7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 3»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00828963 ОГРН 1159102023233 ИНН/КПП 9109009720/910901001
ул. Володи Ефимова, 25, пгт. Гвардейское, Симферопольский р-н,
Республики Крым, 297513 тел: (3652)323844
e- mail:gwardeiskaya3@yandex.ru
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол № 5 от 22.08.2019г. Руководитель МО _________ Г.А. Рамазанова | СОГЛАСОВАНО «___»_____ 2019г. Заместитель директора по УВР ______ А.В. Пилипенко | УТВЕРЖДЕНО «____» _____2019г. Директор МБОУ __________М. Б. Цимбал |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Геометрия»
Класс: 9-Б
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: 68 ч/год, 2 ч/неделю
Рабочую программу составил(а) Сафронова Ирина Александровна
пгт. Гвардейское, 2019г.
Данная рабочая программа по геометрии соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
Рабочая программа составлена на основе авторской примерной программы по геометрии для 9 класса, входящей в сборник «Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014. — 95 с.»
Для изучения учебного предмета используется учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 6-е изд. – М.:- Просвещение, 2016. – 383 с.: ил.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
предметные:
• умение работать с геометрическим текстом (анализ, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис-пользовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
• владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
• представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
• умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Повторение курса геометрии 8 класса
ученик получит возможность:
использовать ранее приобретённые геометрические знания для описания и объяснения окружающих предметов;
систематизировать базовый понятийный аппарат.
Векторы
ученик научится:
-обозначать и изображать векторы,
-изображать вектор, равный данному,
-строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения,
-строить сумму нескольких векторов, используя правило многоугольника,
-строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами.
-решать геометрические задачи использование алгоритма выражения через данные векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число.
-решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства векторов;
-находить среднюю линию трапеции по заданным основаниям.
ученик получит возможность:
-овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
-прибрести опыт выполнения проектов.
Метод координат
ученик научится:
-оперировать на базовом уровне понятиями: координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число;
-вычислять координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, координаты произведения вектора на число;
-вычислять угол между векторами,
-вычислять скалярное произведение векторов;
-вычислять расстояние между точками по известным координатам,
-вычислять координаты середины отрезка;
-составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности, составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек;
-решать простейшие задачи методом координат
ученик получит возможность:
-овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
-приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
-приобрести опыт выполнения проектов
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
ученик научится:
-оперировать на базовом уровне понятиями: синуса, косинуса и тангенса углов,
-применять основное тригонометрическое тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую,
-изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение векторов,
-находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах,
-применять теорему синусов, теорему косинусов,
-применять формулу площади треугольника,
-решать простейшие задачи на нахождение сторон и углов произвольного треугольника
ученик получит возможность:
-использовать векторы для решения задач на движение и действие сил
-вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
-вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
-алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на вычисление площадей многоугольников;
-приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач
Длина окружности и площадь круга
ученик научится:
-оперировать на базовом уровне понятиями правильного многоугольника,
-применять формулу для вычисления угла правильного n-угольника.
-применять формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности,
-применять формулы длины окружности, дуги окружности, площади круга и кругового сектора.
-использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
-вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
-вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
-вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы.
ученик получит возможность:
-выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач,
-проводить доказательства теорем о формуле площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и применять их при решении задач,
-решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.
Движения
ученик научится:
-оперировать на базовом уровне понятиями отображения плоскости на себя и движения,
-оперировать на базовом уровне понятиями осевой и центральной симметрии, параллельного переноса, поворота,
-распознавать виды движений,
-выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки, осуществлять преобразование фигур,
- распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота.
ученик получит возможность:
-применять свойства движения при решении задач,
-применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот в решении задач.
Начальные сведения из стереометрии
ученик научится:
-распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
-распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
-определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
-вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
ученик получит возможность:
-вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
-углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
-применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Об аксиомах планиметрии
ученик научится:
- систематизировать аксиомы планиметрии и следствия из них.
ученик получит возможность:
- получить более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
Повторение
ученик получит возможность:
-систематизировать полученные знания;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин.
личностные:
• сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способ¬ность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориенти¬ровки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчи¬вых познавательных интересов;
• сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и общественной практики;
• сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудниче¬стве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других ви-дах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, при¬водить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказы¬вания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласо¬вания позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Содержание учебного предмета
1. Повторение курса геометрии 8 класса (2 часа)
Четырехугольники. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
2. Векторы (8 часов)
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы.
3. Метод координат (10 часов)
Проекция на ось. Координаты вектора. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение. Определение средней линией трапеции. Построение окружности и прямой, заданных уравнениями.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов ( 11 часов).
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
5. Длина окружности и площадь круга ( 10 часов).
Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Длина окружности, число π; длина дуги. Площадь круга и площадь сектора.
6. Движения (8 часов).
Понятие движения. Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Построение образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте. Решение задач, используя определения видов движения.
7. Начальные сведения из стереометрии (8 часов)
Раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве. Определения многогранников, тел и поверхностей вращения их свойства. Применение знаний о многогранниках и телах вращения на практике.
8. Об аксиомах планиметрии (2 часа)
Системное представление об аксиомах планиметрии.
9. Повторение (9 часов)
Определения, свойства и признаки основных многоугольников: треугольник, параллелограмм, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция. Окружность. Касательная к окружности.
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Количество учебных часов | Контрольные работы | ||
Примерная (авторская) программа | Рабочая программа | Примерная (авторская) программа | Рабочая программа | ||
1 | Повторение курса геометрии 8 класса | - | 2 | - | - |
2 | Векторы | 8 | 8 | - | - |
3 | Метод координат | 10 | 10 | 1 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 11 | 1 | 1 |
5 | Длина окружности и площадь круга | 12 | 10 | 1 | 1 |
6 | Движения | 8 | 8 | 1 | 1 |
7 | Начальные сведения из стереометрии | 8 | 8 | - | - |
8 | Об аксиомах планиметрии | 2 | 2 | - | - |
9 | Повторение | 9 | 9 | - | 1 |
| Итого: | 68 | 68 | 4 | 5 |