Существует ли "более-менее" официальное определение термина "проектная деятельность"?
Вопрос нетривиальный, учитывая разноголосицу в трактовке этого термина в разных работах.
Составители ФГОС общего образования, многократно упоминая важность проектной деятельности (далее ПД), "постеснялись" определить этот термин, что странно на фоне разного трактования термина.
Прямой вопрос в недавнем обсуждении важности ПД вызвал "внезапное" молчание. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussion/345187.html
Составители ФГОС общего образования, многократно упоминая важность проектной деятельности (далее ПД), "постеснялись" определить этот термин, что странно на фоне разного трактования термина.
Прямой вопрос в недавнем обсуждении важности ПД вызвал "внезапное" молчание. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussion/345187.html
Дискуссию начал(а) Валерий Чернухин25.10.2017 1965
Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учителя биологии»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Елена
#1, 25.10.2017
Для простоты меж собой педагоги часто называют проектную деятельность: "Проект - пять "П", перечисляя составляющие элементы.
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация.
Но, в таком определении не отражена исследовательская деятельность школьников. Доклады и рефераты тоже подходят под такое определение, лишь бы была проблема и её решение в виде конкретного продукта. Под "продуктом" подразумевают что угодно: и опрос одноклассников, и рекламный листок, и поделку и т.д. ::smile3:: Если рассуждать в таком ключе, то и танец на сцене и пение хором можно назвать "творческим проектом"....::smile10::
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация.
Но, в таком определении не отражена исследовательская деятельность школьников. Доклады и рефераты тоже подходят под такое определение, лишь бы была проблема и её решение в виде конкретного продукта. Под "продуктом" подразумевают что угодно: и опрос одноклассников, и рекламный листок, и поделку и т.д. ::smile3:: Если рассуждать в таком ключе, то и танец на сцене и пение хором можно назвать "творческим проектом"....::smile10::
Отредактировано 25-10-2017 11:45
Валерий Чернухин
#2, 25.10.2017
Спасибо за ответ. Правильно ли я понял, что выполнение домашнего задания в такой трактовке по сути тоже ПД? Даже домашние задания по математике. Нам даётся задача. Чем не проблема? Мы составляем план её решения. По ходу решения мы должны применять какие-то свойства (например, формулы), которые мы ищем в каких-то источниках информации (учебнике, интернете). Получаем решение - продукт. Презентация приведена в тетради для домашних работ.
Отредактировано 25-10-2017 11:50
Елена
#3, 25.10.2017
Ответ на сообщение #2 пользователя Валерий Чернухин
::smile5::::smile5::::smile5:: Именно так!!! Правда, по регламенту: "...больше четырёх - не собираться"! Оказывается, над одной "проектной задачей" может вместе думать не больше 4-х школьников! ::smile10::
Отредактировано 25-10-2017 12:04
Елена
#5, 25.10.2017
Ответ на сообщение #4 пользователя Валерий Чернухин
На сайтах в интернете (Началка, Открытый урок, 1 сентября) авторы по данной теме пишут осторожно и рекомендательно, что, мол, неплохо бы, чтобы "малые группы", на которые можно "разбить" класс, состояли не более, чем из 4-х школьников. А завучи школ на местах пишут "указания" учителям уже в непреклонной директивной форме, мол, только 4 человека,- не больше и точка!
Касимова Людмила Михайловна(эксперт сообщества)
#6, 25.10.2017
Изучала тему "Проектная задача", не встретила ограничений в количественном составе рабочей группы школьников.
Валерий Чернухин
#7, 25.10.2017
Ответ на сообщение #6 пользователя Касимова Людмила Михайловна
Я могу Вам привести множество ссылок, где определения проектной деятельности расходятся довольно сильно. Каждый автор на свой лад "определяет". И учителя тоже в своей массе не дают возможность понять устоявшееся определение. И даже пару статей могу найти, где прямо говорится, что общепринятого определения нет. Именно поэтому я и спросил, а есть ли "официальное" определение. Ведь в ФГОС это понятие используется. Странно, что в официальном документе используется понятие, которое не уточняется.
Касимова Людмила Михайловна(эксперт сообщества)
#8, 25.10.2017
Ответ на сообщение #7 пользователя Валерий Чернухин
Спасибо за ответ.
Анна Михайловна
#9, 25.10.2017
Ответ на сообщение #2 пользователя Валерий Чернухин
Результатом проектной деятельности является какой-либо осязаемый "продукт", это не тетрадь с решённой задачей. Например, иллюстрированный сборник загадок собственного сочинения для обучающихся пятого класса.
Анна Михайловна
#10, 25.10.2017
Ответ на сообщение #2 пользователя Валерий Чернухин
Результатом проектной деятельности является какой-либо осязаемый "продукт", это не тетрадь с решённой задачей. Например, иллюстрированный сборник загадок собственного сочинения для обучающихся пятого класса.
Валерий Чернухин
#11, 25.10.2017
Ответ на сообщение #9 пользователя Анна Михайловна
Есть люди, считающие, что тетрадь с решённой задачей уже продукт. Вы не считаете. Кроме мнения, существует ли критерий различия продуктов? Или чистая интуиция, кто как на душу положит?<div>Это официальный критерий или его просто разделяет какая-то группа людей?</div>
Отредактировано 25-10-2017 18:32
Анна Михайловна
#12, 25.10.2017
Ответ на сообщение #11 пользователя Валерий Чернухин
Проект нельзя сделать за один час/день, это длительная работа, в которой принимают участие несколько человек, это своего рода исследовательская работа, только результатом является что-то уникальное, что можно "потрогать", представить другим.
Валерий Чернухин
#13, 26.10.2017
Ответ на сообщение #12 пользователя Анна Михайловна
Спасибо, что Вы так чётко и по существу ответили на вопросы...
Панкова Ирина Николаевна
#19, 28.10.2017
Ответ на сообщение #12 пользователя Анна Михайловна
Примеры продуктов проектной работы:
WEB – сайт
Атлас. Карта
Видеофильм
Стенд, выставка
Газета, журнал
Действующая фирма
Справочник
Игра
Коллекция
Костюм
Модель
Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Спектакль
Праздник
Прогноз
Система школьного самоуправления
Научно-исследовательская работа
Учебное пособие
Экскурсия
Возможны и другие варианты продукта.
http://nou-inesnec.ru/school/project/И это еще не все. Если "полазить" по просторам ИНТЕРНЕТА, то можно такие примеры найти.... Поэтому к данной педагогической технологии серьезно не отношусь. Даже субботник по уборке территории школы можно назвать проектом: команда(группа) есть, руководитель есть, цель есть, работа спланирована, конечный продукт есть. Чем не проект!
WEB – сайт
Атлас. Карта
Видеофильм
Стенд, выставка
Газета, журнал
Действующая фирма
Справочник
Игра
Коллекция
Костюм
Модель
Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Спектакль
Праздник
Прогноз
Система школьного самоуправления
Научно-исследовательская работа
Учебное пособие
Экскурсия
Возможны и другие варианты продукта.
http://nou-inesnec.ru/school/project/И это еще не все. Если "полазить" по просторам ИНТЕРНЕТА, то можно такие примеры найти.... Поэтому к данной педагогической технологии серьезно не отношусь. Даже субботник по уборке территории школы можно назвать проектом: команда(группа) есть, руководитель есть, цель есть, работа спланирована, конечный продукт есть. Чем не проект!
Отредактировано 28-10-2017 21:03
Валерий Чернухин
#21, 29.10.2017
Ответ на сообщение #19 пользователя Панкова Ирина Николаевна
Спасибо, Ирина Николаевна. Полностью согласен. Насчёт форм продуктов - в тех самых "просторах ИНТЕРНЕТА" часто упоминается ПРОСТО ТЕКСТ. Если что, и ссылки найду.
Валерий Чернухин
#16, 27.10.2017
Резюме. Не смотря на многократное использование термина "проектная деятельность" в ФГОС и других официальных документах, а также статьях в журналах, официальное установившееся определение ОТСУСТВУЕТ.
На этом фоне странна НЕОБЫЧАЙНАЯ СКРОМНОСТЬ от авторов ФГОС, "постеснявшихся" внятно определить это понятие.
Вообще, таки скользких терминов в официальных документов немало.
Аналогичный вопрос я задавал здесь. https://pedsovet.org/beta/article/o-sovremennyh-metodah-obucenia
Определения давались СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ. Равно как значения этого термина словно чёртики меняются от статьи к статье. <div>Думаю, что если задам его 10 разным людям, их "мнения" разойдутся так же сильно.
Резуюме.
Я перечислю вновь критерии ПД.
1. Наличие плана. Общепринят.
2. Критерий оригинальности, новизны. Явно не общепринят.
3. Запечатлённый везде, кроме головы, результат. Общепринято лишь запечатление в виде описания, но более-менее иногда принимается и более общая трактовка.
4. Самостоятельность. Не общепринят, но всё же часто употребляется.
5. Критерий осуществимости. Явно не общепринят.
6. Критерий наличия не более 4 исполнителей. Не общепринят.
Согласен с мнением Ивана Черепанова, сказавшего про его использование в педпрактике:
"Нежелательно в педагогической практике. Вне её тоже нежелательно, но это теперь привычное употребление., с этим ничего не сделаешь. А в нашем деле этот термин - попса".
</div>
На этом фоне странна НЕОБЫЧАЙНАЯ СКРОМНОСТЬ от авторов ФГОС, "постеснявшихся" внятно определить это понятие.
Вообще, таки скользких терминов в официальных документов немало.
Аналогичный вопрос я задавал здесь. https://pedsovet.org/beta/article/o-sovremennyh-metodah-obucenia
Определения давались СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ. Равно как значения этого термина словно чёртики меняются от статьи к статье. <div>Думаю, что если задам его 10 разным людям, их "мнения" разойдутся так же сильно.
Резуюме.
Я перечислю вновь критерии ПД.
1. Наличие плана. Общепринят.
2. Критерий оригинальности, новизны. Явно не общепринят.
3. Запечатлённый везде, кроме головы, результат. Общепринято лишь запечатление в виде описания, но более-менее иногда принимается и более общая трактовка.
4. Самостоятельность. Не общепринят, но всё же часто употребляется.
5. Критерий осуществимости. Явно не общепринят.
6. Критерий наличия не более 4 исполнителей. Не общепринят.
Согласен с мнением Ивана Черепанова, сказавшего про его использование в педпрактике:
"Нежелательно в педагогической практике. Вне её тоже нежелательно, но это теперь привычное употребление., с этим ничего не сделаешь. А в нашем деле этот термин - попса".
</div>
Отредактировано 27-10-2017 04:56
Арбекова Марина Юрьевна
#17, 27.10.2017
Справочная система "Образование"
http://mini.1obraz.ru/#/document/99/420379481/
http://mini.1obraz.ru/#/document/99/902181393/
http://mini.1obraz.ru/#/document/99/420379481/
http://mini.1obraz.ru/#/document/99/902181393/
Валерий Чернухин
#18, 28.10.2017
Ответ на сообщение #17 пользователя Арбекова Марина Юрьевна
А Ваше мнение каково по данному вопросу (быть может, основанное на данной справочной системе)? Я заметил такую психологическую особенность. СтОит людям сказать, что проценты можно возводить в степень, психологический дискомфорт заставляет людей отрицать общепринятое определение процента как просто числа 0,01.СтОит людям сказать, что большинству принятых определений проектной деятельности вполне удовлетворяет обыкновенная домашняя работа, как психологический дискомфорт заставляет людей тут же придумывать новые, не общепринятые критерии. Между тем как определяется понятие, так мы его и применяем.
Отредактировано 28-10-2017 11:44
Похожие дискуссии:
- Воспитательный компонент в рабочей программе
- Итоговые контрольные для базовых классов по физике
- Материал для самостоятельного обучения
- Осенние ВПР
- ПК «Использование дистанционных технологий в преподавании русского языка и литературы».
- Поделитесь опытом...
- Пока все дома... Давайте обсудим - Открытое письмо Черепанова А.И. физическому сообществу, 22 марта
- Проверка сочинений дистанционно.
- Уроки... И карантин...
- Формирование гражданственности и патриотизма у младших школьников