Статья «Современная технология критического мышления на уроках географии в соответствии ФГОС ООО»
Обмен опытом учителя географии
МКОУ СОШ №4 городского округа – город Нововоронеж
Ковалевой Галины Валентиновны.
Методическая тема: «Современная технология критического мышления на уроках географии в соответствии ФГОС ООО»
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Мир стремительно меняется. Складывается совершенно новая экономическая ситуация. На нас обрушился беспрецедентный информационный взрыв, который явился порождением компьютерных информационных технологий. Сейчас человек, имеющий компьютер, имеет доступ ко многим библиотекам мира.
Можно предположить, что все, что мы так упорно заставляем учить своих учеников, может через 10 – 15 лет устареть. Возможно, многое из школьной программы нашим выпускникам не пригодится в жизни. Невозможно предсказать, какие виды работ предстоит выполнять нынешним первоклассникам.
Каков же выход? Научить детей учиться и критически мыслить. Что это значит?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, и носит индивидуальный характер. Информация является отправной точкой для дальнейших размышлений. Критическое мышление это аргументированное рассуждение, поиск неожиданных путей и решений. Критическое мышление осуществляется в ситуации, реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями. Невозможно быстро обучить критическому мышлению, нет такого предмета. Ведь каждый учащийся должен научиться анализировать, описывать, сравнивать, приводить аргументы «за» и «против», применять их для разрешения практических ситуаций.
Технология критического мышления имеет признаки:
- самостоятельное и носит индивидуальный характер;
- информация – отправной, а не конечный путь мышления;
- убедительная аргументация утверждений;
- существует в ситуации дискуссии;
- осуществляется в реально значимой для человека ситуации.
Технология критического мышления имеет признаки:
- наличие возможности высказывания своего мнения;
- помощь учителя в умении задавать вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности;
- возможность обмена мнениями в ситуации дискуссии;
- обстановка доброжелательности и взаимоуважения.
Технология критического мышления состоит из трех основных стадий.
Это вызов, осмысление, рефлексия.
Стадия вызова (7минут).
На этой стадии учащиеся получают небольшую информацию по данной теме.
Необходимо «разбудить мысль».
Это может быть: обсуждение (например, афоризма или какого-то мнения); использование анекдотов, стихотворений, отрывков из статей; через актуализацию личного опыта учащегося; видеосюжет; рисунки; использование ситуаций и познавательных задач; через вопрос, на который ученики должны дать свой ответ (письменный).
Прием №1 «Что я знаю»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Прием №2 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Прием №3 «Ключевые слова»
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Прием №4 «Верно - неверно»
1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Например:
Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта
Метро относится к наземным видам транспорта
Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт
В России очень много незамерзающих портов
В восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной
Прием №5 «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. А перепутанные логические цепочки дает учащимся возможность целенаправленно думать и выражать свои мысли собственными словами.
Этапы работы:
1. Каждому ученику выдается листок с напечатанным текстом.
2. Нужно установить причинно – следственные связи на основе имеющихся данных
3. Обсуждение в парах по составлению логической цепочки
4. Учитель записывает на доске все полученные логические цепочки, независимо от того, правильно они составлены или нет.
5. Затем идет обсуждение между группами, выявляя правильное установление причинно – следственных связей и расхождение во мнениях установления связи
6. Работа с текстом, его осмысление и нахождение правильного ответа
7. Построение новой логической цепочки
8. Межгрупповое обсуждение по заданной цепочке и выяснение правильного установления причинно – следственной связи
Прием №6 «Инструкции»
1) Учащимся предлагается текст и инструкция по работе с ним;
2) Класс разбивается на группы по количеству частей в тексте, в каждой группе назначается эксперт;
3) Необходимо изучить вопрос так, чтобы суметь его объяснить другим и выполнить это наиболее эффективным способом.
Например: Урок 8 класс «Климатообразующие факторы»
1 группа. Влияние широтного положения
2 группа. Влияние постоянных ветров
3 группа. Влияние морей и океанов
4 группа. Влияние рельефа
5 группа. Влияние размеров страны
Прием №7 «Кластер»
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её. (Целесообразно использовать перед стадией осмысления) (слайд)
Стадия Осмысления.
Работа над новым материалом. ( 20 -25 минут) Это главная стадия, где учащиеся вступают в контакт с новой информацией (работа с документом, чтение учебника, работа с текстом, слушание выступления, выполнение опытов).
В эту фазу могут быть включены: взаимоопрос и взаимообучение; составление опорных схем, графиков, рисунков, диаграмм; индивидуальная работа; составление кластера с «центральным» словом, составление таблицы.
Прием №1 «Пометки на полях»
Предлагается работать с текстом по схеме. Учащиеся выделяют карандашом: V – (Я это знал); + - (это для меня новое) ; - (это я не понял); ? – (об этом я хочу знать больше).
Прием №2 «Маркировочная таблица»
Учащимся предлагается заполнить маркировочную таблицу, в которой колонки имеют названия: ЗНАЮ – ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ – ВОПРОСЫ, которые заполняются индивидуально.
Прием №3 «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.
Прием №4 «Взаимообучение»
В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:
суммируют содержание абзаца;
придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
разъясняют, что непонятно;
дают задания для чтения следующего абзаца.
(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников).
Прием №5 «Двойной дневник»
Во время объяснения материала экспертом все остальные члены группы ведут двойной (двухчастный) дневник
Урок 9 класс «Трудовые ресурсы и рынок труда»
пометки |
вопросы |
Трудовые ресурсы – это население, которое может трудиться в народном хозяйстве страны. |
Почему численность занятых в народном хозяйстве не совпадает с численностью трудовых ресурсов? |
В России доля занятых в отраслях нематериальной сферы составляет 48 процентов. |
Почему в России большая часть трудоспособного населения занята в отраслях материальной сферы? |
Средний уровень безработицы в стране 7-8 процентов от числа трудоспособного населения. |
Почему существует безработица в нашей стране? |
Прием №6 «Таблица аргументов»
Учитель даёт аргументы. Учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя.
Аргумент |
Почему «да» |
Почему «нет» |
Магеллан является первым кругосветным мореплавателем. |
Фернан Магеллан задумал, организовал кругосветное путешествие и руководил им большую часть пути. |
Завершил путешествие Хуан Себастьян Элькано. |
Или
Аргумент |
Почему «да» |
Почему «нет» |
Технический прогресс ведёт к гибели цивилизации. |
Экологические проблемы |
Улучшение условий жизни |
Стадия Рефлексии. (10-13 мин)
На этой стадии учитель выступает как организатор рефлексии учащихся. Каждый учащийся должен задать себе несколько вопросов. Открыли в себе: (желание заниматься исследовательской деятельностью; способность достигать поставленные цели; способность решать возникающие трудности; желание узнать новое). Открыли в других: (надежных товарищей; самообладание и творческий подход; желание общаться со мной).
Прием №1 «Эссе»
Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
Что узнал и чему научился на уроке?
Что хотел бы узнать?
Прием №2 «Самоанализ»
Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.
Содержание урока |
Знаю уверенно |
Надо повторить |
1. 2. 3. 4. |
|
|
Пример: Урок 6 класс «Полезные ископаемые»
Содержание урока |
Знаю уверенно |
Надо повторить |
1. Полезные ископаемые (определение) 2. Топливные - общие признаки - примеры - значение для человека 3. Рудные - общие признаки - примеры - значение для человека 4. Нерудные - общие признаки - примеры - значение для человека |
|
|
Домашнее задание Идеальное задание
Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое;
Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки
Технология Критического Мышления учит:
Работать самостоятельно
Задавать вопросы
Выслушивать чужое мнение
Иметь своё мнение и защищать его
Критически относится к мнению оппонентов
Осуществлять рефлексию своей деятельности
Анализировать и классифицировать
И в заключение мне хочется сказать:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ковалева Галина Валентиновна