12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
dva131
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Вопросы внедрения ФГОС»
10

«Достижение метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС на уроках физики»

«Достижение метапредметных результатов

в соответствии с требованиями ФГОС

на уроках физики»

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

В.Г. Белинский

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, главной целью которого является развитие личности обучающегося и его учебно-познавательной деятельности. В рамках системно - деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Существующий поток информации ставит перед учениками порой непосильную задачу: как найти не только необходимую, но и достоверную информацию? Как её отличить? Какой источник информации можно считать надежным? Умение работать с источниками информации, и, прежде всего, с Интернетом, необходимо для дальнейшей успешной деятельности обучающихся. Следовательно, и сам учитель должен в полной мере владеть данной технологией.

В новых стандартах обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, причем к предметным результатам добавились и пресловутые «метапредметные».

Общество меняется, меняются требования к личности, работнику. Мир стал динамичнее и быстроменяющимся. Развитие средств связи, интернета, увеличение количества информации требуют от человека выходящего во взрослую жизнь умений: быстро находить нужную информацию, саморазвиваться и самообразовываться, шагать в ногу со временем, отличать ложь от правды в огромном потоке противоречивой информации, а значит уметь сопоставлять большое количество источников информации, быть широко образованной личностью.

Помимо предметных ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ, нужны МЕТАпредметные умения.

 

Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления – «знание», «знак», «проблема», «задача».

 

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

 

Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):

·      Метод смыслового видения;

·      Метод вживания;

·      Метод образного видения;

·      Метод графических ассоциаций;

·      Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;

·      Метод символического видения;

·      Метод гипотез (рабочих, реальных);

·      Метод наблюдений;

·      Метод сравнений;

·      Метод эвристических бесед;

·      Метод ошибок;

·      Метод регрессии.

 

Метапредметное обучение

Предполагает новые формы работы с детьми:

  • Антропологические экспедиции,
  • Турниры способностей,
  • Организационно – деятельностные игры,

 

Проекты

Cейчас акцент смещается к овладению «способами овладения» (простите за тавтологию), думаю теперь понятен смысл метапредметности.

Например метапредметной является математика. На ней осваиваются способы аналитики которые используются потом при изучении других дисциплин (физика, экономика и пр.).

 

Какие же задачи мы ставим?

Первая задача – это мотивация. По мере увлечения предметом переходим и ко второй задаче – научность знаний, то есть двигаться от простого к сложному. Ну а третья задача – творчество. И во всем этом поможет экспериментальная деятельность.

Для мотивации подойдут занимательные опыты по физике, простые и легкие.

Переход к «научности» осуществляется путем усложнения заданий к эксперименту, помимо наблюдения появляются задачи расчета погрешности результатов эксперимента, объективности выводимых положений с учетом выбранной модели, а также обратный процесс: построение гипотезы, выбор модели, прогнозирование результатов и их экспериментальная проверка. Это можно достигать как на лабораторных работах или в физическом практикуме. Также можно использовать интерактивные средства обучения.

Третий этап является следствием предыдущих двух, так как творчество без мотивации и научности невозможно. Здесь можно использовать творческие задания, экспериментальные задачи по физике их можно брать из областных и российских олимпиад, в интернете.

После всего сказанного резонным будет возникновение вопроса КОГДА на уроке это все успевать?

Если посмотреть цель и задачи каждого вида экспериментальной деятельности, то вы увидите, что они полностью совпадают с требованиями новых стандартов.

Необходимо отходить от «преподавания у доски», когда объясняет учитель, когда отвечает несколько учеников за весь урок, монологи и диалоги устарели. Необходимы АКТИВНЫЕ формы ведения уроков, переход к деятельностному обучению. Это интереснее детям.

 

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег

«Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения». К. Ушинский

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

Б. Шоу

«Цель воспитания – научить детей обходиться без нас».

Эрнст Легуве

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Э. Хаббард

При изучении школьного предмета «Физика» перед школьником можно выделить три основные задачи:

  • освоить физические понятия и термины,
  • научиться работать с формулами,
  • уметь по понятиям, терминам и формуле прогнозировать физические  свойства, явления, процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат  в определенных условиях.

При этом, проводя классификацию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях.  Таким образом, он осваивает  метапредметную технологию. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.    

Для реализации этой цели я использую разнообразные проблемные и игровые задания, в ходе решения которых обучающиеся творчески применяют свои знания и определяют, каких навыков им не хватает. Дидактическая игра позволяет реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Игра формирует положительное отношение школьников к учению, позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивает воображение и память, создает особый эмоциональный фон для усвоения знаний. Игры я использую как для обработки нового материала (как упражнения), так и для контроля знаний учащихся.

В начале урока я ставлю перед учениками проблему, чтобы они в результате самостоятельного поиска решения поставленной задачи сделали для себя открытие.  Например, в 8 классе при изучении различных видов теплопередачи  – проблемным вопросом является «Греет ли шуба?».  А также мы выясняем, растает ли быстрее мороженое, если его укрыть шубой или поставить под вентилятором?  Чем ни темы для обучающихся начальной школы при проведении исследовательской работы!? В ходе урока я вижу необходимость подведения обучающихся к самостоятельному добыванию и усвоению знаний, планирую индивидуальные, групповые и парные формы организации деятельности обучающихся. Школьникам я предоставляю возможность вариативного выполнения задания, при этом обучающиеся свободно выражают свои мысли перед аудиторией, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать свое мнение, выявляют спорные вопросы и обсуждают их в группах. В результате на уроке я лишь направляю школьников и даю им рекомендации. Даже уроки контроля  при организации групповой работы дают возможность сформировать универсальные учебные действия.

С целью формирования мышления я использую различные формы познавательных заданий:

1) вопросы (к примеру, «Как нас в темноте находят комары?», «Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?»);

2) упражнения;

 3) расчетные и экспериментальные физические задачи (определить толщину листа в общей тетради);

 4) дидактические игры («Физические пазлы», «Физическое домино»);

 5) загадки (Логогриф, Метаграмма, Анаграмма, Шарада);

6) пословицы (о трении, например);

7) физические диктанты;

8) тесты разного типа, вплоть до составляемых самими обучающимися;

 9) викторины;

10) сочинения  с использованием физических терминов;

11) сказки;

12) решение задач с сюжетом литературных шедевров (понятие равнодействующей на примере басни Крылова «Лебедь, рак и щука») и т.д.

Изучение физики не может сводиться только к механическому запоминанию теоретического материала и алгоритма решения задач. Использование проблемно – эвристического метода познания позволяет развить личностную заинтересованность ученика в изучаемом предмете, активизировать его ассоциативное  мышление, что, несомненно, повышает качество знаний обучающихся.

Не важно какой способ будет нами выбран, но на уроке должны работать все и эксперимент должен проходить через каждого, изучение предмета должно строится на самостоятельной работе как с источниками информации (книги, интернет), групповом и индивидуальном взаимодействии с одноклассниками, экспериментальными домашними заданиями и прочее. Чтобы все это реализовать нужно изменится и самому учителю. Необходимо овладеть огромным количеством информации по физическому эксперименту, формам и методам групповой работы, методике проблемного и частично-поискового обучения.

 

Т.К. мы используем персонализированное обучение, то  по поводу преподавания для учащихся не выбравших физику в качестве профиля, я предлагаю на основе метапредметных и предметных требований ФГОС по другим профилям строить урок так, чтобы ученики изучали физику через эти способы познания. Таким образом вы достигаете всех целей. И обучаете своему предмету и в тоже время формируете метапредметные умения у учеников. Например филологам надо предлагать больше работы на анализом текстов, интерпретации текстовой информации, выделение смысла, а также формирование кратких обзоров. Для социально-гуманитарного профиля можно строить уроки по схеме влияние данного открытия на развитие человечества, ход истории, также анализом различных источников информации, что требуется от них в ФГОС по истории. Для хим-био можно было бы построить урок с вопроса как лечат или проводят диагностику с помощью данного медицинского аппарата, либо как протекает химическая реакция в организме и прочее-прочее. Короче говоря строить уроки так чтобы дети видели роль физики в своих профильных предметах и изучали физику через них и их через физику.

В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверенна, что использование учителями перечисленных выше методов должно развить в школьниках самостоятельность, свободное общение, умение высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию. Современный учитель должен понимать, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности.

Исходя из сказанного, можно сделать  вывод, что на учебных занятиях по физике формирование универсальных учебных действий школьников происходит. Следовательно, можно судить о реализации метапредметного подхода в обучении, который способствует  созданию  мировоззрения и творческого мышления обучающихся, причем  не только в области естествознания,  а также приближают его   к реальной жизни и повседневной практике.

Опубликовано в группе «Вопросы внедрения ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.