Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России»

1
0
Материал опубликован 26 October 2020

Презентация В.Драгунский "Главные реки"
PPTX / 4.89 Мб

/data/files/e1603714554.pptx (Презентация В.Драгунский "Главные реки")Открытый урок литературного чтения

Дата проведения: 27 декабря 2019 год

Тема: В.Ю. Драгунский  « Главные реки»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".

Тип урока: Урок изучение нового материала

Задачи:

раскрыть нравственный смысл произведения;

совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;

учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

совершенствовать библиографические навыки;

закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

развивать читательский интерес.

УУД:

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.

Регулятивные:  осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышленияучить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;  ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные:  участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;  вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского. 

Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре, группах  и самостоятельно, а также анализировать произведение.
Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.



Ход урока.

Организационный момент. Слайд 2

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Учись, смекай, активным будь .

И к знаниям откроешь путь!

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.



Актуализация опорных знаний.

На этапе актуализации знаний в качестве рефлексии провожу идеальный опрос . Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

-Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки)на «4», на «3»

-Проверим домашнее задание.

Проводит тест по теме урока. Каждому обучающемуся раздается карточка с тестом.

– Выберите правильный ответ. Слайд 3.

1. Среди героев сказки не было:

а) Пети; б) Тани; в) Маруси.

2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

а) трое; б) пятеро; в) четверо.

3. Среди злых волшебников не было:

а) Сергея Захаровича; б) Ольги Капитоновны; в) Марфы Васильевны.

4. Дом волшебников находился:

а) на лесной поляне; б) в лесной чаще; в) посреди топкого болота.

5. Фамилия Пети:

а) Власов; б) Зубов; в) Зайцев.

6. Фамилия Наденьки:

а) Соколова; б) Смирнова; в) Степанова.

7. До леса дети-старички доехали:

а) на такси; б) троллейбусе; в) трамвае.

8. Часы в доме волшебников называли:

а) будильником; б) ходиками; в) песочными часами.

9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

а) семьдесят семь раз; б) двадцать раз; в) пятьдесят раз.

10. Какое выражение использовал Е. Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева?

а) «И в ус не дует»; б) «ног не чует»; в) «уши развесил».

11. Автор сказки о потерянном времени:

а) А. С. Пушкин; б) Г.-Х. Андерсен; в) Е. Л. Шварц.


V. Работа по теме урока.

А) Постановка темы, выявление проблемы.

-Перед вами выставка книг. Они все вам знакомы. Среди них можно найти несколько, где автор повторяется. Произведение этого автора мы и будем сегодня изучать. Определите автора. Слайд 4.

-Мы с вами продолжаем изучать раздел, который называется «Делу время – потехе час». В этом разделе мы с вами познакомимся с произведениями великих русских писателей: Евгения Львовича Шварца; Виктора Юзефовича Драгунского; Виктора Голявкина. В этом разделе есть юмористический рассказ « Главные реки» Слайд 5.

-Ребята, а что вы знаете о жанре «юмористический рассказ»?

-Рассказы этого жанра экранизируются. В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы её обязательно найдёте.

-Сегодня мы с вами будем читать юмористический рассказ «Главные реки».

Б) Знакомство с биографией и творчеством В. Драгунского. Группа подготовленных обучающихся рассказывают биографию

В .Драгунского, знакомят с списком литературы. Слайды 6-11


1. Работа над рассказом «Главные реки»

— Сейчас мы прочитаем рассказ Виктора Драгунского «Главные реки» на с. 17—23 учебника.

(Первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

Слайд 12.

— Ваши впечатления от прочитанного?

- Понравился ли вам рассказ?

- С каким настроением вы его слушали?

- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?

- Какой момент рассказа показался вам самым смешным?

- Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?


2. Словарная работа в рабочей тетради Слайд 13

— Подберите синонимы к словам.

ПОЗОР — (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позорище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)).

ЛОВКО — (1) проворно, юрко; вертко (разг.); сноровисто (прост.); 2) удобно).

ПРИМЧАТЬСЯ— (прибежать, приехать).

ВЕЖЛИВЫЙ — (учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный).

БОДРО — (лихо (разг.), жизнерадостно).

ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ (прочитать, прочесть).

ВЛЕПИТЬ — (поставить, ударить).

— От чьего имени ведется рассказ? Почему?

— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?

3. Чтение по ролям (стр.19-21)

- Распределение ролей, чтение.

4. Работа с иллюстрациями. Выборочное чтение (стр. 19. 21)

Слайды 14-15

-Что изображено? К какому отрывку относится иллюстрация? Найдите отрывок.                   

-Помогли ли Дениске подсказки друзей?

-Что осознал Дениска в результате этой истории?

- Что Драгунский хотел сказать юным читателям своим произведением?

5. Нахождение отрывка по данному началу.

- Сейчас проверим как вы ориентируетесь в тексте.

6. «Будь внимателен» - учитель читает с ошибками, дети должны найти отрывок и исправить ошибки.

7. Выборочное чтение

- Какой отрывок из рассказа показался самым интересным? А самым смешным? (Чтение отрывков учениками)

8.Работа в группах. Слайды 16-18

1 группа - отвечает на вопросы:

Сколько лет было Дениске?

Чем занимался Дениска весь день? отрывок из стихотворения какого поэта не выучил Дениска?

Работа с фразеологизмами. - 2 группа

- Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов

ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ

ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР

СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЁЗ

Работа с пословицами – 3 группа

Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте.

ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.

СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!

ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.

Объясните смысл пословиц

- Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?

- Почему?

9.Анализ произведения.

- Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)

Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

- Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)

- Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?

- Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?

- Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)

Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл. Слайд 19.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делано наспех – сделано на смех.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Враньё не ведёт в добро.

Делу – время, потехе – час.



10.Домашнее задание. Слайд 20

Придумай и запиши рассказ о Дениске.


11. Рефлексия. Слайд 21.

Прием «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок, или дают оценку состоявшегося взаимодействия.  
-Ребята выберите, на каком из предложенных островов вы находитесь в конце урока:

остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.