Внеклассное мероприятие в старших классах «Стресс и способы борьбы с ним»

8
2
Материал опубликован 17 April 2017 в группе

 

Макеевская специальная общеобразовательная школа-интернат № 35

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

Методическая разработка

занятия внеурочной деятельности

«Стресс и способы борьбы с ним».


 

Подготовила: учитель-дефектолог,

педагог-психолог

1 категории

Ртищева Н.В.


 


 


 


 

Пояснительная записка

к методической разработке занятия внеурочной деятельности

«Стресс и способы борьбы с ним».

Нервному напряжению в той или иной степени подвергается любой из обучающихся: то в школу опоздал, то учитель поругает за поведение, то получили в очередной раз плохую оценку, то с другом поссорился. А как же без стресса во время экзамена. Случаясь регулярно, эти мелкие неприятности способны серьезно подорвать эмоциональное и физическое благополучие и спровоцировать проблемы со здоровьем. Поскольку источники стресса полностью устранить вряд ли получится, самое время научиться бороться с его последствиями. Далее – мы разберем, что такое стресс и как с ним бороться. Данное занятие занимает значительное место в системе внеклассной работы, знакомит с понятиями «стресс», «стрессоустойчивость» и борьба со стрессом. Мероприятие было запланировано на конец апреля месяца в рамках недели «Охраны труда» и в придверии выпускных экзаменов. Учитывая возрастные особенности обучающихся в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия, игровые ситуации.

Внеклассное мероприятие

«Стресс и способы борьбы с ним».

Участники: 8-А , 8-Б и 9-А, 9-Б классы

Возраст: 14-16 лет

Цель: познакомить с понятиями, влиянием стресса на организм и психику человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях, дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний.

Задачи:

- определить понятия: «стресс», «стрессоустойчивость», «саморегуляция»;

- в игровых ситуациях и упражнениях выделить главные стрессоры, самостоятельно оценить собственные реакции на стресс и возникающие проблемы;

- овладеть некоторыми приемами саморегуляции функциональных состояний организма.

Ожидаемые результаты: осознание того, что стресс неизбежен. Понимание важности обучения приемам саморегуляции для устранения негативных последствий стресса.

Методы:

- информирование;

- моделирование ситуаций;

- работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы;

- анализ ситуаций.

Материалы: 15 надувных шаров, 2 ватмана, журналы, ножницы, клей, Экспресс-тест «Подвержен ли ты стрессу?», презентации «Стресс и способы его снятия», «Питание и здоровье», аудиозапись песни Ассоль –«Песенка о хорошем настроении».


 

ВЕДУЩИЙ:
Добрый день, дорогие зрители! Мы приветствуем вас на телепередаче «О самом главном». О чем наша передача? Ну, конечно же, о здоровье. Ведь еще знаменитый ученый и философ Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что, поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». Наше здоровье зависит от простых вещей, на которые мы редко обращаем внимание. Но можно кардинально улучшить качество жизни. Главное – знать, что менять.
Какова тема нашей передачи вы узнаете чуть позже, а для начала ответьте на несколько вопросов.
Экспресс-тест «Подвержен ли ты стрессу?»
- Переживаешь ли ты из-за непонимания друзей?
- Испытываешь ли ты сомнения в качестве своей учебы?
- Выводят ли тебя из равновесия неожиданные неприятности?
- Нервничаешь ли ты, если приходится кого-то или чего-то ждать?
- Переживаешь ли ты  из-за своей внешности?
- Бывают ли ситуации, когда ты думаешь, что не справишься с порученным делом?
- Сильно ли ты устаешь в течение дня?
Если хотя бы на 3 вопроса Вы ответили положительно, значит Вы часто находитесь в состоянии стресса. Если же на большую часть вопросов Вы ответили отрицательно, значит у Вас нет стресса, с чем Вас и поздравляем!
Каждый день все мы подвергаемся различным стрессам, которые могут влиять на наше настроение и самочувствие. Но не всегда мы умеем справиться со стрессовой ситуацией. Поэтому тема нашей сегодняшней встречи – «Боремся со стрессом».
3) Постановка цели.
Сегодня  мы постараемся ответить на вопросы:
- Что такое стресс? Как он влияет на организм? Опасен ли стресс для здоровья?
- Выясним причины возникновения стрессов у школьников.
- Узнаем, как бороться со стрессом, и освоим несколько нехитрых способов его преодоления.
Я надеюсь, что все вы станете активными участниками нашего разговора.
По ходу передачи будет проходить опрос зрителей. У  вас есть сигнальные карточки, при помощи которых вы сможете выразить свое мнение (согласие или несогласие) по тому или иному вопросу. (ДА-НЕТ карточки разных цветов с надписью)

ХОД  ПРОГРАММЫ.
ВЕДУЩИЙ:
Итак, что же такое стресс? Презентация «Стресс и способы борьбы с ним».
Об этом вам расскажет наш «психолог» в рубрике – «ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ».

Термин «стресса» ввёл канадский учённый Ганс Селье, позаимствовав его из сопромата. Стресс — это давление, напряжение, вызванное вследствие воздействия окружающей среды на какой-то предмет и означает — усталость материала,вызванную этим напряжением. С тех пор слово «стресс» стало международным и означает определённое психофизическое состояние человека. Можно долго пытаться дать определение «стрессу», но одно можно точно сказать, что «стресс» — это состояние противоположное спокойствию.

Итак, что же такое стресс?

Стресс — это адаптирующая реакция организма на изменения в окружающей среде, к которым организм не был готов.

Стрессы необходимы. Они учат организмам адаптироваться в новых, часто экстремальных ситуациях, помогают выжить, мобилизуют силы, обогащают новым опытом.

В первую очередь на сильный сигнал отвечают нервы нашего организма, по которым этот сигнал поступает в мозг. Мозг обрабатывает полученную информацию, принимает решение об ответных действиях и, опять же по нервам, передаётся команда к определённым органам.

Организм приготовился или бежать от опасности или биться.

Тот же Ганс Селье заметил, что стресс вызывает три реакции организма на длительное воздействие:

1. мобилизация всех резервов психики. Организм восстаёт против отрицательных эмоций.

2. привыкание, т.е. устойчивость к стрессу.

И если нагрузка продолжается, то

3. нервное и физическое истощение, которое вызывает резкое ослабления всего организма.

(Пример, попробуйте сжать кулак как можно сильнее и побудьте так некоторое время. Скоро Вам покажется, что сжатый кулак привычное состояние и его можно напрячь ещё сильнее и т.д.)

На стрессовые состояния прежде всего реагируют наши сосуды, их стенки сужаются, а спазмы сосудов в момент сильного нервного напряжения могут привести к резкому повышению кровяному давления, нарушению сердечной деятельности и даже к остановке сердца.

Под воздействием любого стресса мозг выделяет в кровь гормон стресса, который при длительном воздействии ведёт к нарушению работы:

Сердца (тахикардия, повышения АДД, инсульту, инфаркту)

Желудка

Желчного пузыря, печени

Пищеварительного тракта (язвы желудка, 12-ти перстной кишки, нарушение пищеварения, раздражение толстой кишки)

Кожи (экземы, крапивница, чешуйчатый лишай, угри).

Часто люди в состояние стресса ведут себя так, как будто им не хватает воздуха:делают глубокие вдохи, зевают. Причина этого — нарушение функций диафрагмы, которое можно наблюдать на рентгеновском снимке, если спровоцировать у пациента напряжённое состояние каким-то неприятным разговором.

Продолжительный стресс снижает сопротивляемость организма к болезням. Иммунная система, отвечающая за мобилизацию защитных сил организма, слабеет. В крови уменьшается количество лимфоцитов, необходимых для борьбы с бактериями, вирусами,
опухолями.

Возрастает риск заболевания и даже смерти. Наиболее опасное ослабление иммунной системы обнаружено у людей, переживающих сильный в связи со смертью самых близких.

Эмоциональные последствия стрессов — беспокойство, нарушение сна, памяти, способности сосредоточиться.

В тяжёлых случаях развивается депрессия.
А что вы знаете о стрессе? Это мы сейчас проверим. 
- Всегда ли нужно бороться со стрессом? 
- Правда ли, что на фоне стресса могут возникать серьезные заболевания?
- Каковы причины возникновения стресса у школьников? (ответы зрителей)
- Можем ли мы полностью оградить себя от стрессов?
- Известны ли вам способы борьбы со стрессом? (сегодня вы получите рекомендации наших специалистов…)
- Как вы думаете, можно ли победить стресс при помощи никотина, алкоголя и других психоактивных веществ?

ВЕДУЩИЙ:
Верно, употребление психоактивных веществ лишь на короткое время способно помочь человеку расслабиться, но затем его состояние лишь усугубляется. Такой способ не только не эффективен в борьбе со стрессом, но и наносит вред здоровью в целом.
Рубрика
«ПРОДУКТ  ДНЯ»
Может ли еда помочь в борьбе со стрессами? 
 В этом не сомневается ни один специалист. Пища способна усыпить и лишить сна, расслабить и привести в тонус, взбудоражить и успокоить.
Во время стрессовой нагрузки (экзамены, соревнования, напряженный учебный проект, смена жизненных обстоятельств) питание может стать серьезной опорой  для организма. Об этом мы поговорим в рубрике «Продукт дня».( презентация О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ)
 Группа наших «Диетологов» поможет  вам грамотно подобрать меню для антистрессового завтрака.
Антистрессовый завтрак для поднятия настроения

Завтрак, улучшающий настроение включает в себя морковный салат со сметаной, гречневую кашу с грибами, сыр и сок.

Морковь содержит витамин B5, который активизирует работу надпочечников по выработке антистрессовых гормонов. Сыр, содержит другой витамин группы B — B12 — он ускоряет восстановление нервной системы. Гречка содержит сложные углеводы, которые медленно усваиваются и, поэтому, надолго обеспечивают энергией.
4. Какие способы борьбы со стрессом можете предложить вы? (ответы из зала)
Какие  еще методы борьбы со стрессом существуют, вы узнаете из рубрики «КАЧЕСТВО  ЖИЗНИ». 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (продолжение ).
Проверим, как вы усвоили методы борьбы со стрессом. Я приглашаю сюда 3 человек, желающих принять участие в нашей викторине. Правильно выполнив задания, вы можете получить приз-антистресс.
КРОССВОРД «ПРОДУКТЫ ПРОТИВ СТРЕССА»
Напишите на листе ответы на вопросы.
Что лучше помогает при стрессе:
1)    Чай с молоком или просто чай?
2)    Смотреть на огонь или смотреть на воду?
3) Прогулка в быстром или медленном темпе?
4) Битье посуды или пение?

ПЕСНЯ исп. Ассоль «Песенка о хорошем настроении»


5. Все мы знаем о пользе физических упражнений, но далеко не каждому известно, что используя различные виды гимнастик, можно предотвратить развитие многих болезней, в том числе и последствия стрессов. Об этих методиках мы расскажем в разделе «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ».

Вас спасет от стрессов спорт
Стадион, бассейн и корт,
Зал, каток - везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды.
Станут мышцы ваши тверды.
Теннис, шейпинг, волейбол,
Каратэ и баскетбол,
Бег с препятствием, крокет…
Стрессу дружно скажем: «Нет!»
Эксперты - специалисты по фитнесу продемонстрируют нам специальные упражнения, которые помогают преодолевать стрессовые состояния.
ПОКАЗ УПРАЖНЕНИЙ.
Гимнастика против стресса.

Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи.

В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.

2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе, опустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.
3. Обхват ног. Сядьте прямо на стул без колес. Прижмите ноги к себе так, чтобы пальцы ног находились на краю стула, а подбородок находился между коленями. Обхватите руками ноги и очень сильно прижмите к себе. В таком положении нужно пробыть около десяти секунд, а потом резко ослабить хватку. Повторите это упражнение 5 раз. Такое упражнение позволит расслабить мышцы спины и плеч. Упражнение рекомендуется делать утром после тяжелой ночи или долгого сна, если Вы чувствуете слабость в мышцах.

4. Поза ребенка. Сядьте на пятки и чуть-чуть разведите колени в стороны. Во время глубокого вдоха поднимите руки вверх и немного потянитесь. Далее уже на выдохе положите руки сначала на колени, а потом на пол перед собой как можно дальше и задержитесь в таком положении секунд 30. Старайтесь дышать в такой позе глубоко и ровно. Вернитесь в исходное положение, повторите это упражнение раз 5.

ДЫХАНИЕ-АНТИСТРЕСС

Это дыхательное упражнение полезно для организма. Оно учит контролировать эмоции, нормализует кровяное давление, улучшает состояние сердечно-сосудистой системы и помогает расслабиться.

Лягте на спину так, чтобы вам было удобно.

Согните ноги в коленях и притяните их к груди. Обхватите голени руками, расслабьте плечи и коснитесь ими пола. Опустите подбородок на грудь, чтобы максимально удлинить шею. Расслабьтесь и закройте глаза.

Дышите животом. Когда вы делаете вдох, живот должен мягко давить на бедра и поднимать их. При выдохе бедра будут опускаться вниз. Не напрягайте ноги. Пусть все движения будут плавными и естественными.

Начните мягко раскачиваться вправо и влево без резких движений. Скорость и большая амплитуда тут не нужна.

Скоординируйте дыхание с раскачиванием. На вдохе отклоняйтесь вправо, на выдохе возвращайтесь в исходное положение. На следующем вдохе отклоняйтесь влево и т.д.

Раскачивайтесь в течение нескольких минут. Почувствуйте полное расслабление. Следите за тем, чтобы вам было спокойно и комфортно. Не переусердствуйте. Постепенно можно увеличивать время выполнения упражнения.

Чтобы чувствовать себя умиротворенно, достаточно делать от 40 вдохов-выдохов животом в день.


КОНКУРСЫ:

Мы выяснили, что дыхательная гимнастика помогает в борьбе со стрессом.
Одним из способов антистрессового дыхания является надувание воздушных шаров.

Задание:

1)    Надуть как можно больше шаров (15 шт.)
2)    «Игра в снежки» шарами (2 команды по 3 человека).
3)    Решение конфликта – обнять друг друга так, чтобы он лопнул.

В  век точных и высоких технологий,
Законы моды стали очень строги.
Диктует мода поколеньям новым,
Что  важно всем сегодня быть здоровым!
И это нам своим примером доказывают люди, на плечах которых лежит огромный груз ответственности, они постоянно испытывают мощнейший стресс. Но им отлично удается справляться с ним. Каким образом? А вот как… 
Обучающиеся делятся на две команды, и каждая команда составляет коллаж на тему «Как мы боремся со стрессом».

Обсуждение коллажей.

ВЕДУЩИЙ:

Что ж, дорогие друзья,
В жизни порой нам не все удается,
Трудностей много вам встретить придется.
Но знайте: уменье со стрессом справляться
Поможет надолго здоровым остаться!
Здоровье – залог вашей жизни дальнейшей,
Лишь с ним она будет счастливой, успешной!

Поэтому  мы будем  продолжать бороться со стрессом. Ведь умение преодолевать стрессы поможет вам не бояться трудностей и добиться в жизни больших успехов!
Сегодня  о самом главном вы узнали чуть больше.
Это значит, что мы сделали еще один шаг на пути к здоровью.
На этом мы прощаемся с вами, до новых встреч!


Литература:

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: учеб. I модуль. – М.: Nestle  Олимпа-Пресс, 2000.

 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- М.: Наука, 1981.-278с.

Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей; Человек - Москва, 2012. - 160 c.

Интернет ресурсы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ!

19 May 2017

Вы-МОЛОДЕЦ! Интересный и нужный материал!!!

23 April 2019