Конспект занятия в подготовительной к школе группы «Путешествие на сказочный остров царя Салтана»
«Путешествие на сказочный остров царя Салтана»
Конспект открытого занятия
в подготовительной к школе группы
Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств.
Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить с русской классической музыкой посредством творчества композитора Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Способствовать расширению представления о творчестве А. С. Пушкина, на примере сказки «Сказка о царе Салтане».
Развивающие:
Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности в движении и игре на музыкальных инструментах и в сюжетно-ролевой игре.
Развивать музыкальный слух, выделять звучание различных инструментов.
Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой, по средствам танцевально-образных импровизаций.
Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: композитор, оркестр, музыкант, дирижёр, музыкальные инструменты (флейта, труба, скрипка).
Развивать умение взаимодействия со сверстниками.
Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и интерес к классической музыке, живописи, поэзии.
Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыкальному искусству и художественной литературе.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Оборудование:
Компьютерная установка и проекционный экран.
Музыкальный центр, диск –CD с произведениями Н.А. Римского-Корсакова, видеофрагменты из мультфильма «Сказка о царе Салтане».
Сюжетные предметы (бескозырка, бинокль, штурвал, шаль, кокошник, шлем).
Портрет Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина.
Книга сказок А. С. Пушкина.
Детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, маракасы, колокольчики).
Бумажные кораблики по количеству детей.
Ход занятия
Звучит музыка «В гостях у сказки», дети входят в зал. М.Р. знакомится с детьми.
Музыкальный руководитель (далее «М.Р.»): Здравствуйте ребята. Давайте познакомимся. Я очень рада нашей встречи, и хочу подарить вам свою улыбку.
Коммуникативная игра «Подари улыбку»
По дорожке я иду, Под музыку ведущий идёт мимо детей, с окончанием
И улыбку всем дарю. фразы останавливается перед кем-либо.
Улыбнись и ты скорей, Улыбается этому ребенку, протягивая ему
Вместе будет веселей! руку. Вместе кружатся.
Далее игра повторяется, но ведущих уже двое.
Так до тех пор, пока в игру не будут вовлечены все дети.
М.Р.: Вот мы с вами и подружились. Ребята, а вы, любите сказки? А вы знаете, что сказки передавались из поколения в поколения. От одного рассказчика к другому, такие сказки назывались русские народные.
М.Р.: Сказки можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками.
Я хочу вас познакомить, с очень известным композитором – его еще называют сказочником Н.А Римский-Корсаков (На экране портрет композитора). Он очень любил русские сказки. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.
М.Р.: Ребята, композитор написал музыку, а кто сочинял сказки? (Ответы детей).
Правильно, поэт. Мне нравится одна сказка, очень известного поэта А.С. Пушкина. Кому ни будь знакомо это имя? (Ответы детей). А.С.Пушки русский поэт, и знают его не только в России, но и во многих других странах. Его сказки необычайно интересные, увлекательные, волшебные и добрые. Вот и композитор Римский – Корсаков прочитал сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (Слайд), и он решил написать к ней прекрасную музыку, которая приглашает нас сегодня в чудесный мир сказки. Я предлагаю нам всем вместе отправиться на чудесный сказочный остров.
М.Р.: Приглашаю погостить, чудесный остров навестить. За морем совсем не худо есть на острове три чуда. Что ж давайте, ребятишки, чудесный остров навестим, у Гвидона погостим. А на чем отправимся в путешествие? (Ответы детей). Давайте выберем предметы, которые соответствуют и подходят для морского путешествия.
Дети надевают бескозырки, берут штурвал, бинокли,
встают за капитаном, выполняют качающиеся движения. Комментирую.
Звучит фрагмент «Море»
из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане».
М.Р.: Вот мы с вами и в волшебном городе (Слайд). Теперь мы с вами не моряки, а путешественники. В сказочном городе было три чуда. Хоть бы одним глазком посмотреть. А вам хочется, взглянут на первое чудо? Первое чудо.
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальных дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт!
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
М. Р.: Вот так чудо! А сейчас, я предлагаю вам прослушать, как музыка композитора рисует звуками маленькую белочку. Вы услышите волшебные звуки флейты (Слайд). Как на нём играет музыкант? (Ответы детей) Покажите?
Звучит музыкальный фрагмент «Белочка».
М. Р.: Понравилась вам белочка? Какая музыка была? (Ответы детей). Правильно.
В сказке белка песенки поет. Интересно, какую песенку белка поёт. Хотите послушать?
На экране видео фрагмент «Белка».
М. Р.: Вам понравилось? Какую песенку пела белочка? (Ответы детей). Это русская народная песня «Во саду ли в огороде». Я предлагаю вам создать свой оркестр музыкальных инструментов. Посмотрите, какие инструменты я приготовила, выберите себе понравившийся и выходите в круг. У вас в руках инструменты, значит вы кто? Правильно музыканты. Музыканты в оркестре исполняют мелодию на инструментах. Как вы думаете, а кто помогает музыкантам? (Ответы детей). Дирижер? Вы мои музыканты, а я буду вашим дирижером, согласны? Встаньте по группам.
Оркестр детских музыкальных инструментов
по русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
М. Р.: Вот так чудо? Вам интересно в музыкальной сказке? Продолжим своё путешествие! Какое следующее чудо было у царя Гвидона. Приглашаю посмотреть? Присаживайтесь на свои места.
Видео отрывок из мультфильма «Тридцать три богатыря».
М. Р.: Вы узнали кто это? (Ответы детей). Тридцать три богатыря защитники волшебного города. А как вы думаете, почему их называют чудом? (Ответы детей). Богатыри постепенно выходят из моря. Море бурливое, неспокойное, плещут большие волны. Князь Гвидон восхищается богатырями. А кто богатырей выводит из моря? Дядька Черномор. А как звучала музыка? (Ответы детей). Давайте прослушаем, как музыка композитора рисует на образ волшебных богатырей, и постараемся услышать главный инструмент, тот который подходит к образу богатырей.
Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»
из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане».
М. Р.: Интересная музыка, как она звучала? А какой инструмент помог вам услышать мужественных богатырей? (Ответы детей). Мелодию исполняют медно-духовые инструменты: труба, гобой, туба. (Слайд труба). Какие богатыри? (мужественные, отважные). Под какую музыку выходили богатыри – «Марш» смелые морские воины. Давайте вместе оживим картинку богатырей и моря. Девочки покажут море - бушующее, а мальчики - богатырей.
Звучит повторно музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря».
Девочки с тканью изображают море в такт музыки, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны». Комментирую.
М. Р.: Какое следующее чудо было у царя Гвидона. Вам хочется узнать? Присаживайтесь на свои места. Посмотрите на экран, на эту прекрасную картину? Что, вы видите? (Ответы детей). Посмотрите, как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Какая царевна на картине? (необычная, волшебная).
М. Р.: Сейчас я расскажут, как описал эту необычную царевну А.С. Пушкин.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
М. Р.: Мы с вами были музыкантами, играли в оркестре, а теперь предлагаю вам стать композиторами, и попробовать сочинить музыку для царевны. Какая должна быть музыка, как она будет звучать? (Ответы детей). Для вас я приготовила картинки различных по звучанию инструментов. Посмотрите и попробуйте подобрать один инструмент, который подойдёт к образу прекрасной царевны. Инструмент - скрипка. (Слайд скрипка). Теперь мы с вами сможем, сравни музыку композитора и наши впечатления. Давайте все вместе закроем глаза послушаем волшебную музыку и представим прекрасную царевну.
Звучит музыкальный фрагмент «Царевна - Лебедь».
М. Р.: Какая была музыка, как она звучала? (Музыка плавная, тихая, нежная, грациозная). Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. Ребята, я предлагаю совершить волшебное превращение. Давайте, наших девочек превратим в «лебедей» и попробуем изобразить движениями так, чтобы все поняли, что это лебеди. Какие движения будут у вас? (грациозные, плавные, нежные). А мальчики помогут изобразить море. Какое, у вас море будет? (спокойное, тихое).
Девочки берут элементы костюмов и исполняют танцевальную
импровизацию, мальчики из ткани изображают море
под музыку «Царевна – Лебедь».
М. Р.: Как прекрасны и изящны царевны, и насколько отважны богатыри. Вот и заканчивается наше с вами путешествие по сказочному острову. И нам пора возвращаться, я приглашаю вас, отправится в обратный путь.
Звучит фрагмент «Море»
из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане».
М. Р.: Давайте вспомним, какие чудеса мы увидели и услышали? Кто сочинил такую чудесную музыку? Ребята, если вам понравилось наше с вами путешествие выберите себе на память кораблик голубого цвета, а если вы считаете что было не интересно кораблик коричневого цвета. Я очень рада, что сегодня путешествовала вместе с вами. До свидания, ребята.
Рагулина Любовь Давыдовна