Методическая разработка «Компьютерные технологии на уроках внеклассного литературного чтения в начальной школе. Авторское электронное учебное пособие «Читалка» для формирования читательской компетентности младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО»
Учитель начальных классов ВКК
МКОУ Евстратовская СОШ
Росошанского муниципального района
Воронежской области
Смирнова Н.Н.
По теме: «Компьютерные технологии на уроках внеклассного литературного чтения в начальной школе. Авторское электронное учебное пособие «Читалка» для формирования читательской компетентности младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО».
Актуальность и полезность уроков литературного чтения и электронного учебного пособия «Читалка»:
Проблема молодежного чтения в наше время актуальна как никогда. И вопрос здесь стоит не столько в количестве молодёжи, которая вообще что-либо читает, сколько в том, что всё-таки читает тот процент юношества, которого это интересует. При том, что в России процент грамотного населения составляет 98 %. И то, что должно использоваться в высших целях, используется в сугубо прагматической деятельности. К примеру, изучить рекламу пластиковых окон из почтового ящика, жадно поглотить очередную порцию информации о «звёздных» скандалах в интернете, ну и, в конце концов, прочитать новое пришедшее сообщение от знакомых. И лишь незначительное количество молодёжи читает книги не по школьной программе или предписанию преподавателя, а потому, что чувствует в этом необходимость.
Благодаря чтению происходит постепенное присоединение личности к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.
Образование и общество создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять, что достойно чтения.
Чтение — как один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связано как с произношением, так и с пониманием речи зависит от качества прочтенных книг. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.
Чтение рассматривают как средство изменения кругозора, его расширения; а также средство пополнения «словарного запаса». Также в настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность(1).
В данный же период времени читателей редко чем можно удивить. Информация находится в открытом доступе семь дней в неделю в интернете. Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно даже из дома выходить. Количество доступных ресурсов дают человеку определенную свободу выбора. А их разновидность — проблему этого самого выбора. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации.
А так, как количество информации с каждым годом растёт, наступает время полной дезадаптации человека в современном обществе. И учиться этому нужно с детства.
И сегодня главные общегосударственные проблемы имеют не только педагогический, но и социальный характер в связи с тем, что:
избыток информационного мусора. Неспособность молодёжи фильтровать поступающую и воспринимаемую информацию,
сокращение количества часов на предмет литературное чтение министерством образования РФ (в 2010г за счёт введения предмета Основы религиозных культур и светской этики).
нехватка в ОУ детского фонда художественной литературы в детском печатном издании в необходимом количестве для индивидуального ознакомления или всем классом с общим произведением на тему занятия. А ведь чтение является важным средством активизации познавательной деятельности учеников. А правильно организованная работа с литературным источником является и источником духовного развития школьников.
Малый % людей, читающих потому, что им это интересно и нравится.
Так в 2010г и появилась моя Рабочая программа и электронное учебное пособие «Читалка», которое я использую или как 1 час литературного чтения, или как 1 час внеурочной деятельности.
Цель разработки электронного пособия «Читалка» –
- активизация познавательной деятельности школьников на предметах гуманитарного цикла, формирование положительной мотивации к обучению,
- увеличение эффективности урока внеклассного чтения и объёма выполняемой работы на уроке,
- помочь учителю с организацией коллективной работы над общим произведением на уроках внеклассного чтения в связи с недостаточностью детского литературного фонда школьных и семейных библиотек,
- познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника,
- сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с выбором книги, произведением, с иллюстрацией, воспитать положительное отношение и интерес к самостоятельному чтению.
- формировать умение у младших школьников добывать знания.
- формировать навыки работы младших школьников с компьютером, с поиском и анализом информации.
Структура электронного учебного пособия:
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе «Читалка»
CD-комплект небольших по объёму литературных текстов с иллюстрациями в текстовом редакторе MS Word:
CD-комплект информационных текстов для работы гиперссылок,
Комплект уроков-викторин
Слайд 7
Новизна и оригинальность электронного учебного пособия «Читалка»:состоит в том, что:
1.Он используется в CD- варианте. Это комплект детских литературных произведений (в текстовом редакторе Word), для общего ознакомления в дисплейном классе на занятия внеклассного чтения или занятиях внеурочной деятельности «Читалка» во 2 – 4 классах.
2. в оформлении литературных текстов:
1) текст набран кеглем 14
2) фон абзацев текста через один залит бледно-зелёной краской для удобства чтения текста с вертикальной поверхности монитора; цвет бледно-зелёной фоновой заливки не способствует утомлению глаз.
3) Для организации словарной работы необходимые слова в тексте выделены полужирным курсивом синего цвета. Некоторые из них оформлены в виде гиперссылок для раскрытия понятий и литературных терминов («былина»); для расширения кругозора школьников («Киев»).
4) после текста размещены 1 - 2 рисунка к произведению для рассматривания детьми, анализа и сопоставления с текстом.
5) при желании перед текстом можно разместить отсканированную обложку книги для анализа её оформления перед знакомством с содержанием.
Методика применения электронного пособия:
Урок с данным электронным пособием проводится в компьютерном классе.
Начало урока- в соответствии с методическими рекомендациями для 2-4 класса.
На этапе ознакомления и работы с общим литературным произведением дети включают персональные компьютеры и открывают необходимый файл. Чтение текста по цепочке (или самостоятельно) по абзацам.
Словарная работа проводится в течение прочтения произведения. Слова для анализа выделены жирным курсивом синего цвета, некоторые снабжены гиперссылками. Слова с гиперссылками лучше просмотреть перед прочтением текста, чтобы потом не отвлекаться на иллюстрации и дополнительную информацию и не терять смысл прочитанного.
Беседа по содержанию произведения и определение главной мысли.
Беседа по произведению в соответствии с темой урока
Рассматривание иллюстрации после текста. Иллюстрации преднамеренно размещены на второй странице документа, чтобы школьники использовали полосы прокрутки для пролистывания документа. Задание: определить, к какому моменту из произведения подходит рисунок. Если иллюстрация отсутствует можно применить приём словесного рисования.
Окончание урока проводится в соответствии с методическими рекомендациями.
Программа и методика работы младших школьников с книгами составлялись на базе программы по внеклассному чтению Джежелей О.В., Светловской Н.Н., которые различали тематику уроков и уровень самостоятельного чтения книг от 1 до 4 класса.
Методика уроков внеклассного чтения на разных возрастных этапах:
1) Методика урока внеклассного чтения на подготовительном этапе (1 класс, 15 – 20 минут еженедельно):
Задача:
1 \ заинтересовать всех детей детскими книгами,
2 \ приучить детей думать над книгой.
План урока:
Работа по восстановлению в памяти детей реальных представлений, как основы ведущих художественных образов произведения, подготовленного учителем для прочтения, и для задания необходимого эмоционального настроя. ( беседа, загадки, рисунки…) 2-3 мин
Выразительное чтение и перечитывание учителем произведения……3-6 мин
Коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном………………………4-6 мин
Рассматривание детской книги с этим произведением с целью его отыскания в книге: 3-4 мин
1 \ рассматривание всех 4 обложек,
2\ прочитывание надписей на 1 странице обложки
3\ медленное перелистывание всей книги с обдумыванием того, что изображено, соотнесение заглавия с рисунком.
4\ детальное просматривание иллюстраций к прочитанному произведению
5.Рекомендации по возможности самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами……1 мин
Примечание:
На каждом занятии первоклассники знакомятся только с одной книгой, учатся воспринимать произведение на слух
Книга для урока приносится в класс учителем. После урока он выставляет её в уголке чтения.
Правила знакомства с книгой детей:
Читать вслух спокойно, просто, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Повторы, песенки знать наизусть
В процессе чтения иллюстрации не показывать
2) Методика урока внеклассного чтения на начальном этапе внеклассного чтения (1 – 2 класс еженедельно 1 урок)
Задача: 1\ научить определять тему урока по выставке книг или выделять книгу по названной теме, 2\ под руководством учителя научить детей оценивать результаты своей работы с книгой.
План урока:
1.Решение задач по ориентировке в книгах, принесённых учителем…………………3-5 мин
2.Чтение учителем художественного произведения вслух. .2-7 мин
3.Беседа – рассуждение о прочитанном……………………2-5 мин
4. Самостоятельное знакомство детей с новой книгой, которую предстоит прочитать, рассматривание………………2-5 мин
5.Чтение произведения просебя…………………………… 10- 12мин
6.Выявление и оценка качества самостоятельного чтения- рассматривания книги…….7 –10 мин
( беседа – дискуссия, анализ характеров героев, фронтальная и индивидуальная работа).
7.Рекомендации к внеурочной деятельности детей с книгой на текущую неделю……1-2 мин
(поиск пословиц о людях, характерах, делах, их запись, попробовать прочитать книги. Показ таблицы с рекомендательным списком или книг, которые задаются к следующему уроку).
«Дневник читателя», ж. «Нач. школа», 2000г, № 6, с. 95
3) Методика урока внеклассного чтения на основном этапе внеклассного чтения (3 класс, еженедельно 1 урок):
Задачи:
1\ индивидуализировать общий универсальный тип читательской деятельности,
2\ учить выбирать и читать книги в рамках темы предстоящего урока,
3\ урок – как подведение итога работы учащихся с книгами за период внеурочной самостоятельной деятельности.
План урока:
1.Работа с выставкой прочитанных книг. 3-5 мин
2.Всесторонний анализ выделенных книг. 15—20 мин
3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения, писателями. 10—15 мин
(Выявляются какие- то закономерности, которые помогут им впредь действовать квалифицированнее в выборе и анализе книг, чем прежде).
4. Домашнее задание: даётся тема, цель, ориентировка на рекомендательный список. 2-3 мин
Рекомендуемая литература:
1\ книги разных писателей на одну тему,
2\ книги одного писателя.
3\ одно, но значимое произведение (В. Бианки «Лесная газета»).
4\ в конце года – уроки, посвящённые одному произведению (многоплановая повесть).
5\ «Дневник читателя», ж. «Нач. школа», 2000г, № 6, с. 95
4) Методика урока внеклассного чтения на основном этапе внеклассного чтения (3 класс, еженедельно 1 урок):
Задачи:
1\ индивидуализировать общий универсальный тип читательской деятельности,
2\ учить выбирать и читать книги в рамках темы предстоящего урока,
3\ урок – как подведение итога работы учащихся с книгами за период внеурочной самостоятельной деятельности.
План урока:
1.Работа с выставкой прочитанных книг. 3-5 мин
2.Всесторонний анализ выделенных книг. 15—20 мин
3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения, писателями. 10—15 мин
(Выявляются какие то закономерности, которые помогут им впредь действовать квалифицированнее
в выборе и анализе книг, чем прежде).
4. Домашнее задание: даётся тема, цель, ориентировка на рекомендательный список. 2-3 мин
Рекомендуемая литература:
1\ книги разных писателей на одну тему,
2\ книги одного писателя.
3\ одно, но значимое произведение (В. Бианки «Лесная газета»).
4\ в конце года – уроки, посвящённые одному произведению (многоплановая повесть).
5\ «Дневник читателя», ж. «Нач. школа», 2000г, № 6, с. 95
5) Методика урока внеклассного чтения на заключительном этапе внеклассного чтения (4 класс, урок в расписании через неделю):
Задачи:
1\ закрепить у детей все ценные и полезные читательские привычки, дать им перспективу. 2\ развитие индивидуальных читательских интересов.
План урока:
1.Работа с выставкой прочитанных книг,
2.Упражнение «Знатоки» для формирования и закрепления читательской зоркости у детей, углубления и расширения их читательского кругозора: (через неделю, в любое удобное время урока)
*Кто пишет сказки?
*Какие книги сказок вы знаете и помните?
Кто пишет о животных?
Кто пишет о подвигах?
Кто пишет о детях?
Что пишет Маршак? Назовите.
О чём пишет Житков? А. Барто?
3. Выступления детей с материалом по теме урока. Беседа о правильности выбора книги, об идее этого произведения…
4. Домашнее задание: (называется тема, подзаголовок, даётся рекомендательный список, во 2 четверти – даётся тема без подзаголовка, а дети узнают подзаголовок во время беседы о прочитанном на уроке).
Рекомендуемая литература:
Тема формулируется не так конкретно, чтобы читательский опыт сам подсказал детям признаки необходимой литературы.
В 4 четверти происходит знакомство детей с «Заповедями читателя» с целью помочь детям самостоятельно читать и осознавать «толстые» книги.
«Дневник читателя», ж. «Нач. школа», 2000г, № 6, с. 95
Чтобы детям легче уверенней было готовиться к уроку, а потом и выступать, вывешиваю план ответа, который мы озвучиваем перед выступлением всех детей:
Памятка представления выбранного произведения (книги-сборника)
Памятка характеристики главного героя,
Памятка анализа нравственного поступка.
Памятка представления стихотворения.
Учитывая современные направления воспитания, в Рабочую программу по литературному (внеклассному) чтению мной были добавлены темы об истории родного края, о поэтах-земляках, об отношении детей и родителей, о пионерах-партизанах и другие.
Обязательно провожу уроки-конкурсы декламации стихотворений: «Золотая осень», Нет родней тебя на свете!» (о маме), «Эх, зимушка-зима!», «Строки, опалённые войной!».
Если готовлю урок внеклассного чтения, то вставляю в урок элементы игры и творчества. Ну а если это занятие внеурочной деятельностью, то занятия большей частью проходят в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, викторина, День театра, конкурс декламации стихотворений, встреча с поэтом, встреча с интересными людьми, урок-утренник, творчество одного писателя, урок-исследование, устный журнал. Но знакомство с принесёнными книгами, определение основной идеи произведения и анализ соответствия их теме урока обязательны. Это поможет в дальнейшем самостоятельно ориентироваться школьникам в большом потоке информации и мире книг.
В этом году у нас проходил урок-экскурсия «Япония – далёкая непонятная страна», т.к. по УМК «Перспективная начальная школа» по программе 2 класса изучаются японские трёхстишия хокку и «Секреты чайного домика». После этого урока родители решили дарить детям в этом году в День именинника красочные детские энциклопедии о разных странах. Дети с удовольствием приносят их в класс и обмениваются на переменах и читают их на «минутке жужжащего чтения».
В этом году к 125-летию поэта-переводчика С.Я.Маршака урок прошёл в виде утренника, где дети читали стихи и на русском, и на английском языке, и инсценировали некоторые произведения.
А недавно прошёл урок «День театра», где дети с удовольствием показали себя в театральном творчестве, сумев представить даже «театр одного актёра».
На таких уроках у школьников возрастает заинтересованность и положительная учебная мотивация обучения, прививается самостоятельность. Ребята очень активны, интересно не только выступающим, но и зрителям. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Увеличивается эффективность урока и качество взаимоотношений с детьми и родителями.
Так же мониторинг показывает и повышение качества знаний по этим предметам и в целом у младших школьников моего класса:
Качество знаний |
|||
По литер.чтению |
По русскому языку |
По 4 основным предметам: рус.язык, чтение, математика, окруж.мир |
|
2011 – 2012г - 3 кл |
100% |
42,86% |
67,9% |
2012 - 2013 г- 4 кл |
100 % |
55,6% |
80,6% |
2013 - 2014 – 1 кл ФГОС НОО |
Не аттестовываются |
||
2014 - 2015- 2 кл ФГОС НОО |
92,86% |
92,86% |
77,54% (2 четверть) |
Мониторинг качества знаний по литературному чтению и русскому языку учителя начальных классов ВКК Смирновой Н.Н.
Желаю и вам творческого подхода к урокам литературного чтения, чтобы глаза и ваших учеников светились от счастья и удовольствия!
Используемая литература:
- http://www.nauchforum.ru/node/1290 - «Исследование отношения современной молодёжи к чтению», Новикова М.А,
- Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. – 96с
- Куприянова К.Н. Внеклассное чтение в начальной школе / К.Н.Куприянова. - М., 1965. – 177 с.
- Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. – 2004. - № 3. – С.10-15.
- Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
Аушева Елена Васильевна