Сенсорные стратегии для обучающихся с ОВЗ.

0
0
Материал опубликован 23 September

Областное государственное бюджетное образовательно учреждение «Школа-интернат «Вера»»




В.А. Демина









Сенсорные стратегии для обучающихся с ОВЗ



Методические рекомендации
для родителей и педагогов

















г. Рязань

2025 г.



Пояснительная записка

на методические рекомендации «Сенсорные стратегии для обучающихся с ОВЗ», Деминой Вероники Алексеевны, учителя ОБГОУ «Школа-интернат «Вера»».

На сегодняшний день вопрос сенсорной интеграции является очень актуальным как для родителей, так и для педагогов. Методами тестирования, беседы и опроса родителей удалось выяснить, что они обеспокоены такими трудностями, как: избирательное пищевое поведение и употребление несъедобных материалов, длительный процесс засыпания и беспокойного сна, отказ от выполнения гигиенических процедур, нежелательное поведение в общественных местах, невозможность проведение медицинского обследования и лечения, и т.п. Педагоги, в свою очередь, сталкиваются с дезадаптивным поведением детей, сложностью с выполнением, казалось бы, «простых» заданий или вовсе отказом от деятельности. На все эти проблемы находятся решения в сенсорной интеграции.

В современной педагогике большое значение придается индивидуальному подходу к обучению и воспитанию ребенка. Особенно важно в дошкольном возрасте стимулировать умственные и творческие способности. Это достигается через акцент на сенсорное воспитание с младенчества, что является основой для освоения различных видов деятельности.

Многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают значимость сенсорного развития в раннем возрасте. Например, Л.А. Венгер выделяет важность того, чтобы дети не просто знакомились с основными цветами и формами, но и понимали их свойства в процессе взаимодействия с предметами. В.П. Вартан указывает на важность развития восприятия свойств предметов у детей второго-третьего года жизни.

В дошкольном возрасте любая деятельность ребенка — игровая, познавательная, физическая — требует базового сенсорного развития. Сенсорное развитие детей раннего возраста является ключевым элементом в формировании психических процессов. Оно лежит в основе таких важных функций, как воображение, мышление, восприятие, внимание и речь.

К примеру, чтобы собрать пирамидку, нужно понимать разницу в размерах колечек, а, чтобы играть с конструктором, нужно понимать взаимоотношение и сочетание деталей.

Это пособие разработано для родителей и педагогов, обучающих и воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В нем вы найдете ответы на вопросы о том, что такое сенсорная интеграция, какие бывают нарушения сенсорной системы и как помочь ребенку в домашних условиях и в образовательной организации?























Содержание

Что такое сенсорная интеграция? 5

Как мозг обрабатывает информацию? 8

Возбуждение и торможение. 9

Как происходит сенсорная интеграция? 10

Виды сенсорных нарушений. 12

Ранние симптомы. 12

Проблемы в школе. 12

Нарушение сенсорной интеграции у каждого ребёнка выражается по-своему. 12

Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции. 13

Стратегии: визуальная сенсорная система. 16

Стратегии: аудиальная сенсорная система. 19

Стратегии: тактильная сенсорная система. 22

Стратегии: вестибулярная сенсорная система. 27

Стратегии: проприоцептивная сенсорная система. 30

Стратегии: системы вкуса и запаха. 33











Что такое сенсорная интеграция?

Теория сенсорной интеграции основана на утверждении, что развитие и функции мозга определяются воздействием окружающей среды на организм и, соответственно, реакциями этого же организма на окружающую среду. То есть мы получаем информацию от среды, перерабатываем её и даём ответ. Это понятие, являющееся важным принципом детской эрготерапии, вписывается в динамический системный подход к развитию ребёнка, где среда, взаимоотношения, нейробиологические и генетические факторы взаимодействуют и самоорганизуются через динамически устойчивые состояния.

С первых дней жизни ребенок активно исследует мир через ощущения. Визуальная, аудиальная, вестибулярная, проприоцептивная, обонятельная и тактильная системы помогают малышу адаптироваться к окружающему миру, учиться и развиваться. Сенсорные впечатления не только стимулируют мозговую активность, но и способствуют формированию нейронных связей, которые являются основой для развития высших психических функций. Нейронная связь формируется в момент получения информации из внешней среды и в ЦНС формируется ответная реакция в виде рефлекса. Сенсорное развитие детей раннего возраста является ключевым элементом в формировании психических процессов. Оно лежит в основе таких важных функций, как воображение, мышление, восприятие, память, внимание и речь.

Сенсорное развитие ребенка предполагает формирование правильного восприятия свойств различных предметов:

формы;

цвета;

размеров;

запаха;

положения в пространстве;

вкуса.

Сенсорное развитие — это базовый компонент для освоения множества навыков:

познавательная и двигательная активности;

мышление;

коммуникация;

эмоциональный интеллект;

воображение;

память и концентрация внимания



Что же такое сенсорная интеграция и как она может повлиять на жизнь человека?

Сенсорная интеграция тесно связана с сенсорными системами. Сенсорная система (анализатор)- система, которая воспринимает и анализирует раздражения, поступающие в мозг из внешней среды и от различных органов и тканей организма.

t1758628191aa.png















Сенсорная система (анализатор)- это та система, которая воспринимает и анализирует раздражения, поступающие в мозг из внешней среды, и от различных органов и тканей организма.

Сенсорная интеграция:

является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге;

организует информацию, полученную с помощью органов чувств;

наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию;

и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться, позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (давать адаптивный ответ);

формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

t1758628191ab.png





















Как мозг обрабатывает информацию?



В основе ощущений лежат нервные импульсы, посылаемые от рецепторов в мозг. Нервные импульсы должны пройти через два и более нейронов, чтобы сформировать некий сенсорный опыт, двигательный ответ или мысль. Чем сложнее функция, тем больше нейронов участвует в передаче сообщения.

Взаимодействие нейронов осуществляется через синапсы. Это зоны, где нейроны вступают друг с другом в электрохимический контакт, передавая импульс от нейрона к нейрону.

Бt1758628191ac.png ольшинство нейронов у новорождённого уже есть, но в первые годы жизни к ним добавятся новые. А вот связей между нейронами, т. е. синапсов, при рождении еще очень мало. Пока длится младенчество, между нейронами формируются «узлы связи». Ребёнок взаимодействует с миром и со своим телом, а сенсорные и двигательные импульсы, текущие по нейронам, заставляют волокна разветвляться и тянуться к другим нейронам. Чтобы такие связи появились, нейроны нуждаются в стимуляции. Сенсорная система может развиваться, только если на неё действуют силы, активирующие её рецепторы.











Средний мозг и ствол мозга являются ранними центрами обработки пути для мультисенсорной интеграции. Эти области мозга участвуют во многих процессах, включая координацию, внимание, возбуждение и вегетативную функцию. После того, как сенсорная информация проходит через эти центры, она направляется в области мозга, отвечающие за эмоции, память и когнитивные функции более высокого уровня.

Поток электрической энергии, направляющийся к мозгу, называется сенсорным сигналом. Более 80% нервной системы участвует в образовании или организации сенсорного сигнала.

t1758628191ad.png









Возбуждение и торможение.

Говоря о сенсорной интеграции, следует отметить два главных процесса, регулирующих работу нервной системы. Возбуждение – процесс высвобождения нейроном собственной энергии в ответ на раздражение. Торможение – активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. Сочетание возбуждающих и тормозящих сигналов вызывает модуляцию – процесс самоорганизации нервной системы. Нервная система модулирует сама себя, сообщая больше энергии одним сигналам и ослабляя энергию других.

t1758628191ae.png







Как происходит сенсорная интеграция?



Этот процесс состоит из нескольких этапов.

Сенсорная регистрация:

Происходит, когда мы впервые узнаём о сенсорном событии. Мы можем не осознавать некоторые типы сенсорной информации до тех пор, пока их интенсивность не достигнет определённого порога. Например, мы слышим какое-то жужжание, но пока что недостаточно сконцентрировались на нём, чтобы понять, что это комар. Сенсорный порог изменяется на протяжении дня. Он зависит от предыдущего сенсорного или эмоционального опыта, от уровня активности, от ситуации, в которой находится человек. Когда вы устали, крайне возбуждены или встревожены, ваш сенсорный порог снижается, и вы регистрируете такую входящую сенсорную информацию, которую в другой ситуации проигнорировали бы. Вас может раздражать работающий телевизор, скрип ступеней, яркий свет или сильный аромат.

Ориентация:

Сенсорная ориентация помогает обращать внимание на новую поступающую сенсорную информацию. Мы можем определить, какая сенсорная информация требует нашего внимания, а какую можно игнорировать. Если вокруг вашей головы сейчас зажужжит комар, велика вероятность, что вы отвлечётесь от чтения. Это происходит благодаря процессу сенсорной модуляции и функциям торможения и возбуждения (процессы подавления и содействия). Сенсорная модуляция происходит бессознательно и достигает результативности при сбалансированной работе процессов подавления и содействия.

Интерпретация:

Наш мозг интерпретирует сенсорную информацию и описывает её качество: «я слышу жужжание комара, который приближается ко мне и может меня укусить». Способность интерпретировать сенсорную информацию помогает нам выбирать, на что реагировать, определять, есть ли для нас какая-то угроза. В процесс интерпретации вовлечены наша память, речь, эмоциональные центры. Мы сравниваем новый сенсорный опыт со старым: возможно, нас уже кусал комар, это было неприятно, теперь лучше избегать укусов. Нервная система также запрограммирована реагировать на входящую информацию, чтобы защищать нас от опасности. Процессы нервной системы, условно именуемые “бойся, беги или дерись”, помогают уберечь тело от потенциальной угрозы.

Организация ответной реакции:

Мозг определяет, необходим ли ответ на сенсорный стимул и выбирает вариант такого ответа: нужно ли прямо сейчас защищаться от комара, что лучше предпринять, чтобы избежать укуса? Ответ на стимул может быть физическим (моторным), эмоциональным или когнитивным.

Исполнение (свершение) ответной реакции:

Осуществление моторной, когнитивной или эмоциональной реакции на сенсорное послание является финальной стадией процесса сенсорной интеграции. Способность осуществлять адекватную ответную реакцию зависит от предыдущих компонентов и адекватности процессов моторного планирования: если ранее нам удавалось успешно отогнать или прихлопнуть комара, мы не будем излишне беспокоиться, а спокойно и эффективно исполним необходимое действие.





Виды сенсорных нарушений. Ранние симптомы.

Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позднее своих сверстников. У ребёнка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину. В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует.

Проблемы в школе.

Бывает, что в домашней обстановке ребёнок всё делает хорошо или, по крайней мере, хорошо настолько, что проблема остаётся незамеченной, а вот учиться в школе ему трудно. Освоение чтения, письма или математики – исключительно сложные процессы, возможные лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции. Без хорошей сенсорной интеграции трудно научиться завязывать шнурки, держать в руке ножницы, не ломать грифель карандаша, переключаться с одного задания на другое

Нарушение сенсорной интеграции у каждого ребёнка выражается по-своему.

Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения (скажем, конфеты или звёзды), ни наказания не помогают мозгу организовать ощущения. Слова и мысли бессильны организовать работу мозга. Однако ощущения и адаптивные ответы могут это сделать и тем самым повысить самооценку.





Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции.

t1758628191af.png

















Сенсорная повышенная чувствительность

Ребёнок:

Избегает чужих прикосновений.

Не любит мыть лицо, голову.

Избегает контакта с грязью, песком, не любит макать пальцы в краски, касаться клея.

Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.

Не уверен в себе, и боится упасть или потерять равновесие. Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает.

Перевозбуждается при долгом просмотре мультфильмов, в местах скопления людей.

Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом. Остро реагирует на яркий свет.

Всегда встревожен и бдителен.

Жёстко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды легко может подавиться.

Чувствителен к запахам.

Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит.



Сенсорная пониженная чувствительность

Ребёнок:

Не осознаёт грязного лица, рук или одежды.

Не стремится играть, исследовать пространство.

Не реагирует на падения.

Сам не начинает, но может долго кружиться без головокружения.

Игнорирует визуальные стимулы, например, препятствие на пути.

Игнорирует обычные звуки, но может отреагировать на громкие звуки.

Может не замечать неприятных запахов.

Может есть острую пищу безо всякой реакции.



Поиск сенсорных ощущений

Ребёнок:

Разбрасывает игрушки, прыгает по лужам.

Жуёт предметы или воротник.

Постоянно движется, кружится, суетится.

Любит сильные объятия, таскать тяжести и прижиматься.

Ищет визуальной стимуляции.

Радуется громким шумам и может разговаривать кричащим голосом.

Ищет сильных запахов и обнюхивает еду и предметы.

Может облизывать несъедобные предметы.

Может предпочитать острую или горячую пищу.



Сенсорно-дискриминационные расстройства

Ребёнок:

Слабо осознаёт своё тело, не может различить предметы по ощущениям.

Имеет трудности с ощущением боли и температуры.

Неуклюж, может сталкиваться с предметами, падать.

Имеет трудности с визуальными задачами, чтением.

Имеет слабые слуховые способности.

Не может определить запах, вкус.



Постуральные нарушения

Ребёнок:

Имеет трудности с тонусом.

Сутулится, имеет неуклюжую походку.

Имеет трудности с переносом веса с ноги на ногу при повороте тела, ходьбе по ступенькам.

Легко теряет равновесие.

Может не иметь доминирующей руки.

Трудности в билатеральной координации.



Диспраксия

Ребёнок:

Имеет трудности осуществления координированных и произвольных действий.

Имеет трудности с моторным планированием.

Может быть неуклюжим и неосторожным.

Имеет трудности со списыванием с доски, с удержанием взгляда, с организацией рюкзака и рабочего места.

Может иметь трудности с жеванием, пить через трубочку.

Может иметь проблемы с артикуляцией звуков в речи.





















t1758628191ag.gifСтратегии: визуальная сенсорная система.



Сон:

Пусть цвет стен в комнате ребёнка будет нейтральным, без ярких узоров на обоях, картин, декора.

Пусть ребёнок не использует гаджеты и компьютер за два часа до сна.

Пусть в комнате ребёнка будет минимум визуальных раздражителей.

Используйте ночник, если это нравится ребёнку.

Можно использовать балдахин или палатку для кровати, чтобы скрыть свет и визуальные раздражители от ребёнка.

Одевание:

Используйте этикетки для определения передней и задней части одежды.

Сведите к минимуму визуальную нагрузку: пусть ребёнок носит носить одежду спокойных цветов без излишнего декора.

Можно одеваться перед зеркалом, чтобы ребёнок мог опираться на зрительные подсказки.

Используйте визуальное расписание, чтобы ребёнку проще было надевать одежду в правильном порядке.

Используйте пометки правый\левый для обуви.

Игра:

Пусть ребёнок играет на нейтральном фоне, особенно с мелкими деталями.

Для игр на полу используйте небольшой коврик или отмеченное пространство, особенно в большой комнате.

Для активных игр также обозначайте визуальные рамки и границы.

Используйте кольца, тоннели и трубы для уменьшения зрительной перегрузки и отвлекаемости.

Умывание:

Приглушите свет, если ребёнок отвлекается на блики на кафеле, сантехнике.

Выдувайте пузыри во время купания в ванной: фокус медленно летающих на пузырях снимет излишнюю нагрузку с ребёнка.

Используйте визуальные подсказки с последовательностью действий во время купания, чтобы ребёнок мог купаться самостоятельно.

Посещение туалета:

Если ребёнок забывает смывать за собой воду, не обращает внимания на кнопку смыва, наклейте на неё яркую наклейку.

Приём пищи:

Учитывайте внешний вид еды: некоторым детям очень важно, как выглядит еда.

Используйте тарелку с разделениями, где разная еда не будет смешиваться.

Используйте настольный коврик под тарелки для обозначения места тарелки и столовых приборов.

Не используйте гаджеты или телевизор во время еды.

Подумайте о месте ребёнка за столом, чтобы его окружал минимум визуальных раздражителей.

Стратегии для школы:

Уменьшите количество зрительных стимулов.

Используйте зрительные подсказки.

Используйте цветные обозначения для организации работы, наклейки для разных учебников и тетрадей и т. д.

Обратите внимание на освещение (лампы, окно, шторы).

Предложите носить кепку для уменьшения интенсивности поступающего сверху света.

Используйте специальные тетради для улучшения навыков письма и линейки для чтения.

Используйте визуальные материалы для математических задач.

Используйте специальные линзы и цветные фильтры для коррекции зрительного восприятия (как для людей с синдромом Ирлена, иногда называемым синдромом скотопической чувствительности (SSS) или синдромом Мерс-Ирлена).

t1758628191ah.png



























t1758628191ag.gifСтратегии: аудиальная сенсорная система.

Сон:

Перед сном постарайтесь минимизировать шум.

Спойте ребёнку спокойную песню/колыбельную.

Подберите медленную и ритмичную музыку.

Подберите фоновую музыку (шум дождя, природы...).

Закройте окно при необходимости.

Читайте тихим и спокойным голосом.

Обратите внимание на тиканье часов, шум кондиционера и т. п.

Одевание:

Обратите внимание на шум окружающей среды. Дискомфорт из-за шума не даст ребёнку сосредоточиться на процессе одевания.

Обратите внимание, не шуршит ли одежда?

Посещение ванной и туалета:

Используйте наушники, если шум слива в туалете слишком интенсивен для ребёнка.

Предупреждайте ребёнка о том, что сейчас нажмёте на кнопку слива. Пусть шум слива не будет для него неприятным сюрпризом.

Используйте знакомую и приятную музыку.

Предупреждайте ребёнка о шуме сушилки для рук в общественном туалете.

Поездка в транспорте:

Используйте звукопоглощающие наушники.

Включите ребёнку любимую музыку.

Можно отбивать ритм или считать.

Предложите ребёнку хрустящую еду.

Приём пищи:

Используйте наушники в общественных заведениях.

Обратите внимание на шум приборов во время использования.

Предупреждайте ребёнка перед использованием блендера, миксера и т. п.

Игра и досуг:

Обратите внимание на фоновый шум.

Предупредите, если ожидается шум и как долго он может продлиться.

При необходимости используйте наушники.

Ранжируйте уровень шума.

Используйте музыкальные инструменты и ранжируйте их звуки по уровню громкости.

Стратегии для школы:

Предупредите, когда будет звонок, или используйте вместо громкого звонка музыкальный сигнал.

Обратите внимание на скрип мела по доске, используйте мягкие мелки.

При необходимости используйте наушники.

Ранжируйте уровень шума.

Старайтесь изменять интонацию и ритм голоса, чтобы ребёнок удерживал внимание длительное время.

На перемене дайте возможность прогуляться на улице.

Детям в поиске аудиостимуляции, стучащим по предметам или кричащим, предложите альтернативу ритмичных и тихих звуков. Учите их ранжировать звук по уровню громкости.

Используйте простые, выразительные предложения.

Говорите немного медленнее и чуть громче обычного.

Для заданий, которые должны быть закончены в более позднее время, помогает составление памяток, ношение часов, поддержание распорядка.

Общая организованность и планирование тоже могут быть полезными.

Особенно важно учить ребёнка замечать шумную окружающую обстановку и, к примеру, перемещаться в более тихое место, когда необходимо слушать.

Измените план размещения в классе таким образом, чтобы ребёнок мог сидеть впереди других учеников и спиной к окну.

Предоставьте ребёнку вспомогательные средства для обучения, например, айпад или планшет.



t1758628191ai.png
































t1758628191ag.gifСтратегии: тактильная сенсорная система.



Сон:

Прикосновения с нажатием, массаж и тепло служат успокаивающими средствами для нервной системы.

Используйте мягкие простыни и одеяла с большим содержанием хлопка.

Ребёнку нужна приятная и удобная пижама.

Возможно, ребёнку будет комфортнее засыпать, обнимая мягкую игрушку.

Одевание:

Срежьте ярлыки. Ребёнок может почувствовать дискомфорт из-за ярлыка не сразу, лучше перестраховаться.

Стирайте новую одежду, прежде чем предложить её ребёнку. Это сделает одежду мягче.

Предложите ребёнку носить бельё или носки наизнанку, или купите бесшовное бельё.

Учитывайте рисунки на тканях, вышивку, декор из стразов. Они тоже могут приносить дискомфорт.

Учитывайте плотность ткани, её прилегание к телу.

Обратите внимание на обувь. Есть дети, которым нужна обувь со шнурками, чтобы она плотнее прилегала к ноге. Другим же, наоборот, комфортнее в свободной обуви или вовсе босиком.

Обратите внимание на длину рукавов, юбки, брюк. Некоторых детей выводят из равновесия постоянные прикосновения ткани к ногам при ношении коротких шортов или юбок. Другие же готовы круглый год ходить в шортах и майках без рукавов. Многим сложно даётся переход на другую одежду при смене сезонов.

Умывание и купание:

Учитывайте температуру воды. Пусть ребёнок сам выберет комфортную для него температуру.

После купания ребёнку может быть комфортнее вылезать на мягкий тёплый коврик. Если есть возможность, согрейте полотенца, пусть они также будут мягкими, приятными к телу.

Выбирайте купание в ванной, душе или тазике в зависимости от предпочтений ребёнка.

Перед мытьём головы можно проиграть ситуацию на кукле. Массаж головы перед намыливанием шампунем может помочь снизить дискомфорт. Смывать шампунь можно с помощью ковшика, так легче контролировать подачу воды. Можно дать ребёнку маленькое полотенце, чтобы он сам мог защитить глаза и лицо от попадания воды.

Используйте комфортную для ребёнка мочалку.

Используйте жидкое или твёрдое мыло в зависимости от предпочтений ребёнка.

Вытирая ребёнка, используйте сильные нажатия.

Уход за волосами и ногтями:

Используйте постоянное, предсказуемое нажатие для снятия стресса и расслабления тактильной системы.

Надавите на корни волос перед расчесыванием, проговорите, что этим вы хотите помочь подготовить голову ребёнка к расчёсыванию.

Используйте средства для волос, облегчающие расчёсывание.

Используйте компрессионный жилет, ощущения сдавливания помогут снять стресс.

На приёме у парикмахера необходимы защита на шее и накидка, чтобы туда не попадали волосы. Перед стрижкой может понадобиться массаж головы.

Используйте фен, чтобы удалить состриженные волосы с лица, шеи.

Используйте тактильные ванночки с крупами, тёплой водой перед стрижкой ногтей.

Сделайте прикосновения предсказуемыми: во время расчёсывания, стрижки волос или ногтей проговаривайте свои действия вслух, рассказывайте, сколько осталось срезать ногтей и т. п.

Чистка зубов и прием у стоматолога:

Используйте тёплую воду для полоскания рта.

Для начала можно использовать щётки, надевающиеся на палец взрослого, обучающие щётки NUK. Потом – просто мягкую щётку.

Используйте электрическую щётка, которая обеспечивает ощущение вибрации.

Перед чисткой зубов предложите ребёнку кусочек льда или замороженного фрукта, чтобы охладить полость рта.

На приёме у стоматолога можно использовать тяжёлую накидку для рентгена или предложить ребёнку мячик, подушку или мягкую игрушку для объятий.

Посещение туалета:

Предложите ребёнку мягкое сиденье. Можно включать обогреватель, чтобы сиденье было ещё и тёплым.

Используйте туалетную бумагу с мягкой, нежной текстурой.

Используйте влажные салфетки.



Прием пищи:

Используйте тарелки или контейнеры с разделителями, чтобы различные текстуры еды не смешивалась между собой.

Перед едой предложите ребёнку кусочек льда или замороженного фрукта, чтобы подготовить полость рта.

Сажайте ребёнка за столом на расстоянии от других детей.

Игра:

Поощряйте участие в активных играх с правилами.

В пачкающихся играх используйте инструменты, перчатки, чтобы руки ребёнка оставались чистыми.

Ранжируйте игры по степени аккуратности от самых стерильных до самых пачкающихся. Предложите ребёнку дать оценку игре по этой шкале, подумайте вместе с ним, что поможет перейти на следующий уровень.

Игры на мелкую моторику ранжируйте по уровням сложности. Ребёнок будет понимать, к чему стремиться, какие навыки практиковать.

Учебные навыки:

На что обратить внимание?

Тактильные нарушения мешают ребёнку обучаться. Он может ёрзать и суетиться, жаловаться, что окружающие отвлекают его. Ребёнку очень трудно сосредоточиться.

Трудности в работе руками: сложно рисовать, писать, держать мел, вырезать, перелистывать страницы книги.

Социальные трудности, так как ребёнок уходит от тактильного контакта, может быть замкнутым или агрессивным.



Тактильные стратегии

Обеспечьте ребёнку тихий угол с палаткой, пуфом или подушками для отдыха.

Пусть ребёнок стоит в начале или конце шеренги, чтобы как можно меньше детей соприкасались с ним.

Придерживайте дверь, когда ребёнок заходит в помещение.

Пусть ребёнок сидит за партой рядом со стеной, а не в проходе, чтобы рядом постоянно не ходили другие дети.

Пусть в рюкзаке ребёнка будут и влажные, и сухие салфетки, чтобы он мог следить за чистотой.

t1758628191aj.png



























t1758628191ag.gifСтратегии: вестибулярная сенсорная система.



Сон:

Высота кровати должна быть не слишком большой. Если ребёнок боится высоты, можно поставить ограждение или положить матрас на пол.

За два часа до сна следует избегать активных игр, вращений, кувырков.

Можно использовать раскачивание на качелях или в кресле-качалке но в спокойном ритме.

Можно включать ночники с двигающимся по потолку изображениями.

Одевание:

Можно предложить ребёнку одеваться сидя (особенно надевать штаны, носки).

Можно использовать подставку для ног, чтобы ребёнок не терял равновесия.

Умывание:

Лучше принимать душ вместо ванны, чтобы обеспечить стабильное положение головы.

В ванной мыть голову ребёнку можно мыть с помощью ковшика. При этом не нужно сильно опрокидывать голову ребёнка.

Используйте ступеньку для выхода из ванны, чтобы ребёнок мог быть более самостоятельным.

Коврик возле ванны пусть будет на нескользящей основе.

Для маленьких детей используйте стульчик для ванны.

Чистка зубов:

Можно стоять за ребёнком, обеспечивая безопасность его телу.

Поощряйте ребёнка опираться на раковину.

Используйте зеркало, если это помогает ребёнку.

Посещение туалета:

Сиденье для унитаза должно быть закреплено.

Используйте подставку для ног.

Приём пищи:

Для активного ребёнка: используйте двигательные перерывы.

Перед приемом пищи можно попрыгать, чтобы насытить вестибулярную систему.

Используйте вестибулярную подушку, чтобы ребёнок мог сидеть на ней во время еды.

Пусть стопы ребёнка не висят в воздухе, а стоят на подставке или на полу. Можно использовать специальные стулья.

Поездка в транспорте:

Посадите ребёнка лицом в сторону движения.

Не позволяйте ему читать или играть на телефоне.

Ребёнку лучше смотреть перед собой.

В пути можно жевать фрукты, морковку, жевательную резинку.

Игра:

Активные игры: поощряйте участие в играх с правилами.

Перед площадкой: делайте ребёнку массаж, сжимайте суставы.

Ранжируйте игры по высоте, неустойчивости. Предложите ребёнку дать оценку игре по этой шкале, подумайте вместе с ним, что поможет перейти на следующий уровень сложности.

Ранжируйте игры по скорости движения, вращения.



Вестибулярные стратегии для учёбы:

Внесите в расписание двигательные перерывы.

Под партой используйте балансиры или подставки для ног.

Применяйте альтернативные виды сидения: стулья без ножек и низкий стол, вестибулярные подушки для стула, стулья-мячи, пуфы, вращающиеся кресла.

Такое вестибулярное воздействие необходимо для повышения мышечного тонуса и внимания.



t1758628191ak.png





































t1758628191ag.gifСтратегии: проприоцептивная сенсорная система.

Сон:

Делайте ребёнку массаж или сжатие суставов перед сном.

Используйте тяжёлые одеяла.

Закутывайте ребёнка в одеяло («сосиска в булочке»).

Растягивайте ребёнка за ноги и руки в положении лёжа, делайте это медленно и ритмично.

Одевание:

Глубокое надавливание и сжатие суставов перед одеванием уменьшает сенсорную чувствительность.

Можно прыгать, висеть или отжиматься перед одеванием. Это помогает улучшить осознание тела.

Умывание:

Нанося шампунь, прикасайтесь к голове ребёнка с нажатием.

Введите в привычку по дороге в ванну ходить на руках (поддерживайте ребёнка под коленками).

Во время купания позвольте ребёнку рисовать пеной на стене.

Сильно укутывайте ребёнка в полотенце и крепко обнимайте во время вытирания.

Чистка зубов:

Перед тем, как чистить зубы, надавливайте щёткой на зубы и дёсны. Это уменьшит чувствительность.

Используйте электрическую зубную щётку.

Нажимайте на голову, шею и плечи ребёнка во время подготовки к чистке зубов.



Расчёсывание и стрижка волос:

Используйте постоянное и предсказуемое нажатие.

Надавливайте на корни волос перед расчёсыванием.

Наденьте на ребёнка компрессионный жилет перед стрижкой.

Дайте подержать и пообнимать мягкую игрушку или подушку.

Дайте ребёнку жвачку для рук или резиновые игрушки, которые можно сжимать или растягивать.

Ребёнок во время стрижки может сидеть на вестибулярной подушке.

Приём пищи:

Используйте стул с подушкой, стул Stokke или мяч.

Жилет с утяжелением, вес на лодыжки или запястья поможет ребёнку организовать своё тело.

Дайте ребёнку утяжелённые приборы.

Надавливайте на плечи ребёнка для создания напряжения мышц.

До приёма пищи подготовьте ребёнка сжатием или растягиванием суставов, массажем, прыжками...

Надавите на дёсны, щёки и губы ребёнка, используя вибрирующую зубную щётку.

Игра:

Надевайте на ребёнка утяжелённый жилет.

Используйте утяжелители для ног и рук.

В общественных местах наденьте на ребёнка рюкзак.

Давайте ребёнку возможность прыгать, ползать, носить предметы, тянуть.

В помещении во время спокойной игры можно сидеть на пуфе или мяче



Стратегии для школы:

Используйте утяжелённые насадки на карандаш.

Надевайте на ребёнка утяжелённый жилет.

Используйте утяжелители для ног и рук.

Давайте ребёнку тяжёлый рюкзак.

Пусть у ребёнка будет возможность прыгать, ползать, носить предметы во время перерывов или для помощи учителю/воспитателю.

Если ребёнку тяжело сидеть, ищите альтернативы: позвольте ему сидеть на пуфе или мяче.

Пусть перемены будут максимально активными.

t1758628191al.png

































t1758628191ag.gifСтратегии: системы вкуса и запаха.

Сон:

Обратите внимание на запах постиранного белья: старайтесь стирать средствами без запаха для детей, чувствительных к запаху.

Попробуйте использовать ароматы лаванды и ванили в качестве успокаивающих ароматов перед сном.

Найдите оптимальное время для ужина ребёнка. С одной стороны, еда должна успевать перевариваться до отхода ко сну, с другой – ребёнок не должен ложиться в кровать голодным.

Умывание и чистка зубов:

Обратить внимание на запах мыла, зубной пасты.

Ранжируйте пасту по вкусу.

Пусть ребёнок полощет рот тёплой водой несколько раз во время процесса чистки зубов.

Чтобы ребёнок не ел мыло или пасту, предложите ему грызунки как альтернативу.

Время в туалете:

Дома используйте приятный освежитель воздуха.

В общественном туалете предложите ребёнку шарф\платок с любимым запахом.

Предложите ребёнку понюхать зёрна кофе, который можно носить в маленькой коробочке.

Приём пищи:

Обращайте внимание на запах во время приготовления еды и трапезы и на поведение ребенка.

Предложите ранжировать запахи еды и попробовать понюхать запах кофе, корицы, цитрусовых, для того чтобы перебить неприятный запах.

Экспериментируйте с добавлением приправ (куркума, паприка), особенно для детей с пониженной сенсорной чувствительностью.

Попробуйте использовать кубики льда, замороженный сок или фрукты для снижения уровня оральной чувствительности.

Учитывайте температурные предпочтения: чем теплее еда, тем сильнее её вкус.

Контролируйте время приёма пищи.

Иногда стоит накормить ребёнка дома, прежде чем идти в гости или ресторан.

Обращайте внимание на текстуру пищи.

Готовьте вместе с ребёнком.

Поездка в транспорте:

Используйте запах кофе, цитрусовых, жевательной резинки.

Детям после 5 лет можно предложить 3-4 жевательных резинки без сахара.

Стратегии для школы:

Учитывайте влияние запахов на ребёнка. Вначале на время приёма пищи ребёнка можно посадить отдельно, а потом постепенно приближать его к другим детям.

Во время перерыва на еду обратите внимание на место перекуса.

Есть дети, которые будут искать запахи и не соблюдать дистанцию с другими детьми. Вводите правила на этот счёт.





Орально-моторные активности:

Дуть:

Пузыри.

Мячики из пенопласта.

Перья.

Свечи.

Свисток.

Губная гармошка.

Дуть через трубочку.



Пить жидкость через трубочку:

Трубочки разной ширины и текстуры.

Закрученные трубочки.

Бутылки с встроенными трубочками.

Пить плотные субстанции: пюре, смузи, шейки, йогурт.

Игры с трубочками и шариками, бумагой, пёрышками, пенопластом.

Жевание:

Пищевые палочки со вкусом.

Грызунки.

Жевательные браслеты, насадки на карандаши, брелки.

Сухофрукты, вяленое мясо, жевательную резинку.

Способы жевания:

Дети-грызуны: жуют только передними зубами, как хомяки.

Дети-жевуны: жуют очень долго, медленно, держат еду за щекой.

Дети-львы: не жуют еду, захватывают её большими кусками.

Дети-обезьянки: практически не пользуются зубами, берут пищу губами и проталкивают её языком, чтобы проглотить.

Глотание

Постепенный переход с жидкой на твёрдую пищу.

Текстура: гладкая, зернистая, с кусочками.

Количество пищи во рту.

Глотание таблеток.



Использование вкуса

Сладкий вкус успокаивает:

конфеты и жевательные резинки без сахара;

сосательные конфеты на палочке без сахара;

фрукты и сухофрукты.



Кислый вкус мобилизует:

кислые конфеты, мороженое;

кислые фрукты, смузи;

лимонад, сок.



Острый, горький вкус стимулирует:

острые соусы, чили;

корица;

горький шоколад, какао.



Солёный вкус успокаивает:

солёные огурцы;

оливки;

солёные орешки, чипсы.





t1758628191am.gift1758628191an.jpg

t1758628191ao.gift1758628191ap.gif









t1758628191aq.gift1758628191ar.gif





























































































Список использованных источников:

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М. : Теревинф, 201. – 272 с.

2. Венгер Л. А. и др. В29 Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил.

3. Янушко Е.А. Я657 Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. — 351 с.

4. Материалы сайта «Урок». – Текст электронный. – URL:https://урок.рф/library/sensornoe_razvitie_detej_rannego_vozrasta_kak_osn_124547.html?ysclid=m6i3a844tu787582393

5. Материалы сайта «Образовательная социальная сеть». – Текст электронный. – URL:https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2023/02/13/sensornoe-vospitanie-kak-osnova-umstvennogo

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.