Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное»
Пояснительная записка к презентации
урок по теме "Имя прилагательное"2 класс учебник В.П.Канакин
DOCX / 889.43 Кб
презентация к уроку"Имя прилагательное"2 класс
PPTX / 14.64 Мб
Примечание: к сожалению, не загрузились рисунки,фото- смотрите в файлах.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Учитель : Яюс Татьяна Юрьевна , МАОУ « Средняя школа д.Нагово» Старорусского района Новгородской области
ТЕМА УРОКА:
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Время проведения: Конец 3 четверти,.(3 урок по теме « Имя прилагательное»)
Информация из учебника: упр. 153,154 ; раб.тетр. №97 Учебник В.П. Канакиной 2 класс.
Цели:
Образовательные:
-
Способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
-
Создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны научиться :
1.Определять роль прилагательных в речи.
2. Распознавать имена прилагательные и существительные, с которыми эти имена связаны по смыслу.
Метапредметные результаты.
РегулятивныеУУД:
Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
Полно и точно выражать свои мысли
Вот страница учебника и упражнение в рабочей тетради, с которыми автор учебника предлагает поработать на данном уроке:
|
|
Автор предлагает повторить на данном уроке:
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какая? Какой? И др.
Словосочетание - это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:
Переносное значение - Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании( Из словаря Ожегова)
А есть и переносное значение этого слова: Нечто необъяснимое, непонятное.
Слова, значение которых может быть неизвестно школьникам:
Донце – ласковое название дна корзины
Платьица – ласковое название платья.
Брошки (брошь) – женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике.
Одёжке (одёжа) – уменьш. Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Можно включить в урок пословицы, раскрыть смысл, которых помогает большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей (ОЛМА Медиа Групп 2009)
По одёжке встречают – по уму провожают ( о человека сначала судят по внешнему виду, а затем по его способностям)
По одёжке – протягивай ножки (живи по средствам, в соответствии со своим уровнем) ( слайд)
Слова, которые автор употребил в переносном значении :
1 загадка: донце, корзинка
2 загадка: глазок, реснички
3 загадка : платьица, брошки
Повторяются слова: белые реснички, белая корзинка ,жёлтые брошки, жёлтый глазок.
ХОД урока
СТАДИЯ ВЫЗОВА.
1. Приветствие «Здравствуйте!» Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Слайд 1. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.( слайд)
н |
о |
р |
ы |
ч |
м |
и |
ю |
|
й |
ц |
в |
н |
а |
п |
р |
д |
б |
г |
щ |
у |
ы |
ч |
т |
н |
э |
я |
з |
х |
ф |
ъ |
о |
д |
ж |
н |
е |
- Верно, сегодня будем писать строчную букву Н.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква (анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).
2.Минутка чистописания: н, нн
– Какое правило напоминает вам это соединение?
На доске записаны слова:
«длина», «рано», «весна».( слайд)
– Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.
– Какой частью речи являются эти слова? Что такое имя прилагательное? Дети записывают: н, нн – Написание слов
с удвоенной согласной.
Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний».
Отвечают на вопросы Зачем мы это делаем? - Вырабатываем каллиграфический почерк.
Образуем слова в результате добавления удвоенной согласной. Учимся выделять эту орфограмму зелёным цветом. Определяем часть речи – имя прилагательное.
3.Актуализация знаний. Работа в парах.
- Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ. В ходе ваших ответов мы заполним схему. После обсуждения показ слайда
Стадия вызов:
Создание графа.
Имя прилагательное
является отвечает обозначает изменяется
самосто- на вопросы признаки по числам
ятельной Какой? предметов и по родам
частью Какая?
речи Какое?
Какие?
(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).
-
Пробуждение интереса к теме.
- Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке. Какая тема нашего урока? (предположения детей)
- Правильно, мы должны ответить на вопрос (вопрос появляется на доске) Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? (Слайд)
Этап . Осмысление
-
Давайте, поиграем
Игра « Узнай кто это?»
Поиграем группами (правила работы в группе вспомнить быстро, оно перед глазами детей как памятка) Четыре группы, каждой группе задание:
Дана картинка с изображением какого-либо предмета и предлагается описать его, употребляя при этом как можно больше прилагательных. Затем один представитель группы даёт описание не употребляя названия предмета .
Обязательно надо предоставить учащимся помощь-памятку «Как описать предмет?» С этой целью каждой группе дифференцированно даётся карточка – помощница. Например:
Группе, у которой картинка лисица даётся текст, с пропущенными прилагательными.
У лисицы зубки ________, рыльце__________, шубка ___________.Хорошо лиса наряжена. Шерсть_________. На груди жилет, а на шее _________галстук.
Для справок: белый, пушистая, острые, тоненькое, тёпленькая.
Группе, у которой картинка заяц даётся в помощь карточка, на которой только прилагательные:
Слова для справок: трусливый, длинноухий, белая, серая, пугливый, длинные.
Группе, у которой картинка яблоко даётся в помощь карточка, на которой указаны признаки яблок :
Запиши признаки яблок, используя слова для справок.
Образец. По цвету:... По вкусу… По размеру…На ощупь…..
Слова для справок: красное, сладкое, большое, кислое, жёлтое, гладкое, твёрдое.
Группе, у которой картинка товарищи
Расскажи о своих друзьях-товарищах, используя слова-названия признаков:
Слова для справок: высокие, синеглазые, прилежные, храбрые, темноволосые, добрые
( Остальные учащиеся картинку не видят и пытаются отгадать )
Можно сравнить рассказы, чтобы узнать, кто наиболее точно описал предмет, используя прилагательные и его сразу все отгадали)
- Рассказ какой группы позволил нам ярко представить предмет?
- Смогла ли группа при описании предмета употребить как можно больше прилагательных? Слова ( заяц (он), яблоко(оно), лисица(она) товарищи(они)
- Что объединяет эти слова? ( Это словарные слова)
-Давайте запишем эти слова в тетрадь столбиком. НЕ забудьте выделять зелёным цветом орфограмму - непроверяемую безударную гласную.
- Подберите к словарным словам имена прилагательные, данные на экране (Слайд)
Заяц (какой?) – серый (цвет)
Яблоко (какое?) – сладкое (вкус)
Лисица (какая?) – красивая (внешние качества)
Товарищи (какие?) – добрые ( внутренние качества)
. Дайте точное описание предметам по заданным признакам.
(Проверка задания на слайде )
- Что интересного вы заметили при проверке ваших записей и образца?
Обратить внимание детей, что зелёным цветом выделены окончания вопросов и окончания прилагательных. Зачем я это сделала, вы попробуете отгадать в конце урока. Итак: Какую роль играют имена прилагательные? На доске нарисован рыбий скелет (приём фишбоун). Можно заготовку на слайде.
Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет (слайд)
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
Описывают предмет
Работа с учебником:
- Откройте учебник на странице …упр. 153(слайд)
-Перед тем как вы будете читать загадки , давайте вспомним – что такое загадка.
- Где об этом мы можем узнать? (ответы детей) В словаре Ожегова наиболее точно сказано.
- Прочитайте внимательно загадки. Сначала сами, а потом понравившую загадку соседу.
Работа в паре ( выразительное чтение) Для осмысления прочитают два раза (один раз внутренняя речь, другой – внешняя речь) При повторном чтении своему товарищу будут стараться читать осмысленно, иначе не получится выразительного чтения.
- Назовите имена прилагательные в первой загадке. Какую роль они играют в этом стихотворении.
- Во второй загадке сделайте тоже самое. Какую роль играют прилагательные во второй загадке?
Дети: Называют цвета, признаки предмета
Вывод: имена прилагательные называют признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства(слайд)
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета
называют свойства предметов
- Чтобы вы не забыли при помощи каких признаков можно описывать предметы, я подарю вам волшебный цветочек , на листочках которого записаны эти признаки.
- На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение. Эта волшебный цветочек просто необходим при обучении написанию загадок (в них используется описание, сравнение с разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов( слайд)
- Это вам помощница для творчества.
Физкультминутка о ромашке: (слайд)
- Посчитайте сколько лепестков у волшебного цветочка, который я вам подарила? ( семь)
- Как вы думаете, почему, я его назвала волшебным? ( Есть такой волшебный цветок в сказке, а зовут этот цветок цветик-семицветик)
- Вы правы. Представляете, какие чудеса у нас на уроке – отрывок из этой сказки предложила нам прочитать автор учебника. И не только прочитать , а ещё и придумала задания. За работу?
- Прочитайте этот текст (читают в учебнике)
- Какие слова помогли вам представить красоту цветика –семицветика?
- К какой части речи относятся эти слова?
- А теперь прочитайте его без прилагательных (Слайд)
- О чем первый текст, который вы читали с прилагательными?
- О цветике-семицветике..
- А второй текст , который вы прочитали без имён прилагательных, о чём?
- О цветике, но ни как о семицветике.
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
- Наличие прилагательных.
- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
- Они сделали текст более красивым, интересным, понятным.
- Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета
называют свойства предметов делают речь яркой, красивой
- А теперь обратите внимание на последнее предложение. Назовите прилагательные, которые там используется?
- Семь цветов.
Я думаю, что это прилагательные показывают нам, что этот цветок именно семицветик. Какой вывод можно сделать?
- Эти прилагательные подходят для описания волшебного цветика-семицветика, о котором нам хотел рассказать Валентин Катаев.
- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
-Давайте выполним задание 2 к данному упражнению._ Как можно ещё выделить имена прилагательные в тексте( подчеркнуть волнистой линией)
(Взаимопроверка)
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета
называют свойства предметов делают речь яркой, красивой
помогают точно описать предмет
Физкультминутка (для глаз – бегающие ромашки) ( слайд)
- Теперь и у вас есть цветик-семицветик, который поможет вам описать любой предмет, составить загадку. А может авторы загадок, которые в нашем учебнике тоже использовали наш волшебный цветок? Давайте ещё раз прочитаем эти загадки. Проверим?
- Вернёмся к загадкам в упражнении. Прочитаем последнее задание к этому упражнению.
-Выпишите из загадок имена прилагательные к данным именам существительным. Выделите окончания вопросов прилагательных и окончания самих прилагательных зелёным цветом.
Проверка. Коллективное обсуждение ( Можно проверить по видео) . Подчеркнуть орфограммы.
-Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
Вывод: помогают точно описать предмет, так как уточняют имена существительные.
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета
называют свойства предметов делают речь яркой, красивой
помогают точно описать предмет уточняют имена существительные
Речь человека
становится яркой, выразительной, образной.
Этап - Рефлексия
Учитель: Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке ответить на вопрос, который перед нами стоял? Вернёмся к схеме, которую мы составили в начале урока (возвращение к денотатному графу). Что можно добавить в эту схему?
Имя прилагательное
является отвечает обозначает изменяется
самостоятельной на вопросы признаки по числам для
частью речи Какой? предметов и по родам придания речи
Какая? образности,
Какое? яркости,
Какие? выразительности
Учитель: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам написать синквейн (учимся писать) Перед вами памятка, давайте пробуем.
-
Имя прилагательное
-
Яркое, выразительное
-
Описывает, уточняет, дополняет, украшает
-
Имя прилагательное обогащает речь человека
-
Признак
- Наступило время, когда мы проверим, как мы усвоили тему « Роль прилагательных в речи»(Если есть резерв времени)
Дидактическая игра «Узнай». Работа над развитием речи учащихся.
С каждого ряда выходит один ребенок к доске на голову надевает шапочку-маску: лисы, волка, медведя.
-Опишите зверька.
-Кто назовет больше слов - признаков, не называя предмет-зверя.
-Какой частью речи являются эти слова, докажи, задай вопрос?
1 ряд: Составим словосочетания- волк Какой? Серый, хищный, зубастый…
2 ряд: Составим словосочетания - лиса Какая? Рыжая, хитрая, ловкая…
3 ряд: Составим словосочетания - медведь Какой? Большой, косолапый, бурый…
-Что обозначают эти слова, благодаря которым вы описали животное? признаки
-Какие признаки обозначают имена прилагательные? (Цвет, размер, форма, материал, качества людей и др.)
- Нужны ли нам имена прилагательные в речи? Зачем?
- Молодцы!
- Давайте вернёмся к тем именам прилагательным, которые мы написали вначале урока. Прочитаем их ещё раз.
- Как вы думаете с каким именем существительным могут они быть связаны? ( ответы детей)
- Конечно – весна, день , ручей.
- Давайте откроем рабочие тетради, упр.97 и прочитаем, как Фет сказал о вербе и о весне. Это будет ваша домашняя работа.
- Дома вы должны будете выписать словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного. Обозначить зелёным цветом окончания вопросов и окончания имён прилагательных.
-Подведём итог:
Как мы работали на уроке( слайд)
Итог урока:
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его, вас оценить,
Но прилагательными только.
Каким он был?
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть плохим,
Совсем ненужным. Бесполезным….
Иль поучительным…? Каким?
-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
На доске корзина, попробуем наполнить её нашими знаниями.
- Дети, возьмите ромашки: красные – берут дети, кто не понял тему; жёлтые – берут дети, кто сомневается ещё в знаниях по теме; белые – берут дети, кто уверен, что он понял тему урока.
Итак: - Что за корзина у нас получилась? (Разноцветная) Значит, есть нам ещё над чем поработать. Спасибо за работу на уроке!
Алина Яковлевна Корогод
Федорова Татьяна Николаевна