Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное»
Технологическая карта урока
Описание урока/занятия |
|
Предмет/класс |
Русский язык, 2 |
Учитель |
Фирсова Елена Анатольевна |
Тема |
Имя прилагательное |
УМК |
Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2014. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Формы организации познавательной деятельности |
Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая |
Цель урока |
Познакомить учащихся с именем прилагательным как частью речи. |
Задачи урока |
Познакомить с основными признаками имен прилагательных (на какие вопросы отвечает, что обозначает); Познакомить с ролью имен прилагательных в речи; Показать связь между именами прилагательными и существительными; Развивать умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи; Пробуждать интерес к урокам русского языка. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
|
Предметные: Знать: - что обозначают имена прилагательные; - на какие вопросы отвечают имена прилагательные; - с какой частью речи связаны имена прилагательные; - с какой целью употребляют имена прилагательные в речи. Уметь: - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - образовывать имена прилагательные; - правильно употреблять в речи мена прилагательные. Личностные: – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные: Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать свое предположение (версию) Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт Коммуникативные УУД - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - уметь высказывать свое мнение; - слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре
|
Дидактическая структура урока.
|
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности. Открытие новых знаний. Физминутка «Берегите глаза!» Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. Подвижная физминутка. Самостоятельная работа Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. |
Оборудование и материалы |
Компьютер, мультимедиа проектор, карточки с домашним заданием, дерево без листьев, листья разного цвета для рефлексии, таблица «АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ «Имя прилагательное». |
Используемые образовательные ресурсы |
Печатные: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2014. . Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М: «Просвещение», 2012 ЭОРы, ЦОРы: Презентация к уроку созданная учителем Фирсовой Е.а. в программе MicrsoftOffcePowerPoint. Физминуткаhttp://iplayer.fm/q/физминутка+раз+два+хлопай+хлопай+три+четыре+топай+топай/
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
|
- системно-деятельностный подход; - информационно-коммуникационные технологии - проблемно-диалогическая технология; - технология оценивания уровня учебных успехов; - личностно-ориентированное обучение; - групповая технология; - здоровьесверегающие технологии; - элементы технологии развития критического мышления; - исследовательская деятельность. |
Конспект урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
|
||||||||||||||||||||
Орг. момент. Мотивация к совершению учебной деятельности (1-2 мин.) Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|
|||||||||||||||||||||
-Доброе утро, ребята! Послушайте звуки весны(ручеёк, пение скворца).Я уверена, эти звуки добавили нам настроения и мы начинаем наш урок и с удовольствием будем работать . |
Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (2-3 мин.) Цель - повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
|
|||||||||||||||||||||
- С какими частями речи мы уже познакомились?
- Что вы знаете еще об именах существительных? (какими они бывают?)
- Как вы различаете одушевленные и неодушевленные имена существительные?
|
- Имя существительное и глагол. (Рассказывают определения). - Существительные бывают одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные, изменяются по числам. - Одушевленные – кто?, неодушевленные – что?
|
|
||||||||||||||||||||
Ш.Самоопределение в деятельности(5-6 мин) Цель: создать проблемную ситуацию, с целью самостоятельного определения учащимися темы и задач урока. |
|
|||||||||||||||||||||
Создает проблемную ситуацию. - На доске даны слова. Заяц, большое, поспевает, ландыши, яблоко, сладкая, душистые, скачет, упало, белый, расцвели, земляника. Прочитайте их. Найдите среди них существительные и глаголы ( у доски 2 ученика)
- Какое из них могло бы быть лишним?( докажи)
.- Как вы узнали, что это глаголы?
- Прочитайте оставшиеся слова. Кудамы их отнесем? К существительным?
- Тогда остается их отнести к глаголам?
- Какую еще часть речи мы узнали в самом начале раздела, и предположите, какой частью речи могут быть эти слова? - А можем ли мы это утверждать? - Как будем доказывать? Проблема. - Вспомните, с чего мы начинали изучать каждую часть речи, и вы догадаетесь, как доказать, что это имена прилагательные. - Значит тема нашего урока…? |
(Находят существительные и нажимают на них – они выставляются в первый столбик) - Заяц – одушевленное, остальные неодушевленные. Ландыши – стоит во мн.ч., остальные сущ. в ед. ч. - Обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделало? и т.д.
- Нет, они не обозначают предмет и не отвечают на вопросы кто? что? - Нет. Они не обозначают действия предметов. - Именами прилагательными.
- Нет, не можем. Нам надо доказать, что эти слова относятся к прилагательным. - Нужно узнать на какие вопросы отвечают имена прилагательные и что они обозначают. - Имена прилагательные |
|
||||||||||||||||||||
V. Открытие новых знаний (8-9 мин.) Цель – организовать практическую работу с целью получения новых знаний об имени прилагательном |
|
|||||||||||||||||||||
1. - Итак, первое, что нам надо узнать – это на какие вопросы отвечают эти слова. Задайте к ним вопросы.
- Сделайте вывод.
2. - Что дальше мы должны узнать об именах прилагательных? - Посмотрите на картинки на слайде. Подберите прилагательные к этим предметам. Предметы одинаковые? Карандаш-карандаш, свеча-свеча, яблоко-яблоко…, но прилагательные получились разные. Почему? - Что обозначает первое прилагательное? Второе? Третье? Четвертое? - Цвет, вкус, размер, запах – как это можно одним словом назвать? - Признак – это слово, по которому мы признаем, узнаем предмет. - Сделайте вывод.
- Какие еще признаки могут обозначать имена прилагательные? Прочитайте в учебнике на странице 88 «Страничка для любознательных». - Давайте соединим все наши открытия в правило «Имя прилагательное» (на доске заполнить кластерную таблицу) 3. - Мы уже знаем, как подчеркиваются и обозначаются имена существительные и глагол, а имя прилагательное мы будем подчеркивать волнистой линией ~~~~~и сокращённо подписывать над словами прил. По частоте употребления имена прилагательные занимают третье место 4. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА-Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление». - К какой же части речи присоединяются, прикрепляются имена прилагательные? Давайте выясним. - Вернемся к нашим словам и составим из них предложения. - О ком говорится в предложении? - Что сказано о нем? - А что еще сказано? - Какой частью речи является слова «белый»? Подпишите сверху. - К какой части речи «присоединяется, прикрепляется» слово «белый»? ( аналогичная работа проходит с другими составленными предложениями) - давайте сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное? - А теперь, давайте понаблюдаем за именами прилагательными и подумаем, какую роль они играют в нашей речи? - Прочтите первый текст. О чем говорится в нем? Пришла весна. На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. У всех настроение. - Теперь прочитайте второй текст. О чем говорится во втором тексе? Пришла долгожданная весна. На голубом небе светит яркое солнце. На деревьях щебечут весёлые птицы. У всех радостное настроение. - Можно ли считать их одинаковыми? Почему? -Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? - Отгадайте загадку. Почему отгадать очень сложно. А теперь попробуйте отгадать (появляются прилагательные). Какие слова помогли отгадать загадку. Папа __________, _______________, Мама ___________ вся, Детки ________ у папы, - Чья ж гуляет тут семья? - Какова еще роль имен прилагательных в речи? - Проверьте себя по учебнику на стр. 90 «Обратите внимание» |
белый – какой? сладкая – какая? большое – какое? душистые – какие? - Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? - Что они обозначают.
- Предметы разные по цвету, ширине, размеру. - Цвет, вкус, размер, запах. - Признак предмета.
- Имена прилагательные обозначают признак предмета. (Читают информацию о значении имен прилагательных)
(Пробуют назвать правило) (Читают правило)
- Скачет белый заяц. - О зайце - Что он скачет - Что он белый - Имя прилагательное - К существительному «заяц».
- С именем существительным. («Корзина идей»)
- О весне.
- Тоже о весне.
- Нет. Второй текст более точный, красивый. В нем есть прилагательные. - Делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее.
- Гусь, гусыня и гусята. Имена прилагательные.
- Помогают описать какой-либо предмет.
|
|
||||||||||||||||||||
VI. Физминутка( 1-2 мин.)Берегите глаза! |
|
|||||||||||||||||||||
|
Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз
|
|
||||||||||||||||||||
VII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач (6-7 мин.) Цель: развивать умения применять новые знания на практике. |
|
|||||||||||||||||||||
Закрепим полученные знания об имени прилагательном. 1. Совместная работа по электронному приложению к учебнику. Анимация. 2. Работа в группе на СПАК. - К каждому имени прилагательному подбери соответствующее имя существительное Яблочное, картофельное… Сахарный, речной… Зеленый, хрустящий… Столовая, чайная… Рыжая, хитрая… 3. Поиграем в игру «Весёлый поварёнок и зайчонок». Поварёнок приготовил фруктовые и овощные соки для зайчонка. Зайчонку очень понравились они! А как называются эти соки, он не знает. Помогите ему!!! 4. Работа по учебнику стр. 89 упр. 153 5. Работа в группах. Кластер «Опиши внешность человека» Проверка по слайду. 6. Поиграем в игру «Кого я загадала?».Описываю внешность девочек.
- Какие слова я использовала? 7. Работа в группе. - Теперь попробуйте сами поиграть в группах в такую игру. Опишите мальчиков. 8. Работа в группах.Послушайте отрывок песни «Пропала собака» В. Шаинскогои выпишите имена прилагательные. |
Работают в группе на СПАК, проверка по слайду.
- Пюре - Песок - Огурец - Ложка - Лиса - Из апельсина – апельсиновый - Из сливы - сливовый - Из лимона – лимонный и т.д.
- Выполняют упражнение 153 (У каждой команды пустой кластер.Заполняют.) (Дети отгадывают, кого я загадала, и называют имя девочки). - Имена прилагательные (Подбирают имена прилагательные для описания определенного мальчика.) - Белоснежный, рыжие, занятный, глупый, доверчивый. |
|
||||||||||||||||||||
VIII. Подвижная физминутка (2-3 мин.) Цель - обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся. |
|
|||||||||||||||||||||
|
Дети выполняют подвижную физминутку под музыку. |
|
||||||||||||||||||||
IX.Самостоятельная работа (4-5 мин.) Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции. |
|
|||||||||||||||||||||
Индивидуальная самостоятельная работа детей (у каждого ребенка тест на листочке) Выбери вопросы, на которые отвечают имена прилагательные какое? 2) что делать? 3) что? какие? что делаю? кто? Что означают имена прилагательные? предмет 2) признак предмета 3) действие предмета Из данных слов выбери имена прилагательные. солнечный 2) солнце 3) светить В каких предложениях есть имена прилагательные? Мы остановились отдохнуть в парке. Вылетела на солнышко первая бабочка. По вечерам у костров звучат песни. Надо построить новый дом. Найди ошибки в постановке вопросов к именам прилагательным: Умные – какие? Румяное – какое? Счастливая – какой? После выполнения теста, дети проверяют себя с доски и выставляют оценку себе. |
Выполняют тест самостоятельно
Самопроверка. Самооценка. |
|
||||||||||||||||||||
X. Итог урока. Рефлексия (3-4 мин.) Цель –осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и класса. |
|
|||||||||||||||||||||
- Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? Просигнальте цветочком
- Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Имя прилагательное»
|
(Называют задачи урока и как они их усвоили). (Дети передают друг другу нарисованное «пустое» дерево и прикрепляют к нему листочки разного цвета. Зеленый - я доволен своей работой на уроке Желтый - я хорошо работал, но умею лучше Красный - работа не получилась, не доволен собой |
|
||||||||||||||||||||
XI. Домашнее задание (1-2 мин.) |
|
|||||||||||||||||||||
На выбор Из толкового словаря в учебнике с. 136-138 выписать 2 имени прилагательных,которые обозначают качество человека и 1 прилагательное, которое обозначает цвет. Учебник с. 86, правило.Рабочая тетрадьстр. 43 упр. 93 |
Записывают домашнее задание |
|