Рабочая программа по геометрии в 9 классе по УМК Л.С. Атанасяна

2
0
Материал опубликован 17 November 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12




«Утверждаю»

Директор

_____________________ Гречко Н.Г.

Приказ от_____________ №________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по____________геометрии___________________________________________.

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 9 класс .

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 68 часов

Учитель Малакмадзе Татьяна Леонидовна .

(ФИО)

Программа разработана на основе авторской программы по геометрии под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений». Геометрия. 7-9 классы». / Сост. Бурмистрова Т.А. М.: Просвещение, 2014 .

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)







Сл. Верхнесеребряковка

2019г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

естественно-математического цикла

МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12

от _____________ №_______

подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ / Н.П. Липова/

« ____ » _______________ 2019 г.





I. Пояснительная записка


Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы


Рабочая программа составлена на основе:

1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. с изм. и доп. от 26.07.2019)

2.

Областной Закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ред. с изм. от 05.12.2018)

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577)

4.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12 (рассмотрена на педагогическом совете от 29.08.2019г. протокол №1, приказ от 30.08.2019г № 102.)

5.

Сборник «Программы общеобразовательных учреждений». Геометрия. 7-9 классы». / Сост. Бурмистрова Т.А. М.: Просвещение, 2014

6.

Примерная программа по предмету под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. М.: Просвещение, 2014.





Цель и задачи образования с учетом специфики учебного предмета

Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующей цели: развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Задачами  изучения геометрии в 9 классе является:

планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов;

овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;

ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи; проведение доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижение гипотез и их обоснования;

поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Технологии и методы обучения

В условиях реализации требований ФГОС ООО используются наиболее эффективные на уроках геометрии технологии:

Педагогика сотрудничества.

Личностно-ориентированное обучение.

Технология деятельностного метода.

Метод проектов.

Проблемное обучение.

Информационно-коммуникационная технология.

Технология развития критического мышления.

Технологии уровневой дифференциации.

Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.


II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Все компетенции, определяемые в данном разделе ФГОС, обеспечены содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК.

Планируемые результаты изучения курса геометрии в 9 классе:

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность научиться:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.


Геометрические фигуры

Выпускник научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11 ) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

13) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».


Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.


Координаты

Выпускник научится:

1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».


Векторы

Выпускник научится:

1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».


III. Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю (инвариантная часть) в течение всего учебного года.

Из них праздничные дни 05.05 согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году». На основании годового календарного учебного графика и расписания ОУ на 2019-2020 учебный год на изучение геометрии отводится 67 часов.

Уплотнение программы планируется за счет тем «Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество» (19.11.2019) – 1 час. Данная программа будет выполнена в полном объеме.

Содержание обучения, требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

В 9 классе обучается 9 человек. Обучающиеся 9 класса активны в условиях специально организованной деятельности на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга. Находятся на стадии формирования навыков самостоятельного поиска информации.

Использование в учебном процессе широкого спектра современных образовательных технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности.


IV. Содержание учебного предмета


Разделы (блоки) программы

Количество часов

Основное программное содержание

Перечень лабораторных, практических работ, экскурсии

Вводное повторение.

2

Повторение курса «Геометрия, 7-8 класс».


Глава 9. Векторы.

8

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.


Глава 10. Метод координат.

10

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.


Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

10

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.


Глава 12. Длина окружности и площадь круга.

12

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.


Глава 13. Движения.

8

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.


Глава 14. Начальные сведения из стереометрии.

8

Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. Тела и поверхности вращения. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.


Итоговое повторение курса планиметрии.

9

Обобщение и систематизация знаний обучающихся по курсу геометрии 7-9 классов.


V. Календарно-тематическое планирование

Геометрия. 9 класс (базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 67 час.)

п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Контроль

план

факт

Вводное повторение. (2 ч)

1

03.09


Техника безопасности на уроках геометрии. Вводное повторение.

1


2

05.09


Контрольная работа (входной контроль).

1

КР

Глава IX. Векторы (8 ч)

3

10.09


Понятие вектора. Равенство векторов.

1


4

12.09


Откладывание вектора от данной точки.

1


5

17.09


Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1


6

19.09


Сумма нескольких векторов.

1


7

24.09


Вычитание векторов.

1


8

26.09


Умножение вектора на число.

1


9

01.10


Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции.

1


10

03.10


Контрольная работа по теме «Векторы».

1

КР

Глава X. Метод координат.(10 ч)

11

08.10


Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам.

1


12

10.10


Координаты вектора.

1


13

15.10


Простейшие задачи в координатах.

1


14

17.10


Решение задач методом координат.

1


15

22.10


Контрольная работа за 1 четверть.

1

КР

16

24.10


Уравнение окружности.

1


17

29.10


Уравнение прямой.

1


18

31.10


Решение задач по теме «Уравнение прямой и окружности».

1


19

12.11


Обобщающий урок по теме «Метод координат».

1


20

14.11


Контрольная работа по теме «Метод координат».

1

КР

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

(10 часов)

21

19.11


Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество.

1


22

21.11


Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.

1


23

26.11


Теорема о площади треугольника. Теорема синусов.

1


24

28.11


Теорема косинусов.

1


25

03.12


Решение треугольников.

1


26

05.12


Решение треугольников. Измерительные работы.

1


27

10.12


Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1


28

12.12


Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения.

1


29

17.12


Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

1


30

19.12


Контрольная работа за 2 четверть по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

1

КР

Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов)

31

24.12


Правильный многоугольник.

1


32

26.12


Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1


33

14.01


Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1


34

16.01


Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1


35

21.01


Построение правильных многоугольников.

1


36

23.01


Решение задач по теме «Правильный многоугольник».

1


37

28.01


Длина окружности.

1


38

30.01


Площадь круга.

1


39

04.02


Площадь кругового сектора.

1


40

06.02


Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора».

1


41

11.02


Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга».

1


42

13.02


Контрольная работа по теме «Длина окружности. Площадь круга».

1

КР

Глава XIII. Движения (8 часов)

43

18.02


Отражение плоскости на себя. Понятие движения.

1


44

20.02


Свойства движения.

1


45

25.02


Решение задач по теме: «Свойства движения».

1


46

27.02


Параллельный перенос.

1


47

03.03


Поворот.

1


48

05.03


Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот».

1


49

10.03


Решение задачпо теме: «Движения».

1


50

12.03


Контрольная работа за 3 четверть.

1

КР

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (8 часов)

51

17. 03


Предмет стереометрии. Многогранник.

1


52

19.03


Призма.

1


53

31.03


Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1


54

02.04


Объем тела.

1


55

07.04


Пирамида.

1


56

09.04


Цилиндр.

1


57

14.04


Конус.

1


58

16.04


Сфера и шар.

1


Итоговое повторение курса планиметрии. (9 часов)

59

21.04


Повторение темы «Об аксиомах планиметрии».

1


60

23.04


Повторение темы «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые».

1


61

28.04


Повторение темы «Треугольники».

1


62

30.04


Повторение темы «Треугольники».

1


63

07.05


Повторение темы «Окружность».

1


64

12.05


Повторение темы «Четырехугольники. Многоугольники».

1


65

14.05


Итоговая контрольная работа.

1

КР

66

19.05


Повторение темы «Четырехугольники. Многоугольники».

1


67

21.05


Повторение темы «Векторы. Метод координат. Движение».

1






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.