12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Смирнова Наталья Николаевна64
Учитель начальных классов ВКК и ОРКСЭ (ОПК). Педстаж 23 года. Опыт работы по УМК "Школа России" и "Перспективная начальная школа". 2009Г - победитель профессионального конкурса лучших учителей для денежного вознаграждения. Проект "Образование" и других..
Россия, Воронежская обл., Россошь
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

«Компьютерные технологии на уроках внеклассного литературного чтения в начальной школе. Авторское электронное учебное пособие «Читалка» для формирования читательской компетентности младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО»

Учитель начальных классов ВКК

МКОУ Евстратовская СОШ

Росошанского муниципального района

Воронежской области

Смирнова Н.Н.

По теме: «Компьютерные технологии на уроках внеклассного литературного чтения в начальной школе. Авторское электронное учебное пособие «Читалка» для формирования читательской компетентности младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО».

Актуальность и полезность уроков литературного чтения и электронного учебного пособия «Читалка»:

Проблема молодежного чтения в наше время актуальна как никогда. И вопрос здесь стоит не столько в количестве молодёжи, которая вообще что-либо читает, сколько в том, что всё-таки читает тот процент юношества, которого это интересует. При том, что в России процент грамотного населения составляет 98 %. И то, что должно использоваться в высших целях, используется в сугубо прагматической деятельности. К примеру, изучить рекламу пластиковых окон из почтового ящика, жадно поглотить очередную порцию информации о «звёздных» скандалах в интернете, ну и, в конце концов, прочитать новое пришедшее сообщение от знакомых. И лишь незначительное количество молодёжи читает книги не по школьной программе или предписанию преподавателя, а потому, что чувствует в этом необходимость.

Благодаря чтению происходит постепенное присоединение личности к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.

Образование и общество создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять, что достойно чтения.

Чтение — как один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связано как с произношением, так и с пониманием речи зависит от качества прочтенных книг. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Чтение рассматривают как средство изменения кругозора, его расширения; а также средство пополнения «словарного запаса». Также в настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность(1).

В данный же период времени читателей редко чем можно удивить. Информация находится в открытом доступе семь дней в неделю в интернете. Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно даже из дома выходить. Количество доступных ресурсов дают человеку определенную свободу выбора. А их разновидность — проблему этого самого выбора. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации.

А так, как количество информации с каждым годом растёт, наступает время полной дезадаптации человека в современном обществе. И учиться этому нужно с детства.

И сегодня главные общегосударственные проблемы имеют не только педагогический, но и социальный характер в связи с тем, что:

избыток информационного мусора. Неспособность молодёжи фильтровать поступающую и воспринимаемую информацию,

сокращение количества часов на предмет литературное чтение министерством образования РФ (в 2010г за счёт введения предмета Основы религиозных культур и светской этики).

нехватка в ОУ детского фонда художественной литературы в детском печатном издании в необходимом количестве для индивидуального ознакомления или всем классом с общим произведением на тему занятия. А ведь чтение является важным средством активизации познавательной деятельности учеников. А правильно организованная работа с литературным источником является и источником духовного развития школьников.

Малый % людей, читающих потому, что им это интересно и нравится.

Так в 2010г и появилась моя Рабочая программа и электронное учебное пособие «Читалка», которое я использую или как 1 час литературного чтения, или как 1 час внеурочной деятельности.

 

Цель разработки электронного пособия «Читалка» –

  • активизация познавательной деятельности школьников на предметах гуманитарного цикла, формирование положительной мотивации к обучению,
  • увеличение эффективности урока внеклассного чтения и объёма выполняемой работы на уроке,
  • помочь учителю с организацией коллективной работы над общим произведением на уроках внеклассного чтения в связи с недостаточностью детского литературного фонда школьных и семейных библиотек,
  • познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника,
  • сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с выбором книги, произведением, с иллюстрацией, воспитать положительное отношение и интерес к самостоятельному чтению.
  • формировать умение у младших школьников добывать знания.
  • формировать навыки работы младших школьников с компьютером, с поиском и анализом информации.

 

Структура электронного учебного пособия:

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе «Читалка»

CD-комплект небольших по объёму литературных текстов с иллюстрациями в текстовом редакторе MS Word:

CD-комплект информационных текстов для работы гиперссылок,

Комплект уроков-викторин

 

Слайд 7

Новизна и оригинальность электронного учебного пособия «Читалка»:

состоит в том, что:

1.Он используется в CD- варианте. Это комплект детских литературных произведений (в текстовом редакторе Word), для общего ознакомления в дисплейном классе на занятия внеклассного чтения или занятиях внеурочной деятельности «Читалка» во 2 – 4 классах.

2. в оформлении литературных текстов:

1) текст набран кеглем 14

2) фон абзацев текста через один залит бледно-зелёной краской для удобства чтения текста с вертикальной поверхности монитора; цвет бледно-зелёной фоновой заливки не способствует утомлению глаз.

3) Для организации словарной работы необходимые слова в тексте выделены полужирным курсивом синего цвета. Некоторые из них оформлены в виде гиперссылок для раскрытия понятий и литературных терминов («былина»); для расширения кругозора школьников («Киев»).

4) после текста размещены 1 - 2 рисунка к произведению для рассматривания детьми, анализа и сопоставления с текстом.