Рабочая программа по геометрии в 9 классе по УМК Л.С. Атанасяна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12
«Утверждаю»
Директор
_____________________ Гречко Н.Г.
Приказ от_____________ №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по____________геометрии___________________________________________.
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 9 класс .
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Малакмадзе Татьяна Леонидовна .
(ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы по геометрии под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений». Геометрия. 7-9 классы». / Сост. Бурмистрова Т.А. М.: Просвещение, 2014 .
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Сл. Верхнесеребряковка
2019г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-математического цикла
МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12
от _____________ №_______
подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Н.П. Липова/
« ____ » _______________ 2019 г.
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе:
1. | Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. с изм. и доп. от 26.07.2019) |
2. | Областной Закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ред. с изм. от 05.12.2018) |
3. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577) |
4. | Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12 (рассмотрена на педагогическом совете от 29.08.2019г. протокол №1, приказ от 30.08.2019г № 102.) |
5. | Сборник «Программы общеобразовательных учреждений». Геометрия. 7-9 классы». / Сост. Бурмистрова Т.А. М.: Просвещение, 2014 |
6. | Примерная программа по предмету под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. М.: Просвещение, 2014. |
Цель и задачи образования с учетом специфики учебного предмета
Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующей цели: развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Задачами изучения геометрии в 9 классе является:
планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов;
овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;
ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи; проведение доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижение гипотез и их обоснования;
поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Технологии и методы обучения
В условиях реализации требований ФГОС ООО используются наиболее эффективные на уроках геометрии технологии:
Педагогика сотрудничества.
Личностно-ориентированное обучение.
Технология деятельностного метода.
Метод проектов.
Проблемное обучение.
Информационно-коммуникационная технология.
Технология развития критического мышления.
Технологии уровневой дифференциации.
Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Все компетенции, определяемые в данном разделе ФГОС, обеспечены содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК.
Планируемые результаты изучения курса геометрии в 9 классе:
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность научиться:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11 ) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
13) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
III. Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю (инвариантная часть) в течение всего учебного года.
Из них праздничные дни 05.05 согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году». На основании годового календарного учебного графика и расписания ОУ на 2019-2020 учебный год на изучение геометрии отводится 67 часов.
Уплотнение программы планируется за счет тем «Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество» (19.11.2019) – 1 час. Данная программа будет выполнена в полном объеме.
Содержание обучения, требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
В 9 классе обучается 9 человек. Обучающиеся 9 класса активны в условиях специально организованной деятельности на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга. Находятся на стадии формирования навыков самостоятельного поиска информации.
Использование в учебном процессе широкого спектра современных образовательных технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности.
IV. Содержание учебного предмета
Разделы (блоки) программы | Количество часов | Основное программное содержание | Перечень лабораторных, практических работ, экскурсии |
Вводное повторение. | 2 | Повторение курса «Геометрия, 7-8 класс». | |
Глава 9. Векторы. | 8 | Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | |
Глава 10. Метод координат. | 10 | Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. | |
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 10 | Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. | |
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. | Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. | | |
Глава 13. Движения. | 8 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. | |
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии. | 8 | Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. Тела и поверхности вращения. Цилиндр. Конус. Сфера и шар. | |
Итоговое повторение курса планиметрии. | 9 | Обобщение и систематизация знаний обучающихся по курсу геометрии 7-9 классов. | |
V. Календарно-тематическое планирование
Геометрия. 9 класс (базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 67 час.)
№п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Контроль | ||||||
план | факт | |||||||||
Вводное повторение. (2 ч) | ||||||||||
1 | 03.09 | | Техника безопасности на уроках геометрии. Вводное повторение. | 1 | | |||||
2 | 05.09 | | Контрольная работа (входной контроль). | 1 | КР | |||||
Глава IX. Векторы (8 ч) | ||||||||||
3 | 10.09 | | Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | | |||||
4 | 12.09 | | Откладывание вектора от данной точки. | 1 | | |||||
5 | 17.09 | | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | | |||||
6 | 19.09 | | Сумма нескольких векторов. | 1 | | |||||
7 | 24.09 | | Вычитание векторов. | 1 | | |||||
8 | 26.09 | | Умножение вектора на число. | 1 | | |||||
9 | 01.10 | | Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции. | 1 | | |||||
10 | 03.10 | | Контрольная работа по теме «Векторы». | 1 | КР | |||||
Глава X. Метод координат.(10 ч) | ||||||||||
11 | 08.10 | | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам. | 1 | | |||||
12 | 10.10 | | Координаты вектора. | 1 | | |||||
13 | 15.10 | | Простейшие задачи в координатах. | 1 | | |||||
14 | 17.10 | | Решение задач методом координат. | 1 | | |||||
15 | 22.10 | | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | КР | |||||
16 | 24.10 | | Уравнение окружности. | 1 | | |||||
17 | 29.10 | | Уравнение прямой. | 1 | | |||||
18 | 31.10 | | Решение задач по теме «Уравнение прямой и окружности». | 1 | | |||||
19 | 12.11 | | Обобщающий урок по теме «Метод координат». | 1 | | |||||
20 | 14.11 | | Контрольная работа по теме «Метод координат». | 1 | КР | |||||
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (10 часов) | ||||||||||
21 | 19.11 | | Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. | 1 | | |||||
22 | 21.11 | | Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. | 1 | | |||||
23 | 26.11 | | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. | 1 | | |||||
24 | 28.11 | | Теорема косинусов. | 1 | | |||||
25 | 03.12 | | Решение треугольников. | 1 | | |||||
26 | 05.12 | | Решение треугольников. Измерительные работы. | 1 | | |||||
27 | 10.12 | | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | | |||||
28 | 12.12 | | Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения. | 1 | | |||||
29 | 17.12 | | Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | | |||||
30 | 19.12 | | Контрольная работа за 2 четверть по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | КР | |||||
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов) | ||||||||||
31 | 24.12 | | Правильный многоугольник. | 1 | | |||||
32 | 26.12 | | Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | | |||||
33 | 14.01 | | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | | |||||
34 | 16.01 | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | 1 | | |||||
35 | 21.01 | | Построение правильных многоугольников. | 1 | | |||||
36 | 23.01 | | Решение задач по теме «Правильный многоугольник». | 1 | | |||||
37 | 28.01 | | Длина окружности. | 1 | | |||||
38 | 30.01 | | Площадь круга. | 1 | | |||||
39 | 04.02 | | Площадь кругового сектора. | 1 | | |||||
40 | 06.02 | | Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора». | 1 | | |||||
41 | 11.02 | | Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга». | 1 | | |||||
42 | 13.02 | | Контрольная работа по теме «Длина окружности. Площадь круга». | 1 | КР | |||||
Глава XIII. Движения (8 часов) | ||||||||||
43 | 18.02 | | Отражение плоскости на себя. Понятие движения. | 1 | | |||||
44 | 20.02 | | Свойства движения. | 1 | | |||||
45 | 25.02 | | Решение задач по теме: «Свойства движения». | 1 | | |||||
46 | 27.02 | | Параллельный перенос. | 1 | | |||||
47 | 03.03 | | Поворот. | 1 | | |||||
48 | 05.03 | | Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот». | 1 | | |||||
49 | 10.03 | | Решение задачпо теме: «Движения». | 1 | | |||||
50 | 12.03 | | Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | КР | |||||
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (8 часов) | ||||||||||
51 | 17. 03 | | Предмет стереометрии. Многогранник. | 1 | | |||||
52 | 19.03 | | Призма. | 1 | | |||||
53 | 31.03 | | Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. | 1 | | |||||
54 | 02.04 | | Объем тела. | 1 | | |||||
55 | 07.04 | | Пирамида. | 1 | | |||||
56 | 09.04 | | Цилиндр. | 1 | | |||||
57 | 14.04 | | Конус. | 1 | | |||||
58 | 16.04 | | Сфера и шар. | 1 | | |||||
Итоговое повторение курса планиметрии. (9 часов) | ||||||||||
59 | 21.04 | | Повторение темы «Об аксиомах планиметрии». | 1 | | |||||
60 | 23.04 | | Повторение темы «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые». | 1 | | |||||
61 | 28.04 | | Повторение темы «Треугольники». | 1 | | |||||
62 | 30.04 | | Повторение темы «Треугольники». | 1 | | |||||
63 | 07.05 | | Повторение темы «Окружность». | 1 | | |||||
64 | 12.05 | | Повторение темы «Четырехугольники. Многоугольники». | 1 | | |||||
65 | 14.05 | | Итоговая контрольная работа. | 1 | КР | |||||
66 | 19.05 | | Повторение темы «Четырехугольники. Многоугольники». | 1 | | |||||
67 | 21.05 | | Повторение темы «Векторы. Метод координат. Движение». | 1 | |