«Умеет учить тот, кто учит интересно».
Содержание учебного предмета - в руках учителя и от него в первую очередь зависит, выступит ли оно стимулом познавательного интереса или нет. Как с первых минут заинтересовать, увлечь и «подтолкнуть» ребят к работе на уроке? Хочу поделиться некоторыми приемами, которые я использую на своих занятиях.
Занимательный опыт – самый эффективный способ воздействия на эмоциональный настрой ученика. Например, на уроке в 7 классе перед изучением темы «Давление твердых тел» предлагаю ответить на вопрос «Что произойдет с лампочкой, если на неё наступить ногой»? Какое удивление испытывают ученики, когда я встаю на лампочку (предварительно лампочку помещаем цоколем в банку), и она остается целой. Дальше я только слушаю. Проблема решается всем классом. Обсуждение происходит бурно, эмоционально, а я этого результата и добивалась. Проблема есть, теперь можно приступать к изучению нового материала.
Загадки. Успех уроку обеспечен. Загадки вызывают оживление и радость. Они просты, поэтому все найдут правильный ответ. Например, тема «Электрический ток» в 8 классе. Ученики сами, без особых усилий могут сформулировать тему урока, если отгадают загадку.
К дальним селам городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это…… (Электричество)
Отрывок из художественной литературы поможет создать проблему, в результате обсуждения, которой ученики сами сформулируют задачи урока. Например, к той же теме «Электрический ток» можно предложить ученикам обсудить отрывок из рассказа К. Паустовского «Подарок».
«Ты мне про лесничего не говори…Лесничий мужик хитрый, он, когда в Москве жил, так говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?
- Может, - ответил Рувим
- Может, может! – передразнил его дед. А ты этот электрический ток видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»
Ребус сразу привлекает внимание учеников своей красочностью. Необычный, интересный прием.
Задание для учеников. Расшифруйте ребус.
Ответ: «Увеличил силу человека». Эти слова написаны на памятнике великому английскому изобретателю Джеймсу Уатту. Благодаря этому человеку появилась первая паровая машина.
Ситуационная задача – быстро активизирует познавательную деятельность учеников, несмотря на ее сложность.
Тема «Тепловые явления», «Кипение» 8 класс, 10 класс.
Задача «Кухня народов мира. Ты любишь шашлык?»
Приготовление мяса на открытом огне принято в кулинарии практически всех народов, проживающих в горах и занимающихся скотоводством. Сегодня такое мясо, приготовленное на древесных углях, называют шашлыком. История возникновения шашлыка уходит своими корнями в далекую древность. Тогда, когда люди только еще познакомились с огнем и начали зажаривать на костре, добытых на охоте животных, накалывая куски мяса на острые прутья, и появился первый шашлык. Конечно, так его тогда еще никто не называл, но уже в то время человечество оценило вкус мяса, зажаренного на открытом огне. Запах дымка распространялся на очень далекое расстояние и вызывал у всех большой аппетит.
Вопросы.
1. Жители Кавказа очень любят готовить и кушать шашлык. Как вы думаете, почему?
2. Чем отличаются условия приготовления пищи на Кавказе и в кафе на берегу Черного моря?
3. Мясо – это белок. При какой температуре сваривается белок?
4. Что вы знаете об атмосферном давлении в горах? Отличается ли значения давления в горах от давления в шахтах, низинах?
5. Как зависит температура кипения воды от атмосферного давления?
6. Дайте советы по приготовлению пищи тем, кто собирается в горы.
Пословицы и поговорки – самый простой прием. Предложите ученикам обсудить и объяснить смысл пословицы или поговорки. Тема «Плавание судов» 7 класс.
Удивить ученика, вызвать в нем острый интерес – это первый шаг к успеху в работе.
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна