12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яюс Татьяна Юрьевна3863
За заслуги в области образования Российской Федерации награждена нагрудным знаком Почётный работник общего образования Российской Федерации
Россия, Новгородская обл., д.Нагово Старорусского района
13

Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное»




урок по теме "Имя прилагательное"2 класс учебник В.П.Канакин
DOCX / 889.43 Кб

презентация к уроку"Имя прилагательное"2 класс
PPTX / 14.64 Мб

 

Примечание: к сожалению, не загрузились рисунки,фото- смотрите в файлах.

 

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

Учитель : Яюс Татьяна Юрьевна , МАОУ « Средняя школа д.Нагово» Старорусского района Новгородской области

ТЕМА УРОКА:

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Время проведения: Конец 3 четверти,.(3 урок по теме « Имя прилагательное»)

Информация из учебника: упр. 153,154 ; раб.тетр. №97 Учебник В.П. Канакиной 2 класс.

Цели:

Образовательные:

  1. Способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;

  2. Создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны научиться :

1.Определять роль прилагательных в речи.

2. Распознавать имена прилагательные и существительные, с которыми эти имена связаны по смыслу.

Метапредметные результаты.

РегулятивныеУУД:

Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

Полно и точно выражать свои мысли

Вот страница учебника и упражнение в рабочей тетради, с которыми автор учебника предлагает поработать на данном уроке:

 

 

 


 

Автор предлагает повторить на данном уроке:

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какая? Какой? И др.

Словосочетание - это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:

Переносное значение - Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании( Из словаря Ожегова)

А есть и переносное значение этого слова: Нечто необъяснимое, непонятное.

Слова, значение которых может быть неизвестно школьникам:

Донце – ласковое название дна корзины

Платьица – ласковое название платья.

Брошки (брошь) – женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике.

Одёжке (одёжа) – уменьш. Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Можно включить в урок пословицы, раскрыть смысл, которых помогает большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей (ОЛМА Медиа Групп 2009)

По одёжке встречают – по уму провожают ( о человека сначала судят по внешнему виду, а затем по его способностям)

По одёжке – протягивай ножки (живи по средствам, в соответствии со своим уровнем) ( слайд)

Слова, которые автор употребил в переносном значении :

1 загадка: донце, корзинка

2 загадка: глазок, реснички

3 загадка : платьица, брошки

Повторяются слова: белые реснички, белая корзинка ,жёлтые брошки, жёлтый глазок.


 

ХОД урока

СТАДИЯ ВЫЗОВА.

1. Приветствие «Здравствуйте!» Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

 Внимательно посмотрите на буквенное поле. Слайд 1. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.( слайд)

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 н

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 н

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 н

 е

-  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

 - Назовите, из каких элементов состоит буква (анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

2.Минутка чистописания: н, нн

– Какое правило напоминает вам это соединение?

На доске записаны слова:
«длина», «рано», «весна».
( слайд)

– Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.

– Какой частью речи являются эти слова? Что такое имя прилагательное? Дети записывают: н, нн – Написание слов
с удвоенной согласной.

Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний».

Отвечают на вопросы Зачем мы это делаем? - Вырабатываем каллиграфический почерк.

Образуем слова в результате добавления удвоенной согласной. Учимся выделять эту орфограмму зелёным цветом. Определяем часть речи – имя прилагательное.

3.Актуализация знаний. Работа в парах.

- Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ. В ходе ваших ответов мы заполним схему. После обсуждения показ слайда


 

Стадия вызов:

Создание графа.


 

Имя прилагательное 


 


 

 является           отвечает          обозначает             изменяется

самосто-              на вопросы           признаки               по числам

ятельной            Какой?                  предметов             и по родам

частью          Какая?

речи                    Какое?

                            Какие?

(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).

  1. Пробуждение интереса к теме.

- Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке. Какая тема нашего урока? (предположения детей)

- Правильно, мы должны ответить на вопрос (вопрос появляется на доске) Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? (Слайд)

Этап . Осмысление


 

  1. Давайте, поиграем

Игра « Узнай кто это?»

Поиграем группами (правила работы в группе вспомнить быстро, оно перед глазами детей как памятка) Четыре группы, каждой группе задание:

Дана картинка с изображением какого-либо предмета и предлагается описать его, употребляя при этом как можно больше прилагательных. Затем один представитель группы даёт описание не употребляя названия предмета .

Обязательно надо предоставить учащимся помощь-памятку «Как описать предмет?» С этой целью каждой группе дифференцированно даётся карточка – помощница. Например:

Группе, у которой картинка лисица даётся текст, с пропущенными прилагательными.

У лисицы зубки ________, рыльце__________, шубка ___________.Хорошо лиса наряжена. Шерсть_________. На груди жилет, а на шее _________галстук.

Для справок: белый, пушистая, острые, тоненькое, тёпленькая.

Группе, у которой картинка заяц даётся в помощь карточка, на которой только прилагательные:

Слова для справок: трусливый, длинноухий, белая, серая, пугливый, длинные.

Группе, у которой картинка яблоко даётся в помощь карточка, на которой указаны признаки яблок :

Запиши признаки яблок, используя слова для справок.

Образец. По цвету:... По вкусу… По размеру…На ощупь…..

Слова для справок: красное, сладкое, большое, кислое, жёлтое, гладкое, твёрдое.

Группе, у которой картинка товарищи

Расскажи о своих друзьях-товарищах, используя слова-названия признаков:

Слова для справок: высокие, синеглазые, прилежные, храбрые, темноволосые, добрые

( Остальные учащиеся картинку не видят и пытаются отгадать )

Можно сравнить рассказы, чтобы узнать, кто наиболее точно описал предмет, используя прилагательные и его сразу все отгадали)

- Рассказ какой группы позволил нам ярко представить предмет?

- Смогла ли группа при описании предмета употребить как можно больше прилагательных? Слова ( заяц (он), яблоко(оно), лисица(она) товарищи(они)

- Что объединяет эти слова? ( Это словарные слова)

-Давайте запишем эти слова в тетрадь столбиком. НЕ забудьте выделять зелёным цветом орфограмму - непроверяемую безударную гласную.

- Подберите к словарным словам имена прилагательные, данные на экране (Слайд)

Заяц (какой?) – серый (цвет)

Яблоко (какое?) – сладкое (вкус)

Лисица (какая?) – красивая (внешние качества)

Товарищи (какие?) – добрые ( внутренние качества)

. Дайте точное описание предметам по заданным признакам.

(Проверка задания на слайде )

- Что интересного вы заметили при проверке ваших записей и образца?

Обратить внимание детей, что зелёным цветом выделены окончания вопросов и окончания прилагательных. Зачем я это сделала, вы попробуете отгадать в конце урока. Итак: Какую роль играют имена прилагательные? На доске нарисован рыбий скелет (приём фишбоун). Можно заготовку на слайде.

Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет (слайд)

 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

                    Описывают предмет

 


 

Работа с учебником:

- Откройте учебник на странице …упр. 153(слайд)

-Перед тем как вы будете читать загадки , давайте вспомним – что такое загадка.

- Где об этом мы можем узнать? (ответы детей) В словаре Ожегова наиболее точно сказано.

- Прочитайте внимательно загадки. Сначала сами, а потом понравившую загадку соседу.

Работа в паре ( выразительное чтение) Для осмысления прочитают два раза (один раз внутренняя речь, другой – внешняя речь) При повторном чтении своему товарищу будут стараться читать осмысленно, иначе не получится выразительного чтения.

- Назовите имена прилагательные в первой загадке. Какую роль они играют в этом стихотворении.

- Во второй загадке сделайте тоже самое. Какую роль играют прилагательные во второй загадке?

Дети: Называют цвета, признаки предмета

Вывод: имена прилагательные называют признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства(слайд)


 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 

   описывают предметы        называют цвет, форму, размер предмета

                                                               

  

называют свойства предметов


 


 

- Чтобы вы не забыли при помощи каких признаков можно описывать предметы, я подарю вам волшебный цветочек , на листочках которого записаны эти признаки.

 


 

- На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение. Эта волшебный цветочек  просто необходим при обучении написанию загадок (в них используется описание, сравнение с разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов( слайд)

- Это вам помощница для творчества.

Физкультминутка о ромашке: (слайд)

 

- Посчитайте сколько лепестков у волшебного цветочка, который я вам подарила? ( семь)

- Как вы думаете, почему, я его назвала волшебным? ( Есть такой волшебный цветок в сказке, а зовут этот цветок цветик-семицветик)

- Вы правы. Представляете, какие чудеса у нас на уроке – отрывок из этой сказки предложила нам прочитать автор учебника. И не только прочитать , а ещё и придумала задания. За работу?

 

- Прочитайте этот текст (читают в учебнике)

- Какие слова помогли вам представить красоту цветика –семицветика?

- К какой части речи относятся эти слова?

- А теперь прочитайте его без прилагательных (Слайд)

 - О чем первый  текст, который вы читали с прилагательными?

- О цветике-семицветике..

- А второй  текст , который вы прочитали без имён прилагательных, о чём?  

- О цветике, но ни как о семицветике.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

- Наличие прилагательных.

- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

- Они сделали текст более красивым, интересным, понятным.

- Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

 

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.

 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 

   описывают предметы        называют цвет, форму, размер предмета

                                                               

  

называют свойства предметов делают  речь яркой, красивой


 


 

-  А теперь обратите внимание на последнее предложение.   Назовите прилагательные, которые там используется?

- Семь цветов.

Я думаю, что это прилагательные показывают нам, что этот цветок именно семицветик. Какой вывод можно сделать?

- Эти прилагательные подходят для описания волшебного цветика-семицветика, о котором нам хотел рассказать Валентин Катаев.

- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

-Давайте выполним задание 2 к данному упражнению._ Как можно ещё выделить имена прилагательные в тексте( подчеркнуть волнистой линией)

(Взаимопроверка)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

 

 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 

   описывают предметы        называют цвет, форму, размер предмета

                                                               

  

называют свойства предметов делают  речь яркой, красивой


 

помогают точно описать предмет

 

 

Физкультминутка (для глаз – бегающие ромашки) ( слайд)

- Теперь и у вас есть цветик-семицветик, который поможет вам описать любой предмет, составить загадку. А может авторы загадок, которые в нашем учебнике тоже использовали наш волшебный цветок? Давайте ещё раз прочитаем эти загадки. Проверим?

- Вернёмся к загадкам в упражнении. Прочитаем последнее задание к этому упражнению.

-Выпишите из загадок имена прилагательные к данным именам существительным. Выделите окончания вопросов прилагательных и окончания самих прилагательных зелёным цветом.

Проверка. Коллективное обсуждение ( Можно проверить по видео) . Подчеркнуть орфограммы.

-Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

Вывод: помогают точно описать предмет, так как уточняют имена существительные.

 

 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 

   описывают предметы        называют цвет, форму, размер предмета

                                                               

  

называют свойства предметов делают  речь яркой, красивой


 

помогают точно описать предмет уточняют имена существительные


 

Речь человека

становится яркой, выразительной, образной.

 

 

Этап - Рефлексия

Учитель: Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке ответить на вопрос, который перед нами стоял? Вернёмся к схеме, которую мы составили в начале урока (возвращение к денотатному графу). Что можно добавить в эту схему?

                                

                             

Имя прилагательное 


 


 

 является           отвечает          обозначает             изменяется

самостоятельной       на вопросы           признаки               по числам для

  частью речи     Какой?                  предметов           и по родам придания речи

Какая? образности,

                  Какое? яркости,

                            Какие? выразительности

Учитель: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам написать синквейн (учимся писать) Перед вами памятка, давайте пробуем.

  1. Имя прилагательное

  2. Яркое, выразительное                            

  3. Описывает,   уточняет,     дополняет,   украшает

  4. Имя прилагательное обогащает речь человека

  5. Признак

- Наступило время, когда мы проверим, как мы усвоили тему « Роль прилагательных в речи»(Если есть резерв времени)

Дидактическая игра «Узнай». Работа над развитием речи учащихся.

С каждого ряда выходит один ребенок к доске на голову надевает шапочку-маску: лисы, волка, медведя.

-Опишите зверька.

-Кто назовет больше слов - признаков, не называя предмет-зверя.

-Какой частью речи являются эти слова, докажи, задай вопрос?

1 ряд: Составим словосочетания- волк Какой? Серый, хищный, зубастый…

2 ряд: Составим словосочетания - лиса Какая? Рыжая, хитрая, ловкая…

3 ряд: Составим словосочетания - медведь Какой? Большой, косолапый, бурый…

-Что обозначают эти слова, благодаря которым вы описали животное? признаки

-Какие признаки обозначают имена прилагательные? (Цвет, размер, форма, материал, качества людей и др.)

- Нужны ли нам имена прилагательные в речи? Зачем?
 

- Молодцы!

- Давайте вернёмся к тем именам прилагательным, которые мы написали вначале урока. Прочитаем их ещё раз.

- Как вы думаете с каким именем существительным могут они быть связаны? ( ответы детей)

- Конечно – весна, день , ручей.

- Давайте откроем рабочие тетради, упр.97 и прочитаем, как Фет сказал о вербе и о весне. Это будет ваша домашняя работа.

- Дома вы должны будете выписать словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного. Обозначить зелёным цветом окончания вопросов и окончания имён прилагательных.

-Подведём итог:

Как мы работали на уроке( слайд)

Итог урока:

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его, вас оценить,

Но прилагательными только.

Каким он был?

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть плохим,

Совсем ненужным. Бесполезным….

Иль поучительным…? Каким?

 

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

На доске корзина, попробуем наполнить её нашими знаниями.

- Дети, возьмите ромашки: красные – берут дети, кто не понял тему; жёлтые – берут дети, кто сомневается ещё в знаниях по теме; белые – берут дети, кто уверен, что он понял тему урока.

Итак: - Что за корзина у нас получилась? (Разноцветная) Значит, есть нам ещё над чем поработать. Спасибо за работу на уроке!

Дата проведения: по 29 октября
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Алина Яковлевна Корогод, 04.11.17 в 22:30 1Ответить Пожаловаться
Интересные используете АМО на уроке. Спасибо!
Федорова Татьяна Николаевна, 28.01.20 в 20:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Урок выдержан в рамках технологии критического мышления.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.