человеческой деятельности, оказывающие влияние на окружающую среду, составляют антропогенный фактор.

К биотическим факторам среды относятся: температура, влажность, солнечный свет.

Продуценты – это гетеротрофные организмы.

Экосистему, границы которой определены растительным сообществом, называют биогеоценозом.


 

Поле для ответа:

   

Часть 3. Тест на установление последовательности.

Задание 7. Расположите ярусы дубравы, начиная от верхнего и кончая самым нижним:


 

Ярус, в котором присутствуют медуница, хохлатка, папоротники.

Ярус, образованный дубами и липами.

Ярус, в котором произрастают грибы, лишайники, мхи.

Ярус, который представляют груши, яблони, клёны.

Ярус, в котором произрастают лещина, бересклет, калина, боярышник.

Ярус, образованный листовым опадом и мёртвыми корнями.

Поле для ответа:

Последовательность

           


 

Часть 4. Тест соответствия.

Задание 8. Установите соответствие между множеством элементов одного столбика (левого) и элементами другого столбика (правого) и выразите своё мнение по принципу: цифра – буква, с занесением в поле для ответа:

Примеры пищевой цепи

Тип пищевой цепи

1. Осина – заяц – волк 2. Клевер кормовой – корова – человек

3. Листовой опад – Дождевой червь – Певчий дрозд – Ястреб перепелятник

4. Труп лисы – личинки мухи – ворона – кошка

А.Пастбищная цепь

Б. Детритная цепь


 

Поле для ответа:

Обозначение буквенное

А

Б

Обозначение цифровое

       


 


 


 


 


 

Задание 9. Установите соответствие между множеством элементов одного столбика (левого) и элементами другого столбика (правого) и выразите ответ по принципу: цифра – буква, с занесением в «поле для ответа»:


 

Примеры пищевой цепи

Тип экосистемы

1. Берёзовая роща

2. Ботанический сад

3. Поле, засеянное пшеницею

4. Альпийский луг

А. Природная

Б. Искусственная


 

Поле для ответа:

 

Обозначение буквенное

А

Б

Обозначение цифровое

       
 

 


 

Часть5. Альтернаривное тестовое задание.

Задание 10. Выберите только верные суждения, запишите соответствующие им цифры в специальное поле для ответа:


 

«Пернатый хищник, старый вор,

Скворчатинкой задумов поживиться,

Явился как-то раз к моим Скворцам во двор.

Но грозно встретила его семья скворцов!

Едва отбившись от птенцов и от отцов,

Разбойник улетел. А над лесной опушкой

Он с одинокой встретился Кукушкой

И всё ж позавтракал, в конце концов!»


 

Описанное в этом отрывке взаимодействие организмов можно использовать в качестве примера, при пересказе темы «Биотические факторы среды».

В этом отрывке описана одна из форм межвидовых взаимодействия организмов – паразитизм.

В этом отрывке продемонстрирован пример поведенческой адаптации.

В этом отрывке продемонстрирована одна из форм межвидовых взаимоотношений по принципу «хищник – жертва».

Этот отрывок из басни не может быть использован в качестве примера для пересказа темы «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора»


 

Поле для ответа:

   

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ирина ильина, 01.11.17 в 19:01 2Ответить Пожаловаться
Очень полезный материал!
Федюкова Анна Сергеевна, 27.08.18 в 09:50 1Ответить Пожаловаться
Хорошая методическая разработка. Разные тестовые задания (сличения, выборки, с альтернативным ответом, на установление последовательности). В 10 задании - межпредметная связь обнаруживается ( с литературой). Я удивлена, что преподаватель Кольцов А.В. не стал победителем в конкурсе на который эта работа была представлена. Я естественно просмотрела работы и других конкурсантов, прежде чем сделала сделала такой вывод.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.