Конспект логопедической организованной образовательной деятельности с детьми с ОНР

3
0
Материал опубликован 19 April 2017 в группе

Конспект логопедической организованной образовательной деятельности с детьми с ОНР.

Дети посещают старшую группу общеразвивающего вида. Один ребенок имеет заключение ЦПМПК (г. Самара): общее недоразвитие речи II-III уровня, моторная алалия, интеллект сохранен, муковисцедоз лёгочно-кишечной формы, тяжёлое течение (инвалидность). Второй ребёнок имеет логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня, моторная алалия.

Цель. Автоматизация звука [Ш] в словах и фразовой речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука [Ш] в словах, фразовой речи; уточнить и активизировать словарь по теме «Одежда»; учить отвечать на вопросы полным ответом; учить составлять предложения; совершенствовать грамматический строй речи;

коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие; формировать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; развивать логическое мышление, память, внимание; развивать подвижность губ, языка; развивать длительный плавный выдох, совершенствовать зрительное и слуховое вни­мание и восприятие, память, тонкую и общую моторику, развивать ко­ординацию речи с движением; развивать умение выполнять действия по инструкции.

коррекционно-воспитательные: воспитывать вежливость, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, ответственности; обеспечить психологический настрой на успех; воспитывать ответственное отношение к своим вещам.

 

Лексическая тема: «Одежда».

Предварительная работа: постановка звука [ш], автоматизация его изолированно, в слогах; разучивание физминутки-чистоговорки «Маша-растеряша».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма занятия: подгрупповая.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

Приемы активизации практической деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.

Приемы организации практической деятельности детей: показ картинок, комментирование, использование наглядности.

Приемы поддержания интереса у детей: планирование, динамическая пауза, чередование видов детской деятельности.

Приемы оценки: поощрение.

 

Методы и приемы:

наглядные (показ предметов, предметных картинок, показ образца выполнения артикуляционных упражнений перед зеркалом);

словесные (отраженное проговаривание детьми слов и предложений, рассказывание, решение проблемных ситуаций, вопросы);

практические: упражнения (подражательного характера, игровые).

Оборудование: Мишка (игрушка из кукольного театра), кукла Маша, мешочек, кукольная одежда (шуба, штаны, шорты), игрушки (ложка, шляпа, кошка, картошка, лошадка, матрёшка, мышка, лягушка, крышка, машинка), 2 индивидуальных зеркала, 2 полиэтиленовых пакетика, предметные картинки (лошадка, груша, вишня, дом, варежки, лук, шарики, шарф, белка, шашки, книжка, вилка), «сухой бассейн», предметы (варежка, кошелёк, 6 сосновых шишек, катушка, карандаш, книжка, ракушка)

Логика образовательной деятельности


 

Образовательная область

Виды деятельности

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Результаты

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

Организационный момент.

Рассказывание стихотворения вместе с детьми.

Дети стоят около стульчиков. Рассказывают стихотворение:

Красиво надо говорить,

Звуки все произносить,

Язычки стараются -

У нас всё получается! (садятся за стол)

Дети настраиваются на образовательную деятельность.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

2.Объявление темы занятия.

Достаёт игрушку Мишутку.

- Кто это пришел к нам на занятие?

- Поздоровайтесь с ним. Здравствуй, Сережа. Здравствуй, Саша!

- Мишутка нам хочет что-то рассказать. Послушайте. (логопед говорит голосом Мишутки)

- Моя бабушка живет далеко. Я собрался поехать к ней в гости. Я взял мешок и положил туда одежду. Тут пришла Маша, спросила, что в мешке. Я сказал: «Одежда». А Маша заглянула в мешок и стала надо мной смеяться. Я обиделся.

- Куда решил поехать Мишутка?

- Что он взял?

- Куда он её положил?

- Давайте посмотрим, что в мешке у Мишутки.

- Вы догадались, почему смеялась Маша? Называйте предметы.

- Что лишнее положил Мишутка? Назовите и уберите.

- Что осталось? Как назовем одним словом? Сложите Мишке в мешок одежду.

- Что теперь лежит в мешке?

Вспомните, какая одежда в мешке?

- Какой звук встречается во всех словах?

- Сегодня будем закреплять произношение звука [ш].

- Мишутка.

Дети по очереди берут Мишутку за лапу, здороваются с ним:

- Здравствуй, Мишутка!

- Мишутка решил поехать к бабушке.

- Он взял одежду.

- Он положил её в мешок.

- Варежка, шуба, штаны, шорты, ложка, шляпа.

Дети складывают одежду в мешок.

- Одежда.

- Одежда.

- Шуба, штаны, варежка, шорты.

- Звук [ш].

Формирование мотивации к познанию нового, пробуждение интереса к занятию, внимание детей направляется к изучаемому звуку;

проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослым и сверстником.


 

Развитие умения правильно произносить слова со звуком [ш].

Речевое развитие. Физическое развитие.

Коммуникативная, двигательная

3.Артикуляционная гимнастика.

- Вспомним упражнения для язычка.

- На что похожи губы, когда мы произносим звук [ш]?

- На что похож язычок во рту? (чашечка во рту)

- Какой воздух выходит изо рта? Проверьте.

Дети берут зеркала и выполняют упражнения: «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка».

- На колесо.

- На чашечку.

Дети проверяют рукой:

- Тёплый.

Развитие артикуляционной моторики. Уточняется артикуляция при произношении изучаемого звука.

Физическое развитие. Речевое развитие.

Коммуникативная, двигательная, игровая

 

4. Игра «Кто быстрее?»

- Что это шуршит? Это Мишутка принес пакетики. (Логопед достаёт полиэтиленовые пакетики для каждого ребёнка)

- Кто быстрее их спрячет в кулачок?

- Как шуршат пакетики?

Дети сминают пакетики, пряча их в кулачок.

- Ш ш ш ш ш ш ш….

 

Развитие мелкой моторики.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная,

игровая

5. Дидактическая игра «Чего не стало?»

- Маша тоже хочет поиграть с вами. (логопед выкладывает на стол игрушки: кошка, кошелёк, картошка, лошадка, катушка)

- Посмотрите на предметы, назовите их и запомните. Теперь закройте глазки (логопед прячет одну из игрушек).

- Чего нет?

(игрушки убираются по очереди)

Дети называют игрушки.

Дети закрывают, потом открывают глаза и говорят:

- Нет … .

Дети озвучивают «пропажу».

Развитие зрительной памяти, внимания. Совершенствование грамматического строя речи.

Речевое развитие

Игровая, коммуникативная

6. Дидактическая игра «Найди звук [ш]».

- Маша принесла картинки для вас. Называйте их правильно и, если есть звук [ш], положите их около Маши. Если нет - оставьте у себя.

Дети называют картинки: лошадка, груша, вишня, дом, варежки, лук, шарики, шарф, белка, шашки, книжка, вилка.

Совершенствование фонематического слуха.

Физическое развитие. Речевое развитие.

Двигательная, коммуникативная

7.Динамическая пауза.

- Давайте мы с вами отдохнем (ставит Машу на стульчик, стоящий поодаль от стола).

- Хорошо ли быть растеряшей?

Дети с логопедом встают около стульчика, проговаривают чистоговорку:    (автор-Трофимова И.А.)

- Аша - аша - аша - это наша Маша

(показывают обеими руками на Машу),

Аша - аша - аша - Маша - растеряша

(руки на поясе, повороты вправо-влево),

Аша - аша - аша - ищет вещи Маша

(руки на поясе, наклоны вперед, будто ищут вещи под стулом),

Аша - аша - аша - Маша - растеряша

(руками держатся за голову, качают головой, поворачиваются вокруг своей оси).

- Нет. Нельзя свои вещи терять.

Дети занимают свои места за столом.

Снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда; совершенствование общей моторики; выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие

Игровая, коммуникативная

8.Дидактическая игра «У кого больше? У кого меньше?»

Логопед выставляет на стол игрушки (матрёшка, мышка, лягушка).

- Что это?

- А что у меня в руках? (логопед достаёт шишки)

Логопед кладет перед лягушкой две шишки, пред мышкой три шишки, перед матрёшкой одну шишку.

- У кого больше шишек - у мышки или у матрёшки?

- У кого больше шишек - у мышки или у лягушки?

- У кого меньше шишек - матрёшки или у лягушки?

(Логопед требует полный ответ.)

Дети называют игрушки.

- Шишки.

- У мышки шишек больше, чем у матрёшки.

- У мышки шишек больше, чем у лягушки.

- У матрёшки шишек меньше, чем у матрёшки.

Установка лексико - грамматических отношений между членами предложения; актуализация накопленного словаря; формирование связности и четкости высказываний; работа над предложением как средство развития мыслительных процессов.

Социально-коммуникативное,

речевое, физическое развитие

изическое развитие.

Игровая, двигательная,

коммуникативная

9. Дидактическая игра «Найди-назови-раздели на слоги».

- Давайте посмотрим, какие игрушки спрятались в нашем «сухом бассейне».

- Называйте игрушки, которые вы нашли и разделите эти слова на слоги.

Дети подходят с логопедом к столу, на котором стоит «сухой бассейн», ищут в нём небольшие игрушки (крышка, машинка, шишка, лягушка).

- Ма-ши-на, ля-гуш-ка, крыш-ка, шиш-ка (отхлопывают слоги).

Развитие мелкой моторики. Совершенствование слогового анализа и синтеза.

Речевое развитие

Игровая, коммуникативная

10. Дидактическая игра «Договори предложение».

- Давайте покажем Мишке и Маше, как мы умеем предложения договаривать. (логопед выставляет на стол машинку, книжку, карандаш, ракушку, ложку). Назовите предметы.

Логопед начинает предложение, дети заканчивают нужным словом.

- У Лёши новая …

- Даша нашла…

- Маша кушает кашу…

- Дедушка читает Наташе…

- А я правильно составила? Мишка кушает карандаш.

- А какое предложение можно придумать про карандаш?

- Молодцы!

Дети называют предметы, выложенные логопедом.

- … машинка. У Лёши новая машинка.

- …ракушку. Даша нашла ракушку.

- … ложкой. Маша кушает кашу ложкой.

- … книжку. Дедушка читает Наташе книжку.

- Нет.

- Лёше купили карандаши.

- Можно рисовать карандашом.

Формирование связности и четкости высказываний; анализ и синтез словесного состава предложения как средство предупреждения дисграфии. Развитие умения правильно произносить слова и предложения со звуком [ш].

Исправление смысловой ошибки-развитие мышления.

Речевое развитие

Коммуникативная

11. «Отгадай загадку».

- Что это Мишка мне шепчет? Он хочет загадать вам загадку!

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

- Как вы догадались?

- Кошка!

- Кошка ловит мышей и пьет молоко из миски. И на лапках у нее царапки.

Развитие логического мышления.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

12. Итог занятия.

- С кем мы сегодня играли на занятии?

- Какой звук учились говорить красиво?

- Попрощайтесь с Мишей и Машей.

- Мы играли с Мишкой и Машей.

- Звук [ш].

- Пока, Миша, пока, Маша!

Материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.


 

Длительность занятия - 20 минут.

Список использованных источников

Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Исправляем произношение / Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. – СПб., 2007. – 96 с.

Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения / Воробьева,Т.А., Крупенчук, О.И. – СПб., 2007. - 64 с.

Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В.Автоматизация звуков у детей / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 2007.

Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно / О.И. Крупенчук. – СПб, 2003. - 208 с.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программы ДОУ для детей с нарушениями речи /Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 2009.

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-pro-zverei-dlja-detei-6-7-let-s-otvetami.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации