Конспект организованной образовательной деятельности «Мы — милашки, куклы неваляшки»
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию с элементами
моделирования и экспериментирования
на тему:
«Мы - милашки,
куклы неваляшки»
в старшей группе
Цель:
познакомить детей с историей происхождения неваляшки, матрешки;
Задачи:
познакомить детей с разновидностями русских народных игрушек – матрешек, неваляшек; совершенствовать словарный запас и умение отвечать на вопросы;
развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение); мелкую моторику руки;
воспитывать любовь к бережному отношению игрушек; воспитание аккуратности в работе;
Методы и приемы:
наблюдение, сбор информации, беседа, рассказ воспитателя, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы;
Наглядный материал:
разрезные картинки, игрушки – матрешка и неваляшка, видеоматериал о матрешках;
Раздаточный материал:
Листы картона, круги для составления игрушки, бумага самоклеющаяся, разрезные картинки.
Введение
Неваляшка или как ее еще называют Ванька-встанька, была первой игрушкой у нескольких поколений советских людей. Она и сейчас пользуется большой популярностью. Родители дарят своим чадам смешные и разноцветные игрушки, которые постоянно стремятся вернуться в исходное положение. Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?) При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Объект исследования: история появления неваляшки в России и особенности её строения.
Предмет: игрушка неваляшка.
Гипотеза: мы предполагаем, что неваляшка не падает, так как внутри неё расположен тяжёлый предмет или шарик.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Много гостей сегодня у нас в зале. Давайте с ними поздороваемся. А сейчас поздороваемся друг с другом.
Дети встают в круг:
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки вниз)
Здравствуй, наша большая семья.
(Дети берутся за руки)
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто же в гости к нам пожаловал?
Появляется кукла в нарядном платье (она расстроена).
Кукла: Здравствуйте ребята. Я кукла Катя. У меня много друзей. Моих подружек заколдовали и стали они невидимыми. Чтобы одну из них расколдовать вам нужно собрать картинку и узнать как ее зовут.
Воспитатель: Ребята мы поможем Кате?
Дети делятся на 4 команды и под музыку собирают разрезную картинку (картина – матрешка).
Воспитатель достает матрешку.
Кукла: Спасибо вам большое, ребята. Вы помогли мне: расколдовали мою подружку.
Воспитатель: Матрешка пришла не с пустыми руками, а приготовила нам народную игру. Хотите поиграть?
Проводится игра «Гори, гори, ясно!»
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо- птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие красивые матрешки изготавливают наши мастера? Сейчас она вам расскажет.
Показ видеоматериала.
Кукла: У меня есть еще одна подружка.
Воспитатель: Кто она?
Кукла: Я вам принесла загадку. Она спряталась в этом конверте.
Воспитатель: (открывает конверт, читает загадку)
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
эта кукла- ... (Неваляшка)
Кукла: Вы спасли моих друзей.
Воспитатель: А хотите узнать, как появились эти игрушки?
-Неваляшка появилась много, много лет назад. А знаете ли Вы, что игрушка эта к нам пришла из Японии?
-Она имела круглую форму и называлась Дарума( показ рисунка). Считалось, что такая кукла приносит удачу. Поэтому ее часто преподносят в подарок друзьям и знакомым.
-В Россию неваляшка попала не так давно – около двухсот лет назад. Эти игрушки в народе называют ванька – встанька. Первых ванек-встанек делали из дерева – их точили на станке, расписывали ярками красками и покрывали лаком (показ рисунков)
-Сейчас неваляшки бывают в виде зайцев, лисичек, медведей (показ рисунков)
Воспитатель: Ребята, а почему их назвали неваляшкой? (ответы детей)
Дети: Потому что не падает.
Воспитатель: Как вы думаете, почему неваляшка не падает? (дети высказывают свои мнения)
Воспитатель: Может быть, потому что внутри неё поместили что-то тяжёлое?
Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас это проверим.
Я приготовила яйцо от киндер сюрприза. В нижнюю половину клеим небольшой кусочек пластилина, можно скатать из пластилина шарик. Теперь нам нужно соединить две половинки.
Воспитатель приглашает одного ребенка, он пробует положить яйцо на бок.
-Давайте попробуем поставить наше яйцо. Яйцо поднимается?
А сейчас попробуем положить яйцо на любой бок. Что же мы видим? Яйцо возвращается обратно, как Неваляшка.
Кукла: Очень интересно.
Воспитатель: Чтобы они всегда были дружными, давайте мы сделаем подружек неваляшки.
Работа детей за столами. Кукла Катя рассматривает работы, хвалит за аккуратность.
Воспитатель: Эти куклы не простые, а волшебные. Они ожили и нам приготовили сюрприз.
Исполняется песня «Мы - милашки, куклы неваляшки»
Песня «Мы - милашки, куклы неваляшки»
Дин, дон, дили-дон,
Что за странный перезвон?
Слышен он со всех сторон:
Дили, дили, дили-дон!
Припев: Мы - милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.
Не спим, не сидим
и ложиться не хотим,
Днем и ночью мы стоим,
Очень весело звеним.
Припев:
Мы - милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.
Кукла: Спасибо вам ребята. Вы спасли моих друзей. Ну а нам пора вернуться в магазин игрушек. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: До свидания.
А нам же друзья, на прощанье
осталось сказать: « До свиданья!»
Зайнетдинова Раиса Анисламовна