Статья «10 советов, как увлечь детей изучением ИКТ и программирования и организовать успешное объединение в дополнительно образовании детей»

1
0
Материал опубликован 4 December 2017 в группе

10 советов, как увлечь детей изучением ИКТ и программирования и организовать успешное объединение в дополнительно образовании детей

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у родителей растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Так и появилась идея создания объединения "Информатика и информационные системы" на базе МБУ ДО "Станция юных техников" г. Ессентуки, которое успешно функционирует уже десятый год, принимая в свои ряды все новых ребят.

Поиск учебной литературы, подходящей для нашего объединения, не дал 100% результата. Я понимала, что специальных тетрадей и учебников никто покупать не будет, а поскольку проектора у нас нет, то я раздаю каждому ребенку распечатанное задание на листах. Так как, к величайшему сожалению, за компьютерами ребят, Интернета нет, то приходится приносить свой ноутбук с Интернетом, чтобы зарегистрировать их на мероприятия или поиграть в онлайн-викторину, посмотреть познавательное видео и т.п.

Одна из проблем, с которой я столкнулась, это нежелание некоторых родителей, чтобы их дети занимались в кружке, при желании детей ходить на занятия (вот парадокс!). Родители аргументировали это тем, что ребенок и так долго сидит за компьютером и уже в младшем школьном возрасте все умеет. Но на деле оказывалось чаще всего, то ребенок умеет хорошо лишь играть в игры. Поэтому с такими родителями, приходится работать отдельно, объяснять перспективы. Так и родилось следующее стихотворение.

Подрастает ваш малыш,

Он у вас смышленый.

Сразу мама говорит:

«Будет он ученый!»

И малышка подрастает

Пианисткой стать мечтает.

Каждый день играет гаммы,

До чего ж она упряма!

Мамы, папы, не спешите!

В «IT-кружок» к нам приходите.

Приводите малышей,

В «on-line» мир откройте дверь!

Водитель, режиссер, учитель,

Хирург, танцор, руководитель,

Пилот, художник, архитектор

И даже будущий проректор…

Всем нужно в современном мире

Владеть компьютером – «на ты».

Открыть и заполнять таблицы,

Оформить сайт на две страницы,

Создать свой код, журнал, кино,

В «веб-мир» открыть свое окно.

Мы сделать первый шаг поможем,

У нас это совсем не сложно.

И вы поймете в нашем клубе

Все невозможное – возможно!!!

На мой взгляд знакомство с программированием должно происходить так. 1. Знакомство ребенка с «классическим» софтом (например, Microsoft Officeи графическим редактором). Пусть ребенок прочувствует общие подходы и требования к интерфейсу программного обеспечения. 2. Если дети осилят, то даю им общее представление о базах данных. 3. Устанавливаю и использую программы и игры, разработанные специально для обучения детей программированию — основам информатики, логике и алгоритмам. Для каждого ребенка все индивидуально, необходимо подобрать такие, которые будут подходить детям по уровню развития (дифференцированный уровень сложности) и, главное, будут интересны ему (например, Scratch, для младших школьников "Мир информатики", "Математика и конструирование" и т.п.). Есть масса онлайн-игр любой сложности, в основе которых лежит программирование (мне нравится сайт code.org). Для тех объединений, в которых есть Интернет за каждым компьютером, отличный вариант. В моем же положении есть несколько выходов: задавать подобного рода занятия на дом (но не у всех детей есть время их проходить в связи с большой занятостью), делать на одном моем ноутбуке, скачать off-line версию при наличии.

Попытаюсь сформулировать основные правила обучения в нашем объединении.

1. Каждую минуту ребенку должно быть интересно. Если хотя бы одному не интересно, он включает постороннюю игру или начинает разговаривать, отвлекаться, и к нему тянутся остальные. Если ребенок заскучал, ему всегда можно показать новое интересное задание или открыть доселе неизвестную функцию в программе. Нужно объяснить ребенку, как развиваются технологии и как может выглядеть мир будущего — рассказать о самых интересных изобретениях, познакомить с научно-фантастическими книгами и фильмами. Нужно разобраться, что интересно самому ребенку, и какие точки соприкосновения с миром технологий тут можно найти. Если у него есть интересное хобби, о котором он хочет рассказать другим людям, можно вместе с ним создать простейший сайт, а потом перейти к более подробному изучению структуры веб-страниц и языков программирования. Лучше всего, если ребенок учится в ходе работы над увлекательным проектом: тогда он будет стараться ради конкретной цели, а не какой-то абстрактной пользы.

2. Важно объяснить ребенку, что кодинг — это необходимый навык XXI века, и его хотя бы базовое знание нужно не только технарям, но и представителям творческих профессий — например, журналистам и писателям. Свою книгу сейчас можно выпустить без участия издательства, если умеешь пользоваться программами для верстки и иллюстрации.

3. Все предложения детей по усовершенствованию занятия — на конец занятия. Есть небольшое количество детей, которые не хотят делать по написанному, а сразу начинают генерировать идеи. В результате отходят от плана занятия. Начинают отвлекать других детей и меня, так как выбрав сложное задание у них возникают вопросы. Но при этом после выполнения основной программы к мнению таких ребят обязательно надо прислушиваться и выносить их идею на голосование, именно они помогают наполнить занятие чем-то необычным. Я стараюсь поддерживать на занятии дух демократии. В начале занятия, когда можно по плану выполнить несколько альтернативных заданий, мы голосуем, что дети хотят сделать в первую очередь, что им интересно в данный момент.

4. Всегда иметь под рукой дополнительные задания.

5. Занятия дольше 1 астрономического часа проводить не следует. При более длительном занятии у детей ухудшается концентрация внимания.

6. Должны быть поощрения, разнообразные конкурсы, желательно, конечно, с призами, но у нас проблемы с финансированием, поэтому многое держится на альтруизме. Поощрения действительно работают. Школьники очень любят также грамоты, дипломы и другие наградные документы, ради этого они готовы выполнить серьезный проект. В последние 5-10 минут занятия при хорошем поведении и должном выполнении заданий, можно поиграть. Раньше ребята просили именно компьютерные игры, я им устанавливала игры с развивающим содержанием, а теперь некоторым даже больше нравится решение логических задач, ребусов, что также развивает логическое мышление.

7. Также должен присутствовать элемент тайны, открытия. Например, в начале занятия для младших групп я обещаю при прилежном поведении и отличных результатов в работе показать что-то интересное (это может быть деталь компьютера, интересный гаджет или какая-то интересная новинка).Отсюда вывод, скармливайте по кусочку, самый сладкий в конце.

8. Научи друга. Научился сам - помогу соседу, другу, обучи старших членов семьи.

9. Нельзя запугивать ребенка, говорить: "Ты еще маленький, ты не потянешь". У меня в кружке в одной группе могут заниматься разновозрастные дети, это не очень удобно, согласна, под каждого ребенка приходится подстраиваться, давать младшим детям задания попроще, либо делать их вместе. Но в итоге, как показала практика, такие ребята, попадая в среду сверстников из другой группы, которые делали задания "своего возраста", гораздо лучше выполняют работу. Нельзя кричать, унижать, обижать ребенка или позволять другим детям обижать его. Даже если ему интересен сам кружок, он может больше не прийти из-за личной неприязни к педагогу или коллективу.

10. Необходимо отбросить гендерные предрассудки! И в этом помогает ваш проект (например, проведение занятии "Девушки в ИТ", детям очень понравилось).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.