Конспект разнотемного урока литературного чтения во 2 и 4 классах по УМК «Школа России»

0
0
Материал опубликован 12 November 2019

Конспект разнотемного урока литературного чтения во 2 и 4 классах УМК «Школа России»

2 класс: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

4 класс: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. (2-ой урок)

Оборудование: ПК, проектор, карточки с заданиями.

Учебники: Литературное чтение 2 класс, часть 1. Л.Ф. Клеманова.

Литературное чтение 4 класс, часть 1. Л.Ф. Клеманова.

Источники:

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Клемановой (2 класс). С.В. Кутявина. М.

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Клемановой (4 класс). С.В. Кутявина. М.

http://globuss24.ru

https://www.metod-kopilka.ru

Для 2 класса:

Цель урока – обобщение знаний по разделу «О братьях наших меньших»

Задачи:

Образовательные: закрепить знания по изученному разделу, обеспечить контроль знаний.

Развивающие: развивать речь, мышление, память.

Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные:

Будут знать: произведения В.Берестова, Б.Заходера, В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина. И.Пивоваровой, Б.Житкова о животных.

Метапредметные:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, решать их под руководством учителя.

Личностные:

сотрудничать в совместном решении учебных задач в паре; развивать навыки сотрудничества со взрослым и сверст​никами;

Для 4 класса:

Цель урока – продолжение изучения сказки «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевского.

Задачи:

Образовательные: формировать навыки выборочного чтения, умения выделять нужную информацию в тексте, работать с планом текста, познакомить с фактами биографии Одоевского.

Развивающие: развивать внимание, речь, память.

Воспитывающие: воспитывать любознательность



Планируемые результаты:

Предметные:

1) Познакомиться с биографией В.Ф. Одоевского.

2)При помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки.

3) составить план сказки

Метапредметные:

1) Расширять словарный запас учащихся.

2) Формировать навыки выразительного чтения.

3) формировать умение находить нужную информацию в тексте

Личностные:

1) Воспитывать любознательность.

2) Развивать навыки самооценивания.









Этап урока

Объём времени

Деятельность обучающихся 1-й возрастной группы (2 класс)

Деятельность обучающихся 2-й возрастной группы (4 класс)

Организационный

5 мин.

Приветствие.

Проверка готовности рабочего места.

Эмоциональный настрой на работу (речевая разминка). Слайд 2.

Обучающиеся сначала читают текст разминки жужжащим способом, затем с разными интонациями по очереди (грустно, весело, с удивлением, выразительно).

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация знаний.

(2 кл.)

Постановка цели и задач урока. (4 кл.)

10 мин.

Рассказ по картинкам из учебника стр. 151. (2 минуты на подготовку ответа)


На слайде 4 портрет С. Есенина и Антуана де Сент Экзюпери и фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». Обучающиеся объясняют, как они понимают фразу Экзюпери.



Подготовка учащихся к обобщенной деятельности (игры «Отгадай название», «Лишний персонаж»)

Приложение 1. Слайды 5-8.

Воспроизводится звук музыкальной шкатулки. После этого учитель задает вопросы:

Что вам напоминают эти звуки?

Какую сказку мы читали на прошлом уроке?

Кто ее автор?

Обучающимся предлагается самостоятельно познакомиться с биографией автора.

Самостоятельная работа с текстом биографии В.Ф. Одоевского (чтение и поиск ответов на вопросы).

Приложение 2. Слайд 3.

Контроль знаний (2 кл.).

Проверка домашнего задания. Закрепление.

10 мин.

Выполнение проверочной работы по изученному разделу.

Приложение 3.

Проверка выполненной работы с текстом биографии.

Беседа по содержанию сказки:

Как звали главного героя сказки?

Что принес папа?

Что заинтересовало Мишу?

Как ему удалось это узнать?

Словарная работа (табакерка, шатёр, флюгер, ставни, горка, бюро). Слайды 9-15.

Беседа по содержанию сказки.

Физкультминутка

3 мин.

Повторяют движения (Презентация «Физминутка»)

Контроль усвоения знаний, коррекция (2 кл.)

Закрепление.

Применение знаний (4 кл.)


Проверка правильности выполнения контрольной работы. Исправление допущенных ошибок.

Выборочное чтение. Обучающиеся ищут ответы на вопросы в тексте сказки:

Прочитайте описание шкатулки. (стр. 156)

Кто пригласил Мишу в городок? (стр. 158)

Чему позавидовал мальчик? (стр. 163)

Как работала табакерка? Кто рассказал об этом Мише? (стр. 166)

Работа с деформированным планом текста сказки. Обучающимся выдаются карточки с планом текста, дается задание переделать план, чтобы он соответствовал последовательности событий сказки.

Приложение 4.

Применение знаний в новой ситуации (2 кл.)

Контроль усвоения, коррекция допущенных ошибок. Самооценивание (4 кл.).

10 мин.

Разгадывание кроссворда (работа в паре) Приложение 5.

Проверка исправленного плана (исправленный план на слайде 16)

Выполнение теста по содержанию сказки. Приложение 6. Самопроверка (слайд 19)


Информация о выполнении домашнего задания.

3 мин.

Подготовить выразительное чтение стихотворений, принести детский журнал. Слайд 20.

Подготовить подробный пересказ одной из частей плана (по выбору)



Приложение 1.

Игра «Отгадай название» по опорным словам.

Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь («Музыкант»)

Старик, мыши, клевер, корова («Сова»)

Дача, мальчики, ёжик («Страшный рассказ»)

Утята, стрекоза, Алеша («Храбрый утенок»)

Утка, мальчики, утята (« Ребята и утята»)

Приложение 2.

Жизнь и творчество Владимира Фёдоровича Одоевского.


Давно, 100 лет назад, в городе Петербурге жил один человек Владимир Федорович Одоевский. И был этот человек, как все про него говорили ужасный чудак. Чудаком его считали за то, что он носил остроконечный колпак в полметра вышиной и черный шелковый сюртук до пят.

Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем, так тогда называли писателей.

В своем странном костюме Одоевский пожалуй правда смахивал на сказочного чародея. Ну, кроме одежды ничего в нем странного не было, наоборот, был он очень умный, образованный и необыкновенно добрый человек. Он всегда обо всех заботился, и всегда кому-нибудь помогал.

Но больше всего Одоевский заботился о детях и об их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам была основана в Петербурге бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его еще больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или рассказать интересную только что придуманную сказку.

А когда он записал несколько таких сказочек, то получилась книжечка «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была первая русская книжка для детей.


Задание: найди в тексте ответы на вопросы.

Почему Одоевского считали чудаком?

Каким он был человеком?

В чём писатель видел будущее, о ком больше всего заботился?

Почему его любили дети?

Как называлась первая книга для детей?



Приложение 3.

Проверочная работа по разделу «О братьях наших меньших»

1. Узнай героя произведения по его описанию.

Отчаянная голова, нос крючком, уши торчком___________________________________

Он очень любил музыку и старался сам научиться играть_________________________

Он пыхтел и топал ногами по ночам____________________________________________

Она сидела с раскрытым от волнения ртом______________________________________

2. Соедини заглавие произведения с его автором

«Храбрый утёнок» М.Пришвин

«Ребята и утята» В.Бианки

«Страшный рассказ» Б.Житков

«Музыкант» Е.Чарушин

3. Зачеркни лишнее слово

уточка шапка щепка озеро

шмель тарелка стрекоза хозяйка

4. Подчеркни: сказки - зеленым цветом, рассказы- синим, стихотворения – красным.

В.Бианки «Сова», Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», В.Бианки «Музыкант».

5. Соедини произведение и подходящую к нему пословицу

«Страшный рассказ» Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

«Ребята и утята» У страха глаза велики.

«Храбрый утёнок» Торопись на доброе дело, а плохое само придёт.

Приложение 4.

Деформированный план

Миша проснулся.

Приглашение принято.

Удивительная табакерка.

Знакомство с надзирателем.

Очутились на улице.

«Нельзя ли войти в этот городок?»

Небольшая ссора.

Встреча с колокольчиками.

Сударыня-царевна.

Господа – дядьки-молоточки.

Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь – большое

Верный план:

Удивительная табакерка.

Нельзя ли войти в этот городок?

Приглашение принято.

Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое.

Небольшая ссора.

Очутились на улице.

Встреча с колокольчиками.

Господа - дядьки-молоточки.

Знакомство с надзирателем

Сударыня-царевна.

Миша проснулся.



Приложение 5.

Кроссворд для 2 класса

t1573561708aa.png

На кого рассердилась сова?

Кто обижал утят?

Что хотела украсть кошка?

С кем поругался старик?

Как автор назвал медведя, который играл на скрипке?

Как звали храброго утенка?

Что разоряли мыши на лугу?


Приложение 6

Тест для 4 класса

1.Из чего была сделана табакерка? 
а) из черепахи
б) из золота
в) из слоновой кости

2. Главного героя звали: 
а) Володя
б) Миша
в) Алёша

3. Почему Миша позавидовал
колокольчикам? 
а) они жили в красивом городе
б) они целый день ничего не делали 
в) у них было интересное занятие 

4. Что почти понял Миша из своего сна? 
а) отчего музыка в табакерке играет
б) как приобретать новых друзей 
в) что нужно много учиться и работать
г) что делу время, а потехе час

5. Какая наука поможет разобраться
в устройстве табакерки? 
а) химия
б) литература
в) механика





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.