Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России»
Презентация В.Драгунский "Главные реки"
PPTX / 4.89 Мб
/data/files/e1603714554.pptx (Презентация В.Драгунский "Главные реки")Открытый урок литературного чтения
Дата проведения: 27 декабря 2019 год
Тема: В.Ю. Драгунский « Главные реки»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".
Тип урока: Урок изучение нового материала
Задачи:
• раскрыть нравственный смысл произведения;
• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;
• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• совершенствовать библиографические навыки;
• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
• развивать читательский интерес.
УУД:
Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.
Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре, группах и самостоятельно, а также анализировать произведение.
Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд 2
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Учись, смекай, активным будь .
И к знаниям откроешь путь!
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.
Актуализация опорных знаний.
На этапе актуализации знаний в качестве рефлексии провожу идеальный опрос . Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
-Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки)на «4», на «3»
-Проверим домашнее задание.
Проводит тест по теме урока. Каждому обучающемуся раздается карточка с тестом.
– Выберите правильный ответ. Слайд 3.
1. Среди героев сказки не было:
а) Пети; б) Тани; в) Маруси.
2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:
а) трое; б) пятеро; в) четверо.
3. Среди злых волшебников не было:
а) Сергея Захаровича; б) Ольги Капитоновны; в) Марфы Васильевны.
4. Дом волшебников находился:
а) на лесной поляне; б) в лесной чаще; в) посреди топкого болота.
5. Фамилия Пети:
а) Власов; б) Зубов; в) Зайцев.
6. Фамилия Наденьки:
а) Соколова; б) Смирнова; в) Степанова.
7. До леса дети-старички доехали:
а) на такси; б) троллейбусе; в) трамвае.
8. Часы в доме волшебников называли:
а) будильником; б) ходиками; в) песочными часами.
9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:
а) семьдесят семь раз; б) двадцать раз; в) пятьдесят раз.
10. Какое выражение использовал Е. Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева?
а) «И в ус не дует»; б) «ног не чует»; в) «уши развесил».
11. Автор сказки о потерянном времени:
а) А. С. Пушкин; б) Г.-Х. Андерсен; в) Е. Л. Шварц.
V. Работа по теме урока.
А) Постановка темы, выявление проблемы.
-Перед вами выставка книг. Они все вам знакомы. Среди них можно найти несколько, где автор повторяется. Произведение этого автора мы и будем сегодня изучать. Определите автора. Слайд 4.
-Мы с вами продолжаем изучать раздел, который называется «Делу время – потехе час». В этом разделе мы с вами познакомимся с произведениями великих русских писателей: Евгения Львовича Шварца; Виктора Юзефовича Драгунского; Виктора Голявкина. В этом разделе есть юмористический рассказ « Главные реки» Слайд 5.
-Ребята, а что вы знаете о жанре «юмористический рассказ»?
-Рассказы этого жанра экранизируются. В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы её обязательно найдёте.
-Сегодня мы с вами будем читать юмористический рассказ «Главные реки».
Б) Знакомство с биографией и творчеством В. Драгунского. Группа подготовленных обучающихся рассказывают биографию
В .Драгунского, знакомят с списком литературы. Слайды 6-11
1. Работа над рассказом «Главные реки»
— Сейчас мы прочитаем рассказ Виктора Драгунского «Главные реки» на с. 17—23 учебника.
(Первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.
Слайд 12.
— Ваши впечатления от прочитанного?
- Понравился ли вам рассказ?
- С каким настроением вы его слушали?
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
- Какой момент рассказа показался вам самым смешным?
- Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?
2. Словарная работа в рабочей тетради Слайд 13
— Подберите синонимы к словам.
ПОЗОР — (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позорище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)).
ЛОВКО — (1) проворно, юрко; вертко (разг.); сноровисто (прост.); 2) удобно).
ПРИМЧАТЬСЯ— (прибежать, приехать).
ВЕЖЛИВЫЙ — (учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный).
БОДРО — (лихо (разг.), жизнерадостно).
ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ - (прочитать, прочесть).
ВЛЕПИТЬ — (поставить, ударить).
— От чьего имени ведется рассказ? Почему?
— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?
3. Чтение по ролям (стр.19-21)
- Распределение ролей, чтение.
4. Работа с иллюстрациями. Выборочное чтение (стр. 19. 21)
Слайды 14-15
-Что изображено? К какому отрывку относится иллюстрация? Найдите отрывок.
-Помогли ли Дениске подсказки друзей?
-Что осознал Дениска в результате этой истории?
- Что Драгунский хотел сказать юным читателям своим произведением?
5. Нахождение отрывка по данному началу.
- Сейчас проверим как вы ориентируетесь в тексте.
6. «Будь внимателен» - учитель читает с ошибками, дети должны найти отрывок и исправить ошибки.
7. Выборочное чтение
- Какой отрывок из рассказа показался самым интересным? А самым смешным? (Чтение отрывков учениками)
8.Работа в группах. Слайды 16-18
1 группа - отвечает на вопросы:
Сколько лет было Дениске?
Чем занимался Дениска весь день? отрывок из стихотворения какого поэта не выучил Дениска?
Работа с фразеологизмами. - 2 группа
- Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов
ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ
ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР
СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЁЗ
Работа с пословицами – 3 группа
Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте.
ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.
СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.
Объясните смысл пословиц
- Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?
- Почему?
9.Анализ произведения.
- Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)
Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.
- Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)
- Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?
- Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?
- Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)
Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл. Слайд 19.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Делано наспех – сделано на смех.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Враньё не ведёт в добро.
Делу – время, потехе – час.
10.Домашнее задание. Слайд 20
Придумай и запиши рассказ о Дениске.
11. Рефлексия. Слайд 21.
Прием «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок, или дают оценку состоявшегося взаимодействия.
-Ребята выберите, на каком из предложенных островов вы находитесь в конце урока:
остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.