Статья «Литературная гостиная как средство эстетического воспитания»
«Литературная гостиная как средство эстетического воспитания»
Лебедева Т.Н.
«Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ставропольский колледж связи им. Героя Советского Союза В.А. Петрова»
В воспитании человека как высшей ценности общества немаловажная роль принадлежит литературе. Этот учебный предмет, который подводит обучающихся к более глубокому осмыслению окружающей их жизни, со сложностью человеческих отношений к ней, к более глубокому пониманию себя. Постижение обучающимися через литературу духовного мира других людей, человека, освоение накопленных человечеством эстетических ценностей, заключенных в литературе, ведет к обогащению их собственного духовного мира. Компонентами духовного обогащения являются: уровень личностного освоения обучающимися художественного потенциала произведения, характер эстетических суждений, уровень речевого развития, сформированность читательских умений. Мы, педагоги, «не только обязаны сохранить живое читательское восприятие искусства нашими учениками. Мы обязаны строить самое изучение произведения с учетом этого восприятия, опираясь на него, исходя в некоторой части и из него».[1]
На протяжении нескольких лет педагоги, ученые, методисты работают над проблемой, как повысить качество знаний, умений, навыков обучающихся по преподаваемым дисциплинам. В связи с этим в последнее время появился ряд нестандартных форм проведения уроков.
Традиционный урок мало приспособлен для свободного творческого общения, заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений, не представляет возможностей всем обучающимся для раскрытия себя, для свободного творческого развития .
На уроках по литературе можно использовать различные формы: литературная гостиная, литературное кафе, литературный вернисаж, урок-беседа, урок-исследование, урок-конференция, бинарный урок и другие.
Литературная гостиная - это своеобразная игра, организованная преподавателем в учебных и воспитательных целях. Цель литературной гостиной - развитие творческой деятельности и способностей обучающихся ,познавательных потребностей, интереса к изучаемой дисциплине, нравственных ценностей, развититие эстетического вкуса.
Задача литературной гостиной – помочь обучающимся воспринимать образную речь, развивать навыки самостоятельного анализа и оценки художественной речи, подготовки сообщений по различным источникам,
В форме литературной гостиной можно провести урок по любой теме , организовать встречу студентов с писателями, поэтами и художниками. Я организовывала встречи с Яном Бернардом, В.Кравченко, П.М.Гречишкиным и другими. Для того чтобы встреча прошла интересно, требуется немалая подготовительная работа: изучение творчества писателя или поэта, подбор наиболее интересного материала, составление сценария, распределение ролей. Особое место в подготовительной работе занимает подбор костюмов, изготовление декораций и оформление аудитории. Я не жалею времени и сил для этого, потому что от того, насколько серьезно подойдешь к подготовительной работе, зависит исход всего урока, результат проделанной работы.
К подготовке такого урока привлекаю членов кружка «В мире прекрасного», которые готовят презентации, декорации, костюмы ( если они необходимы).Каждый обучающийся должен мобилизовать весь спой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Для литературной гостиной составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности чтецов и других участников
Во время подготовки к уроку по теме « И образ незабвенный». посвященный памяти А.С.Пушкина , все обучающиеся получили задание провести исследовательскую работу по выявлению особенностей лирики поэта, изучить биографию А.С.Пушкина, выучить стихотворение наизусть, продумать оформление аудитории, костюмы. В ходе занятия были инсценированы эпизоды из жизни поэта, позволяющие ближе познакомиться с его духовным миром, личностными особенностями.
В проведении внеклассного мероприятия по творчеству Сергея Есенина «Я снова здесь, в семье родной» в форме литературной гостиной участвовали члены кружка « В мире прекрасного» и танцевальный ансамбль « Хорошее настроение». Они с увлечением изучали биографию поэта, учили стихотворения наизусть, помогали преподавателю составить сценарий мероприятия. У каждого участника было свое задание: подобрать музыку, сделать презентацию, продумать оформление зала.
Встреча в литературной гостиной проходила при свечах. Оформление было неброским, но в то же время помогающим прочувствовать то, о чем рассказывалось. Ведущие повествовали о самых интересных моментах из жизни поэта. Под музыкальное сопровождение победители конкурса чтецов декламировали лучшие произведения Сергея Есенина. Песни на слова поэта звучали не только в аудиозаписи, но и в исполненииобучающихся. Говорили участники и преподаватель спокойными, чуть приглушенными голосами, что позволило добиться такой атмосферы в аудитории, которая не могла оставить в зале ни одного равнодушного слушателя .
Литературная гостиная, посвященная поэту Н.Гумилеву « Я вырван был из жизни тесной», помогла обучающимся не только услыщать в хорошем исполнении его стихи, но и узнать много малоизвестных фактов о его жизни и трагической судьбе,
Проведение уроков и мероприятий в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня мероприятия, помогает обучающимся усваивать неповторимые черты личности поэта, его характер, способности увлекаться, любить, воспевать человека и Родину.
Такие мероприятия и уроки, где имеет место не только знание темы, но и творчество, где присутствуют не только дисциплина и вежливая тишина, но и шум, и взрыв радости, смеха, удивления, театрализации, аплодисментов можно назвать уроками, на которых происходит учение с увлечением.
« Учитель по природе своей деятельности творец, Имея дело с разными людьми, разным составом группы, он всегда в известной мере импровизирует.»[2] Литературная гостиная как форма проведения урока помогает импровизировать не только учителю, но и обучающемуся, что iспособствует эстетическому воспитанию молодежи в целом
Браже Т.Г.Развитие творческого потенциала учителя литературы . Издательство « Лениздат», Ленинград, 1996 г
2Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Издательство «Просвещение»,1996 г.