Рабочая программа по геометрии в 8 классе по УМК Л.С. Атанасяна
Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи, Каркавинская основная общеобразовательная школа - филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Косихинская средняя общеобразовательная школа»
Принято профессиональным объединением учителей математики и информатики Протокол №___ от «____» ________ 201__ г |
Согласовано: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ /__________________ «____» ________ 201__ г |
Утверждаю: Директор школы ________Н.А. Костенкова Приказ № ______ от ______ 201__г |
Рабочая программа по геометрии
8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
«Программы общеобразовательных программ. Геометрия. 7 – 9 классы.»/ Составитель Т. А. Бурмистрова. 2-е издание. М. : «Просвещение», 2009.
Составитель:
Родина Таисья Сергеевна
учитель математики
2018 – 2019 учебный год.
Пояснительная записка
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);
- примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263);
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
- базисного учебного плана на 2018-2019учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) на 35 учебных недель.
Цели изучения математики на этапе получения основного общего образования
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
. • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности* характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности,
формируемые на этапе получения основного общего образования
В ходе преподавания математики в основной школе учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету
В результате изучения геометрии 8 классе на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
определения параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаки параллелограмма и равнобедренной трапеции;
определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков.
определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника;
формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу
теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу
теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки;
определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков;
определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения;
возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной;
определение центрального и вписанного углов, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника;
какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников;
какой угол, называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника;
уметь
объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу формулами при исследовании несложных практических ситуаций; суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи;
находить углы многоугольников, их периметры;
доказывать свойства и признаки параллелограмма и трапеции, и применять их при решении задач;
выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции уметь доказывать некоторые утверждения;
выполнять задачи на построение четырехугольников;
доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач;
строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией;
вывести формулу для вычисления площади прямоугольника;
применять формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции при решении задач;
применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать;
доказывать теоремы и применять их при решении задач;
определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач;
доказывать признаки подобия и применять их при решении задач;
доказывать теоремы и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение
доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи
применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач;
доказывать и применять при решении задач возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей;
выполнять построение замечательных точек треугольника;
доказывать теоремы и применять их при решении задач, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей;
выполнять построение замечательных точек треугольника
Требования к уровню подготовки выпускников
основной ступени общего образования
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
• развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
• овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
• овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
• овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
• умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Сведения о примерной и авторской учебных программах, на основе которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по математике составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике,
примерной программы основного общего образования по курсу «Математика»,
программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др.
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
примерного базисного учебного плана.
Оснащение учебного процесса
1. Библиотечный фонд
Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по математике, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике.
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Геометрия 7-9, учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2007.
Геометрия. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Атанасяна Л.С. (2010, 365с.)
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор. Экран. Ноутбук.
№ п/п |
Разделы, темы учебного курса |
Количество часов |
Контрольных работ |
Самостоятельных работ |
Тесты |
||||
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа учителя |
||||||||
1. |
Четырёхугольники. |
14 |
14 |
1 |
2 |
1 |
|||
2. |
Площадь. |
14 |
14 |
1 |
3 |
||||
3. |
Подобные треугольники. |
19 |
19 |
2 |
3 |
1 |
|||
4. |
Окружность. |
17 |
17 |
1 |
2 |
1 |
|||
5. |
Повторение. |
6 |
6 |
2 |
|||||
Итого: |
70 |
210 |
7 |
10 |
3 |
Календарно-тематическое планирование
Дата |
Тема (раздел) |
|||
№ |
№ пункта |
|||
1 |
5.09 |
Понятие многоугольника. |
||
2 |
1 |
7.09 |
Многоугольники. Решение задач. |
|
3 |
7 |
12.09 |
Понятие параллелограмма. |
|
4 |
9 |
14.09 |
Признаки параллелограмма. |
|
5 |
19.09 |
Решение задач по теме «Параллелограмм». |
||
6 |
21.09 |
Трапеция. |
||
7 |
26.09 |
Теорема Фалеса. |
||
8 |
28.09 |
Задачи на построение. |
||
9 |
3.10 |
Прямоугольник. |
||
10 |
5.10 |
Ромб. Квадрат. |
||
11 |
10.10 |
Осевая и центральная симметрия. |
||
12 |
12.10 |
Прямоугольник, ромб, квадрат. Решение задач. |
||
13 |
17.10 |
Решение задач по теме «Четырёхугольник». |
||
14 |
19.10 |
Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники». |
||
15 |
24.10 |
Площадь многоугольника. |
||
16 |
26.10 |
Площадь многоугольника. |
||
17 |
7.11 |
Площадь параллелограмма. |
||
18 |
9.11 |
Площадь параллелограмма. |
||
19 |
14.11 |
Площадь трапеции. |
||
20 |
16.11 |
Площадь трапеции. |
||
21 |
21.11 |
Площадь треугольника. |
||
22 |
23.11 |
Площадь треугольника. |
||
23 |
28.11 |
Теорема Пифагора. |
||
24 |
30.11 |
Теорема, обратная теореме Пифагора. |
||
25 |
44 |
5.12 |
Решение задач по теме «Теорема Пифагора». |
|
26 |
45 |
7.12 |
Решение задач. |
|
27 |
48 |
12.12 |
Решение задач. |
|
28 |
14.12 |
Контрольная работа № 2 по теме « Площадь». |
||
29 |
19.12 |
Определение подобных треугольников. |
||
30 |
21.12 |
Отношения площадей подобных фигур. |
||
31 |
26.12 |
Первый признак подобия треугольников. |
||
32 |
28.12 |
Второй признак подобия треугольников. |
||
33 |
11.01 |
Второй и третий признаки подобия треугольников. |
||
34 |
15.01 |
Решение задач на применений признаков подобия. |
||
35 |
18.01 |
Решение задач на применение признаков подобия. |
||
36 |
23.01 |
Контрольная работа № 3 по теме « Признаки подобия» |
||
37 |
30.01 |
Средняя линия треугольников. |
||
38 |
1.02 |
Свойство медиан треугольника. |
||
39 |
6.02 |
Пропорциональные отрезки. |
||
40 |
8.02 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. |
||
41 |
12.02 |
Измерительные работы на местности. |
||
42 |
14.02 |
Задачи на построение методом подобия. |
||
43 |
20.02 |
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
||
44 |
22.02 |
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º. |
||
45 |
27.02 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. решение задач. |
||
46 |
1.03 |
Контрольная работа № 4 по теме «Соотношение между углами и сторонами прямоугольного треугольника». |
||
47 |
6.03 |
Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. |
||
48 |
13.03 |
Касательная к окружности. |
||
49 |
15.03 |
Касательная к окружности. Решение задач. |
||
50 |
20.03 |
Градусная мера дуги окружности. |
||
51 |
22.02 |
Теорема о вписанном угле треугольника. |
||
52 |
3.04 |
Теорема об отрезках пересекающихся хорд. |
||
53 |
5.04 |
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». |
||
54 |
10.04 |
Свойство биссектрисы угла. |
||
55 |
12.04 |
Серединный перпендикуляр. |
||
56 |
17.04 |
Теорема о точке пересечения высот треугольника. |
||
57 |
19.04 |
Вписанная окружность. |
||
58 |
24.04 |
Свойства описанного четырехугольника |
||
59 |
26.04 |
Описанная окружность |
||
60 |
3.05 |
Свойство вписанного четырехугольника |
||
61 |
8.05 |
Решение задач по теме «Окружность» |
||
62 |
10.05 |
Контрольная работа по теме «Окружность» |
||
63 |
15.05 |
Повторение по темам «Четырехугольники», «Площадь» |
||
64 |
17.05 |
Повторение по темам «Подобные треугольники», «Окружность» |
||
65 |
18.05 |
Итоговый зачёт. |
||
66 |
22.05 |
Итоговая контрольная работа по геометрии. |
||
67 |
24.05 |
Анализ контрольной работы по геометрии. Работа над ошибками. |
||
68 |
25.05 |
Повторение. Коррекция знаний. |
||
69 |
26.05 |
Повторение. Коррекция знаний. |
||
70 |
Повторение. Коррекция знаний. |
№ п/п |
Название раздела |
Тема урока |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
Подпись зам по УВР |
16